СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ открытого урока по географии. "Человек и экология"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные проблемы человечества, а среди них на уроках уделяется большое внимание вопросам сохранения окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Анализ открытого урока по географии. "Человек и экология"»





Самоанализ урока

9 класс. Географию в этом классе я веду с 6 класса. Класс в основном дружный, успешный. Большинство учащихся имеют хорошие знания, умения, навыки, но есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес, имеются пробелы в фактических знаниях и умениях.

В классе ученики с разными способностями восприятия информации: есть визуалы : Горбач А, Лисниченко Э.,Соловьев Н.; аудиалы: Маякин Р., Кравцова О.; и группа кинестетиков (практики Ряшко В., Волков Д., Холостяков М., Оридорога М., Низомов Х.).

Большинство учащихся владеют приемами эффективного запоминания; Маякин Р., Соловьев Н., Оридорога М., Ряшко В. Некоторые больше опираются на механическую и оперативную память.

Ребята этого класса неплохо работают в парах. Такая форма работы способствует развитию межличностных отношений, а так же самостоятельной и творческой активности – является здоровьесберегающей технологией.

Ученики в каждой группе разные: есть дети-лидеры; Маякин Р., Соловьёв Н., Волков Д., Холостяков М, которые предпочитают самостоятельную работу; есть учащиеся, которые любят работать в своем режиме (в зоне ближайшего развития с постепенным усложнением: Ряшко В, Лисниченко Э., Низомов Х., Кравцова О.). Есть дети-“карьеристы” в хорошем смысле (стремятся выполнить больше заданий в “погоне” за отметкой; Соловьёв Н., Маякин Р., Оридорога М., Волков Д). Есть группа учащихся, которые проявляют повышенный интерес к географии; Маякин Р., Оридорога М., Волков Д., Холостяков М., Кравцова О.

Учитывая эти особенности, всегда стараюсь подбирать задания разного уровня сложности, чтобы самый слабый ученик чувствовал себя уверенно (принцип психологической комфортности).

В целом, динамика успеваемости, дисциплины на уроках и общая интеллектуальная атмосфера класса благоприятная.

Это первый урок изучения темы “Экология и человек”. Урок изучения нового материала.

Исходя из особенностей класса и достаточно объемного материала по теме, урок построен по групповой форме работы с применением опережающего домашнего задания Маякин Р. И Горбач Л. подготовили сообщения по вопросам экологии и с использованием разноуровневых заданий. Задания подбирались по трем уровням: репродуктивному, конструктивному и творческому.

Так для учащихся первой группы с пробелами в знаниях и недостаточной мотивацией предложено задание репродуктивного уровня сложности: опираясь на текст учебника выбрать самое главное и существенное из темы “Экологическая ситуация в регионах Европы”. Задания с элементами творческого подхода- учащиеся составляли схему, с использованием дополнительной информации и тематических карт атласа.

Ученики, работающие в зоне ближайшего развития (конструктивный уровень), показывали на карте географические объекты по теме, оформляли записи в рабочих тетрадях.

В ходе урока я ставил цели:

Обучающие:

- развивать представления об отраслях Мирового хозяйства, особо влияющих на загрязнение природы;

- развивать умения характеризовать по основным параметрам глобальные проблемы человечества (экология), ее проблемы и перспективы развития;

- сформировать представление о способах борьбы за чистоту природных компонентов.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, излагать суждения по изучаемому;

- развивать умение работать во времени и в парах;

- развивать элементы творчества учащихся и познавательный интерес;

- развивать умение выполнять задания сравнительного характера;

- развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

Продолжить формирование системы нравственных отношений:

- формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других учеников;

- формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.

Для того чтобы достичь поставленных целей я использовал коллективную, парную, индивидуальную (в ходе подготовке домашнего задания) формы организации познавательной деятельности. Так же применял частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы обучения.

Перечисленные формы и методы были применены для отработки таких общеучебных умений и навыков, как:

учебно-управленческие:

- определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;

- самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;

- оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Учебно-информационные:

- составлять на основании текста схемы, диаграммы Ишикавы;

- осуществлять пометки, выписки, классификацию объектов.

Учебно-логические:

- осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

- определять компоненты изучаемого объекта и его существенные признаки;

- осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта;

- выполнять полное комплексное сравнение.

Анализ урока по этапам

1. Организация начала урока.

Главным для этого этапа является включение учащихся в деятельность. Эта цель достигается, прежде всего, созданием ситуации успеха на уроке: доброжелательность, улыбка, приветливость, интерес к детям. Основной дидактический принцип – создание психологической комфортности.

На этом этапе объясняю значимость и актуальность темы, знакомлю с основными целями урока. Цели на всем протяжении урока у учащихся перед глазами – это определяет работу во времени и показывает, на каком этапе происходит изучение материала.

У учащихся в ходе таких действий происходит снятие страха, напряженности (сегодня на уроке мы должны…, тема не новая…, ничего страшного, если что-то не получится!…, мы справимся!…нам это важно знать, для того, чтобы…приступаем! – экспрессивное воздействие), это способствует мотивации, класс готов к изучению новой темы.

На этом этапе в основном используется объяснительно-иллюстрационный метод и коллективная форма работы.

2. Подготовка к активной УПД.

На этом этапе обращаю внимание на актуализацию опорных знаний и умений, полученных в 9 классе при изучении темы “Экологическая ситуация в разных регионах Земли”. Для этого предоставил учащимся выполнить посильное для них задание, которым впоследствии смогли воспользоваться ученики всего класса. Что послужило дополнительной мотивацией для учеников первой группы, на этом этапе установлена связь между предшествующим и последующим материалом. (Ученики установили связь самостоятельно с определенной дозой помощи)

В конце выступления каждой группы старался дать качественную оценку деятельности учащихся, показав, что удалось, особенно получилось и больше всего мне понравилось.

На протяжении этого этапа использовала словесные, визуальные методы, эвристическую беседу, индивидуальную и коллективную формы работы. Вырабатывались в основном учебно-информационные умения, такие, как: выделять главное, существенное при работе с текстом, последовательно излагать мысли, обобщать изучаемые факты.

Основные дидактические принципы: деятельность, целостность, минимакс.

3. Усвоение новых знаний.

На этом этапе задача учителя: сформировать конкретные представления об изучаемых фактах, их сущности, провести обобщение. Эта задача достигнута, на мой взгляд, тем, что ребята работали по парам (самостоятельная форма изучения нового) с использованием опережающего домашнего задания. На этом этапе упор делал на отработку учебно-управленческих навыков (учащиеся самостоятельно решали, какую часть работы будет выполнять каждый), вывод о мировой экологической ситуации сделан также учеником при помощи учителя.

Все данные мной задания выполнялись с использованием индивидуального подхода с определенной дозой помощи, учитывая разную степень подготовки учащихся. Таким образом, устанавливаются субъект-субъективные отношения.

Здесь, наряду с общеучебными, развивающими задачами огромную роль играют воспитательные – формирование системы нравственных отношений, чувства патриотизма (любовь к природе).

Ученики в ходе этого этапа отрабатывали различные навыки учебной деятельности: работа с шаблоном, тематическими картами атласа, с текстом, сопоставляли, сравнивали, анализировали, осуществляли самопроверку. Менял формы деятельности с учетом индивидуальных особенностей класса.

На этом этапе каждый ученик оценивает свою деятельность, сравнивая ее с деятельностью одноклассников, отыскивает причины, приведшие его к успеху и неудачам (дедуктивный метод).

Основной дидактический принцип этапа - деятельность, непрерывность, целостность и, конечно же, творчество.

Учитель на этом этапе координирует, регулирует и направляет учебный процесс.

4. Закрепление знаний.

Основная задача учителя на этом этапе проверить реализацию выдвинутых на уроке целей.

В связи с этим, учащимся предложено выполнить самостоятельную работу в виде тестовых заданий, включающих 5 вопросов. Важно так же создать мотивацию на успех. В ходе этой работы использовалась индивидуальная форма работы (задания вариантов учитывали степень успешности каждого ученика).

После выполнения работы осуществлялась взаимопроверка. Корректировка усвоения знаний и основных понятий осуществлялась при помощи приёма «фишбоун».

Мне думается, что на этом этапе дети работали спокойно, большая часть уверенно и самостоятельно. Со всеми заданиями справились не все учащиеся. Коррекция знаний будет проведена на последующем уроке.

Основной дидактические принципы этапа: деятельность, минимакс, психологический комфортность.

3. Усвоение новых знаний.

На этом этапе задача учителя: сформировать конкретные представления об изучаемых фактах, их сущности, провести обобщение. Эта задача достигнута, на мой взгляд, тем, что ребята работали по группам (самостоятельная форма изучения нового) с использованием опережающего домашнего задания. На этом этапе упор делала на отработку учебно-управленческих навыков (учащиеся самостоятельно решали, какую часть работы будет выполнять каждый).

Все данные мной задания выполнялись с использованием индивидуального подхода с определенной дозой помощи, учитывая разную степень подготовки учащихся. Таким образом, устанавливаются субъект-субъективные отношения.

Здесь, наряду с общеучебными, развивающими задачами огромную роль играют воспитательные – формирование системы нравственных отношений, чувства патриотизма (роль человеческого фактора в сохранении окружающей среды).

Ученики в ходе этого этапа отрабатывали различные навыки учебной деятельности: работа с шаблоном, тематическими картами атласа, с текстом, сопоставляли, сравнивали, анализировали, осуществляли самопроверку. Т.е. менял формы деятельности с учетом индивидуальных особенностей класса.

На этом этапе каждый ученик оценивает свою деятельность, сравнивая ее с деятельностью одноклассников, отыскивает причины, приведшие его к успеху и неудачам (дедуктивный метод).

Основной дидактический принцип этапа - деятельность, непрерывность, целостность.

Учитель на этом этапе координирует, регулирует и направляет учебный процесс.

4. Закрепление знаний.

Основная задача учителя на этом этапе проверить реализацию выдвинутых на уроке целей.

В связи с этим, учащимся предложено выполнить самостоятельную работу в виде тестовых заданий, включающих 5 вопросов . Важно так же создать мотивацию на успех. В ходе этой работы использовалась индивидуальная форма работы (задания вариантов учитывали степень успешности каждого ученика).

После выполнения работы осуществлялась взаимопроверка.

Мне думается, что на этом этапе дети работали спокойно, большая часть уверенно и самостоятельно. Со всеми заданиями справились не все учащиеся. Коррекция знаний будет проведена на последующем уроке.

Основной дидактические принципы этапа: деятельность, минимакс, психологический комфортность.