СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ итогового сочинения в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство учащихся верно поняли вопрос, сформулированный в теме сочинения, и выбрали доступную для понимания тему сочинения Итоговых сочинениях соблюдены главные требования к письменному высказыванию: выпускники понимают сущность выбранной темы, во вступлении формулируют проблему, которую будут решать, определяют главную мысль своих высказываний, выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы

Просмотр содержимого документа
«Анализ итогового сочинения в 11 классе»

Анализ результатов, проведения итогового сочинения (изложения)

2023 – 2024

Общая статистика по результатам проведения итогового сочинения (изложения

Количество уч.

10

%

Зачет.,

9

90

Незачет

1

10



Результаты оценки итогового сочинения в разрезе критериев

Критерии

Содержание

Получили «зачёт» чел..

%

Получили «незачёт» чел.

%

Критерий № 1 (основной) «Соответствие теме»

«Незачёт» ставится в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания

9

90%

1

10%

Критерий № 2 (основной) «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нёмсущественно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются)

9

90%

1

10%

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезиснодоказательная часть

9

90%

1

10%

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения

2

80

8

20%

Критерий № 5 «Грамотность»

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

0

0%

10

100%



Анализ сочинений по Критерию № 1 «Соответствие теме»

  1. Большинство учащихся верно поняли вопрос, сформулированный в теме сочинения, и выбрали доступную для понимания тему сочинения

  2. Итоговых сочинениях соблюдены главные требования к письменному высказыванию: выпускники понимают сущность выбранной темы, во вступлении формулируют проблему, которую будут решать, определяют главную мысль своих высказываний, выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы

Анализ сочинений по Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  1. Выпускники продемонстрировали умение привлекать разнообразные примеры-аргументы, демонстрирующие читательский опыт, показали умение строить рассуждение, доказывать свою позицию читательскими примерамиаргументами.

  2. По-прежнему большинство учащихся использует в качестве литературного материала для аргументации русскую классическую отечественную литературу XIX-XX веков

Анализ сочинений по Критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:

  1. В большей части работ соблюдается логика рассуждения при ответе на проблемный вопрос, учащиеся последовательно и логично выстраивают итоговое сочинение.

  2. Доказательная часть удачно иллюстрирует предложенный тезис, отсутствуют нарушения причинно-следственных связей.

Анализ сочинений по Критерию № 4 «Качество письменной речи»

  1. Выпускники используют в сочинениях разностилевую лексику и разнообразные грамматические конструкции.

  2. Среди типичных ошибок следует выделить неверное словоупотребление, бедность лексики, низкое качество речи, неуместное использование в сочинениях разговорных, просторечных и эмоционально окрашенных слов; нарушение лексической сочетаемости слова в контексте; употребление слова в несвойственном ему лексическом значении; неоправданные речевые повторы, употребление однокоренных слов в ближайшем контексте; неудачное употребление местоимений; смешение паронимов

Анализ сочинений по Критерию № 5 «Грамотность»:

  1. Анализ работ учащихся показывает недостаточно высокий уровень практической грамотности.

  2. Отмечаются многочисленные орфографические и грамматические ошибки: в правописании наречий, союзов, производных предлогов; в личных окончаниях глаголов; в правописании Н/НН в суффиксах страдательных причастий, отглагольных прилагательных, образованных от них существительных; при обособлении определений и обстоятельств; при выделении вводных конструкций и обращений; при постановке знаков препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях. 2. Особое внимание при подготовке к итоговому сочинению учителям-предметникам следует уделять выработке навыка грамотной письменной речи.



Общий анализ итоговых сочинений (изложений)

Анализ итоговых сочинений позволил выявить положительные тенденции:

  1. учащиеся убедительно отвечают на проблемный вопрос сочинения,

  2. формулируют тезисы при помощи использования ключевых слов темы;

  3. верно определяют сущность выбранной темы;

  4. чётко формулируют тезисы, отражающие понимание проблемы сочинения;

  5. выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы;

  6. авторы хороших работ демонстрируют знание отечественной классической и современной литературы,

  7. чётко определяют место русской литературы и культуры в мировом художественном процессе.

Анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:

  1. Элементы речевой неполноты, проверять текст своей письменной работы на соответствие нормам орфографии и пунктуации

  2. Следует учитывать то, что итоговое сочинение предполагает более глубокий анализ литературных произведений с привлечением литературоведческой терминологии как инструмента анализа.

  3. Совершенствовать навык грамотной устной и письменной речи.

Общие выводы:

Учащиеся итогового сочинения в целом смогли продемонстрировать умение подчинять материал теме, аргументировать тему, анализируя литературные произведения, логично выражать свои мысли, использовать в своей речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции:

  1. Знание текста, выбранного в качестве аргумента, апелляция к тексту художественного произведения в своих суждениях;

  2. Умение рассуждать на предложенную тему

  3. Знание русской классической литературы