СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»

Аналитическая часть

   Учителем начальных классов работаю 4 года. В 2017 году прошла профессиональную переподготовку в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий в образовании» по программе «Педагогическое образование: учитель начальных классов. В этом же году приступила к работе.

В течение нескольких лет работаю над повышением качества обучения, так как формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Одно из важных факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, взрослыми. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

 Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

-ИКТ-технологию;

- проблемно-диалогическую технологию;

- игровую технологию;

- технологию организации проектной деятельности;

- здоровьесберегающую технологию.      

Работая над методической проблемой «Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ», считаю целью - обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.

При проведении уроков использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.

Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

 Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Современный урок чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературного чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и чтению, электронные тренажеры с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

 Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.

 В своей работе использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

 Считаю, что по сравнению с традиционными средствами обучения, компьютер обладает рядом преимуществ:

−предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

−компьютер несет в себе образный тип информации, понятный школьникам, которые еще не очень хорошо умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

−это средство поддержки задач обучения. Решение проблемных задач с помощью компьютера, поощрение ребенка при их правильном решении является стимулом познавательной активности детей;

−компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

−компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

−компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки.

Применяю игровые компьютерные программы разной направленности: дидактические, сюжетно-дидактические, сюжетно-режиссерские. Все программы объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса, креативного мышления, психических процессов. Предлагая игры «Лото растений», обогащаю знания детей об окружающем мире. Играя в игры серии «Найди лишнего»», учу детей классифицировать предметы по одному или нескольким признакам (цвет, форма, содержание), развиваю способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Формировать у детей начальные математические представления помогает игра «Математика». Учит детей узнавать буквы, читать, играть со словами игра «Путешествие в страну Букварию». Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве». Игры серии «Конструирование» развивают абстрактное мышление, художественные, творческие способности, фантазию. Способствуют сенсорному развитию, знакомят детей с формой, величиной, цветом, свойством симметрии. Самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования помогают игры серии «Комбинаторика».

Своевременное ознакомление обучающихся с окружающей действительностью, природной, социальной с помощью компьютерных игр дают толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов детской деятельности, обогащают новым содержанием общение детей с педагогом и детей друг с другом, помогает детям раскрыть свои способности, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.

Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность включаю элемент соревнования, который помогает переводить дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.

Я работаю по программе «Школа России», которая реализует принципы деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

         Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:

1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.

2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.

3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.

4. Применение различных форм устной работы.

5. Постановка учебной проблемы.

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: «Найди лишнее число в каждом ряду», «Зачеркни его», «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово», «Запиши его».

6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода. В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, воспитывается вера в собственные силы.

7. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нахожу, конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекаю школьников к их обсуждению и решению. При изучении темы «Термометр» предлагаю следующие проблемы: Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

8. Создание ситуации успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций, где ядром является личностный компонент. На первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Так в результате формирования понятия «длина» учащиеся должны овладеть такими компетенциями, как измерение и вычерчивание отрезка заданной длины, измерение длины ломаной линии, состоящей из трёх – четырёх звеньев, нахождение периметра многоугольника (треугольника, четырёхугольника), адекватный выбор инструментов для измерения длины, ширины и другое.

 Известно, что компетенции приобретаются в процессе деятельности. Учащимся уже знакомы единицы измерения длины, как сантиметр, дециметр, миллиметр. Было предложено учащимся выполнить самостоятельно задания:

1. Измерить длину своей ступни, длину ступни своей сестры, мамы и т.д.

2. Расскажите, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно это сделать одному?

3. Определи длину руки от локтя до конца среднего пальца. Как называлась эта мера длины в древности? (локоть).

4. Найдите информацию о таких измерениях длины, как «локоть».

5. Определи размер: а) своей шапки; б) шапки соседа по парте. Выбери подходящий инструмент для измерения.

          Подводя итоги вышесказанного, уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося.

  Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Технология проблемно-диалогического обучения также готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.

 Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке провожу гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность.  В течение года мы с ребятами работаем над различными проектами. Каждый ребёнок из класса выбирает сам или с помощью учителя тему проекта и далее идёт кропотливая работа по его созданию. В конце учебного года состоится презентация работ ребят. Детские презентации были представлены на открытом классном мероприятии. Вместе с детьми анализируем полученный результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности является выставка лучших работ, стенгазета, создание альбомов, зачитывание лучших работ на родительском собрании, соревнования.

Исследовательская деятельность создаёт условия для развития интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности; повышения личной уверенности обучающихся, развития коммуникабельности и умений сотрудничать; обеспечения механизма критического мышления, умения искать пути решения проблем. О качестве творческих работ свидетельствует тот факт, что ученические работы часто становятся участниками разных конкурсов и научно-практических конференций.         Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы с компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.

В настоящее время, к сожалению, очень много детей с ограниченными возможностями здоровья. Они должны являться полноправными участниками образовательного процесса. Поэтому учитель должен построить свой урок так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя важным и нужным.


          В период, указанный в аналитическом отчёте были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам:

В 2018 году прошла курсы повышения квалификации в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Барнаульский государственный педагогический колледж» по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:ключевые особенности и механизмы реализации» в объеме 72 часа.

         

Заключительная часть

В дальнейшем планирую свою деятельность по направлениям:

  1. Создать условия для приобретения учащимися компетентности, удовлетворяющей современным требованиям процесса обучения и воспитания в стандартах второго поколения, позволяющей выпускнику начальной школы адекватно адаптироваться в средней школе;

  2. Обновлять и корректировать содержание учебного материала с выходом на практическую направленность, в соответствии с требованиями содержания общего образования.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

           Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

              Считаю, что изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что моя индивидуальная педагогическая деятельность целесообразна и результативна.

              Использование современных образовательных технологий, педагогически целесообразных приёмов и методов обучения обеспечило успех, главным образом потому, что была чётко поставлена цель, для достижения которой разрабатывались соответствующие действия, осуществлялось умелое распределение своего времени и сил, ориентация на конечный результат, своевременно осуществлялась коррекция совершенствования деятельности.

             




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!