Аналитическая справка
учителя информатики МБОУ лицея №5
Кутько Натальи Александровны
II четверть (Iполугодие)2012-2013 учебный год
Ориентируясь на современные проблемы системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика», я определяю цель своей педагогической деятельности: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
При реализации данной цели ставлю перед собой задачи:
помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения.
Ведущую роль отвожу проектной технологии.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Проекты, выполняемые на уроках информатики, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: “Программирование”, “Логические функции MS Excel”, “Текстовый процессор MS Word”, “Создание презентаций с помощью PowerPoint”, “Системы управления базами данных MS Access”.
Внедрение метода проектов, создание условий для выполнения учащихся индивидуально-проектированной деятельности позволяет сформулировать устойчивый интерес ребят к предмету, способствует их самообразованию, повышению творческой активности.В проектной деятельности на уроке или дома практикуется работа в группе, что позволяет ребятам научиться договариваться со сверстниками, правильно распределить усилия для выполнения задания (при общей нехватке времени никто не желает за кого-то делать его работу), осознать свою значимость в обществе. Некоторые темы проектов предлагаются из окружающей жизни:
«грамотный покупатель» (работа в электронных таблицах, 11 класс) - изучение товаров-продуктов и цен в различных торговых точках, анализ необходимых продуктов и обработка полученных данных в ЭТ;
«переработка бытовых отходов» (работа с базой данных, 11класс) - изучение источников бытового мусора и способов его переработки.
Кроме метода проектов на уроках использую модульную технологию. Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. На мой взгляд, модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
В моей практике также использую нестандартные формы проведения уроков. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.
Как и все мои коллеги нашего лицея, я внедряю и здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Анализ содержания, методических приёмов, организационных форм и результатов обучения информатике.
В процессе формирования информационной культуры и ИКТ-компетентности учащихся в качестве основного звена выступает школьный курс информатики, призванный обеспечить достижение следующих целей:
• Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На уроках информатики создаются оптимальные условия, обеспечивающие интенсивность формирования и удовлетворения познавательных потребностей обучаемых, условия для усиления процесса самообразования учащихся благодаря использованию компьютерных и информационных технологий.
Учитывая, что информатика - одна из наиболее быстро развивающихся учебных дисциплин, учитель информатики должен понимать современные тенденции его развития современного образования. Это реализуется через использование различных форм активной деятельности учащихся и методических приёмов:
Содержательные линии курса. Эффективные формы работы. Результаты. Формирование компетентностей.
Информация и информационные процессы. Интегрированный день « Информация и информационные процессы в природе, технике и обществе».
Исследовательская деятельность учащихсяся. На основе интеграции систематизируются и углубляются знания учащихся по данной теме; формируется современная научная картина мира через раскрытие общих закономерностей информационных процессов; понимании ведущей роли информации в эволюционных процессах.
Информационная компетентность; Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Представление информации Практическая работа с электронным калькулятором «Системы счисления»;
Лабораторные работы по кодированию звуковой и видеоинформации. При использования взаимоконтроля вырабатываются умения объективно оценить собственные знания, помочь друг другу разобраться. Компетентность в сфере трудовой деятельности;
Коммуникативная компетентность.
Компьютер. Семинары в малых группах; практикумы по сборке компьютера; подготовка проектов.
Высокая вовлечённостью обучаемых в учебный процесс.
Повышается интерес к предмету и вырабатывается потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Учащиеся учатся участвовать в диалоге и самостоятельно принимать решения.
Социально-информационная и коммуникативная компетентность - компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Моделирование и формализация Компьютерное моделирование реальных процессов в специальных учебных средах или в среде программирования Turbo Pascal. Интегрированные уроки.
Учащиеся выделяют существенные признаки, классифицируют их, учатся выделять необходимую информацию и организовывать её в структуру, видят преимущества проведения и отличия компьютерного эксперимента от натурного.
Формирование компетентности познавательной, исследовательской деятельности.
Алгоритмизация и программирование.
Путём решения большого количества задач; иcпользования методики проблемного обучения, индивидуализации процесса обучения.
Выпускная работа по программированию: создание учащимися программ - тренажёров или контролирующих программы по разным предметам.
Информационные технологии.
Работы учащихся с пакетами прикладных программ общего назначения (текстовый редактор WORD, графический редактор PAINT, PhotoShop, электронная таблица EXCEL, система управления базами данных ACCESS), а не на базе специально разработанных учебных сред.
Творческие работы:
- издание буклетов;
- конкурс рисунков;
- коллаж класса ,
- создание тестов и электронного журнала класса в EXCEL,
- проведение социологического исследования в школе и обработка данных в EXCEL,
- создание базы знаний;
Проверка знаний - важная составная часть процесса обучения. Её основной целью является определение качества усвоения учащимися программного материала. На основе требований мной разработаны по всем темам курса:
- контрольные работы;
- тесты (как контрольно- измерительные материалы);
- творческие работы (буклет, информационный лист, бюллетень, презентации, как формы представления знаний учащихся);
- дидактические и деловые игры;
- составление кроссвордов;
- уроки - турниры, когда команды задают друг другу вопросы, а группа экспертов оценивает правильность и глубину вопросов и ответов;
- практикумы по решению задач по программированию.
Считаю целесообразным применение оценочных суждений (поддержка, поощрение словами, предупреждение, анализ достижений и неудач).
Эффективность работы образовательной системы определяется объективным критерием – результатами обучения. Получение информации о деятельности педагогической системы осуществляется за счёт использования тестовых форм контроля качества обучения. Результаты контроля позволяют вносить существенные коррективы в учебный процесс на основе индивидуализации и дифференциации.
Я провожу входное анкетирование или тестирование учащихся в начале 10 класса, чтобы выяснить уровень владения понятиями, связанными с работой на компьютере, наличие навыков работы, степень владения новыми информационными технологиями. Входное анкетирование позволяет правильно разделить учащихся на подгруппы при проведении практических работ, организовать систему индивидуально-групповых занятий с учащимися разных уровней подготовки. Тем учащимся, кто не имеет навыков работы на ПК, но испытывает желание овладеть программным обеспечением, я предоставляю больше возможностей и дополнительное время для работы за ПК или привлекаю для участия в проектной деятельности.
Анкетирование показывает, что информатику считают интересным и развивающим предметом 100% обучающихся. Все опрошенные ответили, что знание компьютера, владение информационными технологиями и умение работать в Интернет необходимы сегодня каждому человеку.
Анкетирование даёт хорошую обратную связь с учащимися, позволяет выяснить причины затруднений в изучении информатики.
По результатам анкет можно сделать выводы о целесообразности применения педагогических методов и форм проведения уроков. Ранжируют учащиеся предпочитаемые для них формы теоретических занятий: деловая игра, диспут, интегрированный урок, семинар, практические работы по изучению НИТ, лекция, программирование.
На уроках использую разнообразные современные методы и приемы организации учебного процесса школьников: это индивидуальный подход во фронтальной и самостоятельной работе, групповая и парная работа, уровневая дифференциация, индивидуализированные задания, проектные и исследовательские работы. Уровень сложности и объем предполагаемой работы диктует способы формирования групп, помогаю распределить роль каждого и работу в группе.
Большое внимание в своей деятельности уделяю работе с одаренными детьми, представляю их работы на различных конкурсах. Хорошие знания компьютерных технологий позволяют моим ученикам участвовать в различного уровня олимпиадах, конкурсах, фестивалях, создавать исследовательские проекты и успешно защищать их, а также использовать знания ИТ при выполнении и защите проектов по другим предметам.
Мои ученики регулярно принимают участие в различных творческих конкурсах, показывая на них неплохие результат, пополняя свои портфолио дипломами и грамотами.
Сытникова Виолетта, ученца 10 от класса, заняла 1 место в городском олимпиаде по информатике.
Журавель Елизавета (11 от) в городском олимпиаде по информатике – 3 место.
Кутько Андрей, ученик 3р1 класса, занял 1 место в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием ИКТ, номинации «Лучшая художественная разработка».
Ропаева Анна, ученица 3р2 класса, заняла 2 место в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием ИКТ, номинации «Лучшая художественная разработка».
Беляева Анастасия, ученица 7пр1 класса, заняла 2 место в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием ИКТ, номинации «Лучшая художественная разработка».
Бордзань Дарья и Мотсеева Юлия», ученицы 9р1 класса, заняли 1 место в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием ИКТ, номинации «Лучший видеоролик».
Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Офисный работник» (результаты пока неизвестны):
- Голова Алина 10 от
- Писарева Анастасия 10 от
- Еремеев Георгий 9пр1
- Ерзикова Алина 6р1
- Амирасланов Тимур 10 от
- Петренко Екатерина 5р2
- Цай Екатерина 10 от
- Кузьменко Фарида 10 от
- Бобро Никита 6р1
- Челан Кирилл 10 ин
- Письменский Ярослав 6р1
Принимали участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Креатив. Интеллект. Талант» (результаты пока неизвестны):
- Цай Мария 9пр1
- Бордзань Дарья 9пр1
- Скиба Кирилл 9пр1
- Ерзикова Алина 6р1
- Моисеева Юлия 9пр1
- Сухов Виктор 7р1
- Сорокин Илья 10 от
- Кутько Андрей 3р1
- Афанасьев Евгений 9пр1
- Панфилов Иван 8р2
Участие в городском конкурсе видеороликов «Мы за здоровый образ жизни».
Так же участвовали в принимают участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Диалог»:
- Лисикян Артем 10 от 1 место
Принимали во Всероссийском конкурсе «Чемпионат по информатике» - 100 человек.
Всероссийский конкурс «Центр поддержки талантливой молодежи» - 22 человека
Учащиеся 11 ин класса, классным руководителем которого я являюсь, заняли в конкурсе «Новогодний КВН 2012» - 2 место.
В конкурсе «Новогодних плакатов» Майданникова София и Бельмасова Екатерина заняли 1 место.
В предновогоднем конкурсе «Минута славы» учащиеся 11 ин класса- Курман Влад и Лосев Алексей, группа «Пузырьки – водичка» заняли 2 место в номинации «Оригинальный жанр». Лихоносов Михаил, ученик 11 ин класса в этом же конкурсе занял 1 место в номинации «Вокал»
Участие в семинаре 29.12.2012 по теме «Роль классного руководителя в лицейском сообществе»
Преподавание предмета ведется с активным использованием цифровых образовательных ресурсов, количество которых значительно расширилось в настоящее время. Регулярно используются на уроках материалы Цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов): «Вычислительная математика и программирование», «Компьютерная графика» и другие. ЦОР помогают как при самостоятельной работе учащихся, так и для подготовки к урокам учителя (процесс самообразования).
№ п\п | Электронные учебники; презентации и тесты созданные учителем; тестовые задания в печатном варианте | Тема урока, в которой используется ЦОР | Форма деятельности |
-
| «Информатика 9-11. Интерактивный задачник» | В течение всего учебного года. | Решение задач |
-
| Интенсивный тренинг-курс «ЕГЭ по информатике» | По всему курсу информатики. | Подготовка к ЕГЭ. |
-
| CD-диск «Интернет. Новейшая энциклопедия». | Интернет и его сервисы | Объяснение нового материала. |
-
| CD-диск «Изучаем Excel» | Лабораторные работы | Самостоятельная работа. Объяснение нового материала. Закрепление и повторение. |
-
| Программа компьютерного тестирования «My Test» | Текстовый редактор “MS Word” «Количество информации» «Логические операции» «Телекоммуникационные технологии» «Электронная почта» «Устройство компьютера» | Контроль знаний. |
-
| Презентации | «Системы счисления» «Количество информации» «Основы логики» «Логические законы» «Электронная почта» «Устройство компьютера» «Интернет» | Объяснение нового материала. Иллюстрации. |
Считаю, что учитель информатики только тогда может достичь значительных успехов в своей работе, когда он постоянно учится, повышает свою квалификацию, занимается самообразованием, поскольку мир современных информационных технологий – это живой, постоянно меняющийся и обновляющийся организм.
Являюсь активным участником различных сетевых сообществ:
образовательный портал "Сеть творческих учителей" ;
образовательное сообщество "Открытый класс";
«Про школу. ру»
ИнтерГУ.ru - Интернет государство учителей - единый информационный педагогический ресурс, организующий практическую деятельность учителей в сети, проект поддержки профессиональной деятельности учителя
metodist.lbz.ru
Основными приоритетными направлениями моей педагогической деятельности являются:
1.Современные педагогические и информационные технологии в образовании: метод проектов, междисциплинарная и межпрофессиональная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания учащихся в образовательном процессе.
2.Преподавание информатики в начальной школе как средство расширения информационного пространства учащихся.
3.Компьютерная компетентность учителя как фактор творческого развития.
Профессия педагога – это одна из самых трудных, но в то же время интереснейших профессий. Самую лучшую оценку мне, как педагогу, ставят ученики, своим стремлением учиться, удивляться и удивлять.