Аналитическая справка по результатам проведения
мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук
В 2021/2022 учебном году в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук были проведены мониторинги сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов.
В первой четверти 2021/2022 учебного года в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук был проведен входной мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов (тех, кому на 01.04.22 исполнится 15 лет).
Мониторинг проводился на платформе https://fg.resh.edu.ru/ и заключался в выполнении заданий теста. Тест был представлен в двух вариантах. На его выполнение было отведено 40 минут.
В работу входили задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания), двумя баллами (7 заданий).
Максимальный балл по каждому варианту составляет 16 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:
Недостаточный: от 0 до 3 баллов
Низкий: от 4 до 7 баллов
Средний: от 8 до 12 баллов
Повышенный: от 13 баллов
Высокий: от 15 баллов
Вариант 1 (для 9-х классов)
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (эксперт/ программа) | Балл за выполнение |
Акции и скидки (2 задания) | |
1 | Количество | Формулировать | Распознавание зависимости | программа | 1 |
2 | Количество | Интерпретировать | Составление числового выражения и вычисление процентов | эксперт | 2 |
Конструкция строительной фермы (2 задания) | |
3 | Пространство и форма | Применять | Распознавание зависимости между сторонами и углами, между сторонами треугольника, смежные углы, сумма углов треугольника | программа | 2 |
4 | Пространство и форма | Рассуждать | Применение свойств прямоугольного треугольника: зависимость между сторонами и углами прямоугольного треугольника, между сторонами. | программа | 2 |
Дорога до дачи (3 задания) | |
5 | Изменение и зависимости | Применять | Выявление истинных утверждений относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика | программа | 2 |
6 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Чтение, понимание графика движения автомобиля и интерпретация результата анализа графика | эксперт | 1 |
7 | Изменение и зависимости | Формулировать | Вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни | эксперт | 2 |
Конкур (2 задания) | |
8 | Изменение и зависимости | Формулировать | Запись двойного неравенства: числового и буквенного | программа | 2 |
9 | Неопределенность и данные | Рассуждать | Сравнение чисел, работа с таблицей | программа | 2 |
Вариант 2 (для 9-х классов)
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (эксперт/ программа) | Балл за выполнение |
Предпраздничная распродажа (2 задания) | |
1 | Количество | Применять | Вычисление процентов в простейшей ситуации | программа | 2 |
2 | Количество | Рассуждать | Вычисление процентов | эксперт | 2 |
Пропорции лица (2 задания) | |
3 | Пространство и форма | Применять | Распознавание фигуры, обладающие осевой симметрией; использование свойства оси симметрии | программа | 1 |
4 | Пространство и форма | Формулировать | Применение свойств равностороннего и прямоугольного треугольников | программа | 2 |
Экскурсия по заповеднику (3 задания) | |
5 | Изменение и зависимости | Применять | Выявление истинных утверждений относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика | программа | 2 |
6 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Чтение, понимание графика движения автомобиля и интерпретация результата анализа графика | программа | 1 |
7 | Изменение и зависимости | Формулировать | Вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни | эксперт | 2 |
Конкур (2 задания) | |
8 | Изменение и зависимости | Формулировать | Запись двойного неравенства: числового и буквенного | программа | 2 |
9 | Неопределенность и данные | Рассуждать | Сравнение чисел, работа с таблицей | программа | 2 |
Вариант 1 (для 8-х классов)
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (эксперт/ программа) | Балл за выполнение |
Шкалы температур | |
1 | Изменение и зависимости | Применять | Работа с формулами: использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую | программа | 1 |
2 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Работа с формулами: использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую, сравнение чисел и оценка результата | программа | 2 |
Кулинарный колледж | |
3 | Количество | Формулировать | Отношение пропорциональных величин, реальные расчёты | программа | 1 |
4 | Количество | Применять | Отношение пропорциональных величин, нахождение процента от числа, реальные расчёты | программа | 2 |
Ремонт комнаты | |
5 | Пространство и форма | Формулировать | Составление фигуры из заданных элементов с учётом их линейных размеров | программа | 2 |
6 | Пространство и форма | Рассуждать | Вычисление длины геометрического объекта сложной формы, составленного из отрезков и дуги окружности | эксперт | 2 |
Кресельные подъемники | |
7 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Чтение и интерпретация данных, представленных в таблице и в тексте | программа | 2 |
8 | Количество | Рассуждать | Чтение и использование данных, представленных в таблице и в тексте | эксперт | 2 |
9 | Неопределенность и данные | Интерпретировать | Интерпретация данных, представленных в таблице и на схеме | программа | 2 |
Вариант 2 (для 8-х классов)
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (эксперт/ программа) | Балл за выполнение |
Частота пульса при физической нагрузке | |
1 | Изменение и зависимости | Формулировать | Математическое описание зависимости в буквенном виде (составление формулы) | программа | 1 |
2 | Изменение и зависимости | Применять | Вычисление процентов в реальной ситуации | программа | 2 |
Пособие на ребёнка | |
3 | Количество | Интерпретировать | Реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста | программа | 1 |
4 | Количество | Формулировать | Реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста и таблицы | эксперт | 2 |
Ремонт комнаты | |
5 | Пространство и форма | Формулировать | Составление фигуры из заданных элементов с учётом их линейных размеров | программа | 2 |
6 | Пространство и форма | Рассуждать | Вычисление длины фигуры сложной формы, составленной из отрезков и дуги окружности | эксперт | 2 |
Московский метрополитен | |
7 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Установление характера зависимости, отношения величин, реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста | программа | 2 |
8 | Неопределённость и данные | Применять | Реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами | программа | 2 |
9 | Количество | Интерпретировать | Вычисления с рациональными числами, выбор результата | эксперт | 2 |
Во второй четверти 2021/2022 учебного года в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук был проведен внешний мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся 9-х классов.
Мониторинг проводился на платформе АСУ РСО и заключался в выполнении заданий теста. Тест был представлен в двух вариантах. На его выполнение было отведено 60 минут.
В работу входили задания, направленные на проверку уровня сформированности функциональной грамотности (2 задания по 4 вопроса), и задания на проверку креативного мышления (4 задания).
Выполнение отдельных заданий оценивается экспертом.
Характеристика уровней функциональной грамотности:
от 2 до 4 баллов- 2 уровень функциональной грамотности;
от 5 до 16 баллов- 3 уровень функциональной грамотности;
от 17 до 32 баллов- 4 уровень функциональной грамотности;
от 33 до 52 баллов- 5-6 уровень функциональной грамотности.
Характеристика уровней креативного мышления:
2 балла – начальный;
3-4 балла – продвинутый;
5-6 баллов – выше среднего;
7-8 баллов – высокий.
Вариант 1
№ вопроса | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Максимальный балл за выполнение |
Задание «Волга и ее притоки» |
1 | Количество | Извлекать. Интерпретировать | Чтение данных, представленных в тексте и таблице | 2 |
2 | Количество | Применять | Применение алгоритма построения, вычисление по формуле | 6 |
3 | Пространство и форма | Рассуждать. Интерпретировать | Алгоритм построения, основанный на признаке равенства треугольников. | 8 |
4 | Пространство и форма | Рассуждать. Оценивать | Адаптировать приведенный алгоритм построения, следуя возникшим обстоятельствам, оценка результата по чертеж | 10 |
Задание «Колодцы» |
1 | Количество | Извлекать. Интерпретировать | Чтение данных, представленных в тексте и таблице | 2 |
2 | Изменение и зависимость | Формулировать. Применять | Распознавание геометрических форм | 6 |
3 | Изменение и зависимость | Формулировать. Интерпретировать | Распознавание геометрических форм и составление формулы | 8 |
4 | Пространство и форма | Рассуждать. Оценивать | Использование основных свойств треугольников, соотношений между сторонами и углами в треугольнике, признак подобия треугольника | 10 |
Задание на оценку креативного мышления «Создание стенгазеты» |
1 | Креативное самовыражение (письменное) | Выдвижение разнообразных идей | - | 2 |
2 | Креативное самовыражение (письменное) | Оценка сильных и слабых идей | - | 2 |
3 | Креативное самовыражение (письменное) | Выдвижение креативных идей | - | 2 |
4 | Креативное самовыражение (письменное) | Доработка и совершенствование идеи для создания текста | - | 2 |
Вариант 2
№ вопроса | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Максимальный балл за выполнение |
Задание «Жигулевская кругосветка» |
1 | Количество | Извлекать | Вычисления с извлечением данных с сайта из каталога магазина | 2 |
2 | Количество | Формулировать | Извлекать информацию из текста, формулировать проблему, представить результат в заданном формате | 6 |
3 | Пространство и форма | Рассуждать. Интерпретировать | Алгоритм построения, основанный на признаке подобия треугольников | 8 |
4 | Неопределенность и данные | Рассуждать, моделировать | Интерпретация графиков | 10 |
Задание «Квадрокоптер» |
1 | Количество | Извлекать | Чтение данных, представленных в тексте и таблице | 2 |
2 | Количество | Применять | Нахождение процента от числа | 6 |
3 | Пространство и форма | Применять | Адаптировать приведенный алгоритм построения, следуя условиям | 8 |
4 | Пространство и форма | Рассуждать. Оценивать | Составление истинных утверждений | 10 |
Задание на оценку креативного мышления « Конкурс «Необычное в обычном» |
1 | Креативное самовыражение (письменное) | Выдвижение идей | - | 2 |
2 | Креативное самовыражение (письменное) | Выдвижение идей | - | 2 |
3 | Креативное самовыражение (письменное) | Выдвижение идей | - | 2 |
4 | Креативное самовыражение (письменное) | Доработка и совершенствование идеи для создания текста | - | 2 |
В третьей четверти 2021/2022 учебного года (17.03.2022) в ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук был проведен внутришкольный мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов.
Мониторинг заключался в выполнении заданий теста. Тест был представлен в двух вариантах. На его выполнение было отведено 40 минут.
Работа состояла из заданий, направленных на проверку уровня сформированности математической грамотности (2 задания по 4 и 3 вопроса соответственно), и задания на проверку сформированности креативного мышления (1 задание- 3 вопроса).
В работу входили задания, которые оцениваются одним баллом (2 вопроса), двумя баллами (8 вопросов).
Максимальный балл по каждому варианту составляет 18 баллов: 12 баллов – задания по математической грамотности, 6 баллов- креативное мышление.
Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:
Недостаточный: от 0 до 2 баллов
Низкий: от 3 до 5 баллов
Средний: от 6 до 8 баллов
Повышенный: от 9 баллов
Высокий: от 11 баллов.
Характеристика уровней креативного мышления:
Вариант 1
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Балл за выполнение |
Ассорти из кексов (4 вопроса) | |
1 | Изменения и зависимости | Интерпретировать | Распознавать графики зависимостей, описанных вербально | 1 |
2 | Неопределенность и данные | Применять | Вычислять вероятность равновероятных событий | 1 |
3 | Неопределенность и данные | Формулировать | Составлять выражения по заданному условию, решение комбинаторных задач методом перебора всех возможных вариантов | 2 |
4 | Неопределенность и данные | Применять | Решать комбинаторные задачи методом перебора всех возможных вариантов | 2 |
Проекционное расстояние (3 вопроса) | |
1 | Пространство и форма | Формулировать | Применять подобие треугольников, иметь представление о пропорциональности отрезков, составлять и решать пропорции по условию задачи. | 2 |
2 | Количество | Интерпретировать | Сравнивать числа, составлять отношение величин, иметь представление о пропорциональности отрезков | 2 |
3 | Пространство и форма | Рассуждать | Распознавать подобные треугольники в сложных ситуациях, применять свойства подобных треугольников, составлять и решать пропорции по условию задачи, применять теорему Пифагора, переводить из одних единиц в другие | 2 |
Благодарность (3 вопроса) креативное мышление | |
1 | Визуальное самовыражение | Выдвижение креативной идеи | Выдвигать креативную идею эскиза благодарности учителю | 2 |
2 | Письменное самовыражение | Выдвижение креативной идеи | Выдвигать креативную идею эскиза благодарности учителю | 2 |
3 | Письменное самовыражение | Выдвижение креативной идеи | Выдвигать креативную идею текста благодарности учителю | 2 |
Вариант 2
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Балл за выполнение |
Зона отдыха (4 вопроса) | |
1 | Пространство и форма | Формулировать | Вычислять, оценивать периметры многоугольников и длину окружности | 2 |
2 | Пространство и форма | Рассуждать | Использовать свойства сторон прямоугольника | 1 |
3 | Пространство и форма | Применять | Вычислять, оценивать площадь геометрической фигуры | 2 |
4 | Пространство и форма | Формулировать | Вычислять объем тела | 2 |
Деление одноклеточных организмов (3 вопроса) | |
1 | Изменения и зависимости | Формулировать | Читать и интерпретировать данные, представленные на графике, вычислять n-ый член геометрической прогрессии, степень числа с натуральным показателем, выполнять реальные расчёты | 2 |
2 | Изменения и зависимости | Формулировать | Читать и интерпретировать данные, представленные на графике, вычислять n-ый член геометрической прогрессии, степень числа с натуральным показателем, выполнять реальные расчёты | 2 |
3 | Количество | Рассуждать | Выполнять вычисления по вербально заданному правилу | 2 |
Как защититься от манипуляций (3 вопроса) креативное мышление | |
1 | Получение нового знания. Решение социальных проблем | Оценка и отбор идей | Оценивать и отбирать приёмы манипуляций, используемых в СМИ и социальных сетях, приводить поясняющие примеры | 2 |
2 | Получение нового знания. Решение социальных проблем | Выдвижение креативной идеи | Аргументировать позицию, приводить пример манипулятивного характера персональной ленты публикаций ДЗЕН | 2 |
3 | Получение нового знания. Решение социальных проблем | Доработка идеи | Улучшать текст листовки-обращения | 2 |
Результаты проведения и проверки мониторинга:
Результаты проведения и проверки мониторинга функциональной грамотности
Входной мониторинг — I четверть
Класс | Колво Уч-ся | Присутствовали на тестировании | Недостаточный | Низкий | Средний | Повышенный | Высокий | Максимально набранный балл | Минимальный балл |
9А | 28 | 28 | 6 | 10 | 7 | 4 | 1 | 15 | 0 |
9Б | 22 | 22 | 5 | 6 | 10 | 0 | 0 | 12 | 0 |
8А | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 6 | - |
8Б | 5 | 5 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 9 | 0 |
Всего | | | | | | | | | |
Распределение баллов:
Количество баллов | 0 | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 |
Количество обучающихся | 3 | 3 | 6 | 5 | 3 | 2 | 9 | 5 | 2 | 6 | 4 | 2 | 4 | 1 |
% обучающихся | 5,4% | 5,4% | 10,7% | 8,9% | 5,4% | 3,6% | 16,1% | 8,9% | 3,6% | 10,7% | 7,1% | 3,6% | 7,1% | 1,8% |
Заданий на проверку сформированности креативного мышления во входном мониторинге не было.
Внешний мониторинг — II четверть:
Результаты проведения и проверки сформированности математической грамотности
Класс | Кол-во Уч-ся | Присутствовали на тестировании | Недостаточный | Низкий | Средний | Повышенный | Высокий | Максимально набранный балл | Минимальный балл |
9А | 29 | 29 | 0 | 1 | 6 | 18 | 4 | 40 | 4 |
9Б | 30 | 28 | 1 | 0 | 5 | 18 | 3 | 36 | 0 |
Всего | 59 | 57 | 1 | 1 | 11 | 36 | 7 | | |
Результаты проведения и проверки сформированности креативного мышления:
Класс | Кол-во Уч-ся | Присутствовали на тестировании | Вне диапазона | Начальный | Продвинутый | Выше среднего | Высокий | Максимально набранный балл | Минимальный балл |
9А | 29 | 29 | 5 | 0 | 13 | 4 | 0 | 6 | 0 |
9Б | 30 | 28 | 8 | 11 | 8 | 1 | 0 | 6 | 0 |
Всего | 59 | 57 | 13 | 11 | 21 | 5 | 0 | | |
Внешний мониторинг — III четверть
Класс | Кол-во Уч-ся, подлежащих тестированию | Присутствовали на тестировании | Недостаточный | Низкий | Средний | Повышенный | Высокий | Максимально набранный балл | Минимальный балл |
9А | 26 | 26 | 1 | 8 | 11 | 4 | 1 | 16 | 1 |
9Б | 22 | 21 | 1 | 7 | 10 | 4 | 0 | 16 | 1 |
8А | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 5 | - |
8Б | 5 | 5 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 7 | 0 |
Всего | 54 | 53 | 3 | 18 | 23 | 8 | 1 | | |
Распределение баллов (математическая грамотность):
Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Количество обучающихся | 1 | 1 | 1 | 5 | 7 | 6 | 11 | 7 | 5 | 7 | 1 | 1 | 0 |
% обучающихся | 1,8% | 1,80% | 1,80% | 9,4% | 13,20% | 11,3% | 20,7% | 13,20% | 9,40% | 11,30% | 1,80% | 1,8% | 0% |
Распределение баллов (креативное мышление):
Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Количество обучающихся | 7 | 15 | 17 | 5 | 5 | 3 | 1 |
% обучающихся | 13,2% | 28,3% | 32,10% | 9,40% | 9,4% | 5,70% | 1,90% |
Распределение по уровню сформированности функциональной грамотности
Входной мониторинг — I четверть
Всего по школе |
5-6 | 4 | 3 | 2 | Ниже порогового |
2% (1 чел.) | 7% (4 чел.) | 34,5% (19 чел.) | 34,5% (19 чел.) | 22% (12 чел.) |
Внешний мониторинг — II четверть
Распределение по уровню сформированности математической грамотности:
Всего по школе |
5-6 | 4 | 3 | 2 | Ниже порогового |
13% (7 чел.) | 64% (36 чел.) | 20% (11 чел.) | 2% (1 чел.) | 2% (1 чел.) |
Распределение по уровню сформированности креативного мышления:
Всего по школе |
Высокий | Выше среднего | Продвинутый | Начальный | Вне диапазона |
0% (0 чел.) | 9% (5 чел.) | 38% (21 чел.) | 20% (11 чел.) | 21% (13 чел.) |
Внутришкольный мониторинг — III четверть
Распределение по уровню сформированности математической грамотности:
Всего по школе |
5-6 | 4 | 3 | 2 | Ниже порогового |
2% (1 чел.) | 15% (8 чел.) | 43% (23 чел.) | 34% (18 чел.) | 5% (3 чел.) |
Распределение по уровню сформированности креативного мышления:
Всего по школе |
Высокий | Выше среднего | Продвинутый | Начальный | Вне диапазона |
2% (1 чел.) | 6% (3 чел.) | 19% (10 чел.) | 60% (32 чел.) | 13% (7 чел.) |
Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что функциональная грамотность у учащихся 8-9-х классов развита на базовом уровне. Снижение уровня сформированности ФГ в III четверти возможно связано с тем, что предыдущие мониторинги проводились на компьютерах и обучающиеся привыкли к такой форме тестирования, а последнее тестирование проведено на бумажных носителях.
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Учителям – предметникам рекомендуется:
Не только на внеурочных занятиях, но и на уроках разбирать задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности взрослеющей личности. На занятиях школьники должны получить опыт решения контекстных задач и заданий, в которых необходимо интерпретировать информацию, преобразовывать её и моделировать ситуации её применения в жизненных ситуациях.
Работать над повышением познавательной активности учащихся. Особое внимание уделять дидактическому и методическому инструментарию организации познавательной деятельности обучающихся, с целью обеспечения развития 4-х компонентов функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной и финансовой) современных подростков. Основными видами деятельности обучающихся могут быть: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Особая роль должна отводиться работе с текстом. Разнообразные тексты задают материал, для которого специально могут вырабатываться процедуры перевода в знаковое описание (графическое, символическое, образное) и это может стать одним из типичных способов работы на занятиях по программе курса «Развитие функциональной грамотности». Будучи интерпретированы в соответствии с выбранным способом, тексты проявляют свои различия как инструктивные, описательные и объяснительные. Очень полезны тексты-задачи, которые содержат «недосказанности» в отношении применения компонентов освоения способов, которые при решении задачи подросток должен достроить сам и тем самым показать уровень сформированности осваиваемого способа знакового моделирования и сопутствующих процедур. Полезно предлагать тексты-задачи, которые содержат «избыточную» информацию, тогда подростку необходимо будет выделить и мобилизовать для решения задачи только ту информацию, которая вступает в определённые отношения с предстоящим действием.
С целью дальнейшего развития у обучающихся креативного мышления:
- провести тщательный анализ количественных и качественных результатов комплексной работы, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся;
- использовать данные анализа и результаты работы по креативному мышлению для устранения выявленных пробелов в усвоении образовательной программы и планирования работы по различным учебным предметам;
- на уроках целесообразно использовать открытые банки заданий, предназначенных для формирования и оценки креативного мышления, а также продолжить поиски новых методов и форм обучения актуальных при выполнении данных заданий;
- включать в учебный процесс задания на выдвижение разнообразных идей и решение социальных проблем, на развитие умения нахождения в тексте и/или приведения самостоятельных аргументов «за» или «против» определенных мнений, суждений, точек зрения.