СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ поэтического текста на уроках русской словесности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста на уроках русской словесности»

Байбикова Л.Х.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.



Одной из целей изучения литературы, обозначенных в программе основного образования, является овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы. Как достичь этой цели при изучении лирических произведений, если работа с ними вызывает у школьников наибольшие трудности? И проблемы на пути к этой цели не только методические, но и психологические. Очень часто анализ лирического текста сводится к скучному соблюдению пунктов плана. Например, такого.

Схема анализа.

  1. Историко-библиографический материал.

  2. Место стихотворения в творчестве поэта.

  3. Ведущая тема.

  4. Лирический сюжет

  5. Проблемы

  6. Композиция.

  7. Лирический герой

  8. Преобладающее настроение, его изменение.

  9. Жанр.

  10. Строфа.

  11. Основные образы

  12. Лексика

  13. Изобразительно- выразительные средства.

  14. Поэтический синтаксис.

  15. Звукопись

  16. Размер

  17. Ритм и рифма. Способы рифмовки.



На уроках русской словесности мы предлагаем пойти по другому пути: создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана, а подсказку надо искать в самом стихотворении.

При внимательном и неспешном чтении художественного текста, то возвращаясь к прочитанному, то следуя за движением текста, читатель связывает воедино весь поток возникающих смыслов и ассоциаций, как бы заново развертывает во времени весь поэтический замысел.

Для того чтобы проделанный на уроке анализ привел к желаемому результату, а ребята получили эстетическое удовольствие, предлагаю им разделиться на группы. Каждая группа получает свой план действий. Например, при исследовании стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» формируются группы художников, психологов, писателей-прозаиков, языковедов, поэтов и т д. Художники и писатели получают возможность прослушать аудиозапись, и далее перед ними стоит задача – создать иллюстрации и прозаический текст на основе слухового восприятия текста.

Основной бросающейся в глаза особенностью «Зимнего утра» является выражение лирических эмоций, которые обозначены и с использованием прямых лексических значений и через косвенные образы. Задача психологов расшифровать эти лирические эмоции, а также сформулировать ассоциативный поток, который охватывает все поле стихотворения, он может быть представлен в виде «тематической сетки». Психология отношений лирического героя и его адресата- не менее интересная тема для исследования. Лингвистам предстоит проанализировать лексический и синтаксический уровни стихотворения. Анализ звукописи, размера стиха, рифмы и ритма достается поэтам.

Когда подготовительная работа групп завершается, наступает время делиться открытиями. Художники демонстрируют яркие цветные картины, поясняя свои образы. Писатели читают прозаические тексты, открывая нам сюжет стихотворения. Психологи акцентируют внимание остальных на лирических эмоциях, ассоциациях и отношениях, пытаясь объяснить свои ощущения. Не могут удержаться лингвисты и поэты. Они показывают, как контрастные образы на уровне тематики взаимодействуют с контрастами и сопоставлениями на уровне грамматики, фоники, ритмики. Все уровни художественной структуры оказываются вовлеченными в систему контрастов. А смыслом контраста оказывается сближение и сопоставление двух планов действительности: освещенного поэтической традицией прекрасного зимнего пейзажа и реально существующего бытового плана, не менее поэтического.

Литература



Бонди С. М. Историко- литературные опыты Пушкина. «Литературное наследство».

Константинова Н.Г. Метонимический принцип отбора в лирических стихотворениях Пушкина// Язык и композиция художественного текста.

Витт Н.К. Лингвистический анализ поэтического текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!