СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет содержит информацию по обобщению опыта учителя.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Айская средняя общеобразовательная школа»











Аналитический отчет

участницы краевого заочного этапа конкурса

«Учитель года – 2018»

Ярохиной Светланы Николаевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Айская СОШ»

















Ая

2017

Информационная справка об участнике:

Я, Светлана Николаевна Ярохина, учитель русского языка и литературы, в 2017 году окончила Барнаульский государственный педагогический университет по специальности: «44.03.01 Педагогическое образование», бакалавр. Стаж работы: общий – 19 лет, педагогический – 9 лет.

Имею первую квалификационную категорию. Награждена Почетной грамотой комитета по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского района Алтайского края за успешную реализацию учебного процесса в 2015-2016 учебном году.


  1. Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за 3 последние года


Цель моей педагогической деятельности – формирование коммуникативной компетентности и информационной грамотности на уроках русского языка и литературы через применение формирующего оценивания.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи.

  1. Изучить теоретические аспекты формирующего оценивания.

  2. Проанализировать опыт работы педагогов по вопросам использования элементов формирующего оценивания в образовательном процессе в основной школе.

  3. Выработать план деятельности учителя по организации формирующего оценивания.

  4. Разработать листы обратной связи.

  5. Апробировать методические находки на практике.

Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся подтверждается диагностикой результатов качественной работы за 3 года.


Позитивная динамика учебных достижений обучающихся


Показатели

2014-2015

2015-2016

2016-2017

1.

Качество успеваемости (%)

100%

100%

100%

2.

Качество знаний (%)

30,3%

32,6

32,8%


Организация мониторинга в рамках реализации ФГОС ООО позволяет спланировать мне методы и приемы достижения намеченных образовательных результатов, контролировать степень обученности детей, помогает в самоанализе педагогической деятельности.


  1. Позитивные результаты внеучебной деятельности по преподаваемому предмету


Во внеурочной деятельности особое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Результаты участия в конкурсах и олимпиадах: 2016 год - муниципальный этап олимпиады младших школьников (2-6 классы) по русскому языку и литературе: 2 призера; муниципальный этап Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика»: 1 участник; XVIII краеведческая конференция школьников Алтайского района «Наследники Ползунова сегодня»: 2 участника; фестиваль инновационных идей «Старт в науку» для обучающихся 5-7 классов Бийского образовательного округа: 1 участник; 2017 год: муниципальный этап олимпиады младших школьников (2-6 классы) по русскому языку и литературе: 2 призера.

Мои учащиеся занимаются проектной деятельностью и принимают активное участие в школьной научно-практической конференции «Истоки»: 2016 год - из двенадцати работ шесть признаны лучшими; 2017 год – из двенадцати работ три признаны лучшими.

Мои ученики принимают участие в дистанционных конкурсах: 2016 год - Международный конкурс «Мир безопасности»: 4 призера; 2017 год – «Азбука безопасности»: 2 призера.


  1. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя и активная социальная направленность


В настоящее время являюсь классным руководителем 8-б класса. С классным коллективом работаю по программе «Я – гражданин», целью который является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

Развитию творческой и познавательной активности учащихся способствует привлечение учеников к участию в общешкольных и классных мероприятиях. Результатом этой работы являются призовые места, которые класс занимает в общешкольных мероприятиях.

Активно организую внеклассную работу, обеспечиваю постоянное участие детей в творческих мероприятиях: фестивалях («Хрустальный башмачок»), конкурсах школьного уровня («Самый нарядный класс», «Один в один», «Верность присяге»), акциях («Бессмертный полк», «Вахта Памяти», «Чистый школьный двор»).

В классе формируются определенные традиции: подготовка инсценированных представлений для родителей («Цветы для мамы»), разработки интеллектуальных игр («Звездный час»), совместные родительские собрания с учащимися («Мост дружбы»).

Как классный руководитель всегда уделяю большое внимание учебной деятельности учеников. Считаю важным формирование эмоционально- положительного отношения учащихся к учебному труду. Это выражается не только в ежедневном контроле за успеваемостью, но и в проведении интеллектуально - развивающих классных часов.

В воспитательном процессе использую индивидуальный и дифференцированный подход в работе с учащимися, родителями и педагогами. За время работы мной создано множество методических разработок воспитательных мероприятий и классных часов. Воспитательную работу выстраиваю в системе, в тесном контакте с родителями. Считаю, что проведение совместных мероприятий для родителей и учащихся в форме диспутов, круглых столов и интеллектуальных игр является эффективным способом взаимодействия семьи и школы, помогает родителям лучше узнать особенности своих детей и регулировать уровень своих требований и ожиданий.


  1. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий


Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, является проблема оценивания образовательных результатов учащихся. Обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее его партнерство и сотрудничество с учителем, упирается в традиционную систему оценивания.

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования…), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы становится формирующее оценивание.

Этим обоснован выбор методической темы «Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся на уроках русского языка и литературы через формирующее оценивание».

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами.

Преимущества для ученика: вовлечение «внутрь» процесса, повышение мотивации, представление о целях обучения и о путях их достижения, знание критериев оценивания.

Преимущества для учителя: с более мотивированными и независимыми учениками уроки проходят гораздо эффективнее; непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся позволяет правильно корректировать преподавание; это еще один путь профессионального роста и развития педагога.

При внедрении педагогической технологии формирующего оценивания в образовательный процесс, я применяю определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся:

  1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам. Выполнение данного этапа происходит на стадии разработки рабочей программы педагогом. В рабочей программе планирую и распределяю образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам. В разделе «Тематическое планирование» поурочно указываю распределение образовательных результатов учащихся.

  2. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.  Цели урока формулирую однозначными, диагностируемыми, доступными для понимания учащихся.

  3. Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся, другими словами, определяю задачи урока, отражающие конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока приводит к достижению цели.

  4. Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке, которые будут определять степень решения поставленных задач.

При выборе критериев оценивания обязательно учитываю их характеристики:

  • однозначность (результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого);

  • доступность для понимания учащихся, поскольку это дает возможность использовать критерии оценивания для проведения самооценки и взаимооценки учащихся,

  • конкретность (не должны содержать абстрактных понятий).

Критерии разрабатываю либо сама, либо совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.

  1. Оценивание образовательной деятельности учащихся в строгом соответствии с определенными на четвертом этапе критериями оценивания.

  1. Осуществление обратной связи, которая является обязательной при проведении формирующего оценивания. Обратная связь осуществляю через разные «векторы» направлений: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю. Считаю важным условием при организации обратной связи ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

  1. Сравнение полученных образовательных результатов учащихся с предыдущим уровнем достижений данных учеников.

  1. Определение места учащегося на пути достижения поставленной цели. На этом этапе обязательно анализирую возможности достижения цели в заданный временной период с учетом уже имеющегося результата. Вместе с учеником определяем скорость достижения его образовательных целей, делаем прогноз роста их знаний и умений, определяем возможность достижения поставленных образовательных целей в заданный промежуток времени с учетом индивидуальной скорости обучаемости учащегося.

  1. Корректировка образовательного маршрута учащегося. Образовательный маршрут учащегося корректирую за счет вариативности заданий (различные варианты домашних заданий, тесты разного уровня сложности и т.д.), различного темпа выполнения задания, организации взаимопомощи учащихся и т.д.

Опыт использования техник формирующего оценивания

Использование критериальных таблиц

Как учитель современной школы, я вижу свою роль в формировании коммуникативных УУД, поэтому часто использую работу в парах и группах. В связи с этим всегда представляет сложность оценивание деятельности отдельной группы. В группе может работать только один ребенок, а остальные могут вести себя достаточно пассивно. Чтобы избежать этого, я предлагаю  детям в конце урока заполнить таблицу «Форма самооценки учащихся». В этом случае учитывается еще один важный принцип оценивания – самооценка.

Значимость подобной работы заключается в том, что учащиеся самостоятельно пришли к пониманию смысла и важности критериального оценивания. Вопросы: «За что мне поставили четверку?» — постепенно исчезли. Учащиеся в совместной работе поняли, каков должен быть результат их деятельности и каким образом можно достичь наивысшего балла.

Организация обратной связи

На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом важно проявить тактичность и деликатность.

Алгоритм, по которому я осуществляю обратную связь:

  1. Определить положительные «сдвиги» работы ученика.

  2. Указать, на что ученику следует обратить внимание, над чем еще поработать.

  3. Подсказать, как можно улучшить свою работу.

Такую обратную связь применяю не только я, но и ученики по отношению друг к другу, при этом я обращаю внимание на словесные формулировки своих рекомендаций и замечаний учеников. 

Я часто использую письменные комментарии при проверке самостоятельных работ и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно, я выставляю соответствующую отметку и даю комментарий, что конкретно удалось. Если работа написана плохо, то пишу комментарий, что нужно доработать, даю возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых.

В моей педагогической практике прочно утвердилась техника «Одноминутное эссе».  Я использую  эту технику с целью получения от учащихся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания подобного «сочинения» я использую следующие вопросы:

- Что самое главное ты узнал сегодня?

- Какие вопросы остались для тебя непонятными?

- Что ты хотел бы узнать?

Проанализировав ответы учащихся, я делаю выводы о качестве результата, достигнутого детьми на уроке. По своей сути это не что иное, как рефлексия содержания учебного материала. 

Эффективным инструментом формирующего оценивания является техника «Недельные отчеты», которая позволяет настроить быструю обратную связь с каждым учащимся индивидуально, помогает понять, чему ребенок научился за неделю, а что для него стадо неразрешимой задачей. Форма проведения «Недельных отчетов» простая. Она заключается в создании опросных листов, которые ученики заполняют в выходные дни. В листе, как правило, содержится три вопроса:

    1. Чему я научился за эту неделю?

    2. Какие вопросы остались для меня неясными?

    3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Используя в своей педагогической практике подобную методику, я получаю возможность понимать, как усваивается учебный материал детьми, отметить наиболее типичные затруднения, установить с классом четкую и непрерывную обратную связь (основной принцип формирующего оценивания), проследить умение учащихся анализировать проделанную работу, строить на основе этого анализа рассуждение. Такое оценивание дает возможность быстро отреагировать на трудности, возникшие в понимании материала, и скорректировать свою работу.

На уроках литературы использую технику «Составления тестов». Работу по данной методике начинаю с того, что разбираю с ребятами алгоритм составления вопросов, даю пояснения об уровнях сложности вопросов. Затем вместе с учащимися определяем критерии оценивания. Только потом ученики пишут по теме вопросы для теста и возможные ответы к ним. Это позволяет им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста. Затем проверяю вопросы учащихся, выбираю наиболее интересные по содержанию, составляю проверочный тест. Такой прием помогает учащимся снять напряжение и страх во время проверки, так как вопросы, помещенные в проверочную работу, им знакомы.

Применение техник формирующего оценивания при выполнении творческих заданий

Формирующее оценивание я использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности по предмету.

Так, ко Дню Победы мы с учениками 7 класса готовили инсценировку фрагментов разных произведений о войне. После работы ученикам было предложено оценить свою работу с помощью техники «Недописанное предложение». Привожу примеры некоторых высказываний.

Я узнал, что… нужно работать сообща, чтобы добиться результата;

Мне захотелось… узнать больше о том, как жилось людям во время войны; стать актером; 

Теперь я … по-настоящему выяснила для себя, почему произошли трудности; узнала больше о войне; не боюсь выходить на сцену.

Я понял, что … спектакль делать сложно; могу играть, как актер; не нужно бояться перед выступлением; могу гораздо больше, чем мог себе представить.

Самым трудным в процессе работы было… не забыть свои слова, собраться с духом, чтобы никого не подвести, репетировать.

Проанализировав недописанные предложения, я выяснила, что ученики осознанно выявили, что удалось хорошо, а что вызвало трудности. Ученики оценили свой уровень обученности выразительному чтению и сценическому мастерству, отметили, что для улучшения результатов нужно чаще выступать, захотели подготовить новые спектакли, в которых они учтут свои ошибки.

Использование техники «Недописанное предложение» в этом случае дало эффективный результат. Для более глубокого понимания своего места на пути к достижению цели в следующий раз я спланирую работу, в которой ученики смогут отметить шаги, которые они намерены предпринять для улучшения результатов.

Таким образом, на сегодняшний день применение технологии формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы позволило мне:

1.      Решить проблему объективного выставления оценок. Мои ученики уверены в справедливости выставленных им оценок.

2.     Постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения находятся мои ученики.

3.      Четко формулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним свою работу.

Формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода. Я пришла к выводу, что иду на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок, наращивать знания и умения.

В перспективе я бы хотела использовать технику «Журнал наблюдений». Эта техника предполагает составление таблицы, которая отражает основные требования к уровню подготовки выпускников по русскому языку и литературе и ориентирована на конечный результат. В условиях перехода на ФГОС ООО это таблица предметных, метапредметных и личностных результатов.


Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе (обобщение и распространение опыта работы)


Повышаю свое педагогическое мастерство через активное участие в семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации, стажерских практиках.

Принимаю участие в дистанционных профессиональных конкурсах: Всероссийская олимпиада «Умната» по темам: «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования»: победитель, «Гражданско-патриотическое воспитание в школе в рамках новых ФГОС»: победитель, 2016 год; тест проекта «Инфоурок» по теме: «Основы профессионального саморазвития педагога»: призер, 2017 год.

Имею публикации в Интернет-проекте «Мультиурок» ( https://multiurok.ru/jaroxina55/ ).

Опыт результатов своей профессиональной деятельности по методической теме транслирую на школьном и муниципальном методическом объединении учителей гуманитарного цикла, странице школьного сайта ( http://aja.ucoz.ru/index/jarokhina_svetlana _nikolaevna /0-204 ).

Вхожу в состав творческой группы по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: "Система мониторинга образовательных результатов как средство эффективного управления образовательной средой школы в рамках реализации ФГОС ООО"

Создала личный сайт (https://multiurok.ru/jaroxina55/), на котором демонстрирую наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.

Считаю, что непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального и личностного роста.


Выводы


Анализ педагогической деятельности позволяет мне понять необходимость дальнейшего повышения профессионального мастерства, планирования своей деятельности, овладения новыми формами и методами обучения, повышения уровня профессиональной компетентности; спланировать индивидуальный план профессионального развития педагога, выявить проблемы, сформулировать задачи, определить пути решения.

В заключении хотелось бы сказать, что применяемые мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны, и нацелены на развитие способностей учащегося самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать учебный процесс и оценивать полученный результат.

Применение современных педагогических технологий способствует совершенствованию моих профессиональных умений, развивает творческое отношение к учебному процессу, основанному на высокой методологической культуре.

Умение определять принципиальные конструктивные идеи новых технологий, осмысливать целесообразность использования, анализировать «плюсы» и «минусы» в конкретном уроке, грамотно применять систему оценки знаний, проводить контроль знаний – всё это делает работу учителя более интересной, современной и вариантной.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!