Аналитический отчет практического психолога.
Основной целью психологического сопровождения является создание и
поддержание благоприятного психологического климата в УВК и оптимизация
психологического состояния каждого участника образовательного процесса в рамках
реализации модели здоровьесберегающего пространства школы как механизма
повышения качества образования.
Задачи в работе педагога-психолога:
1. Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для
личностного развития каждого учащегося в течение всего срока обучения в школе;
2. содействие психологическому обеспечению индивидуально-дифференцированного
подхода в образовательном процессе;
3. формирование универсальных учебных действий (УУД) и умений: логического мышления, развитие внимания и памяти и психологической культуры учащихся, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;
4. формирование навыков здорового образа жизни; развитие навыков саморегуляции;
5. содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в
коллективе и оказание поддержки всем участникам образовательного процесса;
6. выявление и психологическое сопровождение учащихся «группы риска»,
испытывающих трудности в освоении школьной программы, эмоциональные
проблемы, трудности социальной адаптации.
В соответствие с задачами и согласно годовому планированию на 2012-2013
учебный год деятельность психолога осуществлялась по следующим направлениям:
психологическая диагностика, развивающая, консультативная, просветительская,
профилактическая и методическая работа.
Психологическая диагностика.
1 классы. Цель диагностического исследования: получить данные о готовности
первоклассников к обучению, которые позволят определить индивидуальные траектории
развития учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке
детей в процессе их адаптации к школьной жизни.
Диагностик готовности первоклассников по программе оценки качества
образования включает следующие проверяемые позиции:
• Уровень развития моторики и зрительно-моторных координаций.
• Сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой.
• Уровень развития пространственного и зрительного восприятия.
• Уровень сформированности умения проводить классификацию и выделять
признаки, по которым она произведена.
• Уровень сформированности представления об операциях сложения и вычитания.
Диагностическая программа состоит из следующих методик:
1. Методика «Домик» (Н.И.Гуткина);
2. Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;
3. «Образец и правило» (Л.А.Венгер).
Практический результат исследования
• Планирование индивидуальной работы с детьми на основании данных,
полученных в результате диагностики.
• Построение индивидуальных траекторий развития ребенка. Планирование
психологом корректирующих мероприятий.
• Индивидуальные рекомендации для родителей и учителя учащегося по поддержке
процесса в адаптации первоклассника.
• Выстраивание педагогического взаимодействия с ребенком, опираясь на его
потребности, независимо от уровня его успешности
Цель работы:
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
- Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
- Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
- Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса.
Задачи:
- Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.
- Проведение мониторингов образовательного процесса.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
- ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.
- Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.
- Проведение мониторингов, согласно плану работы школы.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Активное взаимодействие с учащимися.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей.
- Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- ФГОС начального образования. В 2011 -2012 учебном году моя работа включала в себя следующие направления деятельности:
- Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
- Психологическое сопровождение выпускников нашей школы;
- Психолого – педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания к себе (коррекционные классы);
- Работа с педколлективом;
- Работа с родителями.
С начала сентября по ноябрь проводилась работа по адаптационному периоду учащихся 1,5,10 классов. Цель адаптационного периода - профилактика социально-психологической дезадаптации школьников, создание благоприятного психологического климата.
Период адаптации пятиклассников к условиям средней школы я вела наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, проводила индивидуальные беседы с детьми и родителями. Среди детей было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел успешно для большинства учащихся. Затянулся период адаптации у 2 человек, с ними была организована индивидуальная работа. По этому вопросу было проведено совещание «Адаптация учащихся 5 класса в средней школе».
Проведено анкетирование детей и родителей первоклассников по адаптации к школе, которое показало, что адаптационный период у всех учащихся прошел успешно. С учащимися 1 класса проводились групповые занятия, направленные на снижение адаптационных переживаний.
Велись наблюдения за учащимися 10-х классов на переменах, уроках и на внеклассных мероприятиях. Проводились беседы, диагностика тревожности, состояния психологического климата в коллективе, оценка самочувствия, активности и настроения учащихся.
Для подготовки учащихся 4-х классов к поступлению в среднее звено проведено тренинговое занятие « Дорога в 5 класс».
Большое внимание уделялось психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
В течение учебного года ведется элективный курс «Мой выбор», благодаря которому организован процесс информирования учащихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведены беседы и практические занятия «Мир профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.
В рамках профильной подготовки учащихся 10 классов была проведена диагностическая работа: методика ДДО показала, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек», проведен опросник Голланда, который подтвердил эти результаты.
Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 49 учащихся 8-х классов. Из них только 6 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.
Тем не менее, учащиеся 8-х классов уже начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования.
Из полученных результатов видно, что учащиеся 8 класса знают о введении профильного обучения, возможности выбирать профиль, готовы выбрать профиль своего будущего обучения, но еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи профконсультанта.
Анализ результатов анкетирования учащихся 9-х классов показывает, что после 9 класса хотят продолжить обучение в школе 22 учащихся.
По мнению учащихся для успешного осуществления профильного обучения, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии(32,4%), чаще проводить экскурсии на различные предприятия.
Помешать реализации профессиональных планов первую очередь может высокая вероятность не найти работу (36,7%), другие же факторы могут препятствовать осуществлению профессиональных планов, но в незначительной степени.
Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь.
С различными вопросами выступала на родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях. С некоторыми учащимися и родителями была проведена консультативная работа.
Темы моих выступлений:
- Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам.
- Профильная и предпрофильная подготовка учащихся.
- Подростковый возраст и его особенности.
- Особенности переходного периода учащихся 5 класса.
- Адаптация первоклассников в школе.
Перед проведением пробного тестирования, итоговой аттестации учащихся проводилось психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА. Были даны рекомендации детям, родителям и педагогам по подготовке к ЕГЭ, проведены тренинги психологической готовности к экзамену.
В рамках общешкольного плана ежегодно два раза в год проводится диагностика уровня воспитанности школьников 2-11 классов.
Исходя из результатов, полученных в ходе анкетирования учащихся можно судить о том, что уровень воспитанности подростков выше среднего, младших школьников и старшеклассников на среднем уровне. Младшие школьники и подростки имеют опрятный внешний вид, соблюдают правила личной гигиены, правила и нормы школы. 47,3% учащихся нравится читать самим или слушать педагогов и воспитателей, проявляют интерес к музыке. Большинство детей бережно относятся к школьному имуществу, однако младшие школьники недостаточно дисциплинированны и ответственно относятся к своей учёбе, а у подростков недостаточно развиты культурный уровень и доброта, «хромает» дисциплина.
Старшеклассники более коммуникабельны, обладают хорошим эстетическим вкусом. Большинство детей проявляют интерес к общественному труду, добросовестно относятся к самообслуживанию и другим видам труда, однако они мало читают художественную литературу, некоторые дети плохо управляют собой, своим поведением, эмоциями, редко прислушиваются к мнению старших, практически не посещают культурные центры.
В работе с детьми педагогам и воспитателям необходимо вовлекать родителей в различные виды деятельности школы, включать в воспитательную работу больше мероприятий по формированию хороших манер, умению общаться друг с другом, создать условия направленные на формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни, к осознанному отношению к учебной деятельности, необходимые для воспитания чувства прекрасного, приобщения к культурным и эстетическим ценностям, развития чувства патриотизма, осознания гражданских прав и обязанностей. По сравнению с первым полугодием 2011-2012 учебного года уровень воспитанности младших школьников и подростков немного понизился, а старшеклассников наоборот повысился. Два раза в год провожу анкетирование «Удовлетворённость учащихся и их родителей школьной жизнью» (5-11 кл.).
Как себя чувствуют учащиеся в нашей школе можно судить по результатам анкеты.
- С радостью идут в школу – 63,3 % уч-ся.
- Обычно хорошее настроение в школе у 64% уч-ся.
- Хороший классный руководитель – 73% уч-ся.
- За советом и помощью к учителям обращаются – 59% уч-ся.
- Хорошие отношения с одноклассниками у 69% уч-ся.
- В школе созданы все условия для развития способностей – 64% уч-ся.
- Нравится находиться в школе - 58% уч-ся.
Уровень удовлетворенности родителей школьной жизнью выше среднего (85%). Самые высокие результаты - 100%
- отношение родителей к школе;
- возможность выбора кружков и спортивных секций;
- возможность вести в школе здоровый образ жизни, безопасность детей.
По результатам анкетирования родителей учащихся школы можно судить о том, что деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной.
Также в течение учебного года были проведены следующие диагностики:
- Фактор личностного роста (4,5,9-11 кл.)
- Уровень гражданственности (9-11 кл.)
- Использование учителями современных технологий при подготовке обучающихся к аттестации (9, 11кл.).
- Изучения уровня тревожности выпускников.
- Изучение особенностей памяти (1 кл.)
- Определение уровня развития мышления, внимания (1 кл.)
- Изучение развития логической последовательности (1 кл.)
- Учебная мотивация первоклассников.
- Анкетирование учащихся 8-х классов по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
- Психоэмоциональное состояние пятиклассников.
- Учитель и классный руководитель глазами родителей учащихся.
- Учитель и классный руководитель глазами учащихся.
В мае проведен мониторинг участников образовательного процесса (4,9,11 классы).
1. «Удовлетворенность родителей и учащихся образованием» - 226 участников.
3. «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова в 9,4 кл. - 84 уч.
4. «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского в 9 кл. – 51 уч.
5. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» Н.Г. Лускановой в 4 классе – 33 уч.
6. «Изучение позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой в 11 кл. - 29 уч.
7. «Выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой в 9 кл.
8. «Готовность работать с информацией и информационным источником» в 9, 11 кл.
В этом учебном году для 1-5 классов коррекционно-развивающая программа состояла из следующих базовых тем:
1. Адаптация первоклассников к обучению в школе -15 занятий.
2. Адаптационные занятия в 5 классе - 8 занятий.
3. Работа с группами повышенной школьной тревожности на базе 5 класса- 5 занятий.
4. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися, требующими особого педагогического внимания-15 занятий.
Руководствуясь программой коррекционно-развивающей работы с детьми 8 вида, регулярно проводила индивидуальные и групповые коррекционные занятия по следующим направлениям: коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция когнитивной сферы.
Консультационная работа велась по двум направлениям:
- индивидуальное консультирование;
- групповое консультирование.
За год проведено 56 часов индивидуальных консультаций. В 27% случаев за помощью обращались классные руководители и педагоги-предметники, 40%- родители, дети - 45%, индивидуальное консультирование педагогов-психологов из школ района- 18% и 3%- консультирование студентов во время практики.
Распределение запросов в процентном отношении:
- 11%- методическая помощь;
- 16%- консультации по проблемам взаимоотношений;
- 33 %- готовность к школьному обучению;
- 9%- консультирование по результатам диагностики;
- 14%- негативное эмоциональное состояние;
- 3%- осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании;
2 %- трудности обучения;
- 2%- конфликтная ситуация;
- 1%- уровень актуального развития ребенка.
Методическая работа.
1.Выступления на педсовете.
2.Оказание методической помощи педагогам, воспитателям классных коллективов.
Перспективы развития на 2012-2013 учебный год.
На следующий учебный год следует усовершенствовать коррекционно-развивающее направление работы:
1. Дополнить тематику тренинговых циклов следующими направлениями:
- «Предупреждение вредных привычек»;
- адаптировать игры-тренинги для начальных классов
2. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по тематикам тренинговых занятий, в которых принимали участие дети.
3. Разработать циклограмму коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов.