Анализ результатов, проведения итогового сочинения (изложения)
2023 – 2024
Общая статистика по результатам проведения итогового сочинения (изложения
Количество уч. | 10 | % |
Зачет., | 9 | 90 |
Незачет | 1 | 10 |
Результаты оценки итогового сочинения в разрезе критериев
Критерии | Содержание | Получили «зачёт» чел.. | % | Получили «незачёт» чел. | % |
Критерий № 1 (основной) «Соответствие теме» | «Незачёт» ставится в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания | 9 | 90% | 1 | 10% |
Критерий № 2 (основной) «Аргументация. Привлечение литературного материала» | Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нёмсущественно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются) | 9 | 90% | 1 | 10% |
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» | «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезиснодоказательная часть | 9 | 90% | 1 | 10% |
Критерий № 4 «Качество письменной речи» | «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения | 2 | 80 | 8 | 20% |
Критерий № 5 «Грамотность» | «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных | 0 | 0% | 10 | 100% |
Анализ сочинений по Критерию № 1 «Соответствие теме»
Большинство учащихся верно поняли вопрос, сформулированный в теме сочинения, и выбрали доступную для понимания тему сочинения
Итоговых сочинениях соблюдены главные требования к письменному высказыванию: выпускники понимают сущность выбранной темы, во вступлении формулируют проблему, которую будут решать, определяют главную мысль своих высказываний, выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы
Анализ сочинений по Критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Выпускники продемонстрировали умение привлекать разнообразные примеры-аргументы, демонстрирующие читательский опыт, показали умение строить рассуждение, доказывать свою позицию читательскими примерамиаргументами.
По-прежнему большинство учащихся использует в качестве литературного материала для аргументации русскую классическую отечественную литературу XIX-XX веков
Анализ сочинений по Критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
В большей части работ соблюдается логика рассуждения при ответе на проблемный вопрос, учащиеся последовательно и логично выстраивают итоговое сочинение.
Доказательная часть удачно иллюстрирует предложенный тезис, отсутствуют нарушения причинно-следственных связей.
Анализ сочинений по Критерию № 4 «Качество письменной речи»
Выпускники используют в сочинениях разностилевую лексику и разнообразные грамматические конструкции.
Среди типичных ошибок следует выделить неверное словоупотребление, бедность лексики, низкое качество речи, неуместное использование в сочинениях разговорных, просторечных и эмоционально окрашенных слов; нарушение лексической сочетаемости слова в контексте; употребление слова в несвойственном ему лексическом значении; неоправданные речевые повторы, употребление однокоренных слов в ближайшем контексте; неудачное употребление местоимений; смешение паронимов
Анализ сочинений по Критерию № 5 «Грамотность»:
Анализ работ учащихся показывает недостаточно высокий уровень практической грамотности.
Отмечаются многочисленные орфографические и грамматические ошибки: в правописании наречий, союзов, производных предлогов; в личных окончаниях глаголов; в правописании Н/НН в суффиксах страдательных причастий, отглагольных прилагательных, образованных от них существительных; при обособлении определений и обстоятельств; при выделении вводных конструкций и обращений; при постановке знаков препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях. 2. Особое внимание при подготовке к итоговому сочинению учителям-предметникам следует уделять выработке навыка грамотной письменной речи.
Общий анализ итоговых сочинений (изложений)
Анализ итоговых сочинений позволил выявить положительные тенденции:
учащиеся убедительно отвечают на проблемный вопрос сочинения,
формулируют тезисы при помощи использования ключевых слов темы;
верно определяют сущность выбранной темы;
чётко формулируют тезисы, отражающие понимание проблемы сочинения;
выявляют смысловое наполнение нравственных и психологических понятий, входящих в формулировку темы;
авторы хороших работ демонстрируют знание отечественной классической и современной литературы,
чётко определяют место русской литературы и культуры в мировом художественном процессе.
Анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:
Элементы речевой неполноты, проверять текст своей письменной работы на соответствие нормам орфографии и пунктуации
Следует учитывать то, что итоговое сочинение предполагает более глубокий анализ литературных произведений с привлечением литературоведческой терминологии как инструмента анализа.
Совершенствовать навык грамотной устной и письменной речи.
Общие выводы:
Учащиеся итогового сочинения в целом смогли продемонстрировать умение подчинять материал теме, аргументировать тему, анализируя литературные произведения, логично выражать свои мысли, использовать в своей речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции:
Знание текста, выбранного в качестве аргумента, апелляция к тексту художественного произведения в своих суждениях;
Умение рассуждать на предложенную тему
Знание русской классической литературы