Анализ педагогической деятельности
за 2015-2016 учебный год
учителя математики Ненаховой Татьяны Анатольевны
В течение 2015 – 2016 учебного года продолжала работать по теме самообразования: «Разработка тестовых заданий различных форм для обучения и контроля на уроках математики», которая перекликается с проблемой школы: развитие познавательных способностей учащихся через использование современных педагогических технологий. Целью моей деятельности было: повышение теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства, компетентности учителя; создание собственного информационного материала и его апробация на уроках. В работе с учащимися решала образовательные задачи: 1) повышение качества знаний учащихся, улучшение подготовки к итоговому тестированию путём использования тестовых технологий; развитие функциональной грамотности учащихся; 2) применение разнообразных форм тестов в познавательной и воспитательной деятельности учащихся; 3) обобщение и распространение собственного педагогического опыта. По теме самообразования изучала теоретический материал по обучающему тестированию, рассматривала возможные варианты связи обучающих тестов и развития функциональной грамотности учащихся.
Результаты работы по теме самообразования:
Выпуск статьи «Развитие математической функциональной грамотности» на XVIII региональной научно – практической конференции «Обновление казахстанского образования. Конкретные шаги: от учителя - к ученику».
Выпуск статьи «Формирование функциональной грамотности учащихся через развитие межпредметных связей на уроке»
Создание комфортной образовательной среды для учащихся на уроке, повышение внимания школьника, также является неотъемлемой частью моей работы. На своих уроках постоянно стремлюсь развивать умение сравнивать, обобщать, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы. На уроках геометрии, в целях развития функциональной грамотности учащихся, решала с ребятами задачи практического содержания, на примере которых видно, как применяются теоретические знания по геометрии в жизни. С целью развития интереса к своему предмету активно использую нестандартные формы проведения уроков: урок соревнование, работа в группах. Наиболее часто данные приёмы применяю на уроках геометрии.
В течение 2015-2016 учебного года мною велась работа с учащимися имеющими повышенную мотивацию к обучению по математике: Коршунова Елена и Сафронова Кристина (7 «А»), Гнездилова Александра, Ходжаева Зарина и Шишкин Данил (7 «Б»), Лукомская Ангелина (8 «Б»), Зингер Надежда и Чернова Альбина (10 «А»). Учащиеся были отобраны мною по итогам входных срезов знаний, как показавшие самый высокий результат. В течении учебного года ребята показывали постоянный стойкий интерес к математике, легко справлялись с заданиями обязательного уровня обучения, проявляли интерес к олимпиадным заданиям. Для формирования у этих учащихся устойчивого интереса к математике, развития математических способностей, интеллектуального развития, формирования качеств мышления, характерных для математической деятельности в течение учебного года мною с ними проводилась следующая работа:
организация участия учащихся в интеллектуальных конкурсах различного уровня,
подготовка к олимпиаде,
участие в школьной олимпиаде по математике и других видах олимпиад,
участие в неделе и декаде естественно-математического и прикладного цикла,
обеспечение индивидуальной, дифференцированной нагрузки учащихся,
проведение индивидуальной работы в урочное и внеурочное время,
проведение консультаций и дополнительных занятий
В своей работе я как учитель-предметник уделяла большое внимание дифференцированной работе с учащимися, развитию их письменной и устной математической речи, развитию наблюдательности и способности анализировать. Так же на уроках использовала различные формы работы (лекция, зачеты, домашние самостоятельные работы, дидактические игры, творческие и практические работы). На своих уроках ставлю и решаю следующие задачи:
Интеграция инновационных и традиционных технологий при подготовке учащихся
Применение математики на практике. Задачи на проценты.
Методика подготовки к государственной итоговой аттестации (тестовые работы, работа в режиме он-лайн, обмен информации через локальную сеть, по электронной почте).
Гуманитарная составляющая математики как фактор привлечения к творческой и исследовательской деятельности учащихся с повышенной учебной мотивацией.
Применение средств ИКТ в обучении.
Большое значение в работе с учащимися с повышенной мотивацией к обучению математике уделяла развитию в них самостоятельности: работа в библиотеке, а так же в поисковых сетях Интернет.
Результатом работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению являются:
Коршунова Елена – участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника), участие во внеклассном мероприятии «Умники и умницы», проходившем в рамках декады естественно-математического цикла.
Сафронова Кристина - участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника), участие во внеклассном мероприятии «Умники и умницы», проходившем в рамках декады естественно-математического цикла.
Гнездилова Александра - участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника); участие во внеклассном мероприятии «Умники и умницы», проходившем в рамках декады естественно-математического цикла; 2 место в дистанционной Казахстанской интернет олимпиаде по математике (диплом).
Ходжаева Зарина - участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника); участие во внеклассном мероприятии «Умники и умницы», проходившем в рамках декады естественно-математического цикла; участие в дистанционной Казахстанской интернет олимпиаде по математике (сертификат).
Шишкин Данил - участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника); участие во внеклассном мероприятии «Умники и умницы», проходившем в рамках декады естественно-математического цикла; участие в дистанционной Казахстанской интернет олимпиаде по математике (сертификат).
Лукомская Ангелина – участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника); участие в школьной олимпиаде по математике.
Чернова Альбина - участие в интеллектуальном марафоне «Ақ бота – 2015» (сертификат участника); 3 место в школьной олимпиаде по математике (грамота); участие в городской олимпиаде по математике.
Учащаяся 10 класса Зингер Надежда в течение учебного года не проявляла интереса к участию в мероприятиях по математике, так как девочка увлекается другими предметами.
В 2015 – 2016 учебном году учащиеся 8 «Б» и 10 «А» классов, в которых я преподаю математику, сдавали переводные экзамены по алгебре. Показатели процента качества знаний на экзаменах оказались значительно ниже, чем за год.
Итоги переводных экзаменов по алгебре учащихся 8 «Б» и 10 «А» классов
| Результаты обучения за год | Результаты экзамена | Результаты обучения за год | Результаты экзамена |
Класс | 8 «Б» | 10 «А» |
Количество учащихся в классе | 22 | 26 |
Писали экзаменационную работу | 21 (Мухаметжанов Д. – освобожден) | 26 |
Оценка «5» | 0 | 0 | 0 | 2 |
Оценка «4» | 5 | 3 | 9 | 2 |
Оценка «3» | 16 | 18 | 17 | 22 |
Оценка «2» | 0 | 0 | 0 | 0 |
Качество знаний | 23,8% | 14,3% | 34,6% | 15,4% |
Успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% |
Анализ успеваемости учащихся за 2015 – 2016 учебный год
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
% кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп |
Алгебра 7 «А» | 38,9 | 94,4 | 33,3 | 94,4 | 33,3 | 100 | 33,3 | 100 | 33,3 | 100 |
Алгебра 7 «Б» | 33,3 | 100 | 28,6 | 100 | 28,5 | 100 | 28,6 | 100 | 28,6 | 100 |
Алгебра 8 «Б» | 26,1 | 95,7 | 26,1 | 95,7 | 27,3 | 100 | 18,2 | 100 | 22,7 | 100 |
Алгебра 10 «А» | 48 | 100 | 40 | 100 | 30,8 | 100 | 38,5 | 100 | 34,7 | 100 |
Геометрия 7 «А» | 44,4 | 94,4 | 38,9 | 94,4 | 44,4 | 100 | 44,4 | 100 | 44,4 | 100 |
Геометрия 7 «Б» | 42,9 | 100 | 28,6 | 100 | 52,4 | 100 | 28,6 | 100 | 52,4 | 100 |
Геометрия 8 «Б» | 27,3 | 95,5 | 30,4 | 95,7 | 27,3 | 100 | 36,4 | 100 | 36,4 | 100 |
Геометрия 10 «А» | 48 | 100 | 56 | 100 | 46,2 | 100 | 46,2 | 100 | 46,2 | 100 |
Ср.значение | 38,6 | 100 | 35,2 | 100 | 36,3 | 100 | 34,3 | 100 | 37,3 | 100 |
Результаты качества знаний учащихся по алгебре и геометрии в 2015 – 2016 учебном году не стабильные: есть значительное снижение (на 3,4%) и не значительный подъём (на 1,1%). Процент успеваемости стабильный: 100%. Низкие показатель успеваемости в 7 «А» и 8 «Б» классах в первой и второй учебной четверти связаны с нахождением учащихся данных классов в Центре адаптации несовершеннолетних (т.е. занятия они не посещали). Однако, по сравнению с показателями прошлого учебного года, процент качества знаний вырос на 5,3%, в основном за счёт геометрии.
Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости за два года
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
% кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп |
2014-2015 уч.г | 23,7 | 100 | 32,5 | 100 | 33,1 | 100 | 32 | 100 | 32 | 100 |
2015-2016 уч.г | 38,6 | 100 | 35,2 | 100 | 36,3 | 100 | 34,3 | 100 | 37,3 | 100 |
Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости за два года по предметам
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
% кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп | % кач | % усп |
Алгебра 2014-2015 уч.год | 26 | 100 | 28,6 | 100 | 30,5 | 100 | 30,5 | 100 | 30,5 | 100 |
Алгебра 2015-2016 уч.год | 36,6 | 100 | 32 | 100 | 30 | 100 | 30 | 100 | 30 | 100 |
Геометрия 2014-2015 уч.год | 21,5 | 100 | 30,5 | 100 | 31 | 100 | 30,5 | 100 | 30,5 | 100 |
Геометрия 2015-2016 уч.год | 40,7 | 100 | 38,5 | 100 | 42,6 | 100 | 38,9 | 100 | 44,9 | 100 |
В рамках недели естественно-математического цикла проводила внеклассное мероприятие для учащихся 7-ых классов «Умники и умницы» (аналог одноименной телевизионной игры). Мероприятие проводилось с целью развития познавательного интереса у учащихся к предмету.
В течение декады естественно-математического цикла провела открытый урок по алгебре в 7 «А» классе по теме «Тождественное преобразование выражений». Цель урока: показать значимость формул сокращенного умножения при упрощении выражений и решении уравнений. При проведении урока применяла такие приёмы, как математическое домино, исследование «Найди ошибку», работа в парах, контрольное тестирование. Рефлексия урока и анализ выполнения заданий показал, что учащиеся знают формулы сокращенного умножения и умеют применять их при выполнении тождественных преобразований выражений.
В следующем учебном году планирую продолжать работу по теме самообразования «Разработка тестовых заданий различных форм для обучения и контроля на уроках математики». При этом в 11-ом и 9-ом классе изучение отдельных тем планирую проводить с применением обучающего тестирования. Считаю, что применение обучающих тестов позволит повысить качество знаний учащихся и разнообразит формы проведения уроков.
Учитель математики: Ненахова Т.А.