АНАЛИЗ ИГРОВЫХ МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Новожилова Юлия Михайловна,
Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Использование на уроках разнообразных игровых приемов и форм дает возможность лучше усвоить программный материал. Такими игровыми приемами есть и серия вопросов к произведению, и выразительное чтение интереснейших эпизодов, сообщение интересных фактов из жизни писателя, разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов, иллюстрирование определенных эпизодов из произведения, конкурсы вопросов к тексту, составлению схем, карт, цепочек событий. Само время требует других подходов к образованию младших школьников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются современные развивающие игры и пособия. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
С течением времени, в процессе широкого применения игр в качестве педагогического метода, все больше внимания, отмечала Н.А. Короткова, стало уделяться вычленению и исследованию характеристик этого метода, облегчающих познавательное развитие [1] – актуализировалась идея разработки такой игры, которая бы целенаправленно способствовала достижению какого-либо конкретного педагогического эффекта.
Детские игры были впервые классифицированы с учетом оказания развивающего воздействия на составляющие психики И.А. Сикорским на три большие группы:
- связанные с развитием абстрактного мышления «инстинктивно придуманные ребенком»;
- служащие «для развития и укрепления чувства самосознания»;
- служащие «для упражнения в процессе воспроизведения или репродукции впечатлений» [2, 115-118].
По способу организации деятельности А.И. Сорокиной были выделены и дифференцированы дидактические игры на:
- игры-путешествия, направленные на удовлетворение познавательных потребностей в сказочной, экскурсионной или прогулочной форме;
- игры-поручения, аналогичные, в основном, предыдущим, но менее длительные по времени и более простые по содержанию;
- игры-предположения, сфокусированные на формировании причинно-следственных связей;
- игры-загадки, отличающиеся наличием какой-либо логической задачи;
- игры-беседы, стимулирующие активацию эмоционально-мыслительных процессов [3, 16-21].
С.Л. Новоселовой была предложена новая классификация, опирающаяся на «системообразующий признак личностной инициативы в игре и понимание самодеятельных игр как формы практического размышления ребенка о действительности, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают». Ученым, в частности, выделялись три взаимосвязанных класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами) и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная), особенно влияющие на развитие интеллектуальной инициативы и творчества ребенка, формирование новых мотивов и видов его деятельности;
- игры, возникающие по инициативе взрослого: обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические) и досуговые (интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-карнавальные, компьютерные), являющиеся эффективным средством усвоения ребенком знаний и социальных норм, которые впоследствии могут им применяться и творчески интерпретироваться в играх первого класса;
- традиционные или народные игры: обрядовые (культовые, семейные, сезонные), тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) и досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие), способствующие складыванию у ребенка черт менталитета [4].
Е.О. Смирнова и И.А. Рябкова конкретизировали сюжетные игры, дифференцируемые по занимаемой игроками позиции на три типа:
1 Ролевую игру, предполагающую условную идентификацию «Я» ребенка единовременно с двумя позициями – реальной и изображаемой – и имеющую следующие модификации:
- собственно ролевую игру, осуществляющую взаимодействие участников и в реальном, и в ролевом планах;
- ролевую игру через игрушку, реализующую ролевое общение участников опосредованно;
- ролевую игру без партнера, отличающуюся ролевым взаимодействием ребенка исключительно с воображаемым партнером.
2 Режиссерскую игру, подразумевающую условную идентификацию «Я» ребенка не с конкретной ролью, а с руководством игровой ситуацией в целом и различающуюся двумя видами:
- индивидуальной режиссерской игрой с заниманием ребенком позиции режиссера происходящих событий, а не их непосредственного участника;
- совместной режиссерской игрой с реальным взаимодействием участников и ролевым посредством игрушек, включая представленных одним ребенком.
3 Событийную игру, предполагающую деятельность ребенка в таковой с позиции реального «Я» с игрушкой или в выдуманном им пространстве и подразделяющуюся на два подтипа:
- собственно событийную игру с участием ребенка с реальной позиции;
- процессуальную игру с отсутствием ролевого взаимодействия и отдельными игровыми элементами [5].
Более полную классификацию детских игр предложил С.А. Шмаков, положив в основу последней правила, на которых таковые организуются:
1 Игры с открытыми правилами, дифференцирующиеся на:
- Игры на основе готовых сюжетов, включающие:
а) подражательные игры, возникающие на основе воспроизведения какой-либо сюжетной линии;
б) сюжетно-отобразительные игры, условно повторяющие действия взрослых;
в) игры-драматизации, основанные на литературном сюжете;
г) театрализованные игры, построенные на литературных сюжетах и ориентированные на зрительскую оценку.
- Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми:
а) сюжетно-ролевые игры, предполагающие развитие какой-либо сюжетной линии по принятым детьми ролям и особенно актуализирующиеся в младшем школьном возрасте;
б) режиссерские игры, подразумевающие разворачивание сюжета с разными возложенными условно на игрушки ролями и развивающиеся на протяжении всего младшего школьного возраста;
г) игры-грезы (игра-фантазирование), основанные на воображении, реализуемые главным образом в речевом плане (внутренних или внешних монологах и диалогах игроков) и складывающиеся в младшем школьном возрасте;
д) игры интегрированного типа, сочетающиеся с иными видами деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) и происходящие в младшем школьном возрасте;
е) импровизационные игры-этюды, представляющие собой публичную импровизацию по обозначенной ведущим тематике.
2 Игры с готовыми закрытыми правилами, различающиеся на:
- собственно игры с правилами, подразделяющиеся, в свою очередь, на подвижные, спортивные, интеллектуальные и музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные);
- коррекционные;
- шуточные (забавы, развлечения);
- ритуально-обрядовые [6, 23-41].
Самую полную классификацию педагогических игр по разным основаниям Г.К. Селевко [7, 23-41]:
1 По виду деятельности на: физические (двигательные); интеллектуальные (умственные); трудовые; социальные; психологические.
2 По характеру педагогического процесса на: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие и социализирующие; репродуктивные, продуктивные и творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3 По характеру игровой методики на: игры с готовыми правилами, которые, в свою очередь, различаются по содержанию на: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и другие; «вольные» игры с устанавливающимися правилами непосредственно в игровом процессе; игры, сочетающие свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
4 По игровой среде на: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
- По форме на: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор;
- театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и другие [7, 51-54].
Развивающая игра имеет определенные особенности:
- четко поставленную обучающую, развивающую или воспитательную цель, преподносящуюся ребенку в форме игровой задачи, реализация которой требует соблюдение соответствующих установленных правил;
- ее результат наделен не только собственно игровым, но и дидактическим, развивающим, воспитательным или социализирующим смыслом;
- ее средством (в узком смысле) является ее учебный материал;
- наличие проблемной ситуации, создаваемой через игровую;
- анализ и рефлексия игрового процесса и его результатов на завершающим его этапе [7].
Г.К. Селевко выделял развивающие игры как направленные на формирование внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, рефлексии, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения [7, с. 54].
Классификация игр - система, относящая игры к разным семействам, родам, видам и разрядам по совокупности классифицирующих признаков.
Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра –экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.
Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.
Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Итак, в современной школе появляется насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности, развивающих игр. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.
Список литературы
Короткова Н.А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 2021. – № 2. – С. 163 - 168.
Полищукова М.Ю. Методы стимуляции эмоциональной деятельности при усвоении детьми знаний о современном мире. // Самопознание. - 2021. - № 4 (47). – С. 36 - 37.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2020. – 96 c.
Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – М.: Воспитание дошкольника, 2022. – № 3. – С. 84-87.
Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2020. – №3. – С.62-70.
Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 2021. - 64 с.
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально–воспитательные технологии. М.: // Народное образование. Школьные технологии, 2020. - № 3. - С.13 - 23.