АНАЛИЗ ИГРОВЫХ МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Карпова Валентина Олеговна
Магистрант образовательной программы 7М01303 Педагогика и методика начального обучения Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Использование педагогом развивающих игр в младшем школьном возрасте объясняется следующими причинами. Для детей младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети быстро вовлекаются в деятельность, особенно в игровую. Развивающие игры помогают участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия. Итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового так и учебно-познавательного результата. Важнейшая роль принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия. В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, в нее последовательно включаются типы игр, развивающие способности ребенка [1, 145-148]:
- выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- обобщать предметы по определенным признакам;
- отличать реальные события от нереальных;
- владеть собой и др.
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря, связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием числовых и абстрактных представлений и тому подобное. Для развивающих игр характерны следующие особенности:
а) каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из «конструктора-механика» и т. д.;
б) задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т.п., т.о. знакомят его с разными способами передачи информации;
3) решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей «конструктора» видимых и осязаемых вещей.
Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.
4) задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2 - 3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет;
5) постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребенка.
Существуют условия, при которых использование развивающих игр более продуктивно:
а) игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому, необходимо постоянно поддерживать ребенка;
б) необходимо заинтересовывать ребенка игрой, но не заставлять его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Нельзя обижать ребенка в игре;
в) развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Нельзя подсказывать. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности;
г) чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно необходимо попробовать выполнить их самим;
д) обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие;
е) если ребенок не справляется с заданием, значит, произошла переоценка уровня его развития. Необходимо сделать перерыв, а через несколько дней начать с более легких заданий;
ж) увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней;
з) необходимо, чтобы развивающие игры стояли на видном месте;
и) чем больше развито у ребенка какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. «Не интересоваться» игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале;
к) необходимо создавать непринужденную обстановку и не останавливать ребенка в его двигательной активности;
л) необходимо устраивать соревнования между ребенком и взрослыми [2].
«Разнообразная» полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания. Кроме того, игра позволяет младшим школьникам комфортно и наиболее «приятными» способами приспособиться к изменившимся пространственным условиям, большому количеству новых людей — взрослых и сверстников, неизменным условиям (режиму, правилам поведения). Она помогает органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус — статус ученика, постепенно овладеть умениями и навыками новой деятельности — учения, сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития, считает Д. Кунантаева [2 23].
Важен также и вклад игры в становление субъектности младшего школьника. В процессе игры ее участники, находясь в субъектной позиции, исподволь приобретают и совершенствуют умения определять замысел игры и устанавливать ее правила, эффективно регулировать ход и качество игрового взаимодействия, выстраивать адекватные межличностные отношения, возникающие по поводу игры О.А. Степанова [76]. Все это позволяет в дальнейшем перенести опыт действования в качестве субъекта игровой деятельности и на другие виды деятельности — учение, общение, труд, а саму игру рассматривать в качестве действенного средства социализации детей группы риска.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Включая в учебно-воспитательный процесс игровые элементы, мы стимулируем познавательные возможности учеников. Игра захватывает детей.
В игровой деятельности определяются и оказываются личные интересы учеников, степень сформированности учебных умений и привычек. Игра есть одним из средств воспитания и обучение. Использование на уроках разнообразных игровых приемов и форм дает возможность лучше усвоить программный материал.
В педагогике начальной школы развивающие игры получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Использование на уроках разнообразных игровых приемов и форм дает возможность лучше усвоить программный материал. Такими игровыми приемами есть и серия вопросов к произведению, и выразительное чтение интереснейших эпизодов, сообщение интересных фактов из жизни писателя, разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов, иллюстрирование определенных эпизодов из произведения, конкурсы вопросов к тексту, составлению схем, карт, цепочек событий. Само время требует других подходов к образованию младших школьников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются современные развивающие игры и пособия. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
С течением времени, в процессе широкого применения игр в качестве педагогического метода, все больше внимания, отмечала Н.А. Короткова, стало уделяться вычленению и исследованию характеристик этого метода, облегчающих познавательное развитие [4] – актуализировалась идея разработки такой игры, которая бы целенаправленно способствовала достижению какого-либо конкретного педагогического эффекта.
Самую полную классификацию педагогических игр по разным основаниям Г.К. Селевко:
1 По виду деятельности на:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
2 По характеру педагогического процесса на:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие и социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные и творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3 По характеру игровой методики на:
- игры с готовыми правилами, которые, в свою очередь, различаются по содержанию на: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и другие;
- «вольные» игры с устанавливающимися правилами непосредственно в игровом процессе;
- игры, сочетающие свободную игровую стихию и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
4 По игровой среде на: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
-По форме на:
- игры-празднества, игровые праздники;
-игровой фольклор;
- театральные игровые действия;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
-конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи;
-мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады;
-игровые аукционы и другие [5, 51-54].
Развивающая игра имеет определенные особенности:
- четко поставленную обучающую, развивающую или воспитательную цель, преподносящуюся ребенку в форме игровой задачи, реализация которой требует соблюдение соответствующих установленных правил;
- ее результат наделен не только собственно игровым, но и дидактическим, развивающим, воспитательным или социализирующим смыслом;
- ее средством (в узком смысле) является ее учебный материал;
- наличие проблемной ситуации, создаваемой через игровую;
- анализ и рефлексия игрового процесса и его результатов на завершающим его этапе [5, 123, 124, 127].
Г.К. Селевко выделял развивающие игры как направленные на формирование внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, рефлексии, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения [5, с. 54].
Классификация игр - система, относящая игры к разным семействам, родам, видам и разрядам по совокупности классифицирующих признаков.
Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – непохож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.
Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговом. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру [6, 78]
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников [90].
Игры, применяемые в процессе обучения можно разделить на:
1)Обучающие
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
2) Контролирующие
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
3) Обобщающие
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка.
Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
Итак, в современной школе появляется насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности, развивающих игр. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.
Литература
1Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Лист, 2018. – 176 с.
2Кунантаева Д.Д. Проблема определения детского игрового пространства // Воспитание школьника. – 2015. – №6. – С. 21–23.
3Степанова О.А. Игровая школа мышления: методическое пособие. - М.: Сфера, 2017. - 128с.
4 Короткова Н.А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 2015. – № 2. – С. 163 - 168.
5Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2018. – 256 с.
6Ахметов Н.К. Игра как процесс обучения // Вестник научно-педагогического центра. – Алма-Ата: Научно-педагогический центр, 2015. – № 22. – С. 8 – 10.