8 класс Урок ____ Дата ________
АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 «СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА В ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ»
Цель: выяснить назначение амперметра; познакомиться с правилами включения амперметра в электрическую цепь; научиться собирать электрические цепи, измерять силу тока в цепи
Планируемые результаты:
Предметные:
углубить представления о силе тока; знать назначение амперметра, правила включения амперметра в электрическую цепь;
сформировать умение собирать электрические цепи, научиться измерять силу тока в цепи;
подтвердить непосредственными измерениями одинаковое значение силы тока во всех участках цепи при последовательном соединении проводников;
получат возможность применять полученные знания в новой ситуации
Метапредметные:
выделяют и формулируют познавательную цель; строят логические цепи рассуждений; производят анализ и преобразование информации;
умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; описывать свой опыт, планировать и корректировать свои действия;
формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, ответственности, исполнительности, внимательности и самостоятельности
Личностные:
продолжить формировать умение проводить опыты и делать выводы;
формировать навыки работы с физическим оборудованием;
формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие навыков самостоятельной работы с учебной литературой;
развить умения работать в группе и навыки коллективной работы;
осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений
Тип урока: урок формирования практических умений и навыков
Оборудование: демонстрационный амперметр, источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода; ПК, интерактивная доска
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Актуализация знаний Фронтальный опрос
От чего зависит интенсивность действий электрического тока? Интенсивность электрического тока зависит от заряда, проходящего по цепи в 1 с
Какой величиной определяется сила тока в электрической цепи? Физической величиной I, численно равной отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения
Как выражается сила тока через электрический заряд и время?
Что принимают за единицу силы тока? Как называется эта единица? За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки таких параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой 2∙10 -7 Н. Единица измерения – Ампер.
Какие дольные и кратные амперу единицы силы тока вы знаете? mА, мкА, кА
Что принимают за направление тока в цепи? Направление движения положительных зарядов
Мотивация. Этап постановки целей и задач урока
Демонстрация: Гирлянда, электропроводка в комнате, электрический звонок, электродвигатель, электромагнит.
– Что общего между этими демонстрациями? Электрическая цепь
– Какова тема сегодняшнего урока?
– На какие вопросы вы хотели бы ответить на сегодняшнем уроке? Узнать … Научиться …
Усвоение новых знаний
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669ba06e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog
А мперметр – прибор для измерения силы тока в цепи. Поскольку сила тока проходит через всю цепь, то амперметр подключается к цепи так, что через него проходит ток. Таким образом, на шкале амперметра отображается сила тока в амперах, и при этом амперметр не влияет на ток.
Как и на любом приборе, на шкале амперметра отмечено самое большое число. Это значит, что это максимальное значение силы тока, на которое рассчитан данный прибор. Если сила тока в цепи превышает это значение, то амперметр к ней подключать нельзя, иначе можно испортить прибор.
Демонстрация амперметра, его шкалы и предела измерений, определяемого по наибольшему делению шкалы, обозначение на схемах.
Амперметр подключается последовательно к нагрузке. При последовательном подключении конец одного проводника соединяется с началом другого. При таком подключении сила тока во всей цепи одинакова, поскольку через любое поперечное сечение проходит одинаковый заряд за одну секунду. У амперметра есть две клеммы, у одной из которых стоит знак «+». Эту клемму нужно обязательно соединять с проводом, идущим от положительного полюса.
Сила тока – очень важная характеристика электрической цепи. Именно ей характеризуется степень опасности для человека. Даже 100 мА приводит к серьёзным повреждениям при поражении человеческого тела.
Закрепление первичных знаний. Лабораторная работа (стр. 224)
Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Это первая ваша лабораторная работа по электричеству. Вообще, лабораторные работы по электричеству не более опасны, чем замена батарейки в фонарике или электронной игрушке. Но навыки работы с электрическими цепями и электроприборами вам, потребуется применять и в будущем, как на лабораторных работах в старших классах, так и в быту. Поэтому рекомендуем внимательно прислушаться к тому, что учитель рассказывает о технике безопасности. В жизни пригодится.
Правила ТБ
1. Необходимо быть внимательным и дисциплинированным, точно выполнять все указания учителя!
2. Амперметр включают в цепь последовательно с тем элементом цепи, в котором измеряют силу тока, соблюдая полярность.
3. Нельзя присоединять амперметр к зажимам источника тока без нагрузки, соединенной последовательно с амперметром! Можно испортить амперметр.
4. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешением учителя.
5. При сборке электрических цепей надо избегать пересечения проводов.
6. При сборке электрических цепей необходимо использовать провода с прочной изоляцией без видимых повреждений.
7. Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
8. При обнаружении неисправности надо немедленно отключить источник электропитания и сообщить учителю.
9. Все наблюдения и измерения надо выполнять осторожно, чтобы случайно не коснуться оголенных проводов, находящихся под напряжением.
ФИЗМИНУТКА
Ход работы:
1. 2. 3.
Вывод: сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Домашнее задание
Изучить § 38, повторить §§ 33, 37
Выполнить Упр. 25 (2, 3)
Подведение итогов Рефлексия