СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой аналитический отчет по теме самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»

Специальность: учитель начальных классов

Образование: высшее

Стаж работы: 13 лет

Квалификационная категория: первая

Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов

Методическая тема «Технология продуктивного чтения»



Аналитический отчет

Читать- это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать

прочитанное- вот в чем главное.

К.Д. Ушинский

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного. И чтобы каждый урок был интересным для ребенка и приносил пользу, я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности ( технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного

общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммутативных задач, как понимание текста ( общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – « Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». Это всё конечно правильные и красивые слова. Но как сделать каждый урок интересным, как побудить ребёнка к чтению.

В своей работе с текстом я выделяю три этапа работы с текстом.

I. На первом этапе использую прием антиципации или прогнозирования.

Даю задание предположить, о чём данный текст по:

  • Названию

  • Имени, фото автора

  • Иллюстрациям (перед текстом)

  • Выделенным словам (просмотровое чтение)

  • Привлекая предшествующий читательский опыт.

Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

II. Второй этап- это работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста организовывается в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идёт выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Основная задача учителя на данном этапе- помочь ребёнку увидеть в тексте автора ( его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного ( аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста.

При анализе текста необходимо использовать разные приёмы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой. Хочу обратить особое внимание на два основных приёма анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору»- это диалог с автором через текст и комментированное чтение. Диалог с автором- это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно- у большинства учащихся её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания- всё зависит от особенностей текста.

III. И последний этап это работа с текстом после чтения.

Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуется после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представление о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание. При выборе творческих заданий учитываются особенности класса в целом и возможности отдельного ученика, используя дифференцированный подход на уроке и дома: ребятам с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам»- подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка- подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках- помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё не понятно ( тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.

Итак, правильно сформированные навыки чтение- мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребёнку стать думающим читателем.

Таким образом, используя технологию продуктивного чтения, я добиваюсь того, что техника чтения в моём классе лучшая в школе. Да и качество знаний по другим предметам говорит за себя. Из 21 учащегося моего третьего класса, пять отличников, а шесть ребят учатся на «4 и5». Положительный результат заметен даже у ребёнка с ОВЗ.

Я- первый учитель который входит в жизнь ребёнка и его семью. Родители доверили мне самое дорогое- своих детей, и моя обязанность оправдать это доверие.

Росли мои ученики, им на смену приходили другие. Вместе с ними росла и я, постигая секреты педагогического мастерства. Когда-то прочла высказывание Сухомлинского: «Тот настоящий учитель, кто никогда не забывает, что он сам был учеником». Эта фраза и стала моим девизом.

Мои ученики с удовольствием учувствуют в предметных и творческих конкурсах различного уровня. Имеют хорошие результаты и занимают призовые места.


Результативность участия обучающихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.) по преподаваемому предмету

Учебный год

Уровень

Наименование мероприятия

Форма участия (очная, очно-заочная некоммерческая)

Результат участия (грамота, диплом, сертификат и др.)

Ссылка на подтверждающий документ (выписка из протокола, приказа, ссылка на сайт)

2016-2017 г

ОО

Школьные предметные олимпиады


Школьный конкурс чтецов

Очная






Очный

Грамоты

3 место- 1 чел;





Грамоты

1 место-1 чел

Протокол проведения недели начальных класссов




Протокол проведения недели начальных класссов

2016-2017 г

Всероссийский

Конкурс «Лисёнок»



Викторины по предметам


Видеоурок олимпиада по математике и литературе

Марафоны по предметам

Ребус «Математика»

заочная




заочный




заочный







заочный




заочный

Диплом

2 место- 2 чел

3 место- 2 чел


1 место- 2 чел

2 место- 1 чел

3 место- 3 чел


1 место-3 чел

2 место- 2 чел

3 место- 1 чел





1 место-1чел

2 место- 3 чел

3 место- 7 чел


1 место-2 чел

2 место- 1 чел

3 место- 1 чел


Solncesvet.ru




http//www.farosta.ru




videouroki.net







[email protected]




konkurs-rebus.ru


2016-2017 г

Краевой

Конкурс детских проектов «Искусство на тарелке»

заочный

Диплом

Лауреата- 1 чел


2017-2018 Г

ОО

Школьные предметные олимпиады


очная

Грамоты

1 место-2 чел

2 место- 2 чел

3 место- 2 чел;


Протокол проведения недели начальных классов


2017-2018 г

Всероссийский

Марафоны по предметам



Рост конкурс по предметам


заочный





заочный





Диплом

1 место-9 чел

2 место- 3чел

3 место- 2 чел


2 место- 1 чел

3 место- 2 чел


[email protected]





rostkonkurs.ru





2018-2019 г

ОО

Конкурс чтецов


очный




Грамоты- 2 и 3 место



Протокол проведения недели начальных классов;

2018-2019 г

Всероссийский

Центр поддержки талантливой молодёжи

«Всероссийские предметные олимпиады по

Предметам» и Всероссийская викторина «Эрудит»


Марафоны по предметам


заочный



















заочный



Дипломы

1 место- 7 чел

2 место- 1 чел

3 место- 6 чел
















Дипломы

1 место-14 чел

2 место- 8 чел

3 место- 5 чел


http://www.centralant.ru

















[email protected]







2019-2020 г

Районный

Районный творческий конкурс «Милая моя мама»

очный

Дипломы

1 место-1 чел

2 место- 2чел

3 место- 1 чел


Приказ Администрации Панкрушихинского района по образованию от 21.11.2019г


2019-2020 г

Всероссийский

Марафоны по предметам



Центр поддержки талантливой молодёжи «Всероссийские предметные олимпиады по

Предметам» и

Всероссийская викторина «Эрудит»

Рост конкурс по предметам


заочный





заочный


















заочный

Дипломы

1 место-19 чел

2 место- 7 чел

3 место- 2 чел


Диплом

3 место-4 чел

















Дипломы

1 место-2 чел

2 место- 13 чел

3 место- 3 чел


[email protected]





http://www.centralant.ru

















rostkonkurs.ru



2020-2021 г

ОО

Конкурс чтецов


Предметные олимпиады

очный




очный

Грамоты

1 место-2 чел

3 место- 1 чел


Грамоты

1 место- 3 чел

2 место- 2 чел

3 место- 1 чел

Протокол проведения недели начальных классов;


Протокол проведения недели начальных классов


2020-2021 г

Районный

Конкурс «Я- предприниматель»

очный

Грамоты

1 место- 1 чел

2 место- 1 чел



2020-2021 г

Всероссийский

Центр поддержки талантливой молодёжи

«Всероссийские предметные олимпиады по

предметам» и

Всероссийская викторина «Эрудит»

Марафоны по предметам



заочные


















заочный


Диплом

1место- 2 чел

2 место- 1 чел

3 место-1 чел















Диплом

1место- 8 чел

2 место- 9 чел

3 место-2 чел

http://www.centralant.ru

















[email protected]




Наблюдая за тем, что происходит в классе, можно с уверенностью сказать, что мир детства у моих учеников получился насыщенным и интересным. Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя значимым, раскрывает свои способности и творческий потенциал.

С начала внедрения ФГОС веду внеурочную деятельность по программе «Я- гражданин Росси», «Весёлый русский язык», «Мой мир» и «Праздники, традиции и ремесла России»

Я постоянно повышаю свою квалификацию, проходя курсы и участвуя в вебинарах.

Современный учитель- это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределение; саморазвитие, т.е. целенаправленным формирование в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин моего личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

Результат:

Муниципальный «Самый классный классный- 2011»- лауреат

Муниципальный «Учитель года- 2012» в номинации «Молодой специалист»- победитель

Муниципальный «Учитель года Алтая-2016»- участник

За свою работу и участие в различных педагогических конкурсах награждена грамотами и благодарностями.

А ещё я люблю путешествовать.


Если ты сможешь увлечь равнодушного, убедить сомневающегося, защитить слабого, доказать правоту, поговорить по душам, дорожить дружбой, любить своё дело до самозабвения- ты учитель!

Анализ моей педагогической деятельности доказывает, что теперь могу сказать о себе- я учитель!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!