СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ 3 и 4 действий комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ 3 и 4 действий комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"»

 Урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»  Тема:  Хлестаков, или «Без царька в голове…» (анализ 3-4 действия) Цели: Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение; Получить представление о характере Хлестакова, понять что такое «хлестаковщина»; Исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника; Выяснить отношение героев и автора к герою;

Урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Тема: Хлестаков, или «Без царька в голове…» (анализ 3-4 действия)

Цели:

  • Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение;
  • Получить представление о характере Хлестакова, понять что такое «хлестаковщина»;
  • Исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника;
  • Выяснить отношение героев и автора к герою;
План урока Проверка домашнего задания; Работа в группах Исследование образа Хлестакова Анализ 3-4 действия:  Сцена вранья Сцена дачи взяток Собирательный образ героя Выводы (рефлексия, моделирование) Домашнее задание

План урока

  • Проверка домашнего задания;
  • Работа в группах
  • Исследование образа Хлестакова
  • Анализ 3-4 действия:
  • Сцена вранья
  • Сцена дачи взяток
  • Собирательный образ героя
  • Выводы (рефлексия, моделирование)
  • Домашнее задание

Проверка домашнего задания    Сфера деятельности:   Городничий - общее управление, полиция. Порядок в городе, благоустройство; Положение дел:  Берёт взятки сам, другим попустительствует. Город не благоустроен, государственные деньги расхищаются. Церковь даже не начиналась строиться, но уже сгорела… Антон Антонович Сквозник – Дмухановский(актёр И.И.Сосницкий 1836 г.)

Проверка домашнего задания

Сфера деятельности:

  • Городничий - общее управление, полиция. Порядок в городе, благоустройство;

Положение дел:

  • Берёт взятки сам, другим попустительствует. Город не благоустроен, государственные деньги расхищаются. Церковь даже не начиналась строиться, но уже сгорела…

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский(актёр И.И.Сосницкий 1836 г.)

Городничий и квартальные. «… а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…» (актёр К.Н.Рыбаков) Характеристика по тексту: «Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»; « Помилуйте, не погубите! Жена, дети малые: не сделайте несчастным человека»;  «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай»  « Глуп, как сивый мерин » (из письма Хлестакова)  Самохарактеристика :« Старый дурак, глупый баран … дурака ему, дурака, старому подлецу, толстоносый»

Городничий и квартальные.

«… а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…»

(актёр К.Н.Рыбаков)

Характеристика по тексту:

  • «Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»;
  • « Помилуйте, не погубите! Жена, дети малые: не сделайте несчастным человека»;
  • «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай»
  • « Глуп, как сивый мерин » (из письма Хлестакова)
  • Самохарактеристика Старый дурак, глупый баран … дурака ему, дурака, старому подлецу, толстоносый»
Судья Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.  Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян;  Прочитал 5-6 книг;  Берёт взятки борзыми щенками;  «Говорит басом, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;  Предлагает подсунуть деньги Хлестакову;

Судья Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.

  • Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян;
  • Прочитал 5-6 книг;
  • Берёт взятки борзыми щенками;
  • «Говорит басом, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;
  • Предлагает подсунуть деньги Хлестакову;
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений  «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но проныра и плут»;  У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя; «Человек простой: если умрёт так умрёт. Если выздоровеет, то и так выздоровеет»  Больные, как мухи выздоравливают; Кормит их прокисшей капустой; « Совершенная свинья в ермолке»  Земляника и Ляпкин -Тяпкин

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений

  • «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но проныра и плут»;
  • У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;
  • «Человек простой: если умрёт так умрёт. Если выздоровеет, то и так выздоровеет»
  • Больные, как мухи выздоравливают; Кормит их прокисшей капустой;
  • « Совершенная свинья в ермолке»

Земляника и Ляпкин -Тяпкин

Бобчинский и Добчинский Петры Ивановичи – городские помещики, обыватели – сплетники.  Речь манерна и витиевата, до косноязычия примитивна, в высшей степени комична. Э! – спор по ничтожному вопросу ( крылатое выражение)  «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, похожи друг на друга»;

Бобчинский и Добчинский Петры Ивановичи – городские помещики, обыватели – сплетники.

  • Речь манерна и витиевата, до косноязычия примитивна, в высшей степени комична.
  • Э! – спор по ничтожному вопросу ( крылатое выражение)
  • «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, похожи друг на друга»;
Говорящие фамилии: Сквозник-Дмухановский – (по Далю) в перен. хитрый пройдоха, опытный плут; В прямом – сквозняк, сквозной ветер; Дмухати – по укр. «дуть» Двойная фамилия как признак высокородного дворянина, в данном случае оказывается намёком на продувное мошенничество. Хлестаков – хлестать, бить чем-либо гибким, стегать (бросаться словами), хвастать, неумеренно восхвалять свои достоинства, поступки, часто мнимые. Хлопов – хлопать глазами, бессмысленно моргать от недоумения, изумления, растерянности… хлопать ушами – слушая не понимать. Держиморда – держи морду . Земляника – никнуть к земле. Человек толстый, но плут тонкий, думает только о себе.

Говорящие фамилии:

Сквозник-Дмухановский – (по Далю) в перен. хитрый пройдоха, опытный плут;

В прямом – сквозняк, сквозной ветер; Дмухати – по укр. «дуть»

Двойная фамилия как признак высокородного дворянина, в данном случае оказывается намёком на продувное мошенничество.

Хлестаков – хлестать, бить чем-либо гибким, стегать (бросаться словами), хвастать, неумеренно восхвалять свои достоинства, поступки, часто мнимые.

Хлопов – хлопать глазами, бессмысленно моргать от недоумения, изумления, растерянности… хлопать ушами – слушая не понимать.

Держиморда – держи морду .

Земляника – никнуть к земле. Человек толстый, но плут тонкий, думает только о себе.

 «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца» Ю.Манн  Какую характеристику даёт Хлестакову автор?   Почему герой не догадывается о том положении, в которое он попал?  За кого его принимают чиновники? Почему?  Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в Д. – 2, явл. - 5
  • «Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца» Ю.Манн
  • Какую характеристику даёт Хлестакову автор?
  • Почему герой не догадывается о том положении, в которое он попал?
  • За кого его принимают чиновники? Почему?
  • Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в Д. – 2, явл. - 5
Действие второе: Хлестаков и Городничий   Почему перед тем, как вывести его на сцену, Гоголь включает в комедию монолог Осипа? (елистратишко; галантерейное обращение…)  О чём мечтает Хлестаков ?  Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире?  Почему городничий не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?

Действие второе: Хлестаков и Городничий

  • Почему перед тем, как вывести его на сцену, Гоголь включает в комедию монолог Осипа? (елистратишко; галантерейное обращение…)
  • О чём мечтает Хлестаков ?
  • Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире?
  • Почему городничий не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?
Табель о рангах I . Канцлер Генерал-фельдмаршал II . Действит. тайный советник Генерал III . Тайный советник Генерал-лейтенант IV . Действит.статский советник Генерал-майор V  Статский советник Бригадир VI . Коллежский советник Полковник VII . Надворный советник Подполковник VIII . Коллежский асессор Майор IX . Титулярный советник Капитан X . Корабельный секретарь Штабс-капитан XI . Коллежский секретарь Поручик XII . Губернский секретарь Поручик XIII . Провинциальный секретарь Подпоручик XIV . Коллежский регистратор Прапорщик

Табель о рангах

I . Канцлер Генерал-фельдмаршал

II . Действит. тайный советник Генерал

III . Тайный советник Генерал-лейтенант

IV . Действит.статский советник Генерал-майор

V Статский советник Бригадир

VI . Коллежский советник Полковник

VII . Надворный советник Подполковник

VIII . Коллежский асессор Майор

IX . Титулярный советник Капитан

X . Корабельный секретарь Штабс-капитан

XI . Коллежский секретарь Поручик

XII . Губернский секретарь Поручик

XIII . Провинциальный секретарь Подпоручик

XIV . Коллежский регистратор Прапорщик

Почему 6 явление третьего действия считают кульминационной сценой комедии?  Чем россказни Хлестакова о петербургской жизни связаны с его желанием играть роль значительного лица? (5 явл., 3 действ.)
  • Почему 6 явление третьего действия считают кульминационной сценой комедии?
  • Чем россказни Хлестакова о петербургской жизни связаны с его желанием играть роль значительного лица? (5 явл., 3 действ.)
Сцена вранья Хлестакова – кульминация комедии  Как реплики и поведение слушателей подогревают и усиливают ложь Хлестакова? ( тема Петербурга: департаменты, главнокомандующий. Литераторы. Актрисы. Пушкин. Балы. Посланники. Министры. Дворец. )  Почему слушатели верят ему?  В роли ревизора: М.А. Чехов

Сцена вранья Хлестакова – кульминация комедии

  • Как реплики и поведение слушателей подогревают и усиливают ложь Хлестакова?

( тема Петербурга: департаменты, главнокомандующий. Литераторы. Актрисы. Пушкин. Балы. Посланники. Министры. Дворец. )

  • Почему слушатели верят ему?

В роли ревизора: М.А. Чехов

 Согласны ли Вы с высказыванием критика Аполлона Григорьева ? «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается, растёт в собственных глазах и в глазах чиновников, становится всё смелее и смелее в хвастовстве… Но придайте Хлестакову хоть немного расчёта , - и он перестанет быть Хлестаковым».
  • Согласны ли Вы с высказыванием критика Аполлона Григорьева ?

«Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается, растёт в собственных глазах и в глазах чиновников, становится всё смелее и смелее в хвастовстве… Но придайте Хлестакову хоть немного расчёта , - и он перестанет быть Хлестаковым».

 На что жаловались купцы Ревизору? Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сценах приёма чиновников и других городских жителей (Д.-4, явление – 3-7)?
  • На что жаловались купцы Ревизору?
  • Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сценах приёма чиновников и других городских жителей

(Д.-4, явление – 3-7)?

Преувеличения Хлестакова:  В семьсот рублей арбуз;  Я, признаюсь, литературой существую;  35 000 одних курьеров; (преувеличения носят чисто количественный характер)  Суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа; (скудость натуры)  С Пушкиным на дружеской ноге; ( не может придумать тему разговора)  Бывало, как прохожу через департамент, просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся. Как лист…  Какова роль ремарок в 3 действии ?        Художник: А.И. Константиновский

Преувеличения Хлестакова:

  • В семьсот рублей арбуз;
  • Я, признаюсь, литературой существую;
  • 35 000 одних курьеров; (преувеличения носят чисто количественный характер)
  • Суп в кастрюльке, приехавший на пароходе прямо из Парижа;

(скудость натуры)

  • С Пушкиным на дружеской ноге;

( не может придумать тему разговора)

  • Бывало, как прохожу через департамент, просто землетрясенье,

всё дрожит и трясётся. Как лист…

  • Какова роль ремарок в 3 действии ?

Художник: А.И. Константиновский

Сцена дачи взяток  Проследите, как ведут себя герои этой сцены? /Хлестаков и чиновники/  Хлестаков не просто глуп, а идеально глуп;  «Ей-богу, уже пора! (Осип) А.И.Константиновский «В дороге совершенно поиздержался»

Сцена дачи взяток

  • Проследите, как ведут себя герои этой сцены? /Хлестаков и чиновники/
  • Хлестаков не просто глуп, а идеально глуп;
  • «Ей-богу, уже пора! (Осип)

А.И.Константиновский «В дороге совершенно поиздержался»

Собирательный образ героя Хлестаков – с первого появления на сцене неопределёнен и непоследователен во всём, он то распущен и нагл, то просителен, то даже жалок  говорит и действует без всякого соображения…  он поистине «без царя в голове»

Собирательный образ героя

  • Хлестаков – с первого появления на сцене неопределёнен и непоследователен во всём, он то распущен и нагл, то просителен, то даже жалок
  • говорит и действует без всякого соображения…
  • он поистине «без царя в голове»
Лексика речи героя имеет 4 стилевых пласта ( по Н.Л.Степанову) : Галантная светская болтовня Чиновничье-канцелярский жаргон Элементы книжного сентиментально-карамзинского стиля Разговорно-бытового просторечия

Лексика речи героя имеет 4 стилевых пласта ( по Н.Л.Степанову) :

  • Галантная светская болтовня
  • Чиновничье-канцелярский жаргон
  • Элементы книжного сентиментально-карамзинского стиля
  • Разговорно-бытового просторечия
Гоголь о Хлестакове «В случаях, где требуется или присутствие духа, или характер, высказывается его отчасти подлинькая, ничтожная натура» Лицо фантасмагорическое «…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. – писал Гоголь. – Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – СМЕХ».  Как вы понимаете эти слова писателя? Какие общественные пороки осмеивает его комедия? Портрет Н.В.Гоголя Художник А.Иванов

Гоголь о Хлестакове

  • «В случаях, где требуется или присутствие духа, или характер, высказывается его отчасти подлинькая, ничтожная натура»
  • Лицо фантасмагорическое
  • «…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. – писал Гоголь. – Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – СМЕХ».
  • Как вы понимаете эти слова писателя?
  • Какие общественные пороки осмеивает его комедия?

Портрет Н.В.Гоголя Художник А.Иванов

Названия действий комедии: 1. «К нам едет ревизор». 2. Встреча Хлестакова и Городничего. 3. Сцена вранья Хлестакова. 4. Дача взяток. 5. Чтение письма Хлестакова. Немая сцена.

Названия действий комедии:

1. «К нам едет ревизор».

2. Встреча Хлестакова и Городничего.

3. Сцена вранья Хлестакова.

4. Дача взяток.

5. Чтение письма Хлестакова.

Немая сцена.

Что такое «хлестаковщина»? Сформулируйте свой ответ….

Что такое «хлестаковщина»? Сформулируйте свой ответ….

Домашнее задание:  Прочитать пьесу до конца. Подумать над вопросами, предложенными в конце действия.  Выписать характеристику героев пьесы из письма Хлестакова.  « Я Хлестаков Иван Александрович» (рассказ от лица героя)  *** Творческое задание.  Написать письмо по адресу: Куда:  г. Санкт- Петербург, улица Почтамтская, Кому: Ивану Васильевичу Тряпичкину.  (от своего имени на тему «Порядки города N » или «Как я однажды…»)

Домашнее задание:

  • Прочитать пьесу до конца.

Подумать над вопросами, предложенными в конце действия.

  • Выписать характеристику героев пьесы из письма Хлестакова.
  • « Я Хлестаков Иван Александрович» (рассказ от лица героя)
  • *** Творческое задание.

Написать письмо по адресу:

Куда:

г. Санкт- Петербург, улица Почтамтская,

Кому: Ивану Васильевичу Тряпичкину.

(от своего имени на тему «Порядки города N » или «Как я однажды…»)

«Знаем мы вас, генерал-губернаторов! Вас. Может быть, 3-4 перемениться, а я вот уже 30 лет, судырь мой, сижу на одном месте»  «Хорошо тебе, шпрехен зи дейч Иван Андреевич, у тебя дело почтовоё принять да отправить экспедицию…»  Почтмейстер – артист С.В.Айдаров
  • «Знаем мы вас, генерал-губернаторов! Вас. Может быть, 3-4 перемениться, а я вот уже 30 лет, судырь мой, сижу на одном месте»
  • «Хорошо тебе, шпрехен зи дейч Иван Андреевич, у тебя дело почтовоё принять да отправить экспедицию…»

Почтмейстер – артист С.В.Айдаров

Полицмейстер города N .  Сидел на своём месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить. Он ли был создан для места или место для него.

Полицмейстер города N .

  • Сидел на своём месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить. Он ли был создан для места или место для него.
Художник: К.А. Савицкий  Немая сцена

Художник: К.А. Савицкий

Немая сцена

Марья Антоновна – актриса М.Г.Савина Анна Андреевна – В.Н.Пашенная

Марья Антоновна – актриса М.Г.Савина

Анна Андреевна – В.Н.Пашенная

Ист. справка. До 1825 года каждая губерния ревизовалась раз в 3 года. Большие сановники сами по России не ездили, а посылали молодых чиновников, находящихся на самых низших ступенях служебной лестницы. Чиновники приезжали не в мундирах, а в гражданской одежде – это облегчало тайное наблюдение за порядками в губернии. Ревизор-инкогнито – неожиданно нависшая опаснос n ь для Городничего.

Ист. справка.

До 1825 года каждая губерния ревизовалась раз в 3 года. Большие сановники сами по России не ездили, а посылали молодых чиновников, находящихся на самых низших ступенях служебной лестницы. Чиновники приезжали не в мундирах, а в гражданской одежде – это облегчало тайное наблюдение за порядками в губернии. Ревизор-инкогнито – неожиданно нависшая опаснос n ь для Городничего.

1.Н.В.Гоголь «Ревизор»/ вступит.ст., подбор матер., историч. справка о постановках «Ревизора» и прим. Вл.Филиппова М.: - Детская литература.-1980 г. 2. Э.Л.Войтоловская. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Комментарий. «Просвещение».Ленинград.- 1971г.

1.Н.В.Гоголь «Ревизор»/ вступит.ст., подбор матер., историч. справка о постановках «Ревизора» и прим. Вл.Филиппова М.: - Детская литература.-1980 г.

2. Э.Л.Войтоловская. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Комментарий. «Просвещение».Ленинград.- 1971г.

Автор презентации Бухольцева Г.С., учитель МОУ СОШ №92 п.Гусиное Озеро Селенгинского района РБ

Автор презентации Бухольцева Г.С., учитель МОУ СОШ №92 п.Гусиное Озеро Селенгинского района РБ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!