СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет учителя о результатах работы по теме "Активные методы обучения"

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прутская средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края






Штромбергер Вера Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Прутская средняя общеобразовательная школа»



Аналитический отчет

о результатах профессиональной деятельности











п. Прутской

2021 год

Тема: «Использование активных методов обучения на уроках математики»

1.     Основные характеристики опыта

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования. На сегодняшний день школе нужны такие педагоги, которые смело и радикально изменят свои взгляды и возможности, и войдут в класс для реализации нового стандарта и будут обучать новое поколение. Новые стандарты это не новая проблема, это новое видение образовательного процесса, процесса активной творческой деятельности, в которой можно реализовать все свои возможности, главное этого захотеть. А помогут нам в этом новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования ФГОС нового поколения и самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у подростков, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги и учителя.

Одним из решений проблемы развития активизации познавательной деятельности у подростков я вижу в использовании на уроках математики активных методов обучения. По данной теме я работаю на протяжении двух лет. Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.

Актуальность опыта заключается в повышении мотивации к изучению математики.

Цель педагогического опыта - через применение активных методов обучения максимально полно вовлечь всех учеников в образовательный процесс, поддержать высокую познавательную активность обучающихся на протяжении всего урока.

Задачи опыта:

  • развивать у обучающихся личностную рефлексию;

  • развивать умение включаться в общую работу;

  • формировать активную субъективную позицию в учебной деятельности;

  • развивать навыки общения;

  • стимулировать повышение познавательной активности.


2.     Теоретическая база опыта

Так что же такое активные методы обучения?

Кратко остановлюсь на некоторых определениях и понятиях. 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Задачей активных методов обучения является: обеспечение развития и саморазвития личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;

  • соответствие содержанию изучаемой темы;

  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.

  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к изучению математики, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном мире позволит получить требуемый результат обучения.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

В соответствии с поставленной учебной задачей выбираются различные методы обучения

Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выработай альтернативную точку зрения и т.п. Кроме того, учитель может использовать приемы исправления “намеренно сделанных” ошибок, формулирования и разработки заданий для товарищей.

Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” требуют постоянной актуализации в работе и специального обучения их постановке. Приемы же этого обучения разнообразны: от заданий на постановку вопроса к тексту на уроке до игры “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”.

На уроках математики использую разнообразные творческие проектные задания, интерактивные формы работы: тесты в системе on-line, предлагаемые учебными сайтами, упражнения, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации.

Такие виды работ как креативные письменные задания, проекты, творческие работы наилучшим образом активизируют творческое развитие учащихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.

Для учащихся 5-7 классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, в последствии с творческими домашними заданиями), тогда как в 8-9 классах - технологии развивающего и технологии проблемного обучения (модульные уроки, интегрированные уроки и др.).

В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки», «аукционы идей», пресс - конференции, уроки –конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока.

3.     Практическое применение опыта

В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, заимствованными, но адаптированными к моему предмету, которые я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе. 

Активные методы начала образовательного мероприятия. 

Всем известно, что правильный эмоциональный настрой на урок или мероприятие является толчком к успешной деятельности. На данном этапе я использую такие методы как «Добрый день», «Найди похожих», «Поздороваться глазами», «Автограф», «Пусть говорят». Технология проведения метода «Пусть говорят»: озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся ученных и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?».Эпиграф я выбираю не случайно, он должен отражать или содержание урока, или деятельность учащихся на занятии. Главное – все должно быть четко, быстро, на этот этап урока не должно уйти много времени. Но ученики должны в итоге правильно истолковать слова эпиграфа. Этот метод позволяет мне динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.

Выяснение целей, ожиданий и опасений.

Уроки меняются один за другим, происходит и смена учителей в течение всего учебного дня школьника. Эмоции, полученные на предыдущем уроке, какие бы они не были, мешают ребенку сконцентрироваться на новом уроке. Поэтому на этапе постановки целей необходимо организовать работу с каждым школьником так, чтобы ребенок сумел организовать себя и смог поставить для себя образовательную цель для изучения конкретной темы на определенном уроке. Здесь использую методы: «Солнышко и тучка», «Фруктовый сад», «Что у меня на сердце», «Автобусная остановка». А также для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений использую метод «Вырасти цветок».

Этап вхождения или погружения в тему.

Этап, на котором формулируется тема урока, сообщаются цели урока. Здесь мне очень нравятся такие задания, которые позволяют учащимся самостоятельно сформулировать тему. Это  «Разгадывание кроссворда» или «Математического ребуса» Очень эффективен метод «Творческий эксперимент», который вызывает у учащихся большой интерес. Перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути её решения, выполняют эксперимент и выходят на необходимое понятие. Эти методы заимствованные, но адаптированные к предмету. Благодаря данным методам, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, повышается мотивация.

Следующий этап урока - интерактивная лекция.

 Интерактивные методы организации самостоятельной работы над темой. Конечно, не всегда и каждую тему можно предложить учащимся для самостоятельного изучения. Поэтому на этапе передачи и объяснения информации учитель может использовать такой метод, как лекция, но не просто лекция, а интерактивная. Часто при изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение метода «Творческая лаборатория» позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы сформулировать новые понятия и факты. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся использую следующие методы: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Мозговой штурм». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «Приоритеты» и д.р.

Интерактивные методы релаксации.

Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации! Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Методов релаксации огромное множество: 4 стихии, тряпичная кукла и солдат, электрическая цепь, бабушкины ключи, физминутка, пантомима и т.д. Все зависит от вашего настроения и от возраста участников.

Этап проработки содержания темы.

Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся и фронтально, и в группах. Я в основном использую методы: «Кластер» и «Аукцион». После проработки содержания новой темы, ученикам предлагается обсудить вопрос: при выполнении каких заданий нужны знания по изученной теме? Конечно же, ученики не всегда могут назвать все задания, для выполнения которых требуется изученный материал, поэтому приходится «подталкивать», задавать наводящие вопросы.

Интерактивные методы подведения итогов урока. Этап рефлексии. 

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». По их названию вы, наверное, догадались о технике проведения методов. Следует отметить, что перечисленные методы рефлексии деятельности учащихся и методы рефлексии учебного материала. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Рассмотренные активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день методов игрообучения, незначительная часть тех методов, которые я использую на уроках. Применение активных методов обучения в образовательном процессе позволяют мне:

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; 

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями обучающихся; 

- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;

- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

4. Теоретическое представление собственного педагогического опыта

 

Год

Название

мероприятия

Уровень

Тема опыта

2018

Мастер- класс

Школьный

«Современные образовательные технологии: АМО»

2019

Творческая мастерская

         Школьный

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках»

2019

Мастер-класс

Окружной

«Применение активных методов обучения на уроках»

2020

Круглый стол для родителей

Школьный

"Новым стандартам - новые технологии"

2020

Мастер-класс

Муниципальный

«Применение активных методов обучения на уроках»

 



5. Практическое представление собственного педагогического опыта

Год

Форма представления

Тема опыта

Уровень

2018

Открытый урок «Признаки делимости на 10, 2 и 5»

Использование активных методов обучения на уроках математики

Школьный

2019

Открытый урок "Элементы комбинаторики"

Использование активных методов обучения на уроках математики

Окружной

2019

Открытый урок «Пропорция»

Использование активных методов обучения на уроках математики

Школьный


2020

Открытый урок «Рациональные числа»

Использование активных методов обучения на уроках математики

Муниципальный




6.      Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, отмечаю, что внедрение системы работы по использованию активных методов обучения позволило повысить уровень качества по предмету.     

 

Таблица результатов учебных достижений обучающихся

 

Класс

2018-2019

2019-2020

 

успев.

кач-во

ср. балл

успев.

кач-во

ср. балл

5

100%

87,5

4,1

 

 

 

6


 

 

100%

100%

4,1

 

Класс

2018-2019

2019-2020

 

успев.

кач-во

ср. балл

успев.

кач-во

ср. балл

7

100%

33,3 

3,5 




8


 

 

100%

60%

3,8









Диаграмма результатов учебных достижений обучающихся

 


Примечание. На диаграмме видно, что есть небольшое повышение качества   обучения.

 

Таблица результатов участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях


 № п/п

Название конкурса

Кол-во уч-ков

класс

результат


Международные

2

Игра – конкурс « Кенгуру»

6

1

6

8

Диплом 2 степени

Диплом

4

Международная эвристическая олимпиада «Совенок» для 1-6 классов

4

6


Победитель 1-го тура

Победитель 1-го тура

Лауреат 1-го тура

Лауреат 1-го тура

Всероссийские

Олимпиада BRICSMAT.COM+

3


5

1 место, сертификаты

Конкурс «Пума» по математике для 5-9 классов (проверка УУД)

1

1

1

6

8

6

1 место в регионе

1 место в регионе

2 место в регионе

Региональные

1

Краевой конкурс творческих и исследовательских работ

1

6

Диплом 1 степени

2.

Предметный марафон по математике среди 8 классов

1 команда

8

Попали в группу победителей первого тура и были приглашены на 2 тур


Муниципальные


Районный конкурс «Ученик года –2018-2019»

1

9

лауреат

Олимпиада «Вместе к успеху»

участие

5-6

сертификат

Муниципальный дистанционный конкурс по математике для учащихся 5-7 классов

5

5-7

2 диплома призера

Всероссийская олимпиада школьников

1

6

сертификат


Школьный


1.

Всероссийская олимпиада школьников

5

6

призер

2.

Всероссийская олимпиада школьников

4

9

призер

Учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений. Он должен стремиться стать образцом и нравственным идеалом для своих учеников.

Участие в семинарах, вебинарах, круглых столах, тренингах и др.

   Как учитель я в системе повышаю свой профессиональный и методический уровень через курсы повышения квалификации и участие в семинарах, вебинарах и заседаниях РМО.

Форма

Объём

Тема

Вебинар

17 октября 2018

2 часа

«Теория вероятностей на ЕГЭ и ОГЭ»

Вебинар

6 ноября 2018

2 часа

«Профессиональный стандарт педагога как системообразующий инструмент для повышения качества образования»

Вебинар

10 декабря 2018

2 часа

«Задачи по планиметрии повышенного уровня сложности на ОГЭ и ЕГЭ»

Вебинар

29 февраля 2019

2 часа

«Использование математических игр в процессе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Вебинар

13 марта 2019

2 часа

«Методы решения задач с параметром на ЕГЭ»

Вебинар

3 апреля 2019

2 часа

«Элементы логики и теории множеств в заданиях на ОГЭ»

Вебинар

27 октября 2020

2 часа

«Практические задачи на ОГЭ по математике»

Вебинар

2 ноября 2020

2 часа

«Организация подготовки к олимпиадам по математике в 6-11 классах»

Вебинар

5 ноября 2020

2 часа

«ОГЭ в 2021 году по математике разбор демоверсий»

Семинар

18 ноября 2021


3 часа

«Онлайн-ресурсы для эффективного дистанционного урока»

Семинар

15 ноября 2021


3 часа

«Работа с одаренными детьми на уроках

математики в основной школе»

Семинар

22 ноября 2021


3 часа

Подготовка к ОГЭ–22 по математике: разбор

заданий


 




Курсы повышения квалификации

 

 

Наименование учреждения и сроки прохождения курсов

Тема курсов (наименование программы повышения квалификация)

Объём курсов

 ( программы)

Результат участия в курсах (в том числе «продукты», созданные в рамках курсов)

Союз педагогов

11 декабря 2020

«Применение инновационных технологий и методик для развития единой образовательной среды»

16 часов

Диплом, 2020г.

ООО

«Учи.ру»

Ноябрь 2021

«Цифровая грамотность:

базовый курс по развитию компетенций XXI века»

36 часов

Удостоверение, Москва,

№003633,

2021

ЧОУ ДПО «Институт квалификации и профессиональной переподготовки»

Февраль 2021

«Использование дистанционных образовательных технологий на уроках математики. Из опыта работы в 2020 году»

16 часов

Удостоверение, Санкт-Петербург, №63385,

2021

ООО

«Учи.ру»

Ноябрь 2021

Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении

36 часов

Удостоверение, Москва,

2021

Автономной

Некоммерческой организации

Дополнительного

Профессионального образования

«Школа анализа данных»

ноябрь 2021

«Функциональная

грамотность: развиваем в средней и старшей школе»

16 часов

Удостоверение,

Москва,

№20215160494, 2021






7.     Заключение.

 

      Возможности технологии применения активных методов обучения огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает обучающийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. Технология позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности. 

   Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках поддерживается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяют выявить пробелы. Ученики могут самореализовываться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с применением активных форм обучения, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая часть уроков проводится без применения активных методов обучения. Технология активных методов и форм обучения универсальна, легко воспринимается и её может применять любой учитель. Эта форма, которую учитель - предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Уроки с использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

   Таким образом, использование активных методов обучения способствует:

·        развитию личностной рефлексии;

·        осознанию включенности в общую работу;

·        становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

·        развитию навыков общения;

·        принятию нравственности норм и правил совместной деятельности;

·        повышению познавательной активности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!