СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идет активный процесс формирования  информационного общества, в котором  выпускник школы должен обладать высокой информационной культурой поведения. Внедрение в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность  в обучении. Интерактивные методы сполна  отвечают этим требованиям. История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.  

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»

Тополинская основная общеобразовательная школа филиал МБОУ «Ильинская СОШ»

Хабарского района Алтайского края



УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы

____________/Строна Н.Н./




Турышева Анора Маноновна

Учитель истории и обществознания



Аналитический отчет

о результатах профессиональной деятельности










с. Топольное

2019 г.


1.     Основные характеристики опыта

Я уверена, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности, наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений.

Наличие в ребенке внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель опыта – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Поэтому, основная идея данного опыта – это разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника, что стало возможным при использовании интерактивного обучения.

Внедрение технологий интерактивного обучения позволяет вовлекать в процесс познания каждого учащегося, используя его индивидуальный опыт, развивая его интеллектуальные и коммуникативные способности. Интерактивные технологии так же включают в учебный процесс мотивационную сферу. Не секрет, что в условиях огромного потока информации современные ученики уже не хотят учиться тому, что им не понятно и не интересно. Они хотят знать: что они делают, для чего и как это может пригодиться им в дальнейшей жизни.

В процессе преподавания курса «История» очень важным умением является умение слышать и слушать друг друга, признавать ценность опыта любого из участников коммуникации. Технологию интерактивного обучения можно применять любых классах. Она подходит для учащихся с любым уровнем знаний и любого возраста. Единственное условие для учащихся – это желание узнавать новое, а для учителя – желание поделиться своими знаниями.

В современном мире нельзя запрещать. В современном мире нужно давать что-то такое, что привлекает больше внимания и становится более интересным. Находясь в информационном поле культуры, религии, истории современный подросток должен сделать самостоятельный выбор. Именно этот потенциал личности развивает новый предмет и те технологии обучения, которые применяются в процессе его преподавания.

Условия возникновения опыта:

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.

Актуальность и перспективность:  обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроке истории. Интерактивные методики на сегодняшний день являются наиболее перспективными с точки зрения развития современной системы образования. Использование интерактивных методик – это создание таких условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и самостоятельно добывают знания. Обучение в интерактивном режиме становится максимально приближенным к ученику: он при помощи учителя обучает себя сам. Учитель включается в процесс только как координатор и консультант, который знает больше чем каждый из учащихся, но не заставляет их учиться, не требует и не добивается, а предлагает сотрудничество и помощь.

Теоретическая база опыта:

Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме. В книге «Теория и методика преподавания истории» автор Вяземский Е.Е. особое внимание уделяет мировому опыту преподавания и изучению истории в школе.

Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий.

В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода- обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дискуссий. Эти нововведения можно использовать в нетрадиционных уроках, которые способствуют улучшению знаний учащихся.

В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.

Новизна опыта заключается в том, что интерактивные методики применяются в преподавании многих предметах, в том числе истории и обществознания в среднем звене. Таким образом, на основе объективных данных, таких как успеваемость и качество знаний можно проанализировать результативность опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что мы ничему не можем научить учащихся, кроме того, что научить их учиться. При таком подходе почти каждый предмет, изучаемый в школе, может стать прикладным. Имеется в виду, что на любом уроке, используя его содержание, учащиеся могут осваивать те практические умения и навыки (компетенции), которые пригодятся им в дальнейшем. Учитель на уроке ставит учащихся в позицию активного самоуправления и позволяет им раскрыть свои лучшие нравственные, интеллектуальные, коммуникативные и лидерские качества. Для учителя уроки в режиме интерактивного обучения так же создают новые возможности. Ход урока, построенного в режиме интерактивного обучения невозможно запрограммировать заранее. Поэтому подготовка учителя к уроку заключается не в написании подробного, развернутого плана, а в подготовке разнообразного ресурсного материала, который в процессе урока можно использовать произвольно, учитывая пожелания и предложения учащихся. Так на уроке возникают субъект - субъектные отношения. Это создает у учащихся дополнительную мотивацию, потому, что они являются сотрудниками и соучастниками процесса. Наивысшей формой общения «учитель-ученик» является подготовка творческих заданий самими учащимися. Это могут быть сообщения и презентации, практические и тестовые задания. Такие творческие задания учащиеся самостоятельно составляют начиная с 4 класса. А в 5-6 классе это могут быть задания тематические, интегрированные, компетентностные и др. Работа в интерактивном режиме имеет продолжение в старших классах. Учащиеся легко адаптируются при переходе в старшую школу, активно реализуют себя в общественной и личной жизни. Можно сказать, что активная жизненная позиция становится для них привычкой и образом жизни.

Цель педагогического опыта - через применение интерактивных методов обучения максимально полно вовлечь всех учеников в образовательный процесс, поддержать высокую познавательную активность обучающихся на протяжении всего урока, что гарантирует достижение целей урока.

Задачи опыта:

  • развивать у обучающихся личностную рефлексию;

  • развивать умение включаться в общую работу;

  • формировать активную субъектную позицию в учебной деятельности;

  • развивать навыки общения;

  • стимулировать повышение познавательной активности.



Технологии опыта: интерактивные методики – это методики, при которых процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Интерактивный подход в обучении в отличие от традиционного подхода предполагает:

Сравнение традиционного и

интерактивного подхода к обучению

Основная задача: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

Задача обучающихся: как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Модель односторонней коммуникации.

Создание условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Воспроизведение знаний, добытых в результате самостоятельной исследовательской деятельности

Модель многосторонней коммуникации.

Традиционное обучение



Интерактивное обучение







Методов интерактивного обучения существует огромное количество. В зависимости от темы и цели урока используются те или иные из них: игровые ситуации, работа с партнером, групповая работа, составление творческих заданий и проектов. Применение интерактивных методик на различных этапах урока помогают учащимся усваивать материал на основании личного опыта. В преподавании используется проблемно-поисковый метод. Практически любой урок начинается с постановки проблемы. Для активизации знаний учащихся используются проблемные вопросы, литературные произведения, притчи, сказки, загадки. Так же любимой для учащихся формой работы на уроках истории являются интеллектуальные игры. Ребята сами составляют вопросы, учатся формулировать их правильно и правильно на них отвечать. Практикуются игры после каждой учебной темы и по всему курсу. Это позволяет в конце учебного года систематизировать фактический материал.

Одним из наиболее часто используемых методов на уроках истории является так же метод проектов. Учащиеся, владеют навыками работы с компьютером и с большим удовольствием готовят презентации. Однако, у них практически отсутствуют навыки публичного выступления и самопрезентации. Оптимальное развитие этих навыков происходит первоначально во время работы в группе, а затем индивидуально. Использование компьютерных технологий и проектных методик, является обязательным условием, в преподавании данного курса. Наибольшее воздействие при работе с художественными произведениями оказывают именно зрительные, звуковые и тактильные ощущения. Рисунки, презентации, сочинения учащихся на определенную тему – все это оставляет эмоциональный след в душе ребенка и, особенно в этом возрасте, запоминается на всю жизнь.

Любимыми уроками для учащихся стали уроки-экскурсии: реальные и виртуальные (например, уроки по теме «Священные сооружения», «Религии России»). Многие вопросы, поднимаемые на уроках, имеют свое продолжение во внеклассных мероприятиях нередко с приглашением родителей. Главной особенностью курса является его воспитательная функция, так как предметом изучения в нем является сам человек, его способность духовно развиваться. Отечественная и мировая педагогическая мысль все большее внимание уделяют развитию средствами образования собственного человеческого начала в человеке.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Итак, классификация интерактивных методов может выглядеть следующим образом:

1. Творческие, креативные задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

4. Использование общественных ресурсов (специалисты на уроках истории, экскурсии, выставки).

5. Изучение и закрепление нового информационного материала.

- Интерактивная лекция.

- Ученик в роли учителя.

- Работа с наглядным пособием.

- Каждый учит каждого.

6. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.

6.1. Проектный метод.

6.2. Шкала мнений.

6.3. Дискуссия, дебаты и симпозиум.

7. Разрешение проблем.

7.1. Мозговой штурм.

7.2. Дерево решений.


Результативность опыта: учащиеся начинают работать в интерактивном режиме с 5-6 класса. На первом этапе они учатся работать в парах, затем в группах. Большое внимание на уроках уделяется отработке специфических умений: умение давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи, соотносить события и явления, систематизировать и обобщать информацию. В старших классах, когда учащимся нужно скооперироваться для выполнения заданий, активно используются технологии кооперативного обучения, такие как игровые методики, метод проектов. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс развивает у учащихся умение работать в команде. Интерактивные методики можно применять на уроках любого типа. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое. По моему мнению, использование интерактивных методик в преподавании Истории особенно продуктивно в нашей школе. Интерактивные формы уроков являются составной частью концепции современного обучения. Они стимулируют познавательный интерес, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность ребенка, помогают установить тесный контакт между учителем и учеником. В связи с этим последние годы я внедряю в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Это обучение как совместный процесс познания, в котором знание добывается в совместной деятельности через диалог учащихся между собой и учителем.

Основные характеристики интерактивного обучения:

- комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;

- обсуждаемые темы неоднозначны.

Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.



Адресная направленность (область применения опыта):

Технологию интерактивного обучения можно применять любых классах. Это еще одно ее преимущество. Она подходит для учащихся с любым уровнем знаний и любого возраста. Единственное условие для учащихся – это желание узнавать новое, а для учителя – желание поделиться своими знаниями и соответственная материально-техническая база. Итогом работы в режиме интерактивного обучения является стабильность успеваемости и результативность качества знаний более 80 %.


Трудоемкость опыта: работа в интерактивном режиме с одной стороны предполагает поиск дополнительных ресурсов при подготовке к урокам, а с другой – создает дополнительные возможности. Во-первых, подготовив один раз хороший ресурсный материал к уроку, тебе уже не нужно будет готовиться в следующий раз: бери ресурс и моделируй любой урок. Во-вторых, ты можешь подарить свой урок, обменяться с коллегой, опубликовать и т. д. В-третьих, твои ученики очень быстро осваивают навыки коммуникации и творческой деятельности и сами активно участвуют в создании ресурсной базы для уроков.




Стабильность опыта.

В результате работы учителя у учеников формируется познавательный интерес к получению знаний по истории и обществознанию. Происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.  На протяжении ряда лет ученики показывают достаточно стабильные результаты обучения в зависимости от сложности изучаемого материала, а также от подбора класса.

Репрезентативность опыта.

Данный опыт доступен в освоении. Его можно применять в любой школе района. Необходимо овладеть методами данной технологии и творчески подходить к планированию каждого отдельно взятого урока или мероприятия. И кроме этого интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.

Оптимальность опыта.

Интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Я думаю, что это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”. Считаю, что сегодня интерактивное обучение как никакая другая технология способствует овладению учеником всеми 7 ключевыми компетентностями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетентностью личностного самосовершенствования и профильной.

Применение данного опыта позволяет учащимся быстрее адаптироваться к постоянному исследованию программного материала, привыкают мыслить творчески, искать нужную информацию самостоятельно и не ждать готовых ответов на вопросы. Это является главным, к чему мы должны стремиться при работе с детьми. Данный опыт позволяет работать в соответствии с нормативами санитарно-гигиенических норм, не отражаясь на здоровье учащихся, позволяет разгрузить учащихся от выполнения объемных домашних заданий.

Системность опыта.

Интерактивные методы обучения используются не только на уроках истории и обществознания, но и во внеурочной деятельности. При планировании работы с учащимися я опираюсь на их владение технологией и знания, что позволяет сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Постоянное использование интерактивного обучения в работе превращает учителя в консультанта,  организатора – фасилитатора, информатора – эксперта. 

2.     Практическое применение опыта

В своей практике использую следующие интерактивные формы обучения: создание ситуации выбора проблемно-познавательные, логические задания ролевые игры беседа исторического лица сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов лото тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками соотнеси,  закончи предложение, дискуссия, диспут узнай историческое лицо современные информационные технологии обучения.

  В данной работе я покажу как на своих уроках использую эти формы.

Создание ситуации выбора.

В 9 классе по истории России по теме: “Большевики берут власть” можно предложить вопрос: “На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917 года? В какую партию вошли? Почему?” (работа может идти в группах: октябристы, трудовики, монархисты.)

Проблемно-познавательные, логические задания.

Познавательные задачи, я уверена, в значительной мере способствуют развитию способности ученика к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию статистических и иных методов познания, т. е. овладению учебно-познавательной компетентностью.

- Что бы случилось, если бы?

- Что ты имеешь в виду?

- Если она права, то, как повлиять на…

Ролевые игры.

Способствуют овладению учащимися социально-трудовой компетентностью. Они позволяют не только овладеть знаниями и опытом, но и выполнять различные роли, заставляют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Ценностно-смысловая компетентность обеспечивает механизм самоопределения учащихся в различных ситуациях. Причём данную форму интерактивного обучения я часто использую на своих уроках.

Беседа исторического лица.

В 6 классе по истории России по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва” можно организовать беседу великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.


Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов.

  Этот вид работы можно использовать  при подготовке домашнего задания. Темы: “Если бы я был Петром 1, стал бы прорубать окно в Европу?”, “ Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”. Сочинения-рассуждения по теме: “Я – свидетель.. (событий)”, письма на Родину: “Я солдат, участник русско-польской войны” и т. д.

На уроках материалы сочинений, писем зачитываются детьми, иногда их анализ выливается в дискуссию. Выбираются оппоненты, они дополняют, развивают мысль, могут и не согласиться с рассуждением, возразить и представить свою точку зрения по проблеме. Бывает, что в ходе дискуссии точка зрения отдельного ученика меняется.

Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками.

Пример текста-ловушки “Мамай”:

“Хан Мамай был встревожен, давно ожидаемое посольство литовское, почему – то задержалось в Рязани. Опять этот хитрый ноймен Олег ибн Василий плетёт козни. Рязанцам нельзя доверять. Не зря Батый назвал Рязань “злым городом”. Наконец янычары сообщили хану: “Прибыли послы”. Переговоры о военном союзе шли успешно, но об этом узнал московских монах Сергий и всё расстроил. За три дня без пищи он дошёл пешком из Москвы в Рязань и немедленно закрыл все храмы в городе. Нойону Олегу пригрозил отлучить от церкви, заставлял публично отречься от дружбы с язычником Мамаем”. Данную форму использую на уроках повторения, обобщения знаний.

Соотнеси.

Соотнеси деятеля и событие.

Это достаточно просто и дети всегда с радостью воспринимают такие задания.

Закончи предложение.

А вот пример из урока истории Росси в 7 классе:  “Образование и культура в XVII веке”.

“XVII век стал веком... . Были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для… . Сибирский казак … . начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. Он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но не смог, так как… . В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив… . Русский землепроходец … впервые проник в бассейн реки… . Он был первым, кто совершил плавание по… .”

Дискуссия, диспут, дебаты

Безусловно, все эти интерактивные формы обучения требуют значительного интеллектуального обучения, включают умственные процессы, позволяют решать различные проблемы, что характерно для ключевых компетенций. Я хочу более подробно остановиться на уроках-дебатах.

Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

Сначала  предлагается детям тема дебатов. Она должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. Например, на уроке обществознания: «Легализация наркотиков». Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы. Отрицающая сторона пытается убедить их в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. Аргументы и доказательства ребята находят в Интернете, библиотеках, в СМИ. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Основные этапы проведения дебатов

Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- формируются        команды        (3-6        человек);
- бейджики для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и так        далее «за»         и        «против»        предложенного        тезиса;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

Также в последнее время все большую популярность приобретает технология критического мышления. Вот несколько приемов по данной технологии.

Ассоциативный ряд. К теме или конкретному понятию урока выписываются в столбик слова-ассоциации. Дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение  к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при  проверке  оценивается, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся необходимо вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работают в группах, каждая группа представляет свой кластер, потом составляется общий. Далее учащимся предлагается текст, и они должны найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием можно использовать и  при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного”. Еще один прием “ключевые слова”. Например, при изучении личности Екатерины II предлагаются слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница. Используя данные слова, нужно составить мини-текст. У детей возникает масса вопросов, особенно со словом “исчо”. Ещё один интересный прием, который я предлагаю: “верные-неверные утверждения”. При изучении личности Екатерины II предлагаются утверждения:

До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны” Она была племянницей Петра I Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями Любила своего мужа и была счастлива в браке.

Данный прием вызывает много вопросов у детей, что показывает высокий познавательный интерес.

Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности можно использовать прием “плюс-минус-вопрос”. По итогам составляется таблица. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.

На стадии рефлексии возвращаем детей к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

В результате проб и ошибок в своей работе,  несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися. Рассматривая применение интерактивной  педагогической технологии на уроках истории и обществознания, следует отметить в первую очередь, что это новаторская технология, которая наиболее полно обеспечивает решение проблем современного исторического образования. Во вторых, предполагает использование компьютера и интернета на уроке и при подготовки к нему.


3. Теоретическое представление собственного педагогического опыта

 

Год

Название

мероприятия

Уровень

Тема опыта

2014

Мастер- класс

Школьный

«Современные образовательные технологии»

2015

Творческая мастерская

         Школьный

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках»

2016

Мастер-класс

Окружной

«Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания»

2016

Круглый стол для родителей

Школьный

"Новым стандартам - новые технологии"

2017

Мастер-класс

Муниципальный

«Применение интерактивных методов обучения на уроках»

 


4. Практическое представление собственного педагогического опыта


Год

Форма представления

Тема опыта

Уровень

2015

Открытый урок "Мораль"

Использование интерактивных методов обучения на уроках обшествознания

Окружной

2015

Методическое представление

Работа в «Сетевом городе»

окружной

2016

Открытый урок «Эпоха великих географических открытий»

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории

Школьный


2017

Обобщение опыта на школьном конкурсе «Учитель года-2017»

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории

Школьный

2018

Открытый урок «Политика»

Использование интерактивных методов обучения на уроках обществознания

Районный

2018

Классный час в 9 классе «Мост в будущее»

Использование коуч-технологий в учебно-воспитательном процессе

Районный

2018





2018

Урок «Защита Отечества»





Воспитательное мероприятие «Что такое счастье»

Использование интерактивных методов обучения на уроках обществознания



Использование интерактивных методов


Районный





Районный







Таблица результатов участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях


 № п/п

Название конкурса

Кол-во уч-ков

класс

результат


Международные

2

Игра – конкурс « Кенгуру»

6

1

6

8

Диплом 2 степени

Диплом

4

Международная эвристическая олимпиада «Совенок» для 1-6 классов

4

6


Победитель 1-го тура

Победитель 1-го тура

Лауреат 1-го тура

Лауреат 1-го тура

Всероссийские

VI Всероссийские предметные олимпиады «sapient sat»

1

10 учащихся

6

5-9

2 место, история

сертификаты

Всероссийский конкурс по истории сайта «компэду»

3

4

5

8

2 место

3 место

Всероссийский конкурс по обществознанию сайта «компэду»

2

6

6

8


1, и 2 вторых места

Ростконкурс по истории

2

5

3 место

Конкурс «Пума» по истории для 5-9 классов (проверка УУД)

1

1

1

6

8

6

1 место в регионе

1 место в регионе

2 место в регионе

Окружные

Научно-практическая конференция Ильинского школьного округа

1

6


1 место


Научно-практическая конференция «Малые Гумбольдские чтения»

1

6


1 место



Учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений. Он должен стремиться стать образцом и нравственным идеалом для своих учеников.

Участие в семинарах, вебинарах, круглых столах, тренингах и др.

   Как учитель, я в системе повышаю свой профессиональный и методический уровень через курсы повышения квалификации и участие в семинарах, вебинарах и заседаниях РМО.

Форма

Объём

Тема

Онлайн - семинар

3 октября 2016

2 часа

«ИКТ-компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»

Лекторий

14.10.2016

16 часов

«Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися»

24.02.2016

2 часа

«Подготовка к ВПР в 5 классе»

13.12.2016

2 часа

«Система внутреннего мониторинга ОО как базовая основа независимой оценки качества образования»


 

Курсы повышения квалификации

 

Наименование учреждения и сроки прохождения курсов

Тема курсов (наименование программы повышения квалификация)

Объём курсов

 ( программы)

Результат участия в курсах (в том числе «продукты», созданные в рамках курсов)

АКИПКРО (21.09.2015 – 03.11.2015)

« Учебно- профессиональное объединение педагогов: механизм общественной экспертизы рабочих программ и уроков на соответствие требованиям ФГОС»

36 часов

Удостоверение КГ.17.4906

АКИПКРО (11.09.2017 – 29.09.2017 )

« Способы формирования метапредметных результатов обучения на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями системно- деятельностного подхода»

36 часов

Удостоверение №41-СЦ, 2017г.

АКИПКРО

(10.12.18-14.12.2018)

Развитие профессионального мастерства учителя.

32 часа

Удостоверение

КГ.18.7519


      Возможности технологии применения интерактивных методов обучения огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает обучающийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. Технология позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности. 

   Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на уроках поддерживается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяют выявить пробелы. Ученики могут самореализовываться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Диагностика выявляет отношение к предмету, позволяет увидеть результаты обучения. Учащимся в конце 2017-2018 учебного года были предложены анкеты с вопросами:

- Какие школьные предметы тебе нравится изучать?

- Какие формы работы на уроках запомнились больше всего?

Положительный ответ в отношении истории и обществознания дали 80% учащихся. Эти дети чувствуют себя комфортно на уроках и проявляют интерес к данному предмету. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с применением активных форм обучения, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме. Технология интерактивных методов и форм обучения универсальна, легко воспринимается и её может применять любой учитель. Эта форма, которую учитель - предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Уроки с использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

   Таким образом, через  интерактивное обучение я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и  рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности,  причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!