СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Александрович Блок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

(1880-1921)

Вы уже знакомы с биографией А.А. Блока. В этом году мы поговорим о важнейших темах его творче­ства.

Просмотр содержимого документа
«Александр Александрович Блок»

Александр Александрович Блок

(1880-1921)

Вы уже знакомы с биографией А.А. Блока. В этом году мы поговорим о важнейших темах его творче­ства.

Весной и летом 1898 года восемнадцатилетний поэт написал несколько светлых, радостных стихотво­рений.

Одной тебе, тебе одной,

Любви и счастия царице,

Тебе прекрасной, молодой,

Все жизни лучшие страницы!

Он говорил о счастье, которое пророчит соловей влюблённым и которое «из полной светлой чаши» мы пьём, «пока не видя дна»...

Но Блоку не суждено было стать певцом радости. Слишком рано он почувствовал дисгармонию жизни, ощутил разлад мечты и действительности. В его чистый, идиллически безмятежный мирок ворвались отголоски «страшного мира»:

Здесь бушуют неверные бури,

Злые сны пролетают, звеня.

Он увидел суету «безумных», «скудные сердца» и «безнадёжные лица» никогда не знавших весны. И гуманистический идеал поэта пришёл в столкновение с приземлёнными интересами пошлой толпы.

В мире нет счастья, радость иллюзорна, поэт одинок. Не может дать удовлетворения и любовное чув­ство; любовь вспоена страданием:

Там, там, глубоко под корнями

Лежат страдания мои,

Питая вечными слезами,

Офелия, цветы твои!

Единственный выход — уйти от мира, от суеты повседневности в область одинокой мечты:

Отрекись от любимых творений,

От людей и общений в миру,

Отрекись от людских вожделений,

Думай день и молись ввечеру.

На земле не узнаешь награды.

Духом ясный пред божьим лицом,

Догорай, покидая лампаду,

Одиноким и верным огнём.

1900

Отъединённость от мира, от полноты земной жизни он воспринимал как ужас, как катастрофу, как величайшее несчастье. В основе его лирики лежат не мотивы человеконенавистничества, индивидуа­лизма, эгоцентризма1, смерти, а жажда любви, жизни, созидания. Он уходит от мира — и рвётся к нему, он боится подземных толчков, сотрясающих родину, но он же говорит о своей любви к «гибели» и мучительно переживает своё одиночество. Он мечтает о борьбе с «мраком и дождём», о помощи «бедным, нагим несчастливцам», «страдальцам». Его тоска — тоска о грядущем, его страдания — переживания человека, лишённого возможности действовать (недаром так много совпадений в лирике раннего Блока с лирикой Лермонтова); его пессимизм — беспокойное чувство, толкающее к жизни, к подвигу:

Я жить хочу, хоть здесь и счастья нет,

И нечем сердцу веселиться,

Но всё вперёд влечёт какой-то свет,

И будто им могу светиться!

1899

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Мы уже обсуждали в 9 классе, какое важнейшее значение имел для Блока созданный им образ Прекрас­ной Дамы. Сейчас мы попробуем разобраться в философских и эстетических особенностях первой книги Блока. Чувство трагической неуспокоенности, эта жажда юношеской души раскрыться навстречу миру придаёт ей своеобразие. Мечтая о вселенской гармонии, поэт создаёт идеальный образ Прекрасной Дамы, Неизвестной, Святой, Владычицы вселенной. В этом образе слились и любовные переживания поэта, и мистика, и главное — его тоска по гармонии и красоте.

Образ Прекрасной Дамы станет понятнее, если вспомнить о культе вечной женственности в творче­стве некоторых немецких романтиков (в поэзии Гёте, например) и особенно старшего современ­ника Блока — Владимира Соловьёва, который считал, что «вечная женственность» воспри­няла силу божества, вместила полноту добра, а через них — нетленное сияние красоты и что именно из «вечной женственности» выйдет спасение мира. Блок одно время испытывал влияние Владимира Соловьёва, но в основе своей оставался оригинальным поэтом. Он был близок к символистам. Важней­шую роль для него играет музыка стиха: она помогает поэту оторваться от реального, земного, про­рваться к ирреальному, к идеальной сущности мира.

На пути к земному счастью «условным знаком» для Блока и стала Прекрасная Дама — идеальный образ красоты и добра.

И когда он пишет:

Верю в Солнце Завета.

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Верю в Солнце Завета,

Вижу очи Твои, —

это не только гимн Богородице, это страстное ожидание Прекрасной Дамы. Обратим внимание на строки:

Жду вселенского света

От весенней земли.

Для Блока земное счастье неразрывно связано с постижением идеала вечной красоты. Точно так же стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы...» — это не произведение, исполненное традиционного религиозного чувства, — это всё то же неуёмное стремление увидеть, прозреть черты Прекрасной Дамы, являющейся поэту как бы во сне. Но Блок был слишком реалистом, слишком земным челове­ком, чтобы удовлетвориться зыбким образом Святой, Владычицы вселенной, в которую он хотел пове­рить, но — увы! — поверить не сумел.

И молча жду — тоскуя и любя...

Всё жду призыва, ищу ответа...

Я озарён — я жду твоих шагов...

Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг...

Один, я жду, я жду, я жду — тебя, тебя...

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Призрак не становится явью. Чем дальше, тем отчётливее поэт сознаёт, что Прекрасная Дама — не более чем волнующий, влекущий мираж:

Всё жду призыва, ищу ответа,

Но странно длится земли молчанье...

Постепенно в его стихах усиливаются мотивы неверия, возникает идея двойничества. Так появля­ется стихотворение «Люблю высокие соборы...».

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

Трепетное ожидание «свершений» всё чаще сменяется наплывами скепсиса, разочарования, неве­рия. Поэт сознаёт, что, поклоняясь призраку, оторвался от реального мира. Его влечёт другой зной, «зной земли всегдашний». Он понимает, что ему «другая и жизнь, и другая дорога, и душе — не до сна». Так происходит расставание с Прекрасной Дамой, расставание... после несостоявшегося свида­ния. Так возвращается поэт из «соловьиного сада» своей мечты к земной жизни:

И весь измучен, в исступленьи,

Я к миру возвращаюсь вновь —

На безысходное мученье,

На безысходную любовь.

Стихотворение «Незнакомка»

Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока сменяется образом Незнакомки. В стихотворении под та­ким названием — яркая, лаконичная картина пошлого мира. Ему противопоставлен одинокий поэт, находящий утешение в вине.

«И каждый вечер, в час назначенный» (в действительности? или в мечте?) ему является красавица, но теперь уже красавица земная:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Характерный эпитет — упругие шелка, передающий красоту, силу, изящество молодой фигуры. И далее:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Земная красота одухотворена и как бы раскрывает перед внутренним взором поэта «миры иные».

Тема противопоставления пошлости высокому духовному идеалу в ином ракурсе звучит в стихотворе­нии «За гробом». Хоронят молодого литератора, о котором только и можно сказать, что он «слов кощунственных творец». За покойником, пыля на его невесту, на икону, на гроб, следует толпа его друзей и близких. Все они выражают невесте сочувствие в изрядно надоевших, избитых фразах. А она —

Этих фраз избитых повторенья,

Никому не нужные слова —

Возвела она в венец творенья,

В тайную улыбку божества...

Словно здесь, где пели и кадили,

Где и грусть не может быть тиха,

Убралась она фатой от пыли

И ждала Иного Жениха...

1908

Чистого и честного, романтически настроенного человека пошлость не коснётся.

Диссонансы жизни

Но временами мрак окружающей жизни казался поэту непробиваемым. И тогда им овладевало отчая­ние, и появлялись стихи, подобные тем, что написаны в 1912 году:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Красота становится добычей невозвратного прошлого, как это случилось с Равенной, что спит «у сон­ной вечности в руках»:

А виноградные пустыни,

Дома и люди — всё гроба.

Гораздо чаще, однако, в поэзии Блока слышны жизнеутверждающие мотивы, даже в тех стихах, где он говорит о горестях и душевных страданиях. Вот, например, его стихотворение из цикла «Возмез­дие» «О доблестях, о подвигах, о славе...». По-своему оно перекликается с такими пушкин­скими шедеврами, как «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...»: то же чувство, покоряющее личность до конца, без остатка, заставляющее - забыть житейскую прозу и отказаться от заблуждений; то же благородное уважение и великодушие по отношению к женщине. Но в стихотворениях Пушкина перекличка времён — прошедшего, настоявшего, будущего. «Я помню чудное мгновенье...» заверша­ется мажорной нотой:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Конфликт разрешён, жизнь исполнена смысла и сулит радости любви и творчества. «Я вас лю­бил...» проникнуто чувством примирения и успокаивающим сознанием того, что счастлив любимый человек. Грустно, но и сладостно такое сознание. Жизнь продолжается по своим законам.

У Блока разрыв с любимой равносилен духовному краху — развитие остановилось:

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Поэт не выбросил из памяти пережитое; оно осталось светлым и манящим воспоминанием. Даже обра­щаясь к тёмным сторонам, лирика великих поэтов очищает душу, поднимает читателя над житей­скими невзгодами.

Навстречу жизни

В стихотворении, созданном в 1914 году, «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» — воспомина­ние о встрече с четырьмя военными судами, вошедшими в «сонную бухту» и сразу преобразившими окружающее («Мир стал заманчивей и шире»). Но суда ушли — «и вновь обычным стало море, маяк уныло замигал...». Не следует, однако, по мысли поэта, предаваться тоске и горестным раздумьям:

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман!

(Обратите внимание на игру слов «стран» — «странным».) От нас зависит умение увидеть мир в его сложности и красоте.

О своей жизненной позиции, о своём призвании Блок писал в том же году:

О, я хочу безумно жить.

Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжёлый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, —

Быть может, юноша весёлый

В грядущем вспомнит обо мне.

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

Тема творчества

Как всякий поэт, Блок ряд стихотворений посвятил теме творчества. Он видел сложность, противоречи­вость своей поэзии и, обращаясь к Музе, писал:

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты — и Муза, и чудо.

Для меня ты — мученье и ад.

Поэт, творя, испытывает и «роковую отраду», и «безумную сердцу усладу — эту горькую страсть, как полынь!» («К Музе»).

В стихотворении «Художник», написанном в традициях символизма — с зашифрованными, не все­гда ясными образами, — та же мысль о про-

клягии, тяготеющем над поэтическим дарованием: поэт не может не писать, но как же мучительно для духа его желание заключить живые явления живого мира в стальную, тяжёлую клетку художествен­ных образов:

Вот моя клетка — стальная, тяжёлая,

Как золотая, в вечернем огне.

Вот моя птица, когда-то весёлая,

Обруч качает, поёт на окне.

Крылья подрезаны, песни заучены.

Любите вы под окном постоять?

Песни вам нравятся. Я же, измученный,

Нового жду — и скучаю опять.

Тяжёл крест поэта, особенно русского. Тяжёл, но и славен. Блок чувствовал свою ответственность перед Родиной, перед историей. И потому в его творчестве постоянно, в разных поворотах, звучит тема России, Родины.

Родина в поэзии Блока

В 1908 году Блок писал К.С. Станиславскому: «В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном... прямой, как стрела — действенный. Недаром, может быть, только... внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».

Своё кровное единство с Родиной Блок воспринимал и трагически (несчастна страна — несчастен поэт), и с гордостью за неё, в истории государства много кровавых, но и славных страниц.

Так появляются пронзительно-горькие строки:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Безмерно тяжело прошлое России; нередко благие замыслы оборачивались бедой:

Лодки, да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла...

Соколов, лебедей в степь распустила ты —

Кинулась из степи чёрная мгла...

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим...

И всё же бесконечная любовь и боль чувствуются в этих упрёках бескрайней, бесшабашной, дикова­той стране: так чувствовать, так писать мог только человек, который всей душой ощущал себя неотъемлемой частью Родины.

Ещё большей болью-страданием проникнуто стихотворение 1914 года «Рождённые в года глу­хие...».

...Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Безвременная смерть — удел несчастного поколения. Единственная надежда: «царство Божие» уз­рят те, кто достойнее ныне живущих.

«России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой», — писал А. Блок в статье «Интеллигенция и революция». Эта цитата пре­красно показывает веру поэта в будущее России, в её историческое предназначение. В поэтическом цикле «Родина» (1907-1916) поэт рассматривает судьбу России сквозь призму времени. Лирический герой сливается с образом безымянного древнерусского воина, сражавшегося под знаменем князя Дмитрия Донского. Прошлое в восприятии Блока здесь соединяется с настоящим в единую стрелу судьбы.

В теме России сливаются две струи блоковской поэзии — лирическая и гражданская.

Обращение к России для Блока — это обращение к путеводной звезде. Образ России — один из са­мых устойчивых на всех этапах его творчества. Для поэта он «был... светел навсегда».

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк,

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Иль можешь лучше: не прощая,

Будить мои колокола,

Чтобы распутица ночная

От родины не увела?

«Под шум и звон однообразный...», 1909

В этих строчках можно найти различные символы Родины. Для лирического героя она — «путеводи­тельный маяк» и лучшие патриотические порывы.

Здесь и отчётливо выражен комплекс вины перед ней, жажда прощения. И наконец — образ колоко­лов, позволяющих не сбиться с пути, не забыть родные корни.

Стихи о Куликовской битве

Однако есть в истории России события, которыми она по праву гордится и в которых в полную меру сказалось величие национального духа народа. Среди них — Куликовская битва, которой Блок посвятил цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом» (1908). В этом шедевре Блок выразил себя как русский национальный поэт, ставший в один ряд с титанами — Пушкиным, Лермонтовым, Тютче­вым. Готовя к публикации это стихотворение, Блок писал: «Куликовская битва принадлежит к символиче­ским событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди».

Остановимся на первом стихотворении цикла. Перечитаем первые четыре строки, обратим внима­ние на эпитеты и метафоры: «река раскинулась... грустит лениво», «над скудной глиной жёлтого обрыва в степи грустят стога...». Обычный русский пейзаж, притихшая, будто погружённая в сон родная страна. Но какие бури таятся в этом тоскливом молчании! И внезапно — как удар грома — взрыв интонации и вырвавшийся из глубины сердца поэта монолог:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Тоскливое молчание родных просторов в любой момент может обернуться величайшей трагедией и грандиозными свершениями.

Блок обращается к Родине со словами: «О Русь моя! Жена моя!..» Для него Россия — не мать, о ней традиционно писали поэты, а жена, невеста, возлюбленная. Мать — носительница спокойствия и мудро­сти. Жена, невеста, возлюбленная — носительница страсти, душевного горения, напряжения воли.

Поэт не рисует хода Куликовской битвы, лишь передаёт её тревожное ожидание. Но подбором слов, чеканным ритмом стиха создаёт впечатление грандиозности исторического сражения:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснёт святое пламя

И ханской сабли сталь.

(Обратим внимание на игру звуком «с», как бы имитирующую свист сабли.)

Блок делает акцент на непреходящем значении Куликовской битвы. В сущности, он пишет не только и не столько о прошлом России, сколько о её будущем.

И вечный бой. Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несётся вскачь!

Дважды повторенное «Закат в крови!» и фраза «Из сердца кровь струится!» как бы предрекают гроз­ные события в грядущем. Нет покоя Руси, нет предела её страданиям, но нет конца её пути в буду­щее, как нет покоя её верному певцу.

Решаем читательские задачи

  1. Прочитайте цикл стихотворений «На поле Куликовом». Как вы думаете, почему поэт обратился именно к этому историческому событию? С какими образами ассоциируется у Блока история России? Найдите в стихотворениях слова, помогающие понять чувства автора. Что его тревожит, волнует в судьбе родной земли?

  2. Почему, по-вашему, в первом стихотворении цикла «На поле Куликовом» сменяют друг друга и сливаются местоимения «моя», «нам», «наш», «я»? В чём смысл такого поэтического приёма?

  3. Какое место в этом цикле занимает образ природы?

  4. Прочитайте пятое (последнее) стихотворение цикла «Опять над полем Куликовым...». Какие чув­ства переживает лирический герой? Какая картина вам представляется? Какие мысли и чувства роднят пятое стихотворение с первым из этого цикла («Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...»)?

  5. Одним из значимых стихотворений Блока в цикле «Родина» является стихотворение «Россия». Про­читайте его. Какой образ России представился вам?

  6. Какой проказана в этом цикле Россия? С помощью каких изобразительно-выразительных средств автор рисует образ Родины? Назовите художественные средства, помогающие представить образ Родины.

  7. Найдите тропы в тексте, определите их роль и значение.

  8. Какие чувства к России испытывает лирический герой? Приведите цитаты из стихотворения, под­тверждающие ваше мнение.

  9. Какое из стихотворений цикла «Родина» вам ближе других? Выучите его наизусть. Какие чув­ства вы постараетесь передать при чтении стихотворения?

Поэма «Двенадцать»

3 марта 1918 года поэма «Двенадцать» была опубликована в газете эсеров «Знамя труда», а в мае того же года она вышла отдельной книгой с иллюстрациями Юрия Анненкова.

В ту пору Блоку казалось, что он услышал музыку революции. Тогда и родилась его знаменитая фраза: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Образ мирового пожара, который

возникает на страницах поэмы, не был для него символом разрушения. Поэт видел в нём «мировой оркестр народной души».

Стихийная сторона революции захватила его. Блок писал: «Конечно, мир, как и у нас в Европе, был расколот всего пополам; старая половина таяла, умирала и погружалась в тень, новая вступала в исто­рию с варварской дикостью, с гениальной яростью. Но сквозь величественные и сухие звуки рим­ских труб, сквозь свирепое и нестройное бряцание германского оружия уже всё явственнее был слышен какой-то третий звук, не похожий ни на те, ни на другие... В те времена эта сила называлась христианством».

Конфликт в поэме

Поэма «Двенадцать» построена на контрасте, антитезе. Противопоставление белого и чёрного — сим­вол неразрешимого, трагического конфликта. Конечно, борьба старого и нового мира здесь оче­видна. Вполне определённую позицию занимает и автор: он — на стороне нового, старый мир — это «пёс безродный».

В поэме «Двенадцать» есть главный — хотя и скрытый — конфликт: борьба мира христианских добро­детелей и гуманистических ценностей против мира безверия и насилия. Концовка поэмы «Двена­дцать» вызвала яростные споры. И сегодня они не прекращаются: то ли красноармейцы не видят Христа, то ли согласны с его руководством и предводительством, то ли преследуют его.

Закончив поэму, Блок записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию...). Сего­дня я — гений».

Восприятие поэмы современниками

Это было последнее крупное произведение Александра Блока. Обычно на литературных вечерах его публично читала Любовь Дмитриевна, жена поэта. Литераторы не приняли поэму. Автору кри­чали: «Изменник!» Выступать одновременно с ним некоторые поэты отказывались. Гумилёв говорил, что этой поэмой Блок ещё раз распял Христа и расстрелял государя. Колчак, подчинивший себе Си­бирь, обещал Всеволоду Иванову после взятия Москвы повесить Горького и Блока, несмотря на их талант. Лишь несколько человек поддержали Блока: Мейерхольд, Ремизов, Есенин, академик С.Ф. Ольденбург. Однако сам Блок писал:

«В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седь­мого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания „Двенадцати" я не­сколько дней ощущал физически, слухом большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в „Двенадцати" политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».

Решаем читательские задачи

  1. Прочитайте поэму. Какие сцены произвели на вас наибольшее впечатление? Подготовьте их вырази­тельное чтение. Какую мысль вы постараетесь донести до слушателя? На какие особенности стиха вы обратите внимание?

  2. Какова композиция поэмы? Определите её особенности. Произведение разбито на главы. Оза­главьте каждую главу (можно использовать цитаты из текста).

  3. Какое событие нашло отклик в поэме «Двенадцать»? Какие образы, детали помогают предста­вить обстановку революционного Петербурга? Что вы видите и слышите?

  4. Какие художественные приёмы использует в поэме Блок, каково их назначение? О каких двух ми­рах в поэме можно говорить? Охарактеризуйте их.

  5. Назовите героев поэмы. Кого из них, на ваш взгляд, можно считать главными? Свой ответ обос­нуйте.

  6. Что символизируют в поэме двенадцать красноармейцев?

  7. Какую роль играет история Катьки и Петрухи в раскрытии идеи произведения?

  8. В поэме есть персонажи, которые, казалось бы, лишь промелькнули (например, старушка, поп). Для чего они нужны в поэме?

  9. Определите, какие фольклорные жанры и зачем использовал Блок в поэме. Своё мнение дока­жите примерами из текста. Например, третья глава не связана с основным событием. Что она собой представляет, каково её значение?

  10. Поэма написана простым языком, в ней много разговорной речи, используется и сниженная лек­сика. Как вы думаете, в каких

с и чаях и с какой целью Блок использует непривычный для его лирики язык?

I1. В чём вы видите символичность числа 12?

I2. Прочитайте финал поэмы. Существуют разные трактовки финаi.i Автор, по воспоминанию совре­менника, был сам удивлён появлению в поэме образа Христа, даже записал у себя: «К сожале­нью, Хри( гос». Как вы думаете, почему образ Христа вызвал споры, почему он )десь неуместен в качестве предводителя красноармейцев? Какова (фикция этого образа в поэме? Ведёт ли он красноармей­цев за собой пли шествует, невидимый ими, охраняя город, спасая людей, а может быть, красноармейцы стреляют именно в него? Выскажите своё мнение, обоснуйте его.

http://www.ablock.ru/index,html — сайт представляет биографию поэта, книги о Блоке, произведе­ния поэта, воспоминания его современников, статьи о нём и его творениях.

http://blok.ouc.ru/ — сайт представляет краткую биографию поэта и его стихотворения, расположен­ные по годам написания.

http://www.alexander-block.ru/alexander-blok-1894.html — здесь можно посмотреть фотографии по­эта, прочитать его автобиографию, произведения.

http://www.blokalex.net.rU/mib-sb-kniga-360-pagenum/0/— на сайге представлены произведения А. Блока и фрагменты «Из записных книжек и дневников».

http://az.lib.ru/п/nikolxskij_jurij_aleksandrowich / text_0010-1. slitml — статья Ю. Никольского «Алек­сандр Блок о России» поможет вам понять, как поэт раскрывает тему России в своих стихотворе­ниях.

http://az.lib.ru/i/iwanowrazumnik_r_w/text_l 918_ispytanie.shtml — здесь вы можете прочитать книгу Р.В. Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре», в которой автор высказывает своё понимание по(мы Блока «Двенадцать» (третья — седьмая главы) и стихотворения «Скифы».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%E5%ED%E0%E4%F6%E0%F2
%FC_(%EF%EE%FD%EC%EO) — материалы «Википедии» о поэме Блока Двенадцать». Вы узнаете историю создания поэмы, отношение к ней современников поэта, прочитаете информацию о её сю­жете и символике.

http://blok.lit-info.ru/blok/bio/turkov/blok-l.htm — сайт представляет произведения поэта, книгу А. Тур­кова «Александр Блок».

http: //lib.rus.ec /Ь/324656/read — на этом сайте находится книга В. Новикова «Александр Блок» (ЖЗЛ), которую вы можете прочитать.

http://www.youtube.com/watch?v=nL_-LzIYRB4 — здесь представлен видеоролик «Мелодия стиха. Александр Блок». Стихи поэта читает Г. Тараторкин.

http://www.youtube.com/watch?v=FDHgVF7Dr_U&feature=related — видеоролик с мелодеклама­цией стихотворения А. Блока «Незнакомка».

http: //www.youtube.com/watch?v=WqPQVtzo4PU&feature=related — видеоролик стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека».

http://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/blok_museum/ — информационный сайт му­зея-квартиры А. Блока в Санкт-Петербурге.


Творческое задание (на выбор)

  1. Что роднит творчество Блока с произведениями других символистов и чем они различаются? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно ознакомиться со взглядами Блока на искусство, на миссию поэта в мире. Здесь отправная точка вашего исследования. Обратите внимание на особенности лирического героя: что ему удаётся увидеть, над чем он размышляет, что чувствует? На это исследование у вас может уйти целая школьная четверть, но вы наверняка лучше узнаете о важном направлении русской литературы и о творчестве великого русского поэта А.А. Блока.

  2. Покажите, как «борьба миров» в поэме «Двенадцать» отражается в смене и «противостоянии» рит­мов. Ведь в поэме встречается и разговорный свободный стих, и фольклорный ритм плясовой час­тушки, и строй революционного лозунга, и язык улицы, и припев революционной песни, и неумоли­мый шаг истории. Обратите внимание в этой же связи на сквозные образы блоковской поэзии в поэме: снежная вьюга, огни и мрак ночного города, вольный ветер, порхающая метель, непроглядная ночь, полыхающий пожар и т. п. Докажите в своём исследовании, почему образ Христа — ключевой в поэме «Двенадцать».

О Блоке написано огромное количество книг и мемуаров. Мы предлагаем вам сравнить исследова­ния Константина Мочульского,

эссе известной писательницы-эмигрантки Нины Берберовой и интервью Иосифа Бродского — лау­реата Нобелевской премии в области литературы. Эти публикации можно найти в Интернете.

Чтобы сравнение было обоснованным, сначала наметьте план сравнительного исследования:

  1. Биография и исторический облик Александра Блока.

  2. Особенности символов и мотивов в поэзии Блока.

  3. Блок об исторической судьбе России.

  4. Наследие Блока, его влияние на писателей XX и XXI веков.

  5. Конечно, последняя, пятая часть вашего исследования должна быть посвящена стилю сравнивае­мых работ. Статья, эссе, интервью — это жанры, а различаются они ещё и по стилю изложения мате­риала. Из какой работы вы больше узнали о Блоке? Какая работа помогла вам лучше понять этого великого русского поэта?

1 Эгоцентрйзм (от лат. ego — «я», centrum «центр круга») — неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей.

13