Урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Тема: Хлестаков, или «Без царька в голове…» (анализ 3-4 действия)
Цели:
- Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение;
- Получить представление о характере Хлестакова, понять что такое «хлестаковщина»;
- Исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника;
- Выяснить отношение героев и автора к герою;
План урока
- Проверка домашнего задания;
- Работа в группах
- Исследование образа Хлестакова
- Анализ 3-4 действия:
- Сцена вранья
- Сцена дачи взяток
- Собирательный образ героя
- Выводы (рефлексия, моделирование)
- Домашнее задание
Проверка домашнего задания
Сфера деятельности:
- Городничий - общее управление, полиция. Порядок в городе, благоустройство;
Положение дел:
- Берёт взятки сам, другим попустительствует. Город не благоустроен, государственные деньги расхищаются. Церковь даже не начиналась строиться, но уже сгорела…
Антон Антонович Сквозник – Дмухановский(актёр И.И.Сосницкий 1836 г.)
Городничий и квартальные.
«… а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…»
(актёр К.Н.Рыбаков)
Характеристика по тексту:
- «Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»;
- « Помилуйте, не погубите! Жена, дети малые: не сделайте несчастным человека»;
- «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай»
- « Глуп, как сивый мерин » (из письма Хлестакова)
- Самохарактеристика :« Старый дурак, глупый баран … дурака ему, дурака, старому подлецу, толстоносый»
Судья Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.
- Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян;
- Прочитал 5-6 книг;
- Берёт взятки борзыми щенками;
- «Говорит басом, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;
- Предлагает подсунуть деньги Хлестакову;
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений
- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но проныра и плут»;
- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;
- «Человек простой: если умрёт так умрёт. Если выздоровеет, то и так выздоровеет»
- Больные, как мухи выздоравливают; Кормит их прокисшей капустой;
- « Совершенная свинья в ермолке»
Земляника и Ляпкин -Тяпкин
Бобчинский и Добчинский Петры Ивановичи – городские помещики, обыватели – сплетники.
- Речь манерна и витиевата, до косноязычия примитивна, в высшей степени комична.
- Э! – спор по ничтожному вопросу ( крылатое выражение)
- «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, похожи друг на друга»;
Говорящие фамилии:
Сквозник-Дмухановский – (по Далю) в перен. хитрый пройдоха, опытный плут;
В прямом – сквозняк, сквозной ветер; Дмухати – по укр. «дуть»
Двойная фамилия как признак высокородного дворянина, в данном случае оказывается намёком на продувное мошенничество.
Хлестаков – хлестать, бить чем-либо гибким, стегать (бросаться словами), хвастать, неумеренно восхвалять свои достоинства, поступки, часто мнимые.
Хлопов – хлопать глазами, бессмысленно моргать от недоумения, изумления, растерянности… хлопать ушами – слушая не понимать.
Держиморда – держи морду .
Земляника – никнуть к земле. Человек толстый, но плут тонкий, думает только о себе.
- «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца» Ю.Манн
- Какую характеристику даёт Хлестакову автор?
- Почему герой не догадывается о том положении, в которое он попал?
- За кого его принимают чиновники? Почему?
- Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в Д. – 2, явл. - 5
Действие второе: Хлестаков и Городничий
- Почему перед тем, как вывести его на сцену, Гоголь включает в комедию монолог Осипа? (елистратишко; галантерейное обращение…)
- О чём мечтает Хлестаков ?
- Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире?
- Почему городничий не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?
Табель о рангах
I . Канцлер Генерал-фельдмаршал
II . Действит. тайный советник Генерал
III . Тайный советник Генерал-лейтенант
IV . Действит.статский советник Генерал-майор
V Статский советник Бригадир
VI . Коллежский советник Полковник
VII . Надворный советник Подполковник
VIII . Коллежский асессор Майор
IX . Титулярный советник Капитан
X . Корабельный секретарь Штабс-капитан
XI . Коллежский секретарь Поручик
XII . Губернский секретарь Поручик
XIII . Провинциальный секретарь Подпоручик
XIV . Коллежский регистратор Прапорщик
- Почему 6 явление третьего действия считают кульминационной сценой комедии?
- Чем россказни Хлестакова о петербургской жизни связаны с его желанием играть роль значительного лица? (5 явл., 3 действ.)
Сцена вранья Хлестакова – кульминация комедии
- Как реплики и поведение слушателей подогревают и усиливают ложь Хлестакова?
( тема Петербурга: департаменты, главнокомандующий. Литераторы. Актрисы. Пушкин. Балы. Посланники. Министры. Дворец. )
- Почему слушатели верят ему?
В роли ревизора: М.А. Чехов
- Согласны ли Вы с высказыванием критика Аполлона Григорьева ?
«Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается, растёт в собственных глазах и в глазах чиновников, становится всё смелее и смелее в хвастовстве… Но придайте Хлестакову хоть немного расчёта , - и он перестанет быть Хлестаковым».
- На что жаловались купцы Ревизору?
- Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сценах приёма чиновников и других городских жителей
(Д.-4, явление – 3-7)?
Преувеличения Хлестакова:
- В семьсот рублей арбуз;
- Я, признаюсь, литературой существую;
- 35 000 одних курьеров; (преувеличения носят чисто количественный характер)
- Суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа;
(скудость натуры)
- С Пушкиным на дружеской ноге;
( не может придумать тему разговора)
- Бывало, как прохожу через департамент, просто землетрясенье,
всё дрожит и трясётся. Как лист…
- Какова роль ремарок в 3 действии ?
Художник: А.И. Константиновский
Сцена дачи взяток
- Проследите, как ведут себя герои этой сцены? /Хлестаков и чиновники/
- Хлестаков не просто глуп, а идеально глуп;
- «Ей-богу, уже пора! (Осип)
А.И.Константиновский «В дороге совершенно поиздержался»
Собирательный образ героя
- Хлестаков – с первого появления на сцене неопределёнен и непоследователен во всём, он то распущен и нагл, то просителен, то даже жалок
- говорит и действует без всякого соображения…
- он поистине «без царя в голове»
Лексика речи героя имеет 4 стилевых пласта ( по Н.Л.Степанову) :
- Галантная светская болтовня
- Чиновничье-канцелярский жаргон
- Элементы книжного сентиментально-карамзинского стиля
- Разговорно-бытового просторечия
Гоголь о Хлестакове
- «В случаях, где требуется или присутствие духа, или характер, высказывается его отчасти подлинькая, ничтожная натура»
- Лицо фантасмагорическое
- «…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. – писал Гоголь. – Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – СМЕХ».
- Как вы понимаете эти слова писателя?
- Какие общественные пороки осмеивает его комедия?
Портрет Н.В.Гоголя Художник А.Иванов
Названия действий комедии:
1. «К нам едет ревизор».
2. Встреча Хлестакова и Городничего.
3. Сцена вранья Хлестакова.
4. Дача взяток.
5. Чтение письма Хлестакова.
Немая сцена.
Что такое «хлестаковщина»? Сформулируйте свой ответ….
Домашнее задание:
- Прочитать пьесу до конца.
Подумать над вопросами, предложенными в конце действия.
- Выписать характеристику героев пьесы из письма Хлестакова.
- « Я Хлестаков Иван Александрович» (рассказ от лица героя)
- *** Творческое задание.
Написать письмо по адресу:
Куда:
г. Санкт- Петербург, улица Почтамтская,
Кому: Ивану Васильевичу Тряпичкину.
(от своего имени на тему «Порядки города N » или «Как я однажды…»)
- «Знаем мы вас, генерал-губернаторов! Вас. Может быть, 3-4 перемениться, а я вот уже 30 лет, судырь мой, сижу на одном месте»
- «Хорошо тебе, шпрехен зи дейч Иван Андреевич, у тебя дело почтовоё принять да отправить экспедицию…»
Почтмейстер – артист С.В.Айдаров
Полицмейстер города N .
- Сидел на своём месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить. Он ли был создан для места или место для него.
Художник: К.А. Савицкий
Немая сцена
Марья Антоновна – актриса М.Г.Савина
Анна Андреевна – В.Н.Пашенная
Ист. справка.
До 1825 года каждая губерния ревизовалась раз в 3 года. Большие сановники сами по России не ездили, а посылали молодых чиновников, находящихся на самых низших ступенях служебной лестницы. Чиновники приезжали не в мундирах, а в гражданской одежде – это облегчало тайное наблюдение за порядками в губернии. Ревизор-инкогнито – неожиданно нависшая опаснос n ь для Городничего.
1.Н.В.Гоголь «Ревизор»/ вступит.ст., подбор матер., историч. справка о постановках «Ревизора» и прим. Вл.Филиппова М.: - Детская литература.-1980 г.
2. Э.Л.Войтоловская. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Комментарий. «Просвещение».Ленинград.- 1971г.
Автор презентации Бухольцева Г.С., учитель МОУ СОШ №92 п.Гусиное Озеро Селенгинского района РБ