СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ итогового собеседования 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ итогового собеседования 9 класс»


Анализ итогов устного собеседования

по русскому языку в 9 классах МБОУ «СОШ 13» 2022-2023 уч.год



Цель проведения: итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение. Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.

Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:

  • проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;

  • принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;

  • учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.

При этом заявленная цель предполагает решение нескольких задач:

1) объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;

2) выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;

3) актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе. 

Задача итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Проверяемые элементы содержания:

1. Чтение текста вслух

2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

3. Создание устного монологического высказывания

4. Участие в диалоге

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Всего заданий – 4; из них с развёрнутым ответом – 4;

по уровню сложности: Б – 4.

Общее время ответа ученика – 15 минут.

Из 92 учащихся 9 классов 92 получили зачёт по результатам собеседования





Обобщённый план варианта итогового собеседования ГИА выпускников

IX классов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Уровни сложности заданий: Б – базовый.



Проверяемые

элементы содержания

Коды прове­ряемых элементов содержания

Коды проверя­емых уме­ний

Уровень слож­ности задания

Макси­мальный балл за выполнение задания

Чтение текста вслух

11

8.1

8.3



1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

Б

2

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

11

2.1

2.4

3.1

3.5

3.6

Б

2

Создание устного монологического высказывания

2.1–2.4

8.1–8.3

8.6

9.1–9.4

1.2

1.3

3.2–3.7


Б

2

Участие в диалоге

2.1–2.4

8.1–8.3

8.6

9.1–9.4

1.2

1.3

3.2–3.7

3.9

3.10

Б

3


Соблюдение норм современного русского литературного языка


3.7

3.9


5


Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку


Класс

Количество

Выполнило

% участия

Зачет

Незачет

%

успеваемости

Наивысш. балл

Худший балл

9

92

92

100

92

0

100

20- 5 человек (Журова Е.А,Кривопалова А.Е,Николаева С.К,Коршико А.Д Алавбрдян А.М,

10- 1 человек

(Костин Д.С)

Критерии, которые не вызвали затруднений у всех учащихся

ИЧ,ТЧ,М2,Д1,Д2

Критерии, с которыми справились 70-90% учащихся

П1, П2, П3, П4, Иск,Р, М1,М3,

Критерии, которые вызвали затруднения (до 64%)

Г, О, Р0

Учащиеся, набравшие мало баллов от 11 до 13

11 баллов (2человека): Этерле А (9Б), Ковтунов А.(9А)

12 баллов (3человека): Чорунмаа (9А), Сельвинский А. (9Б), Советников М (9В)

13 баллов (8 человек): Исакова, Кузьмин,Мартыко, Чубаров, Борисов, Бузовский, Зуева, Цыбульский

Всего - 13 человек (15%)

Учащиеся, набравшие среднее число баллов от 14 до 17

54 человек(59%)


Учащиеся, набравшие много баллов от18 до 20

25 человек (28%)














№ п/п


Критерии оценивания


Обозначение

Справились с заданием

кол-во

%


Задания 1 и 2

1.

Интонация

ИЧ

91

99


2.

Темп чтения

ТЧ

92

100


3.

Сохранение при пересказе

микротем текста

П1

87

95


4.

Соблюдение фактологической

точности при пересказе

П2

60

65


5.

Работа с высказыванием

П3

74

80


6.

Способы цитирования

П4

62

67


7.

Соблюдение грамматических

норм

Г

58

63


8.

Соблюдение орфоэпических норм

О

61

66


9.

Соблюдение речевых норм

Р

72

78


10.

Искажения слов

Иск.

56

60


Задания 3 и 4

11.

Выполнение коммуникативной

задачи при монологе

М1

86

93


12.

Учет условий речевой ситуации при монологе

М2

92

100


13.

Речевое оформление

монологического высказывания

М3

77

84


14.

Выполнение коммуникативной

задачи при диалоге

Д1

92

100


15.

Учет условий речевой ситуации

при диалоге

Д2

92

100


16.

Соблюдение грамматических

норм

Г

66

72


17.

Соблюдение орфоэпических норм

О

85

93


18.

Соблюдение речевых норм

Р

73

79


19.

Речевое оформление

РО

63

64




Высокий уровень обученности (средний балл по критерию более 80%) демонстрируют участники итогового собеседования по следующим критериям: интонация (ИЧ), темп чтения (ТЧ), выполнение коммуникативной задачи при монологе (М1,3), учёт условий речевой ситуации при монологе (М2), выполнение коммуникативной задачи при диалоге (Д1),

учёт условий речевой ситуации при диалоге (Д2).

Таким образом, можно говорить о том, что у девятиклассников оптимально сформированы следующие умения:

  • при чтении текста вслух интонировать его в соответствии с пунктуационным оформлением;

  • выбирать темп чтения текста в зависимости от коммуникативной задачи;

  • приводить не менее 10 фраз по теме высказывания без фактических ошибок;

  • учитывать условия речевой ситуации в монологической и диалогической формах речевого взаимодействия;

  • отвечать на задаваемые вопросы во время диалога с экзаменатором- собеседником;

  • соблюдать орфоэпические нормы при самостоятельном построении устного высказывания.

Средний уровень обученности (более 60%) показывают обучающиеся по данным критериям: соблюдение фактологической точности при пересказе (П2), работа с высказыванием (П3), способы цитирования (П4), соблюдение речевых норм при чтении и пересказе (Р), речевое оформление монологического высказывания (М3), соблюдение речевых норм в монологе и диалоге (Р).

На основе критериального анализа видно, что на среднем (достаточном) уровне оказались сформированы у обучающихся такие предметные и метапредметные умения, как:

  • сохранять при пересказе микротемы исходного текста;

  • адекватно понимать текст и не допускать фактических ошибок при пересказе;

    • уместно и логично включать в текст пересказа приведённое высказывание;

    • использовать способы цитирования при пересказе текста;

    • соблюдать орфоэпические нормы при чтении и пересказе текста (в том числе в слове с поставленным ударением);

    • в ходе чтения и пересказа текста, монолога и диалога соблюдать речевые нормы, то есть допускать минимальное количество речевых ошибок в устной спонтанной речи;

    • строить монологические высказывания, отличающиеся смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Низкий уровень обученности (менее 64%) продемонстрирован обучающимися по следующим критериям: соблюдение грамматических норм при чтении и пересказе (Г), искажения слов во время чтения и пересказа (Иск.), соблюдение грамматических норм при монологе и диалоге (Г), речевое оформление монологического и диалогического высказываний с учетом богатства и точности словаря, использования разнообразных синтаксических конструкций (РО).

Можно сделать вывод о том, что у девятиклассников недостаточно сформированы следующие умения:

    • соблюдать грамматические нормы при чтении и пересказе текста, во время устного монолога и диалога;

    • не допускать искажений слов при чтении и пересказе;

    • строить речевое высказывание, отличающееся богатством и точностью словаря с использованием разнообразных синтаксических конструкций.

Культура речи выступает особым практико-ориентированным разделом в курсе русского языка. Следует говорить о том, что в спонтанной разговорной речи, навыки которой проверяются в ходе итогового собеседования, в условиях возможного психологического дискомфорта в ситуации экзамена грамматические ошибки в речи обучающихся неизбежны, поэтому вполне закономерен низкий процент выполнения по данному критерию.

Кроме того, низкий процент выполнения по критериям оценивания грамматических норм можно объяснить тем фактом, что согласно критериальному подходу обучающийся может допустить две орфоэпические ошибки и три речевые ошибки в устной речи, что не помешает ему получить балл по критериям оценивания соблюдения произносительных и лексических норм. Чтобы получить балл за соблюдение норм морфологии и синтаксиса, школьник не имеет права допустить хотя бы одну грамматическую ошибку как при выполнении заданий первой части итогового собеседования, так и во второй части, что, конечно, вызывает затруднения у обучающихся. Между тем во всех формах ГИА по русскому языку прослеживается единство позиций критериального подхода, стремление к преемственности и единообразию.

Например, при оценивании творческой работы в ЕГЭ также допускается одна речевая ошибка на максимальный балл по соответствующему критерию, тогда как наличие хотя бы одной грамматической ошибки не дает возможности получить максимально возможные два балла по критерию «соблюдение грамматических норм».

В силу недостаточного речевого опыта, возрастных особенностей, небогатого активного словаря и грамматического строя речи школьники также не могут продемонстрировать высокий процент качества речевого оформления монологического и диалогического высказываний..

Самый низкий процент выполнения демонстрируют обучающиеся по критерию «искажения слов». Если допущена хотя бы одна ошибка такого рода во время чтения и пересказа текста, участник получает ноль баллов. К типичным ошибкам участников итогового собеседования могут быть отнесены следующие:

  • искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики;

  • замена слов по смыслу и по оптическому сходству;

  • пропуски слов, слогов, букв;

  • перестановки слов, слогов, букв.

Искажения слов в спонтанной речи можно объяснить быстрым темпом чтения или пересказа текста, когда школьники хотят поскорее выполнить задания. Кроме того, большую роль в данном случае играет психологический дискомфорт, который испытывают участники перед экзаменатором.



Выводы

В целом школьники хорошо справились с чтением текста вслух, созданием монологического высказывания определенной тематики и структуры и с участием в диалоге с учителем-собеседником. Наиболее трудным для обучающихся, что и следовало ожидать, стало задание 2, которое оценивается наибольшим количеством баллов. Процент выполнения задания по критерию позволяет вести речь о том, что примерно половине школьников удалось сохранить во время пересказа четыре исходные темы (получили 2 балла).

Таким образом, можно заключить, что при проведении итогового собеседования как обязательной формы итоговой аттестации в 9 классе обучающиеся показывают хорошие результаты. По большинству критериев обучающиеся демонстрируют высокий или оптимальный уровень выполнения.

Результаты итогового собеседования по русскому языку продолжают свидетельствовать о высокой квалификации учителей русского языка, о сохранении традиций в преподавании, о пристальном внимании к обучающей функции урока, об эффективном освоении инноваций в практике преподавания

русского языка. Высокий результат объясняется и тем, что учителя в подготовке выпускников используют наработанный опыт и учитывают предыдущие ошибки, знакомятся с методической литературой и рекомендациями ФИПИ, участвуют в вебинарах, посещают курсы повышения квалификации Института развития образования Новосибирской области. Положительная динамика результатов обусловлена также слаженной работой педагогов в рамках методических объединений различного уровня.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!