СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по результатам проведения мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка по результатам проведения  мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов за 2022 год

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по результатам проведения мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов»

Аналитическая справка по результатам проведения

мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук

В 2021/2022 учебном году в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук были проведены мониторинги сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов.

В первой четверти 2021/2022 учебного года в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук был проведен входной мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов (тех, кому на 01.04.22 исполнится 15 лет).

Мониторинг проводился на платформе https://fg.resh.edu.ru/ и заключался в выполнении заданий теста. Тест был представлен в двух вариантах. На его выполнение было отведено 40 минут.

В работу входили задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания), двумя баллами (7 заданий).

Максимальный балл по каждому варианту составляет 16 баллов.

Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.

Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:

  • Недостаточный: от 0 до 3 баллов

  • Низкий: от 4 до 7 баллов

  • Средний: от 8 до 12 баллов

  • Повышенный: от 13 баллов

  • Высокий: от 15 баллов

Вариант 1 (для 9-х классов)

задания

Содержательная область



Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (эксперт/ программа)

Балл за выполнение

Акции и скидки (2 задания)


1

Количество

Формулировать

Распознавание зависимости

программа

1

2

Количество

Интерпретировать

Составление числового выражения и вычисление процентов

эксперт

2

Конструкция строительной фермы (2 задания)


3

Пространство и форма

Применять

Распознавание зависимости между сторонами и углами, между сторонами треугольника, смежные углы, сумма углов треугольника

программа

2

4

Пространство и форма

Рассуждать

Применение свойств прямоугольного треугольника: зависимость между сторонами и углами прямоугольного треугольника, между сторонами.

программа

2

Дорога до дачи (3 задания)


5

Изменение и зависимости

Применять

Выявление истинных утверждений относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика

программа

2

6

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Чтение, понимание графика движения автомобиля и интерпретация результата анализа графика

эксперт

1

7

Изменение и зависимости

Формулировать

Вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни

эксперт

2

Конкур (2 задания)


8

Изменение и зависимости

Формулировать

Запись двойного неравенства: числового и буквенного

программа

2

9

Неопределенность и данные

Рассуждать

Сравнение чисел, работа с таблицей

программа

2


Вариант 2 (для 9-х классов)

задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (эксперт/ программа)

Балл за выполнение

Предпраздничная распродажа (2 задания)


1

Количество

Применять

Вычисление процентов в простейшей ситуации

программа

2

2

Количество

Рассуждать

Вычисление процентов

эксперт

2

Пропорции лица (2 задания)


3

Пространство и форма

Применять

Распознавание фигуры, обладающие осевой симметрией; использование свойства оси симметрии

программа

1

4

Пространство и форма

Формулировать

Применение свойств равностороннего и прямоугольного треугольников

программа

2

Экскурсия по заповеднику (3 задания)


5

Изменение и зависимости

Применять

Выявление истинных утверждений относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика

программа

2

6

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Чтение, понимание графика движения автомобиля и интерпретация результата анализа графика

программа

1

7

Изменение и зависимости

Формулировать

Вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни

эксперт

2

Конкур (2 задания)


8

Изменение и зависимости

Формулировать

Запись двойного неравенства: числового и буквенного

программа

2

9

Неопределенность и данные

Рассуждать

Сравнение чисел, работа с таблицей

программа

2

Вариант 1 (для 8-х классов)

задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (эксперт/ программа)

Балл за выполнение

Шкалы температур


1

Изменение и зависимости

Применять

Работа с формулами: использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую

программа

1

2

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Работа с формулами: использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую, сравнение чисел и оценка результата

программа

2

Кулинарный колледж


3

Количество

Формулировать

Отношение пропорциональных величин, реальные расчёты

программа

1

4

Количество

Применять

Отношение пропорциональных величин, нахождение процента от числа, реальные расчёты

программа

2

Ремонт комнаты


5

Пространство и форма

Формулировать

Составление фигуры из заданных элементов с учётом их линейных размеров

программа

2

6

Пространство и форма

Рассуждать

Вычисление длины геометрического объекта сложной формы, составленного из отрезков и дуги окружности

эксперт

2

Кресельные подъемники


7

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Чтение и интерпретация данных, представленных в таблице и в тексте

программа

2

8

Количество

Рассуждать

Чтение и использование данных, представленных в таблице и в тексте

эксперт

2

9

Неопределенность и данные

Интерпретировать

Интерпретация данных, представленных в таблице и на схеме

программа

2

Вариант 2 (для 8-х классов)

задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (эксперт/ программа)

Балл за выполнение

Частота пульса при физической нагрузке


1

Изменение и зависимости

Формулировать

Математическое описание зависимости в буквенном виде (составление формулы)

программа

1

2

Изменение и зависимости

Применять

Вычисление процентов в реальной ситуации

программа

2

Пособие на ребёнка


3

Количество

Интерпретировать

Реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста

программа

1

4

Количество

Формулировать

Реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста и таблицы

эксперт

2

Ремонт комнаты


5

Пространство и форма

Формулировать

Составление фигуры из заданных элементов с учётом их линейных размеров

программа

2

6

Пространство и форма

Рассуждать

Вычисление длины фигуры сложной формы, составленной из отрезков и дуги окружности

эксперт

2

Московский метрополитен


7

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Установление характера зависимости, отношения величин, реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста

программа

2

8

Неопределённость и данные

Применять

Реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами

программа

2

9

Количество

Интерпретировать

Вычисления с рациональными числами, выбор результата

эксперт

2


Во второй четверти 2021/2022 учебного года в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук был проведен внешний мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся 9-х классов.

Мониторинг проводился на платформе АСУ РСО и заключался в выполнении заданий теста. Тест был представлен в двух вариантах. На его выполнение было отведено 60 минут.

В работу входили задания, направленные на проверку уровня сформированности функциональной грамотности (2 задания по 4 вопроса), и задания на проверку креативного мышления (4 задания).

Выполнение отдельных заданий оценивается экспертом.

Характеристика уровней функциональной грамотности:

от 2 до 4 баллов- 2 уровень функциональной грамотности;

от 5 до 16 баллов- 3 уровень функциональной грамотности;

от 17 до 32 баллов- 4 уровень функциональной грамотности;

от 33 до 52 баллов- 5-6 уровень функциональной грамотности.

Характеристика уровней креативного мышления:

2 балла – начальный;

3-4 балла – продвинутый;

5-6 баллов – выше среднего;

7-8 баллов – высокий.

Вариант 1


вопроса

Содержательная область


Компетентностная область

Объект оценки

Максимальный балл за выполнение

Задание «Волга и ее притоки»

1

Количество

Извлекать. Интерпретировать

Чтение данных, представленных в тексте и таблице

2

2

Количество

Применять

Применение алгоритма построения, вычисление по формуле

6

3

Пространство и форма

Рассуждать. Интерпретировать

Алгоритм построения, основанный на признаке равенства треугольников.

8

4

Пространство и форма

Рассуждать. Оценивать

Адаптировать приведенный алгоритм построения, следуя возникшим обстоятельствам, оценка результата по чертеж

10

Задание «Колодцы»

1

Количество

Извлекать. Интерпретировать

Чтение данных, представленных в тексте и таблице

2

2

Изменение и зависимость

Формулировать. Применять

Распознавание геометрических форм

6

3

Изменение и зависимость

Формулировать. Интерпретировать

Распознавание геометрических форм и составление формулы

8

4

Пространство и форма

Рассуждать. Оценивать

Использование основных свойств треугольников, соотношений между сторонами и углами в треугольнике, признак подобия треугольника

10

Задание на оценку креативного мышления «Создание стенгазеты»

1

Креативное самовыражение (письменное)

Выдвижение разнообразных идей

-

2

2

Креативное самовыражение (письменное)

Оценка сильных и слабых идей

-

2

3

Креативное самовыражение (письменное)

Выдвижение креативных идей

-

2

4

Креативное самовыражение (письменное)

Доработка и совершенствование идеи для создания текста

-

2


Вариант 2


вопроса

Содержательная область


Компетентностная область

Объект оценки

Максимальный балл за выполнение

Задание «Жигулевская кругосветка»

1

Количество

Извлекать

Вычисления с извлечением данных с сайта из каталога магазина

2

2

Количество

Формулировать

Извлекать информацию из текста, формулировать проблему, представить результат в заданном формате

6

3

Пространство и форма

Рассуждать. Интерпретировать

Алгоритм построения, основанный на признаке подобия треугольников

8

4

Неопределенность и данные

Рассуждать, моделировать

Интерпретация графиков

10

Задание «Квадрокоптер»

1

Количество

Извлекать

Чтение данных, представленных в тексте и таблице

2

2

Количество

Применять

Нахождение процента от числа

6

3

Пространство и форма

Применять

Адаптировать приведенный алгоритм построения, следуя условиям

8

4

Пространство и форма

Рассуждать. Оценивать

Составление истинных утверждений

10

Задание на оценку креативного мышления « Конкурс «Необычное в обычном»

1

Креативное самовыражение (письменное)

Выдвижение идей

-

2

2

Креативное самовыражение (письменное)

Выдвижение идей

-

2

3

Креативное самовыражение (письменное)

Выдвижение идей

-

2

4

Креативное самовыражение (письменное)

Доработка и совершенствование идеи для создания текста

-

2



В третьей четверти 2021/2022 учебного года (17.03.2022) в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук был проведен внутришкольный мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов.

Мониторинг заключался в выполнении заданий теста. Тест был представлен в двух вариантах. На его выполнение было отведено 40 минут.

Работа состояла из заданий, направленных на проверку уровня сформированности математической грамотности (2 задания по 4 и 3 вопроса соответственно), и задания на проверку сформированности креативного мышления (1 задание- 3 вопроса).

В работу входили задания, которые оцениваются одним баллом (2 вопроса), двумя баллами (8 вопросов).

Максимальный балл по каждому варианту составляет 18 баллов: 12 баллов – задания по математической грамотности, 6 баллов- креативное мышление.

Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:

  • Недостаточный: от 0 до 2 баллов

  • Низкий: от 3 до 5 баллов

  • Средний: от 6 до 8 баллов

  • Повышенный: от 9 баллов

  • Высокий: от 11 баллов.

Характеристика уровней креативного мышления:

  • 1-2 балла – начальный;

  • 3-4 балла – продвинутый;

  • 5 баллов – выше среднего;

  • 6 баллов – высокий.

Вариант 1

задания

Содержательная область



Компетентностная область

Объект оценки

Балл за выполнение

Ассорти из кексов (4 вопроса)


1

Изменения и зависимости

Интерпретировать

Распознавать графики зависимостей, описанных вербально


1

2

Неопределенность и данные

Применять

Вычислять вероятность равновероятных событий

1

3

Неопределенность и данные

Формулировать

Составлять выражения по заданному условию, решение комбинаторных задач методом перебора всех возможных вариантов

2

4

Неопределенность и данные

Применять

Решать комбинаторные задачи методом перебора всех возможных вариантов

2

Проекционное расстояние (3 вопроса)


1

Пространство и форма

Формулировать

Применять подобие треугольников, иметь представление о
пропорциональности отрезков, составлять и решать пропорции по условию задачи.

2

2

Количество

Интерпретировать

Сравнивать числа, составлять отношение величин, иметь представление о пропорциональности отрезков

2

3

Пространство и форма

Рассуждать

Распознавать подобные треугольники в сложных ситуациях,
применять свойства подобных треугольников, составлять и решать пропорции по
условию задачи, применять теорему Пифагора, переводить из одних единиц в
другие

2

Благодарность (3 вопроса) креативное мышление


1

Визуальное самовыражение

Выдвижение креативной идеи

Выдвигать креативную идею эскиза благодарности учителю

2

2

Письменное самовыражение

Выдвижение креативной идеи

Выдвигать креативную идею эскиза благодарности учителю

2

3

Письменное самовыражение

Выдвижение креативной идеи

Выдвигать креативную идею текста благодарности учителю

2


Вариант 2

задания

Содержательная область



Компетентностная область

Объект оценки

Балл за выполнение

Зона отдыха (4 вопроса)


1

Пространство и форма

Формулировать

Вычислять, оценивать периметры многоугольников и длину окружности

2

2

Пространство и форма

Рассуждать

Использовать свойства сторон прямоугольника

1

3

Пространство и форма

Применять

Вычислять, оценивать площадь геометрической фигуры

2

4

Пространство и форма

Формулировать

Вычислять объем тела

2

Деление одноклеточных организмов (3 вопроса)


1

Изменения и зависимости

Формулировать

Читать и интерпретировать данные, представленные на графике,
вычислять n-ый член геометрической прогрессии, степень числа с натуральным
показателем, выполнять реальные расчёты

2

2

Изменения и зависимости

Формулировать

Читать и интерпретировать данные, представленные на графике,
вычислять n-ый член геометрической прогрессии, степень числа с натуральным
показателем, выполнять реальные расчёты

2

3

Количество

Рассуждать

Выполнять вычисления по вербально заданному правилу

2

Как защититься от манипуляций (3 вопроса) креативное мышление


1

Получение нового знания. Решение социальных проблем

Оценка и отбор идей

Оценивать и отбирать приёмы манипуляций, используемых в СМИ и социальных сетях, приводить поясняющие примеры

2

2

Получение нового знания. Решение социальных проблем

Выдвижение креативной идеи

Аргументировать позицию, приводить пример манипулятивного характера персональной ленты публикаций ДЗЕН

2

3

Получение нового знания. Решение социальных проблем

Доработка идеи

Улучшать текст листовки-обращения

2


Результаты проведения и проверки мониторинга:


Результаты проведения и проверки мониторинга функциональной грамотности

Входной мониторинг — I четверть


Класс

Колво

Уч-ся

Присутствовали на тестировании

Недостаточный

Низкий

Средний

Повышенный

Высокий

Максимально набранный балл

Минимальный

балл

28

28

6

10

7

4

1

15

0

22

22

5

6

10

0

0

12

0

1

1

0

1

0

0

0

6

-

5

5

1

2

2

0

0

9

0

Всего











Распределение баллов:

Количество баллов

0

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

Количество обучающихся

3

3

6

5

3

2

9

5

2

6

4

2

4

1

% обучающихся

5,4%

5,4%

10,7%

8,9%

5,4%

3,6%

16,1%

8,9%

3,6%

10,7%

7,1%

3,6%

7,1%

1,8%


Заданий на проверку сформированности креативного мышления во входном мониторинге не было.

Внешний мониторинг — II четверть:

Результаты проведения и проверки сформированности математической грамотности

Класс

Кол-во

Уч-ся

Присутствовали на тестировании

Недостаточный

Низкий

Средний

Повышенный

Высокий

Максимально набранный балл

Минимальный

балл

29

29

0

1

6

18

4

40

4

30

28

1

0

5

18

3

36

0

Всего

59

57

1

1

11

36

7




Результаты проведения и проверки сформированности креативного мышления:

Класс

Кол-во

Уч-ся

Присутствовали на тестировании

Вне диапазона

Начальный

Продвинутый

Выше среднего

Высокий

Максимально набранный балл

Минимальный

балл

29

29

5

0

13

4

0

6

0

30

28

8

11

8

1

0

6

0

Всего

59

57

13

11

21

5

0




Внешний мониторинг — III четверть


Класс

Кол-во

Уч-ся, подлежащих

тестированию

Присутствовали на тестировании

Недостаточный

Низкий

Средний

Повышенный

Высокий

Максимально набранный балл

Минимальный

балл

26

26

1

8

11

4

1

16

1

22

21

1

7

10

4

0

16

1

1

1

0

1

0

0

0

5

-

5

5

1

2

2

0

0

7

0

Всего

54

53

3

18

23

8

1




Распределение баллов (математическая грамотность):

Баллы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество обучающихся

1

1

1

5

7

6

11

7

5

7

1

1

0

% обучающихся

1,8%

1,80%

1,80%

9,4%

13,20%

11,3%

20,7%

13,20%

9,40%

11,30%

1,80%

1,8%

0%


Распределение баллов (креативное мышление):

Баллы

0

1

2

3

4

5

6

Количество обучающихся

7

15

17

5

5

3

1

% обучающихся

13,2%

28,3%

32,10%

9,40%

9,4%

5,70%

1,90%


Распределение по уровню сформированности функциональной грамотности

Входной мониторинг — I четверть

Всего по школе

5-6

4

3

2

Ниже порогового

2% (1 чел.)

7% (4 чел.)

34,5% (19 чел.)

34,5% (19 чел.)

22% (12 чел.)


Внешний мониторинг — II четверть

Распределение по уровню сформированности математической грамотности:

Всего по школе

5-6

4

3

2

Ниже порогового

13% (7 чел.)

64% (36 чел.)

20% (11 чел.)

2% (1 чел.)

2% (1 чел.)


Распределение по уровню сформированности креативного мышления:

Всего по школе

Высокий

Выше среднего

Продвинутый

Начальный

Вне диапазона

0% (0 чел.)

9% (5 чел.)

38% (21 чел.)

20% (11 чел.)

21% (13 чел.)


Внутришкольный мониторинг — III четверть

Распределение по уровню сформированности математической грамотности:

Всего по школе

5-6

4

3

2

Ниже порогового

2% (1 чел.)

15% (8 чел.)

43% (23 чел.)

34% (18 чел.)

5% (3 чел.)


Распределение по уровню сформированности креативного мышления:

Всего по школе

Высокий

Выше среднего

Продвинутый

Начальный

Вне диапазона

2% (1 чел.)

6% (3 чел.)

19% (10 чел.)

60% (32 чел.)

13% (7 чел.)


Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что функциональная грамотность у учащихся 8-9-х классов развита на базовом уровне. Снижение уровня сформированности ФГ в III четверти возможно связано с тем, что предыдущие мониторинги проводились на компьютерах и обучающиеся привыкли к такой форме тестирования, а последнее тестирование проведено на бумажных носителях.

Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Учителям – предметникам рекомендуется:


  1. Не только на внеурочных занятиях, но и на уроках разбирать задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности взрослеющей личности. На занятиях школьники должны получить опыт решения контекстных задач и заданий, в которых необходимо интерпретировать информацию, преобразовывать её и моделировать ситуации её применения в жизненных ситуациях.

  2. Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 4-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной и финансовой) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

  3. Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности». Будучи интерпретированы в соответствии с выбранным способом, тексты проявляют свои различия как инструктивные, описательные и объяснительные. Очень полезны тексты-задачи, которые содержат «недосказанности» в отношении применения компонентов освоения способов, которые при решении задачи подросток должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. Полезно предлагать тексты-задачи, которые содержат «избыточную» информацию, тогда подростку необходимо будет выделить и мобилизовать для решения задачи только ту информацию, которая вступает в определённые отношения с предстоящим действием.

С целью дальнейшего развития у обучающихся креативного мышления:

- провести тщательный анализ количественных и качественных результатов комплексной работы, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся;

- использовать данные анализа и результаты работы по креативному мышлению для устранения выявленных пробелов в усвоении образовательной программы и планирования работы по различным учебным предметам;

- на уроках целесообразно использовать открытые банки заданий, предназначенных для формирования и оценки креативного мышления, а также продолжить поиски новых методов и форм обучения актуальных при выполнении данных заданий;

- включать в учебный процесс задания на выдвижение разнообразных идей и решение социальных проблем, на развитие умения нахождения в тексте и/или приведения самостоятельных аргументов «за» или «против» определенных мнений, суждений, точек зрения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!