СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет практического психолога.

      Основной целью психологического сопровождения является создание и

поддержание благоприятного психологического климата в УВК и оптимизация

психологического состояния каждого участника образовательного процесса в рамках

реализации модели здоровьесберегающего пространства школы как механизма

повышения качества образования.

 Задачи в работе педагога-психолога:

1. Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для

личностного развития каждого учащегося в течение всего срока обучения в школе;

2. содействие психологическому обеспечению индивидуально-дифференцированного

подхода в образовательном процессе;

3. формирование универсальных учебных действий (УУД) и умений: логического мышления, развитие внимания и памяти и психологической культуры учащихся, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

4. формирование навыков здорового образа жизни; развитие навыков саморегуляции;

5. содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в

коллективе и оказание поддержки всем участникам образовательного процесса;

6. выявление и психологическое сопровождение учащихся «группы риска»,

испытывающих трудности в освоении школьной программы, эмоциональные

проблемы, трудности социальной адаптации.

          В соответствие с задачами и согласно годовому планированию на 2012-2013

учебный год деятельность психолога осуществлялась по следующим направлениям:

психологическая диагностика, развивающая, консультативная, просветительская,

профилактическая и методическая работа.

 Психологическая диагностика.

1 классы. Цель диагностического исследования: получить данные о готовности

первоклассников к обучению, которые позволят определить индивидуальные траектории

развития учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке

детей в процессе их адаптации к школьной жизни.

Диагностик готовности первоклассников по программе оценки качества

образования включает следующие проверяемые позиции:

• Уровень развития моторики и зрительно-моторных координаций.

• Сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой.

• Уровень развития пространственного и зрительного восприятия.

• Уровень сформированности умения проводить классификацию и выделять

признаки, по которым она произведена.

• Уровень сформированности представления об операциях сложения и вычитания.

Диагностическая программа состоит из следующих методик:

1. Методика «Домик» (Н.И.Гуткина);

2. Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;

 3. «Образец и правило» (Л.А.Венгер).

Практический результат исследования

• Планирование индивидуальной работы с детьми на основании данных,

полученных в результате диагностики.

• Построение индивидуальных траекторий развития ребенка. Планирование

психологом корректирующих мероприятий.

• Индивидуальные рекомендации для родителей и учителя учащегося по поддержке

процесса в адаптации первоклассника.

• Выстраивание педагогического взаимодействия с ребенком, опираясь на его

потребности, независимо от уровня его успешности

Цель  работы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
  2. Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
  4. Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса.

Задачи:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.
  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.
  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
  4. ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.
  5. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение мониторингов, согласно плану работы  школы.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Активное взаимодействие с учащимися.
  4. Психолого-педагогический всеобуч родителей.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  6. ФГОС начального образования.                                               В  2011 -2012 учебном году моя  работа  включала в себя следующие направления деятельности:
  1. Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
  2. Психологическое сопровождение выпускников нашей  школы;
  3. Психолого – педагогическое  сопровождение учащихся, требующих особого внимания к себе (коррекционные классы);
  4. Работа с педколлективом;
  5. Работа с родителями.

   С начала сентября по ноябрь проводилась работа по адаптационному периоду учащихся 1,5,10 классов. Цель адаптационного периода - профилактика социально-психологической дезадаптации школьников, создание благоприятного психологического климата.

Период адаптации пятиклассников к условиям средней школы я вела наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время,  проводила индивидуальные беседы с детьми и родителями. Среди детей было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел успешно для большинства учащихся. Затянулся период адаптации у 2 человек, с ними была организована индивидуальная работа. По этому вопросу было проведено  совещание «Адаптация учащихся 5 класса в средней школе».

Проведено анкетирование  детей  и  родителей первоклассников по адаптации к школе, которое показало, что адаптационный период у всех учащихся прошел успешно. С учащимися 1 класса проводились групповые занятия, направленные на снижение адаптационных переживаний.

Велись наблюдения за учащимися 10-х  классов  на переменах, уроках и на внеклассных мероприятиях. Проводились беседы, диагностика тревожности, состояния психологического климата в коллективе, оценка самочувствия, активности и настроения учащихся.

Для подготовки учащихся 4-х классов к поступлению в среднее звено проведено тренинговое занятие « Дорога в 5 класс».

Большое внимание уделялось психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

В течение учебного года ведется элективный курс «Мой выбор», благодаря которому организован процесс информирования учащихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведены беседы и практические занятия «Мир профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.

В рамках профильной подготовки учащихся 10 классов была проведена диагностическая работа: методика ДДО показала, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек – человек», проведен опросник Голланда, который подтвердил эти результаты.

Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 49 учащихся 8-х классов. Из них только 6 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.

Тем не менее, учащиеся 8-х классов уже начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования.

Из полученных результатов видно, что учащиеся 8  класса знают о введении профильного обучения, возможности выбирать профиль, готовы выбрать профиль своего будущего обучения, но еще не готовы сделать выбор своей будущей профессиональной деятельности. И в этом плане большинство учащихся нуждаются в профессиональной помощи профконсультанта.

Анализ результатов анкетирования учащихся 9-х классов показывает, что  после 9 класса хотят продолжить обучение в школе  22 учащихся.

По мнению учащихся для успешного осуществления профильного обучения, необходимо: на всех предметах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии(32,4%), чаще проводить экскурсии на различные предприятия.

Помешать реализации профессиональных планов первую очередь может высокая вероятность не найти работу (36,7%), другие же факторы могут препятствовать осуществлению профессиональных планов, но в незначительной степени.

Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что учащиеся задумываются о выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности, многие из них уже сделали свой выбор. Тем учащимся, которые еще затрудняются в выборе будущей профессиональной деятельности необходимо создать условия для осознанного выбора профессиональной направленности, оказать диагностическую и консультативную помощь.

С различными вопросами выступала  на родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях. С некоторыми учащимися и родителями была проведена консультативная работа.

Темы моих выступлений:

  1. Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам.
  2. Профильная   и  предпрофильная подготовка  учащихся.
  3. Подростковый возраст и его особенности.
  4. Особенности переходного периода учащихся 5 класса.
  5. Адаптация первоклассников в школе.

Перед проведением пробного тестирования, итоговой аттестации учащихся проводилось психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА. Были даны рекомендации детям,  родителям и педагогам по подготовке к ЕГЭ, проведены тренинги психологической готовности к экзамену.

         В рамках общешкольного плана ежегодно два раза в год  проводится  диагностика уровня воспитанности школьников  2-11 классов.

         Исходя из результатов, полученных в ходе анкетирования учащихся   можно судить о том, что  уровень воспитанности подростков  выше среднего, младших школьников и старшеклассников на среднем уровне.  Младшие школьники и подростки  имеют опрятный внешний  вид, соблюдают правила личной гигиены, правила и нормы школы. 47,3% учащихся нравится читать самим или слушать педагогов и воспитателей, проявляют интерес к музыке. Большинство детей бережно относятся к школьному имуществу, однако младшие школьники недостаточно дисциплинированны и ответственно относятся к своей учёбе, а у подростков недостаточно развиты  культурный уровень и доброта, «хромает» дисциплина.

         Старшеклассники  более коммуникабельны, обладают хорошим эстетическим вкусом. Большинство детей проявляют интерес к общественному труду, добросовестно относятся к самообслуживанию и другим видам труда, однако они мало читают художественную литературу,  некоторые дети плохо управляют собой, своим поведением, эмоциями, редко прислушиваются к мнению старших, практически не посещают  культурные центры.

         В работе с детьми педагогам и воспитателям необходимо вовлекать  родителей в различные виды деятельности школы, включать в воспитательную работу больше мероприятий  по формированию хороших манер, умению общаться друг с другом, создать условия направленные на формирование у учащихся стремления к  здоровому образу жизни, к осознанному отношению к учебной деятельности, необходимые для  воспитания чувства прекрасного, приобщения к культурным  и эстетическим ценностям, развития чувства патриотизма, осознания  гражданских прав и обязанностей.                                                    По сравнению с первым полугодием 2011-2012 учебного года уровень воспитанности младших школьников и подростков немного понизился, а старшеклассников наоборот повысился. Два раза в год провожу анкетирование «Удовлетворённость учащихся и их родителей  школьной жизнью» (5-11 кл.).

  Как себя чувствуют учащиеся в нашей школе можно судить по результатам анкеты.

  • С радостью идут в школу – 63,3 % уч-ся.
  • Обычно хорошее настроение  в  школе у 64% уч-ся.
  • Хороший классный руководитель  – 73% уч-ся.
  • За советом и помощью к учителям обращаются – 59% уч-ся.
  • Хорошие отношения с одноклассниками у 69% уч-ся.
  • В школе созданы все условия для развития  способностей – 64% уч-ся.
  • Нравится находиться в школе - 58% уч-ся.

   Уровень удовлетворенности родителей школьной жизнью  выше среднего  (85%).                                                                 Самые высокие результаты - 100%

  1. отношение  родителей к  школе;
  2.  возможность выбора  кружков  и спортивных  секций;
  3. возможность вести в школе здоровый образ жизни, безопасность детей.

    По результатам анкетирования  родителей  учащихся школы  можно судить о том, что деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной. 

Также в течение учебного года были проведены следующие диагностики:

  1. Фактор личностного роста (4,5,9-11 кл.)
  2. Уровень гражданственности (9-11 кл.)
  3. Использование учителями современных технологий при подготовке обучающихся к аттестации (9, 11кл.).
  4. Изучения уровня тревожности  выпускников.
  5. Изучение особенностей памяти (1 кл.)
  6. Определение уровня развития мышления, внимания (1 кл.)
  7. Изучение развития логической последовательности (1 кл.)
  8. Учебная мотивация первоклассников.
  9. Анкетирование учащихся 8-х классов по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
  10. Психоэмоциональное состояние пятиклассников.
  11. Учитель и классный руководитель  глазами родителей учащихся.
  12. Учитель и классный руководитель  глазами учащихся.

 

               В  мае проведен мониторинг участников образовательного процесса (4,9,11 классы).

1. «Удовлетворенность родителей и учащихся  образованием» - 226 участников.

3. «Социализированность личности учащегося»  М.И. Рожкова в 9,4  кл. - 84 уч.

4. «Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского в 9 кл.51 уч.

5. «Изучение  мотивации обучения у младших школьников» Н.Г. Лускановой в 4 классе – 33 уч.

6. «Изучение позиций субъекта в педагогическом общении» Е.В. Коротаевой в 11 кл. - 29 уч.

7. «Выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой в 9 кл.

8. «Готовность работать с информацией и информационным источником» в 9, 11 кл.

   В этом учебном году для 1-5 классов коррекционно-развивающая программа состояла из следующих базовых тем:

1. Адаптация первоклассников  к обучению в школе -15 занятий.

2. Адаптационные занятия в 5 классе - 8 занятий.

3. Работа с группами повышенной школьной тревожности на базе 5 класса- 5 занятий.

4. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися, требующими особого педагогического внимания-15 занятий.

Руководствуясь программой коррекционно-развивающей работы с детьми  8 вида, регулярно проводила индивидуальные и групповые коррекционные занятия по следующим направлениям: коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция когнитивной сферы.   

Консультационная работа  велась по двум направлениям:

  • индивидуальное консультирование;
  • групповое консультирование.

За год проведено   56 часов индивидуальных консультаций. В  27% случаев за помощью обращались классные  руководители и педагоги-предметники,  40%- родители, дети - 45%, индивидуальное консультирование педагогов-психологов из школ района- 18% и 3%- консультирование студентов во время практики.

Распределение запросов в процентном отношении:

  •      11%- методическая помощь;
  •      16%- консультации по проблемам взаимоотношений;
  •      33 %- готовность к школьному обучению;
  •      9%- консультирование по результатам диагностики;
  •      14%- негативное эмоциональное состояние;
  •      3%- осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании;

         2 %- трудности обучения;

  •      2%- конфликтная ситуация;
  •      1%- уровень актуального развития ребенка.

Методическая работа.

1.Выступления на педсовете.

2.Оказание методической помощи педагогам, воспитателям классных коллективов.

Перспективы развития на 2012-2013 учебный год.

На следующий учебный год следует усовершенствовать коррекционно-развивающее направление работы:

1. Дополнить тематику тренинговых циклов следующими направлениями:

  • «Предупреждение вредных привычек»;
  • адаптировать игры-тренинги для начальных классов

2. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по тематикам тренинговых занятий, в которых принимали участие дети.

3. Разработать циклограмму коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!