СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аминокислоты и их свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организм состоим из аминокислот.  Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные  процессы. Они представляет особенную ценность для организма. Они очень  полезны  во время диет с ограничениями в питании.   

Просмотр содержимого документа
«Аминокислоты и их свойства»



Химия 10 класс

Тема урока: Аминокислоты.

Тип урока: изучение нового материала                                           

Цель урока: Рассмотреть строение и свойства аминокислот как амфотерных соединений. Сформировать понятие о пептидной группе и пептидной связи.

Основные понятия: Аминокислоты, биполярный ион, пептидная группа, пептидная связь, пептиды, полипептиды, глицин.

Планируемые результаты обучения:

Предметные. Знать строение молекул аминокислот, их изомерию. Уметь давать названия аминокислотам по международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства аминокислот, объяснить зависимость свойств аминокислот от строения функциональных групп.

Метапредметные. Владеть навыками познавательной деятельности, применять различные методы познания.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, способность к саморазвитию и самообразованию.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

§ 36, упражнение 3 на с. 173.

3. Актуализация опорных знаний.

Организм состоим из аминокислот, они для нас необходимы!  Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные  процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень  полезны  во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить?
Об аминокислотах.  В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом?
Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой.
Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества-C2H5O2N.                                   Это глицин.
Наш организм - очень сложная система, которая работает даже  в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота.  Организм способен самостоятельно синтезировать   12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты?

Ученик: Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма.

Фронтальная беседа:
- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
- Какими свойствами обладает аминогруппа?
- Какими свойствами обладает карбоксильная группа?
- Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы?
- Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете?
- Тогда аминокислоты мы назовём … ( органические амфотерные соединения).

 Переходим к изучению свойств аминокислот. 

4. Изучение нового материала
Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250 С, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие.
Химические свойства 

- Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами?
- Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия.  ( два ученика делают запись у доски, дальнейший контроль по слайду презентации к уроку)

1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl  (NH3CH2COOH)Cl

2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH  NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.

3) Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте,  проверьте в парах (взаимопроверка).
4NH2CH2COOH + 13O2  8CO2 + 10H2O + 2N2
 
4) Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.
             Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами.  Полиамиды  -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью.

Учитель:     Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой "внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например:

молекула
аминоуксусной кислоты

биполярный ион

аминоуксусной кислоты

Общая формула предельных аминокислот с одной карбоксильной и одной аминогруппой - CnH2n+1NO2 


NH3+-CH2-COO-






Получение аминокислот:
Из карбоновых кислот :

CH3—CH2—COOH + Cl2 = CH3—CHCl—COOH + HCl
CH3—CHCl—COOH + 2NH3 = CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl

4)    Работа в группах:
Сейчас мы  поработаем над ситуациями в группах. Для ответов на поставленные вопросы можно использовать учебник,  выданный вам дополнительный материал и жизненный опыт. После обсуждения ситуации и изучения материала,  группа выбирает выступающего. 
1 группа: - Изучить и объяснить фармакологическое действие глицина, тауфона, метионина, глутаминовой  кислоты, используя аннотации к применению этих препаратов.
2 группа: - Изучив состав паштета, используя словарь химических терминов, дайте объяснение применению глутаминовой  кислоты и её солей. 
3 группа:- Прочитав данную статью, объясни роль аминокислот в питании культуристов.

Ответы учащихся в группах:
- Глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга: уменьшает напряжение, конфликтность, улучшает настроение, повышает умственную работоспособность.  Тауфон – глазные капли, серосодержащая аминокислота, способствует нормализации функций клеточных мембран, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза, применяют при травмах роговицы. Метионин – незаменимая аминокислота, применяется при лечении печени, для профилактики её токсического поражения. Глутаминовая кислота – заменимая аминокилота, применяется при лечении эпилепсии, депрессии, истощении, задержке психического развития. 
- Уже давно замечено, что добавление приправы из сушёных водорослей усиливает вкус  и аромат пищи. Японский учёный К. Икеда в 1909 году выяснил, что причина такого воздействия приправы – в содержании глутаминовой кислоты и её солей. В качестве пищевой добавки в данном паштете используют глутаминовую кислоту (Е629). По ссылке на этикетке это мы это нашли. Кроме этого используют соли глутаминат натрия (Е621, его часто называют глютаматом натрия) и глутаминаты других металлов (Е622-625). Для этих же целей используют глицин (Е640) и лейцин (Е641).

- Практически все профессиональные культуристы принимают свободные аминокислоты в капсулах или в виде порошка. Сравните, если они съедят отличный кусок говядины, то аминокислоты поступят в кровь не раньше, чем через 1,5-2 часа. А вот если употребят аминокислоты в свободной форме, то они примут прямое участие в обмене веществ уже через 14-16 минут! Основная ценность свободных аминокислот состоит в том, что организму не надо их переваривать. Благодаря этому аминокислоты быстро попадают из желудка в тонкий кишечник и сразу же поступают в кровь.

( Приводятся допустимые ответы учащихся)

5. Закрепление.

 Самостоятельная работа учащихся с последующим самоконтролем:

1) Назовите вещество:

2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты

3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота:
а)  HCl                    б) NaOH                   в) Na                 г) CH4

4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства?
Ответы
1) 3 – аминобутановая
2) NH2 – CH2 – CH2 - COOH

3) г
4) амфотерность

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание: § 37, № 3

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!