Анализ педагогического конфликта в системе отношений
“учитель - ученик “
Выполнила Давыдкина Галина Павловна
Учитель математики МБОУ Школа №116 г.о. Самара
«Биография» педагогического конфликта
В одной из школ нашего города произошел следующий инцидент. Как известно, в школах наблюдается нехватка учителей словесников. В начале года в школу пришел работать молодой специалист – учитель русского языка и литературы, но проработав один месяц, девушка уволилась, «не найдя себя в профессии». Спустя две недели удалось выйти на контакт с учителем, который находился на пенсии. И когда было получено согласие, были рады все стороны. Администрация – так как удалось быстро найти замену, родители – потому что учитель со стажем, и имел хорошие отзывы, как специалист, классный руководитель – так как вопросы подготовленности и успеваемости учеников находятся в области его интересов, десятиклассники (а именно о конфликте с ними и пойдет речь), так как, через полгода им предстояло писать итоговое сочинение по литературе, и учитель – так как соскучился по работе.
Первые две недели все было спокойно. Лишь изредка учитель жаловался классному руководителю, что дети не читают произведения предусмотренные программой. Эта проблема наблюдается в наше время из года в год не только в данной школе. Проблема отсутствия культуры и желания чтения классической литературы озвучивается с высоких трибун и средств массовой информации. Учитель «старой закалки» по привычке не стал обращать внимание на просьбы детей снизить нагрузки домашнего задания. Сначала взрослые (родители и коллеги) были даже рады, что дети, хоть и в назидательной форме, но хоть что-то начали читать, ведь сочинение не за горами! Затем начали появляться в журнале отрицательные отметки. Классный руководитель, поговорив с детьми, выяснил, что точек взаимодействия и налаживания контакта не происходит. Тогда она пошла на урок. На уроке наблюдалась следующая картина: учитель проводил зачет; дети брали билет и выходили отвечать по одному. Вопросы были по пройденному произведению «Отцы и дети». Кроме содержания, нужно было дать свою характеристику и оценку предлагаемому герою. Учитель, превосходно владея материалом, говорил на языке, понятном детям. Ребята, отвечая на вопросы, показывали, что они владеют материалом, но вот живого общения не было, дети были напряжены, и, если не задавался прямой вопрос кому-то, тишина стояла «гробовая». Зачет закончился, дети получили свои отметки, но после они поделились с классным руководителем, что учитель сегодня вела себя совсем по-другому, так как находился «посторонний» человек на уроке. Обычно, говорили ребята, учитель недоволен ответами и часто они не понимают, что от них хотят.
Классный руководитель встретился с учителем после этого разговора, на что у педагога была своя точка зрения. По ее словам дети не делают ничего из тех требований, что предъявляет им учитель. На просьбу классного руководителя немного пойти навстречу детям (век нынче иной, много репетиторов, не только литература, но и другие предметы требуют подготовки) учитель ответил, что за 40 лет никогда не «прогибалась» под детские требования.
Тогда классный руководитель пошла к детям. При разговоре с классом она попыталась донести до ребят, что другого учителя в разгар учебного года найти практически невозможно, да и сочинение не за горами. Со стороны детей остается только один выход – выполнять, насколько это возможно, требования учителя. Вместе с этим классный руководитель поставил администрацию в известность о непростой ситуации в данном вопросе.
Администрация провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу. Причем негативную реакцию у учителя вызывал именно 10 класс. 7 и 8 по словам учителя, тоже учили до этого «из рук вон плохо», но они хотя бы что-то делают, а 10 класс не делает ничего.
Такая ситуация продолжалась с октября по март. Вялотекущий конфликт то утихал, то вновь давал о себе знать. Родители, которые подключились к конфликту, приходили к учителю, к администрации, к классному руководителю, но, выход был только один – дождаться конца учебного года и менять учителя (в течение года этого сделать было невозможно, так как у второго учителя нагрузка была запредельная). С этим положением вещей смерились уже и классный руководитель, и родители, и дети. Они даже как-то приспособились и даже не жаловались. Просто знали, что нужно потерпеть до конца года.
И вот когда до написания итогового сочинения оставалось 3 недели (сразу после выхода с каникул после 3 четверти), учитель говорит второму учителю русского языка, что в 10 класс он просто не пойдет. Что в принципе он и делает прямо на следующий день. Учащиеся, как обычно, поднялись к кабинету, но им сказали, что отныне русский язык и литературу будет вести кто-то другой. Недоуменные ребята спустились к классному руководителю и в непонимании, почему именно сейчас, сели в кабинет. Учитель был вызван администрацией, но на вопрос, почему именно сейчас это произошло, учитель сказал, что неготовность детей к ее предмету дошла до крайней точки и так продолжаться не может. Никакие уговоры и увещевания не помогли. Учитель больше не пришел к детям. Администрации срочно пришлось искать учителя совместителя на 6 часов.
Спустя неделю вопрос удалось решить за счет перегруппировки часов основного учителя, работающего в школе. Дети написали итоговое сочинение. После проведения двух занятий с постоянным учителем, ребята говорили, что за два занятия учитель объяснил им больше, чем за предыдущие полгода. Как выяснилось потом, учитель не работал со старшеклассниками очень длительное время (около 10 лет), к итоговому сочинению не готовил ни разу. И всегда, работая со старшеклассниками, были конфликты.
2. Структурные и динамические характеристики конфликта
Динамические характеристики конфликта
При проведении анализа конфликта после определения основных структурных элементов конфликта, следующим этапом является определение динамических характеристик конфликта, к которым относятся: этапы самого конфликта и его циклы.
Этапы конфликта
Возникновение и развитие конфликтной ситуации:
«… Первые две недели все было спокойно. Лишь изредка учитель жаловался классному руководителю, что дети не читают произведения предусмотренные программой. Эта проблема наблюдается в наше время из года в год не только в данной школе. Учитель «старой закалки» по привычке не стал обращать внимание на просьбы детей снизить нагрузки домашнего задания. Сначала взрослые (родители и коллеги) были даже рады, что дети, хоть и в назидательной форме, но хоть что-то начали читать, ведь сочинение не за горами! Затем начали появляться в журнале отрицательные отметки. Классный руководитель, поговорив с детьми, выяснил, что точек взаимодействия и налаживания контакта не происходит. Тогда она пошла на урок. Урок закончился, дети получили свои отметки, но после они поделились с классным руководителем, что учитель сегодня вела себя совсем по-другому, так как находился «посторонний» человек на уроке. Обычно, говорили ребята, учитель недоволен ответами и часто они не понимают, что от них хотят.»
2.Осознание конфликтной ситуации:
«…На просьбу классного руководителя немного пойти навстречу детям (век нынче иной, много репетиторов, не только литература, но и другие предметы требуют подготовки) учитель ответил, что за 40 лет никогда не «прогибалась» под детские требования.»
Развитие открытого конфликта:
«… Классный руководитель поставил администрацию в известность о непростой ситуации в данном вопросе. Администрация провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу. Причем негативную реакцию у учителя вызывал именно 10 класс. 7 и 8 по словам учителя, тоже учили до этого «из рук вон плохо», но они хотя бы что-то делают, а 10 класс не делает ничего. Такая ситуация продолжалась с октября по март. И, когда до написания итогового сочинения оставалось 3 недели (сразу после выхода с каникул после 3 четверти), учитель говорит второму учителю русского языка, что в 10 класс он просто не пойдет. Что, в принципе, он и делает прямо на следующий день.
4.Разрешение конфликта:
«….Администрации срочно пришлось искать учителя совместителя на 6 часов.»
Анализ стратегий поведения участников конфликта
Существует пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Сотрудничество.
Соперничество (конкуренция).
Компромисс.
Приспособление (уступка).
Избегание (игнорирование, уход).
Рассмотрим стратегии поведения для участников данного конфликта:
S1 Администрация школы – сотрудничество; компромисс:
«…Администрация провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу... но, выход был только один – дождаться конца учебного года и тогда менять учителя ….Администрации срочно пришлось искать учителя совместителя на 6 часов.
Спустя неделю вопрос удалось решить за счет перегруппировки часов основного учителя, работающего в школе.»
S2 Учащиеся десятиклассники – сотрудничество; приспособление:
«….Ребята, отвечая на вопросы, показывали, что они владеют материалом, но, вот живого общения не было, дети были напряжены, и, если не задавался прямой вопрос кому-то, тишина стояла «гробовая»…. Тогда классный руководитель пошла к детям. При разговоре с классом она попыталась донести до ребят, что другого учителя в разгар учебного года найти практически невозможно, да и сочинение не за горами. Со стороны детей остается только один выход – выполнять, насколько это возможно, требования учителя…. выход был только один – дождаться конца учебного года и менять учителя (в течение года этого сделать было невозможно, так как у второго учителя нагрузка была запредельная). С этим положением вещей смирились уже и классный руководитель, и родители, и дети. Они даже как-то приспособились и даже не жаловались.
S3 Учитель – сотрудничество; избегание:
«..Учитель, превосходно владея материалом, говорил на языке, понятном детям…. Администрация провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу… Никакие уговоры и увещевания не помогли. Учитель больше не пришел к детям.
S4 Классный руководитель – сотрудничество:
«….Классный руководитель, поговорив с детьми, выяснил, что точек взаимодействия и налаживания контакта не происходит. Тогда она пошла на урок. ….. Классный руководитель встретился с учителем после этого разговора, на что у педагога была своя точка зрения…. Тогда классный руководитель пошла к детям. При разговоре с классом она попыталась донести до ребят, что другого учителя в разгар учебного года найти практически невозможно, да и сочинение не за горами…. Вместе с этим классный руководитель поставил администрацию в известность о непростой ситуации в данном вопросе.
S5 Родители – сотрудничество; компромисс; приспособление:
«…Родители, которые подключились к конфликту, приходили к учителю, к администрации, к классному руководителю, но выход был только один – дождаться конца учебного года и тогда менять учителя…(в течение года этого сделать было невозможно, так как у второго учителя нагрузка была запредельная). С этим положением вещей родители смирились.
Картография конфликта.
Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации
Структурный анализ конфликта также может быть проведен с использованием методики картографии, предложенной австралийскими учеными Х. Корнелиус и Ш. Фэйр1. Это эффективный и часто используемый в практической конфликтологии метод определения причин конфликтного поведения.
Проблема: Отсутствие понимания между преподавателем и десятиклассниками
Рис.1. Карта конфликта
Суть этого метода состоит в графическом отображении (Рисунок 1) составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе, например, в нашем случае Родители и Классный руководитель
Алгоритм действий по конструктивному урегулированию педагогического конфликта в системе отношений «учитель-ученик» и его анализ
Социологические исследования показали, что в конфликтной ситуации 40% учителей-респондентов применяют тактику защиты, 11% — нападения и внешнего безразличия, а каждый третий опрошенный не смог определить свою позицию. 42% учителей ответили, что сами являются инициаторами разрешения конфликтной ситуации, 19% — прибегли к третьему лицу, а 34% — затруднились ответить.
Приведенные данные говорят, что одна треть школьных педагогов не владеет методами разрешения конфликтов, поэтому многие конфликты остаются не урегулированными.
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный.
Рассмотренный нами конфликт показывает, что учитель литературы скрывала неумение преподавать в старших классах, хотя прекрасно знала материал, заменяя свое неумение информацией о плохой подготовке и отсутствием желания учиться у десятиклассников. К сожалению, учитель литературы не была готова идти на компромисс с учениками и была вынуждена отказаться от преподавания в старших классах. Конфликт разрешился простой заменой учителя, правда, с некоторым опозданием. Администрации школы необходимо было досконально проработать опыт работы принимаемого учителя пенсионера.
Заключение
Предвидение возможных вариантов развития педагогических конфликтов позволяет результативно управлять ими. Прогнозирование конфликтов создает возможность применять эффективные меры по их предупреждению. Прогнозирование, профилактика и конструктивное разрешение конфликтов – основные направления управленческой деятельности по регулированию межличностных противоречий, возникающих в общеобразовательной организации.
Посещение и работа на курсах повышения квалификации «Средства диагностики, профилактики и разрешения конфликтов общеобразовательной организации» позволяет овладеть технологиями управления и разрешения конфликтов.
Хорошее владение технологиями управления и разрешения конфликтов дает возможность педагогу создавать направленный конфликт. Вовлекая своих подопечных в разрешение конфликтной ситуации, он активизирует их деятельность и добивается желаемых результатов.
Так же сильное влияние на частоту возникновения конфликтов в педагогическом и ученическом коллективах ОУ оказывает стиль руководства администрации учреждения, прежде всего ее руководителя. Заметно изменившиеся условия существования и работы общеобразовательного учреждения требуют перемен и в стиле руководства. В условиях стабильности и государственной опеки ОУ административный стиль управления в чем-то оправдывал себя и не наносил заметного вреда. Сегодня, очевидно, требуется иной, более бережный стиль руководства.
Таким образом, профилактика конфликтов в образовательных коллективах во многом зависит от директоров и руководителей вышестоящих органов. При наличии желания, знаний и умений руководители, учителя, учащиеся могут многое сделать для улучшения социально-психологического климата во всех образовательных коллективах.
Список литературы
Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин и др.; Под ред. А.Я. Кибанова; Государственный университет управления. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2014. – 301 с. 3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 512 с.
Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: Учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2013. – 229 с.
Леонов Н.И. Конфликтологическая компетентность педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/55838_full.shtml
Лепский В.Е. Проблемы организации саморазвивающихся инновационных сред / Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов IX Международного симпозиума 17–18 октября 2013 г., Москва / Отв. ред. В.Е. Лепский – М.: «Когито-Центр», 2013. – С. 161–168.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Стрингер, 1992. – Глава 8
Цой Л.Н. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции // Кадровик. 2012. № 3. – С. 122–128.
Содержание
1. | «Биография» педагогического конфликта………….………………. | 1 |
2. | Структурные и динамические характеристики конфликта………... | 5 |
3. | Анализ стратегий поведения участников конфликта………………. | 8 |
4. | Картография конфликта. Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации………. | 10 |
5. | Алгоритм действий по конструктивному урегулированию педагогического конфликта в системе отношений «учитель-ученик» и его анализ.…………………………………………………... | 12 |
| Заключение……………………………………………………………... | 13 |
| Список литературы…………………………………………………… | 14 |
1 Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Стрингер, 1992. – Глава 8.
4