МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3» ЛОКТЕВСКОГО РАЙОНА
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Стрельцовой Татьяны Васильевны
учителя географии
о результатах профессиональной деятельности
в 2015-2017 годах
с. Покровка 2017г.
Моя педагогическая деятельность началась в 2005 году в Отрадинской начальной общеобразовательной школе. В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «МКОУ Отрадинская СОШ» п.Отрада. В 2014- 2015 учебном году после смены места жительства поступила на работу в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «МКОУ Покровская СОШ» в качестве учителя музыки, преподавала природоведение в 5 классе. В 2015-2016 году стада преподавать географию в 9,11 классах.» 2016-2017год- 8-10 классы, с 2017-2018 учебного года являюсь учителем географии с 5 по 11 класс.
В 2015 г закончила Алтайский государственныйпедагогический университет г.Барнаул по специальности Педагогика и методика начального образования, квалификация учитель начальных классов
Считаю себя активным, целеустремленным, адекватным, ответственным, терпеливым, творческим педагогом. Умею находить подход к обучающимся, проявлять гибкость к развитию их личности.
Девизом моей педагогической деятельности служат слова В. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
Национальный проект по образованию, ввел новые федеральные государственные образовательные стандарты. Проводимые реформы направлены на модернизацию российского образования, приведения в соответствие современным потребностям всех звеньев образовательной системы.
Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы орга-низации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, принципиально изменить позицию педагога и обучающегося, значительно по-высить мотивацию школьников. Новые ФГОСы четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Перед школой, перед каждым педагогом теперь стоят цели не только обучения, но и в равной мере воспитание, развитие и социализации личности обучающегося. «Одним из важнейших требований общества к образовательной системе является формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий (УУД), определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира»
Выбор моей методической темы «Активные методы обучения на уроках географии в условиях внедрения ФГОС» был обусловлен пониманием того, что современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности, которая не может быть успешной без овладения ценностно-смысловыми, общекультурными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.
Мой педагогический опыт привел к мысли, что без использования активных методов обучения нельзя развить потенциальные способности детей, активизировать их мыслительную деятельность на уроках географии, сформировать УУД и добиться высоких результатов учебных достижений. Технология АМО дает педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе. АМО являются современными методами, обладающими высоким мотивационным потенциалом и надежно обеспечивающими качество и эффективность образовательного процесса. Для обеспечения качественных результатов внедрения АМО необходима соответствующая подготовка учителя, которая позволит осуществлять данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом уроке.
Цели применения АМО – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
1.1.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года
Эффективность применяемых мною подходов к развитию творческих способностей учащихся и использования современных образовательных технологий подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости по годам и диагностикой достижений учащихся, которые свидетельствуют об их стабильности и росте, таблица 1.
Таблица 1 - Качество знаний по предмету
Показатели | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Качество обученности | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 90,00% | 75,00% | 86,00% |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/07/s_5a016fb741c83/734393_1.png)
В качестве экзамена по выбору при прохождении итоговой аттестации в традиционной форме ученики 9 класса ежегодно отдают предпочтение географии, об успешности результатов свидетельствуют данные следующей таблицы. Практически все учащиеся на экзаменах подтверждают свои годовые отметки, таблица 2.
Таблица 2 - Результаты экзаменов в традиционной форме в 9 классе
Год | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Количество экзаменующихся | 0 | 7 | 4 |
Количество подтвердивших годовую отметку | 0 | 5 (71,42%) | 3 (75%) |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/07/s_5a016fb741c83/734393_2.png)
Результаты таблицы 1 и таблицы 2 в 2016-2017гг. по сравнению с 2015-2016гг. возросли, в связи с внедрением активных методов обучения на уроке географии в старших классах.
Активные методы обучения– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Ученики 9-11 классов-это дети со сформированными учебно-познавательными компетенциями, мотивированные на достижение высоких результатов
своей деятельности. Что позволяет сделать моё сотрудничество с учениками плодотворным, и это подтверждается следующими результатами, таблица 3.
Таблица 3 - Представление учащимися собственных достижений в международной интернет- олимпиаде по географии
Год | 2014--2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Количество участников | 0 | 0 | 2 |
Победители | 0 | 0 | 1 |
Призёры | 0 | 0 | 1 II место - 1 |
При организации учебного процесса руководствуюсь основными идеями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции о правах ребенка», Федераль-ного закона «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», Конституции РФ, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Умею осуществлять отбор и исполь-зование образовательных технологий с целью достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательных программ с учетом их психолого-физиоло- гических особенностей, специфики преподаваемого предмета.
2. Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирование гражданской позиции
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Работая в должности классного руководителя в 2014-2017 годах также активно сочетаю и применяю здоровъесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, ак-тивные методы обучения, метод проектов. Реализую авторскую воспитательную прог-рамму воспитательной системы с классом «Взаимодействие – путь к самосовершенст-вованию».
Цель данной воспитательной системы состоит в том, чтобы через организацию взаимо-действия ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель, ученик – общество создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности, способной самостоятельно адаптироваться в совре-менных жизненных условиях и готовой активно действовать в меняющихся условиях.
Основные акценты программы:
1 ступень: 5 класс. «Я-Я» (Я во взаимодействии с собой).
2 ступень: 6 класс. «Я и мой класс» (Я во взаимодействии со сверстниками).
3 ступень. 7 класс. «Я и моя школа». (Я во взаимодействии с другими).
4 ступень. 8 класс. «Я и моя Родина». ( Я во взаимодействии с согражданами).
Постоянное сотрудничество с родителями учащихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы». Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования; при привлечении резервов семейной педагогики помогают реализовать цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в реальном мире.
Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на семейных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараемся организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, педагогов, учащихся и просто принесли огромное удовлетворение всем участникам,таблица 2.1.
Таблица 2.1. Взаимодействие с родителями
Формы взаимодействия с родителями | Участие родителей (% от общего числа) |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Участие родителей в органах самоуп-равления (совет класса, совет школы, родительский комитет) | 36,00% | 33,00% | 33,00% | 45,00% |
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми | 77,00% | 66,00% | 77,00% | 88,00% |
Выработка совместных программ по оказанию помощи в развитии ребенка | 22,00% | 22,00% | 33,00% | 33,00% |
Удовлетворенность родителей совместной деятельностью со школой | 93% | 100,00% | 100,00% | 88,88,00% |
Учащиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие не только в своем классе, но и в школе.
Ниже приведена таблица участия 8 класса в школных мероприятиях проводимых мной и районных, муниципальных, региональных мероприятиях.
2.2. Таблица участия 8 класса в школных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях .
№ п/п | Форма представления опыта | Тема | Уровень | Сроки | Результат (отзыв, благодарность, диплом участника, победителя) |
1. | Мероприятие | Новогоднее костюмированное представление «Новогодняя сказка о Золотой рыбке» | Школьный | декабрь 2015 | |
2 | Мероприятие | Выпускной бал «Мой первый выпускной» | Школьный | 26.06.16 | |
4 | Мероприятие | Торжественная линейка посвященная 1 сентября «День знаний» | Школьный | сентябрь 2016 | |
5 | Меропритие | День учителя «Учителю посвящается...» | школьный | 03.10.16 | |
6 | Меропритие | Осенний бал «Мисс Осень и Мистер Листопад» | школьный | Октябрь 2016 уч.г. | Грамота I место- Афанасьев А., Челенко В. |
7 | Конкурс | «Красота Божьего Мира» - 2016 рисунок, графика «Небесное и Земное» | районный | 2016 | Стрельцов Данил Диплом Лаурята I степени |
8 | конкурс | Литературный конкурс «Вдохновение» Стихотворение «Алтай» | Краевой | 2016-2017 | участник Афанасьев Артем |
9 | конкурс | «Пожарная ярмарка» | муниципальный | 2016-2017гг | III место-Стрельцов Д. |
7 | Мероприятие | Конкурсно-игровая программа «День Святого Валентина» | Школьный | 14.02.17 | |
8 | Мероприятие | Акция «Георгиевская лениочка» | школьный | 01.05.2017г.-09.05.2017г. | |
9 | Мероприятие | Акция «Бессмертный полк» | школьный | 09.05.2017г. | |
10 | Мероприятие | Торжественная линейка посвященная Дню знаний «Праздник первого звонка» | школьный | 01.09.2017г. | |
12 | Мероприятие | Конкурс классных уголков и классных комнат | школьный | 22.09.2017г. | Грамота I место |
13 | Мероприятие | Конкурс поделок из природного материала «И снова в моем крае пора золотая» | школьный | 29.09.2017г. | Грамота I место Стрельцов Д. |
15 | Мероприятие | «День самоуправления» | школный | 05.10.2017г. | |
16 | Мероприятие | Конкурс сочинений «Идеальный учитель в моем представлении» | школный | 05.10.2017г. | III место, Стрельцов Д. |
17 | Мероприятие | «Концерт ко дню учителя «С любовью к Вам,Учителя!» | школный | 05.10.2017г. | |
18 | Мероприятие | Районный конкурс детского изобразительного творчества «Красота божьего мира» | муниципальный | Октябрь 2017г. | Участник Стрельцов Д.(результаты еще не известны) |
19 | Мероприятие | Акция «Экология моими глазами» плакат | Школьный | 25.10.2017г. | Грамота II место |
Так как я сама являюсь активным участником сельской самодеятельности, выступаю на сцене как актер, сольный исполнитель, реализую свои способности, поэтому стараюсь привить ребятам любовь к творчеству. Дети в СДК посещают кружки вокала, танца, участвуют в самодеятельности. Охотно посещают спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол.Ребята занимают призовые места в районных соревнования. Пятеро ребят посещают военно-патриотический клуб «Монолит». В 2014 г. Ребята клуба учвствовали в районном конкурсе « Пою мое Отечество», где заняли II место.
3. Педагогическое мастерство
В целях усовершенствования педагогического мастерства постоянно слежу за новинками методической литературы, посещаю уроки своих коллег, являюсь активным участником сетевых сообществ, систематически прохожу курсы повышения квалификации. Основными направлениями моего профессионального образования в 2014-2017 годах являются:
организация внеурочной деятельности с целью повышения учебно-познавательной активности учащихся, личностного развития;
активизация работы по использованию активных методов обучения
Для реализации этих направлений использую возможности самообразования, повышения квалификации на курсах, участия в семинарах, мастер-классах и педагогических мастерских других педагогов.
За последние три года опубликовала 23 методических материалов по географии и воспитательной работе на своих сайтах:
https://infourok.ru/user/strelcova-tatyana-vasilevna1
http://multiurok.ru /tasja38/
школьном сайте:_http://pokrovka-lkt.edu22.info Обучение на курсах повышения квалификации АНО ДПО «Инновационный образова-тельный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» Разра-ботка урока географии по технологии активных методов обучени в услових внедрени ФГОС»» в 2016 году, позволило на своих уроках внедрять инновационную деятельность, технологию активных методов обучения, которая позволяет создавать ситуацию успеха для обучающихся с разным уровнем подготовки. Большое место в повышении педагогического мастерства отвожу самообразованию, изучаю инновационные направления деятельности педагогов, нормативные документы, участвую в региональных вебинарах и видеоконференциях по предмету и внеклассной работе. Делюсь опытом и наработками на ШМО учителей естественных наук по теме «Разработ-ка урока географии по технологии активных методов обучени в услових внедрения ФГОС». Выступаю на педагогическом совете с докладом «Современный урок в кон-тексте требований ФГОС, УМК – система учебников УУД» своей школы.
Участвую в развитии инклюзивного образования, через разработку, использование и апробацию индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов для включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. При работе с обучающимися с ОВЗ учитываю индивидуальные психологические особенности учащихся: быстрая утомляемость, отсутствие внимания, слабая память, эмоционально-личностные характеристики. С данной категорией обучающихся организовываю смену видов учебной деятельности при изучении и закреплении нового материала, а так же учитываю их особенности при оценивании проверочных и контрольных работ. В ходе подготовки и проведения уроков создаю условия для формирования у школьников умений самоконтроля и самооценки; осознания социальной, практической и личностной значимости и самореализации, с целью развития рефлексивных умений провожу индивидуальные беседы. В 5-6 классов АМО помогают ребенку влиться в процесс обучения. Дети прекрасно усваивают материал урока таких сложных тем как: «Ориентирование на местности», «Градусная сетка», «Географические координаты» - 5 класс; «Тепло в атмосфере», «Природные зоны Земли»-6 класс. Приведу пример, урока географии с используемыми мною на разных этапах игр направленных на формирование разных умений и навыков. Ход урока: I фаза. Начало образовательного мероприятия
1. Инициация(Приветствие) Использование 3 вида смайликов (улыбающийся, серьез-ный, огорченный) Выбрать тот, который соответствует настроению в начале урока. 2. Погружение в тему (Определение темы урока, необычное вхождение) На слайде, либо устно задаю загадки о Земле, горных породах. Ребята по отгадкам определяют тему, « Внутреннее строение Земли. Горные породы». 3. Формирование ожиданий/опасений Ребята выводят цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами и их практической значимостью. II фаза. Работа над темой 4. Интерактивная лекция. Просмотр видеофрагмент «Внутреннее строение Земли».( Слайд 6) После просмотра дети заполняют таблицу 5. Проработка содержания темы Ребята работают с картой – маршрутом самостоятельно.( Слайд 7) Завершение работы – поднятый смайлик. Затем предлагаю остановиться на автобусных остановках с названиями «Ядерная», «Мантия»,«Земная кора». Дети изучают самостоятельно мате- риал, производят запись в таблицуМеняются таблицами.Взаимопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок. 6. Эмоциональная разминка (физкультминутка). Читаю строки С. Щипачёва.Хребтами горбились породы..Какая остановка? (ответ) Остановка «Горная».Коллективная работа.Дети дают определения понятиям «горная порода» и «минерал». Сравнивают сказанное с текстом §24. Работют с коллекцией «Горные породы и минералы» Пользуясь текстом §24, заполняют схему «Классификация горных пород». 7. Работа в группах. Дети отвечают на вопрос :»Как образуются горные породы, занесенные Вами в схему.» Затем делятся на группы и изучают осадочные, магматические, метаморфические горные породы.Задания для групп: Оформите мини-проект «Горные породы».Пользуясь планом. 1.Определение горной породы 2.Примеры горных пород 3. Практическая значимость.Исполюзуя § 24 и наглядным материалом из конверта-«путешественника» В случаях затруднения,помогаю. корректирую и координирую работу учащихся по необходимости.Выступление экспедиций с мини-проектом по проделанной работе. Выявляю настроение команд после труднейшего путешествия к центру земли по смайликам-индикаторам. III фаза. Завершение образовательного мероприятия 8. Домашнее задание. 9. Подведение итогов. Предлагаю вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. 10. Рефлексия АМО «Волшебный микрофон».
Продолжи предложение: Сегодня я понял……Теперь я могу…….Я приобрёл……Меня удивило……Я попробую……Мне захотелось…… 11. Оценка работыСмайлики-индикаторы поместите на лестницу успеха.
Я и мои воспитанники проявили интерес к ролевой игре. Игра - это путь к познанию самого себя и своих возможностей. Результатом являются более глубокие представления о жизни, вероисповедания людей, знакомство с их религиями. Несмотря на то, что этот приём более ассоциируется с начальными классами и средним звеном, я удачно применяю его в 10 классе при изучении темы «Религии мира» . Группы учащихся представляют защиту направления религий на выбор: Буддизм, Христианство, Ислам, Иудаизм и т.д. Благодаря творческому подходу учеников вся информация требуемая для сдачи ЕГЭ исследуется, корректируется, отслеживается: время зарождения, представители, направления, распространение по странам, материкам.
Так одна из скучных тем в географии становится увлекательной и понятной выпускникам.
Анализ активных методов обучения показывает их креативную направленность. К собственно креативным методам можно отнести следующие: метод приветствия, определения целей и выяснения ожиданий и опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы над темой. Все эти методы позволяют сформировать активное обучения.
Заключение
В качестве заключения хотелось бы сказать, что применение АМО технологий и различных видов игр в реальной педагогической деятельности позволяет мне формировать не только продуктивное теоретическое мышление у учащихся, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения. Игра - универсальный механизм взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом. Игровая ситуация способствует более тесному общению между собой всех участников процесса, что позволяет учителю эффективнее реализовать воспитательную функцию. Обучение в игре способствует развитию самостоятельного творческого мышления, подготавливает учеников к принятию новых нестандартных решений, отучает ребят по шаблону. В своей дальнейшей практике я буду совершенствовать АМО технологии и внедрять их в процесс обучения.