СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ баллады М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой  анализ баллады Лермонтова "Три пальмы". Организация исследовательской деятельности - важный момент современного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Анализ баллады М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"»



Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Баллада М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»



Печенежская В. Н., учитель русского языка и литературы.

Православная гимназия, город Ноябрьск.



Пояснительная записка


Организация исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из важных моментов современного образования.

Действительно, исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами. Второй год я работаю в классе по ФГОС.

Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На что-то я уже нашла ответ, а что-то ещё в стадии осмысления.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, необходимый для работы с художественным произведением.

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью (Л. Н. Толстой).

Привожу пример урока анализа произведения.



Тема урока: Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Тип урока: Урок анализа произведения

Цели урока:

Обучающие: расширение и углубление представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре; расширение представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении.

Развивающие: развитие читательских навыков учеников, умения видеть и интерпретировать художественные детали; развитие навыков анализа лирического произведения.

Воспитательные: побуждение учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, словари.

Формирование УУД:

Познавательные:

1)  формирование умения извлекать информацию из художественного текста;

2)  формирование умения на основе анализа произведения делать выводы.

Коммуникативные:

  1. формирование умения слушать и понимать других;

  2. формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  3. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

  4. формирование умения работать в паре, в группе.

Регулятивные:    

1)  формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения;

2)  формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)  формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)  формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:     

1) формирование умения высказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции;

2) формирование мотиваций к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока.


Орг. момент. Эмоциональный настрой.


Введение в тему. На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)


- Чей портрет вы видите на доске?

Слово учителя. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

- Итак, сегодня мы познакомимся еще с одним произведением М.Ю. Лермонтова. Тема урока М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы».



Анализ стихотворения с составлением таблицы.

В тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.

Пункты плана

Опорная лексика

1. Тема


2. Основная мысль


3.Изобразительно-выразительные средства языка.




Послушаем внимательно это стихотворение (Читает учитель).

Вопросы на восприятие текста:

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы, человек и природа)

Запишите в таблицу.

- Как вы поняли основную мысль стихотворения? (Нельзя губить природу)

Запишите в таблицу.

- Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (Автор определяет жанр произведения, говорит о восточном происхождении сказания. Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.)

Беседа по вопросам:

  1. Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

(Происходит волшебное событие: сразу появляется караван вслед за тем, как пальмы укоряли небо, однако, это событие и реалистично: подробно и очень детально описан караван: вереница верблюдов, пестрые ковры, «черные очи красавиц», их «смуглые ручки».

2. Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения)

1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 1 и 2 строфа

2) Их обращение к Богу.3 строфа

3) Пальмы встречают гостей.4, 5, 6 строфа

4) Гибель «питомцев столетий».8 строфа

5) «Все дико и пусто кругом».9 и 10 строфа

Продолжаем анализировать текст стихотворения

1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

4.Что разрушает покой и гармонию природы в стихотворении? (Покой нарушен появлением людей).

А теперь посмотрим, как автор изображает караван. Исследовательская деятельность. Работа в группах.

1 ряд

- найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд

- какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд

- найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

Прочитайте.

2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

3.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

Прочитайте.

4.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

5.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

6.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

7.Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?(Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").

8.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

Прочитайте.

9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

11.А вы оправдываете этих людей? Почему?

Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств.

- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Гипербола, метафора, олицетворение, эпитет, антитеза, сравнение (в случае затруднения обращаемся к электронному словарю в интернете http://www.gramota.ru/ )

Объяснение нового.

- Вслушайтесь еще раз в строки:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

- Что означают слова питомцы столетий?

(«питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

Самостоятельная работа (работа в парах)

- Определите, какие художественные средства использует автор в предложенных вам отрывках

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.



И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.



Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топорзастучал,

И пали без жизни питомцыстолетий!

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрубленыбылитела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.



(Коллективная проверка с комментированием тропов).

-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.

Итог урока.

Ответим на главные вопросы урока:

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис был ценностью, необходимой для жизни многих. А теперь поступок безжалостных людей, разрушивших красоту, благодатность этого места, приведёт к вымиранию всего живого в когда-то цветущем уголке).

3.Что же вы поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Выставление оценок.

Рефлексия.

Домашнее задание: (выберите задание по желанию)

  • Какое впечатление произвело на вас стихотворение Лермонтова? Расскажите об этом в форме мини-сочинения (8-10 предложений).

  • Нарисуйте иллюстрации к своей работе.

  • Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Три пальмы» в лицах.

  • Подготовьте сценарий мультфильма «Три пальмы» по мотивам стихотворения Лермонтова. Подберите музыку.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!