РЕСПУБЛІКА КРИМ ДЖАНКОЙСЬКИЙ РАЙОН | РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» | КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ ДЖАНКОЙ БОЛЮГИ |
| | |
ул.Пушкина 56, с.Майское, Джанкойский район, Республика Крым, Российская Федерация, 296178
тел.:(06564)50-3-08, e-mail: [email protected]
Аналитическая справка
о проведении тематического контроля на тему:
« Организация познавательной деятельности в ДОУ»
Согласно годового плана работы МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» на 2020 - 2021 учебный год , в соответствии с приказом № 191- ОД от 23.12.2021 года «О проведении тематического контроля », в период с 11.01.2021 г. по 29.01.2021 года был проведен тематический контроль: заведующим МДОУ- Матвеевой Л.О., старшим воспитателем МДОУ- Попковой И.П..
Цель :
- проверить организацию и эффективность работы по внедрению системно-деятельностного подхода в образовательный процесс в целом, в познавательное развитие в частности;
-определить эффективность воспитательно-образовательной работы по познавательной деятельности с детьми, проверка проводилась у воспитателей : Дорман О.П., Джаппарова Л.К. , Зейналиева Н.Р., Белая Л.Н..
Задачи:
1.Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству познавательной деятельности дошкольников.
2.Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства познавательной деятельностью детей в разных возрастных группах.
3.Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации познавательной деятельности.
Направление контроля:
-Обследование уровня развития детей
-Оценка профессионального мастерства воспитателя
-Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения познавательной деятельности).
-Планирование познавательной деятельности
Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование.
В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.
1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.
2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы.
3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.
В сюжетно- ролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)
В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей. развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности
Содержание познавательного развития детей предполагает:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
• Формирование познавательных действий, становление сознания.
• Развитие воображения и творческой активности.
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
• Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
-использования ИКТ технологий,
-экспериментирования,
- проектной деятельности,
-знаково-символическими средствами- моделирование.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности педагоги Джаппарова Л.К. .Белая Л.Н. используются своеобразные игры. Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающиеся дети постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "Собери грибочки", "Понюхаем цветочки", "Лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатели Джаппарова Л.К., Белая Л.Н. используют много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Лемара Курсиетовна , Людмила Николаевна для расширения познавательного интереса детей используют чтение художественной литературы ,что расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, педагоги все создали так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.
Для расширения познавательной области у детей средней группы воспитатель Дорман О.П. использовала беседы, и игры. Беседы проводились различной тематики ( почему три цвета у светофора, почему именно такие цвета используются и т.д.), постепенно расширяя любознательность у детей добавляла новых фактов, событий, явлений. Педагог использовала игры на сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, развитие исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие личностных и интеллектуальных качеств. Объём знаний, умений и навыков, которые предстоит усвоить малышам средней группы в области математики, широк, и вызывает у детей большой интерес, любопытство и желание принимать участие в различных видах познавательной деятельности. Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Педагог второй младшей группы Зейналиева Н.Р. проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании педагог легко объясняет детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Педагог дает им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются Неярой Рустемовной с учетом возраста и требований ФГОС. Познавательное развитие детей в данном возрасте предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. В группе в наличие имеются сюжетных игрушек и бытовые предметы .Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие во второй младшей группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого педагог оборудует несколько зон. Зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это: книги, карточки, тематические игры. В течение месяца материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала дети исследуют окружающий мир.
Выводы :
Таким образом, тематический контроль показал, что познавательное развитие у детей в МДОУ «Майский детский сад « Солнышко» соответствует достаточно высокому уровню программных требований. Практически все дети справляются с заданием педагога . Дети на занятиях были активны, использовали полные ответы, их высказывания основывались на доказательствах, дети проявляли самостоятельность в решении различных проблемных ситуаций. Работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для познавательного развития в группах ведётся целенаправленно. Грубых нарушений не выявлено.
Рекомендации:
1.Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения.
Ответственные: педагоги ДОУ
Сроки проведения: постоянно
2.Учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.п.
Ответственные: педагоги ДОУ
Сроки проведения: постоянно
Справку составил старший воспитатель И.П.Попкова
Заведующий МДОУ Л.О.Матвеев
29.01.2021г.
С результатом проверки ознакомлены:
1________________________________
2________________________________
3________________________________
4________________________________
5________________________________
6________________________________
7________________________________
8________________________________
9________________________________
10_______________________________
11_______________________________
12_______________________________
13_______________________________