Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования
как необходимое условие эффективного формирования его
профессиональной компетенции.
Аналитическая деятельность представляет собой двуединый процесс: как самостоятельный вид деятельности и как фундаментальная основа любой профессиональной деятельности.
Аналитическую деятельность педагога следует рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных результатов деятельности педагога с факторами и причинами их достижения.
Структура аналитической деятельности педагога включает два блока компетентностей: первый – способность к анализу учебной и научной литературы, второй – способность к анализу конкретных деятельностных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью: умение анализировать педагогические ситуации, принимать решение, умение выстраивать отношения с коллегами, родителями, администрацией.
Следует подчеркнуть, что аналитическая деятельность педагога, как и любая деятельность, включает в себя следующие этапы:
– анализ педагогической ситуации (диагноз);
– проектирование результатов в сопоставлении с исходными данными (прогноз);
– анализ имеющихся средств, пригодных для достижения искомого результата;
– конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса;
– оценка полученных данных, формулирование новых задач.
Теоретические знания играют ведущую роль в формировании практической готовности будущих педагогов и являются предпосылкой формирования у них педагогических умений – совокупности последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение образовательных задач развития гармонической личности.
Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического
мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:
расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины,
мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
осмысливать каждую часть в связи с целым;
находить в теории обучения и воспитания цели, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
правильно диагностировать педагогическое явление;
находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Аналитические умения выполняют следующие функции в профессиональной деятельности педагога: объяснения педагогической действительности; структурирования профессионально значимой информации; проектирования педагогического процесса; рефлексии своей деятельности.
Следовательно, аналитическая деятельность педагога, исходя из реалий современного мира, становится необходимым условием эффективного формирования его
профессиональной компетенции, основополагающей функцией, требующей постоянного совершенствования.
Список литературы:
Н.В. Поликарпова. Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.