Александр Александрович Блок
(1880-1921)
Вы уже знакомы с биографией А.А. Блока. В этом году мы поговорим о важнейших темах его творчества.
Весной и летом 1898 года восемнадцатилетний поэт написал несколько светлых, радостных стихотворений.
Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой,
Все жизни лучшие страницы!
Он говорил о счастье, которое пророчит соловей влюблённым и которое «из полной светлой чаши» мы пьём, «пока не видя дна»...
Но Блоку не суждено было стать певцом радости. Слишком рано он почувствовал дисгармонию жизни, ощутил разлад мечты и действительности. В его чистый, идиллически безмятежный мирок ворвались отголоски «страшного мира»:
Здесь бушуют неверные бури,
Злые сны пролетают, звеня.
Он увидел суету «безумных», «скудные сердца» и «безнадёжные лица» никогда не знавших весны. И гуманистический идеал поэта пришёл в столкновение с приземлёнными интересами пошлой толпы.
В мире нет счастья, радость иллюзорна, поэт одинок. Не может дать удовлетворения и любовное чувство; любовь вспоена страданием:
Там, там, глубоко под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
Единственный выход — уйти от мира, от суеты повседневности в область одинокой мечты:
Отрекись от любимых творений,
От людей и общений в миру,
Отрекись от людских вожделений,
Думай день и молись ввечеру.
На земле не узнаешь награды.
Духом ясный пред божьим лицом,
Догорай, покидая лампаду,
Одиноким и верным огнём.
1900
Отъединённость от мира, от полноты земной жизни он воспринимал как ужас, как катастрофу, как величайшее несчастье. В основе его лирики лежат не мотивы человеконенавистничества, индивидуализма, эгоцентризма1, смерти, а жажда любви, жизни, созидания. Он уходит от мира — и рвётся к нему, он боится подземных толчков, сотрясающих родину, но он же говорит о своей любви к «гибели» и мучительно переживает своё одиночество. Он мечтает о борьбе с «мраком и дождём», о помощи «бедным, нагим несчастливцам», «страдальцам». Его тоска — тоска о грядущем, его страдания — переживания человека, лишённого возможности действовать (недаром так много совпадений в лирике раннего Блока с лирикой Лермонтова); его пессимизм — беспокойное чувство, толкающее к жизни, к подвигу:
Я жить хочу, хоть здесь и счастья нет,
И нечем сердцу веселиться,
Но всё вперёд влечёт какой-то свет,
И будто им могу светиться!
1899
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»
Мы уже обсуждали в 9 классе, какое важнейшее значение имел для Блока созданный им образ Прекрасной Дамы. Сейчас мы попробуем разобраться в философских и эстетических особенностях первой книги Блока. Чувство трагической неуспокоенности, эта жажда юношеской души раскрыться навстречу миру придаёт ей своеобразие. Мечтая о вселенской гармонии, поэт создаёт идеальный образ Прекрасной Дамы, Неизвестной, Святой, Владычицы вселенной. В этом образе слились и любовные переживания поэта, и мистика, и главное — его тоска по гармонии и красоте.
Образ Прекрасной Дамы станет понятнее, если вспомнить о культе вечной женственности в творчестве некоторых немецких романтиков (в поэзии Гёте, например) и особенно старшего современника Блока — Владимира Соловьёва, который считал, что «вечная женственность» восприняла силу божества, вместила полноту добра, а через них — нетленное сияние красоты и что именно из «вечной женственности» выйдет спасение мира. Блок одно время испытывал влияние Владимира Соловьёва, но в основе своей оставался оригинальным поэтом. Он был близок к символистам. Важнейшую роль для него играет музыка стиха: она помогает поэту оторваться от реального, земного, прорваться к ирреальному, к идеальной сущности мира.
На пути к земному счастью «условным знаком» для Блока и стала Прекрасная Дама — идеальный образ красоты и добра.
И когда он пишет:
Верю в Солнце Завета.
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои, —
это не только гимн Богородице, это страстное ожидание Прекрасной Дамы. Обратим внимание на строки:
Жду вселенского света
От весенней земли.
Для Блока земное счастье неразрывно связано с постижением идеала вечной красоты. Точно так же стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...» — это не произведение, исполненное традиционного религиозного чувства, — это всё то же неуёмное стремление увидеть, прозреть черты Прекрасной Дамы, являющейся поэту как бы во сне. Но Блок был слишком реалистом, слишком земным человеком, чтобы удовлетвориться зыбким образом Святой, Владычицы вселенной, в которую он хотел поверить, но — увы! — поверить не сумел.
И молча жду — тоскуя и любя...
Всё жду призыва, ищу ответа...
Я озарён — я жду твоих шагов...
Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг...
Один, я жду, я жду, я жду — тебя, тебя...
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Призрак не становится явью. Чем дальше, тем отчётливее поэт сознаёт, что Прекрасная Дама — не более чем волнующий, влекущий мираж:
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье...
Постепенно в его стихах усиливаются мотивы неверия, возникает идея двойничества. Так появляется стихотворение «Люблю высокие соборы...».
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
Трепетное ожидание «свершений» всё чаще сменяется наплывами скепсиса, разочарования, неверия. Поэт сознаёт, что, поклоняясь призраку, оторвался от реального мира. Его влечёт другой зной, «зной земли всегдашний». Он понимает, что ему «другая и жизнь, и другая дорога, и душе — не до сна». Так происходит расставание с Прекрасной Дамой, расставание... после несостоявшегося свидания. Так возвращается поэт из «соловьиного сада» своей мечты к земной жизни:
И весь измучен, в исступленьи,
Я к миру возвращаюсь вновь —
На безысходное мученье,
На безысходную любовь.
Стихотворение «Незнакомка»
Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока сменяется образом Незнакомки. В стихотворении под таким названием — яркая, лаконичная картина пошлого мира. Ему противопоставлен одинокий поэт, находящий утешение в вине.
«И каждый вечер, в час назначенный» (в действительности? или в мечте?) ему является красавица, но теперь уже красавица земная:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Характерный эпитет — упругие шелка, передающий красоту, силу, изящество молодой фигуры. И далее:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Земная красота одухотворена и как бы раскрывает перед внутренним взором поэта «миры иные».
Тема противопоставления пошлости высокому духовному идеалу в ином ракурсе звучит в стихотворении «За гробом». Хоронят молодого литератора, о котором только и можно сказать, что он «слов кощунственных творец». За покойником, пыля на его невесту, на икону, на гроб, следует толпа его друзей и близких. Все они выражают невесте сочувствие в изрядно надоевших, избитых фразах. А она —
Этих фраз избитых повторенья,
Никому не нужные слова —
Возвела она в венец творенья,
В тайную улыбку божества...
Словно здесь, где пели и кадили,
Где и грусть не может быть тиха,
Убралась она фатой от пыли
И ждала Иного Жениха...
1908
Чистого и честного, романтически настроенного человека пошлость не коснётся.
Диссонансы жизни
Но временами мрак окружающей жизни казался поэту непробиваемым. И тогда им овладевало отчаяние, и появлялись стихи, подобные тем, что написаны в 1912 году:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Красота становится добычей невозвратного прошлого, как это случилось с Равенной, что спит «у сонной вечности в руках»:
А виноградные пустыни,
Дома и люди — всё гроба.
Гораздо чаще, однако, в поэзии Блока слышны жизнеутверждающие мотивы, даже в тех стихах, где он говорит о горестях и душевных страданиях. Вот, например, его стихотворение из цикла «Возмездие» «О доблестях, о подвигах, о славе...». По-своему оно перекликается с такими пушкинскими шедеврами, как «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...»: то же чувство, покоряющее личность до конца, без остатка, заставляющее - забыть житейскую прозу и отказаться от заблуждений; то же благородное уважение и великодушие по отношению к женщине. Но в стихотворениях Пушкина перекличка времён — прошедшего, настоявшего, будущего. «Я помню чудное мгновенье...» завершается мажорной нотой:
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Конфликт разрешён, жизнь исполнена смысла и сулит радости любви и творчества. «Я вас любил...» проникнуто чувством примирения и успокаивающим сознанием того, что счастлив любимый человек. Грустно, но и сладостно такое сознание. Жизнь продолжается по своим законам.
У Блока разрыв с любимой равносилен духовному краху — развитие остановилось:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Поэт не выбросил из памяти пережитое; оно осталось светлым и манящим воспоминанием. Даже обращаясь к тёмным сторонам, лирика великих поэтов очищает душу, поднимает читателя над житейскими невзгодами.
Навстречу жизни
В стихотворении, созданном в 1914 году, «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» — воспоминание о встрече с четырьмя военными судами, вошедшими в «сонную бухту» и сразу преобразившими окружающее («Мир стал заманчивей и шире»). Но суда ушли — «и вновь обычным стало море, маяк уныло замигал...». Не следует, однако, по мысли поэта, предаваться тоске и горестным раздумьям:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
(Обратите внимание на игру слов «стран» — «странным».) От нас зависит умение увидеть мир в его сложности и красоте.
О своей жизненной позиции, о своём призвании Блок писал в том же году:
О, я хочу безумно жить.
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша весёлый
В грядущем вспомнит обо мне.
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Тема творчества
Как всякий поэт, Блок ряд стихотворений посвятил теме творчества. Он видел сложность, противоречивость своей поэзии и, обращаясь к Музе, писал:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
Поэт, творя, испытывает и «роковую отраду», и «безумную сердцу усладу — эту горькую страсть, как полынь!» («К Музе»).
В стихотворении «Художник», написанном в традициях символизма — с зашифрованными, не всегда ясными образами, — та же мысль о про-
клягии, тяготеющем над поэтическим дарованием: поэт не может не писать, но как же мучительно для духа его желание заключить живые явления живого мира в стальную, тяжёлую клетку художественных образов:
Вот моя клетка — стальная, тяжёлая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то весёлая,
Обруч качает, поёт на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду — и скучаю опять.
Тяжёл крест поэта, особенно русского. Тяжёл, но и славен. Блок чувствовал свою ответственность перед Родиной, перед историей. И потому в его творчестве постоянно, в разных поворотах, звучит тема России, Родины.
Родина в поэзии Блока
В 1908 году Блок писал К.С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном... прямой, как стрела — действенный. Недаром, может быть, только... внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».
Своё кровное единство с Родиной Блок воспринимал и трагически (несчастна страна — несчастен поэт), и с гордостью за неё, в истории государства много кровавых, но и славных страниц.
Так появляются пронзительно-горькие строки:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Безмерно тяжело прошлое России; нередко благие замыслы оборачивались бедой:
Лодки, да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла...
Соколов, лебедей в степь распустила ты —
Кинулась из степи чёрная мгла...
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
И всё же бесконечная любовь и боль чувствуются в этих упрёках бескрайней, бесшабашной, диковатой стране: так чувствовать, так писать мог только человек, который всей душой ощущал себя неотъемлемой частью Родины.
Ещё большей болью-страданием проникнуто стихотворение 1914 года «Рождённые в года глухие...».
...Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Безвременная смерть — удел несчастного поколения. Единственная надежда: «царство Божие» узрят те, кто достойнее ныне живущих.
«России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой», — писал А. Блок в статье «Интеллигенция и революция». Эта цитата прекрасно показывает веру поэта в будущее России, в её историческое предназначение. В поэтическом цикле «Родина» (1907-1916) поэт рассматривает судьбу России сквозь призму времени. Лирический герой сливается с образом безымянного древнерусского воина, сражавшегося под знаменем князя Дмитрия Донского. Прошлое в восприятии Блока здесь соединяется с настоящим в единую стрелу судьбы.
В теме России сливаются две струи блоковской поэзии — лирическая и гражданская.
Обращение к России для Блока — это обращение к путеводной звезде. Образ России — один из самых устойчивых на всех этапах его творчества. Для поэта он «был... светел навсегда».
Ты, знающая дальней цели
Путеводительный маяк,
Простишь ли мне мои метели,
Мой бред, поэзию и мрак?
Иль можешь лучше: не прощая,
Будить мои колокола,
Чтобы распутица ночная
От родины не увела?
«Под шум и звон однообразный...», 1909
В этих строчках можно найти различные символы Родины. Для лирического героя она — «путеводительный маяк» и лучшие патриотические порывы.
Здесь и отчётливо выражен комплекс вины перед ней, жажда прощения. И наконец — образ колоколов, позволяющих не сбиться с пути, не забыть родные корни.
Стихи о Куликовской битве
Однако есть в истории России события, которыми она по праву гордится и в которых в полную меру сказалось величие национального духа народа. Среди них — Куликовская битва, которой Блок посвятил цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом» (1908). В этом шедевре Блок выразил себя как русский национальный поэт, ставший в один ряд с титанами — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. Готовя к публикации это стихотворение, Блок писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди».
Остановимся на первом стихотворении цикла. Перечитаем первые четыре строки, обратим внимание на эпитеты и метафоры: «река раскинулась... грустит лениво», «над скудной глиной жёлтого обрыва в степи грустят стога...». Обычный русский пейзаж, притихшая, будто погружённая в сон родная страна. Но какие бури таятся в этом тоскливом молчании! И внезапно — как удар грома — взрыв интонации и вырвавшийся из глубины сердца поэта монолог:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Тоскливое молчание родных просторов в любой момент может обернуться величайшей трагедией и грандиозными свершениями.
Блок обращается к Родине со словами: «О Русь моя! Жена моя!..» Для него Россия — не мать, о ней традиционно писали поэты, а жена, невеста, возлюбленная. Мать — носительница спокойствия и мудрости. Жена, невеста, возлюбленная — носительница страсти, душевного горения, напряжения воли.
Поэт не рисует хода Куликовской битвы, лишь передаёт её тревожное ожидание. Но подбором слов, чеканным ритмом стиха создаёт впечатление грандиозности исторического сражения:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснёт святое пламя
И ханской сабли сталь.
(Обратим внимание на игру звуком «с», как бы имитирующую свист сабли.)
Блок делает акцент на непреходящем значении Куликовской битвы. В сущности, он пишет не только и не столько о прошлом России, сколько о её будущем.
И вечный бой. Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несётся вскачь!
Дважды повторенное «Закат в крови!» и фраза «Из сердца кровь струится!» как бы предрекают грозные события в грядущем. Нет покоя Руси, нет предела её страданиям, но нет конца её пути в будущее, как нет покоя её верному певцу.
Решаем читательские задачи
Прочитайте цикл стихотворений «На поле Куликовом». Как вы думаете, почему поэт обратился именно к этому историческому событию? С какими образами ассоциируется у Блока история России? Найдите в стихотворениях слова, помогающие понять чувства автора. Что его тревожит, волнует в судьбе родной земли?
Почему, по-вашему, в первом стихотворении цикла «На поле Куликовом» сменяют друг друга и сливаются местоимения «моя», «нам», «наш», «я»? В чём смысл такого поэтического приёма?
Какое место в этом цикле занимает образ природы?
Прочитайте пятое (последнее) стихотворение цикла «Опять над полем Куликовым...». Какие чувства переживает лирический герой? Какая картина вам представляется? Какие мысли и чувства роднят пятое стихотворение с первым из этого цикла («Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...»)?
Одним из значимых стихотворений Блока в цикле «Родина» является стихотворение «Россия». Прочитайте его. Какой образ России представился вам?
Какой проказана в этом цикле Россия? С помощью каких изобразительно-выразительных средств автор рисует образ Родины? Назовите художественные средства, помогающие представить образ Родины.
Найдите тропы в тексте, определите их роль и значение.
Какие чувства к России испытывает лирический герой? Приведите цитаты из стихотворения, подтверждающие ваше мнение.
Какое из стихотворений цикла «Родина» вам ближе других? Выучите его наизусть. Какие чувства вы постараетесь передать при чтении стихотворения?
Поэма «Двенадцать»
3 марта 1918 года поэма «Двенадцать» была опубликована в газете эсеров «Знамя труда», а в мае того же года она вышла отдельной книгой с иллюстрациями Юрия Анненкова.
В ту пору Блоку казалось, что он услышал музыку революции. Тогда и родилась его знаменитая фраза: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Образ мирового пожара, который
возникает на страницах поэмы, не был для него символом разрушения. Поэт видел в нём «мировой оркестр народной души».
Стихийная сторона революции захватила его. Блок писал: «Конечно, мир, как и у нас в Европе, был расколот всего пополам; старая половина таяла, умирала и погружалась в тень, новая вступала в историю с варварской дикостью, с гениальной яростью. Но сквозь величественные и сухие звуки римских труб, сквозь свирепое и нестройное бряцание германского оружия уже всё явственнее был слышен какой-то третий звук, не похожий ни на те, ни на другие... В те времена эта сила называлась христианством».
Конфликт в поэме
Поэма «Двенадцать» построена на контрасте, антитезе. Противопоставление белого и чёрного — символ неразрешимого, трагического конфликта. Конечно, борьба старого и нового мира здесь очевидна. Вполне определённую позицию занимает и автор: он — на стороне нового, старый мир — это «пёс безродный».
В поэме «Двенадцать» есть главный — хотя и скрытый — конфликт: борьба мира христианских добродетелей и гуманистических ценностей против мира безверия и насилия. Концовка поэмы «Двенадцать» вызвала яростные споры. И сегодня они не прекращаются: то ли красноармейцы не видят Христа, то ли согласны с его руководством и предводительством, то ли преследуют его.
Закончив поэму, Блок записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию...). Сегодня я — гений».
Восприятие поэмы современниками
Это было последнее крупное произведение Александра Блока. Обычно на литературных вечерах его публично читала Любовь Дмитриевна, жена поэта. Литераторы не приняли поэму. Автору кричали: «Изменник!» Выступать одновременно с ним некоторые поэты отказывались. Гумилёв говорил, что этой поэмой Блок ещё раз распял Христа и расстрелял государя. Колчак, подчинивший себе Сибирь, обещал Всеволоду Иванову после взятия Москвы повесить Горького и Блока, несмотря на их талант. Лишь несколько человек поддержали Блока: Мейерхольд, Ремизов, Есенин, академик С.Ф. Ольденбург. Однако сам Блок писал:
«В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания „Двенадцати" я несколько дней ощущал физически, слухом большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в „Двенадцати" политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».
Решаем читательские задачи
Прочитайте поэму. Какие сцены произвели на вас наибольшее впечатление? Подготовьте их выразительное чтение. Какую мысль вы постараетесь донести до слушателя? На какие особенности стиха вы обратите внимание?
Какова композиция поэмы? Определите её особенности. Произведение разбито на главы. Озаглавьте каждую главу (можно использовать цитаты из текста).
Какое событие нашло отклик в поэме «Двенадцать»? Какие образы, детали помогают представить обстановку революционного Петербурга? Что вы видите и слышите?
Какие художественные приёмы использует в поэме Блок, каково их назначение? О каких двух мирах в поэме можно говорить? Охарактеризуйте их.
Назовите героев поэмы. Кого из них, на ваш взгляд, можно считать главными? Свой ответ обоснуйте.
Что символизируют в поэме двенадцать красноармейцев?
Какую роль играет история Катьки и Петрухи в раскрытии идеи произведения?
В поэме есть персонажи, которые, казалось бы, лишь промелькнули (например, старушка, поп). Для чего они нужны в поэме?
Определите, какие фольклорные жанры и зачем использовал Блок в поэме. Своё мнение докажите примерами из текста. Например, третья глава не связана с основным событием. Что она собой представляет, каково её значение?
Поэма написана простым языком, в ней много разговорной речи, используется и сниженная лексика. Как вы думаете, в каких
с и чаях и с какой целью Блок использует непривычный для его лирики язык?
I1. В чём вы видите символичность числа 12?
I2. Прочитайте финал поэмы. Существуют разные трактовки финаi.i Автор, по воспоминанию современника, был сам удивлён появлению в поэме образа Христа, даже записал у себя: «К сожаленью, Хри( гос». Как вы думаете, почему образ Христа вызвал споры, почему он )десь неуместен в качестве предводителя красноармейцев? Какова (фикция этого образа в поэме? Ведёт ли он красноармейцев за собой пли шествует, невидимый ими, охраняя город, спасая людей, а может быть, красноармейцы стреляют именно в него? Выскажите своё мнение, обоснуйте его.
http://www.ablock.ru/index,html — сайт представляет биографию поэта, книги о Блоке, произведения поэта, воспоминания его современников, статьи о нём и его творениях.
http://blok.ouc.ru/ — сайт представляет краткую биографию поэта и его стихотворения, расположенные по годам написания.
http://www.alexander-block.ru/alexander-blok-1894.html — здесь можно посмотреть фотографии поэта, прочитать его автобиографию, произведения.
http://www.blokalex.net.rU/mib-sb-kniga-360-pagenum/0/— на сайге представлены произведения А. Блока и фрагменты «Из записных книжек и дневников».
http://az.lib.ru/п/nikolxskij_jurij_aleksandrowich / text_0010-1. slitml — статья Ю. Никольского «Александр Блок о России» поможет вам понять, как поэт раскрывает тему России в своих стихотворениях.
http://az.lib.ru/i/iwanowrazumnik_r_w/text_l 918_ispytanie.shtml — здесь вы можете прочитать книгу Р.В. Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре», в которой автор высказывает своё понимание по(мы Блока «Двенадцать» (третья — седьмая главы) и стихотворения «Скифы».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%E5%ED%E0%E4%F6%E0%F2
%FC_(%EF%EE%FD%EC%EO) — материалы «Википедии» о поэме Блока Двенадцать». Вы узнаете историю создания поэмы, отношение к ней современников поэта, прочитаете информацию о её сюжете и символике.
http://blok.lit-info.ru/blok/bio/turkov/blok-l.htm — сайт представляет произведения поэта, книгу А. Туркова «Александр Блок».
http: //lib.rus.ec /Ь/324656/read — на этом сайте находится книга В. Новикова «Александр Блок» (ЖЗЛ), которую вы можете прочитать.
http://www.youtube.com/watch?v=nL_-LzIYRB4 — здесь представлен видеоролик «Мелодия стиха. Александр Блок». Стихи поэта читает Г. Тараторкин.
http://www.youtube.com/watch?v=FDHgVF7Dr_U&feature=related — видеоролик с мелодекламацией стихотворения А. Блока «Незнакомка».
http: //www.youtube.com/watch?v=WqPQVtzo4PU&feature=related — видеоролик стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека».
http://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/blok_museum/ — информационный сайт музея-квартиры А. Блока в Санкт-Петербурге.
Творческое задание (на выбор)
Что роднит творчество Блока с произведениями других символистов и чем они различаются? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно ознакомиться со взглядами Блока на искусство, на миссию поэта в мире. Здесь отправная точка вашего исследования. Обратите внимание на особенности лирического героя: что ему удаётся увидеть, над чем он размышляет, что чувствует? На это исследование у вас может уйти целая школьная четверть, но вы наверняка лучше узнаете о важном направлении русской литературы и о творчестве великого русского поэта А.А. Блока.
Покажите, как «борьба миров» в поэме «Двенадцать» отражается в смене и «противостоянии» ритмов. Ведь в поэме встречается и разговорный свободный стих, и фольклорный ритм плясовой частушки, и строй революционного лозунга, и язык улицы, и припев революционной песни, и неумолимый шаг истории. Обратите внимание в этой же связи на сквозные образы блоковской поэзии в поэме: снежная вьюга, огни и мрак ночного города, вольный ветер, порхающая метель, непроглядная ночь, полыхающий пожар и т. п. Докажите в своём исследовании, почему образ Христа — ключевой в поэме «Двенадцать».
О Блоке написано огромное количество книг и мемуаров. Мы предлагаем вам сравнить исследования Константина Мочульского,
эссе известной писательницы-эмигрантки Нины Берберовой и интервью Иосифа Бродского — лауреата Нобелевской премии в области литературы. Эти публикации можно найти в Интернете.
Чтобы сравнение было обоснованным, сначала наметьте план сравнительного исследования:
Биография и исторический облик Александра Блока.
Особенности символов и мотивов в поэзии Блока.
Блок об исторической судьбе России.
Наследие Блока, его влияние на писателей XX и XXI веков.
Конечно, последняя, пятая часть вашего исследования должна быть посвящена стилю сравниваемых работ. Статья, эссе, интервью — это жанры, а различаются они ещё и по стилю изложения материала. Из какой работы вы больше узнали о Блоке? Какая работа помогла вам лучше понять этого великого русского поэта?
1 Эгоцентрйзм (от лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.
13