Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 п. Балакирево
Конспект урока по литературе «Анализ поэтического текста с использованием технологии критического мышления»
Учитель: Баранова Эвелина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Стаж: 12 лет
Категория: Первая
2020г
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем школьного образования в литературе всегда являлась проблема обучения школьников анализу поэтического текста. Школьники зачастую интерпретируют текст однолинейно, опираясь лишь на свой житейский опыт, не проникая в глубину поэтического замысла, анализ образности сводится лишь к содержательной стороне, а поэтический строй стиха либо игнорируется, либо его характеристика дается в отрыве от содержания. Поэтому внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы
Данное занятие предполагает разные формы анализа поэтического текста, обучает углубленному анализу с использованием приемов технологии развития критического мышления, таких как:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова ( образы)
6. Ассоциативные ряды
7. Лексические цепочки
8. Письменная рефлексия
Урок проведен в 6 классе. В классе 30 учащихся. В основном все дети из благополучных семей. Уровень развития класса выше среднего. Имеется хорошая база и система знаний. Преподавание литературе в данном классе ведется по учебнику В.Я.Коровиной.
Этапы урока:
Организационный могмент
Вступительное слово учителя
Выразительное чтение стихотворения
Беседа
Заполнение таблицы
Работа с кластером
Работа с литературоведческими терминами
Творческая работа
Домашняя работа
Цели урока:
Образовательные
- познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова « Листок»
- выявить ключевые образы и изобразительные средства, которые способствуют расширению их значения
- дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать позицию автора
- научиться выразительному чтению стихотворения
Р азвивающие:
- создать условия для самостоятельн ой твор ческой деятельн ости, способствовать р азвитию кр итического мышлен ия и вн иман ия
Воспитательн ые:
- способствовать создан ию благопр иятн ой атмосфер ы поддер жки и заин тер есован н ости, уважен ия и сотр удн ичества
- способствовать пр оцессу духовн ого р азвития, фор мир ован ие н р авствен н ых цен н остей
- воспитан ие ин тер еса и уважен ия к поэзии автор а.
( слайд 2)
Тип ур ока – обучен ие ан ализу поэтического текста
Ход ур ока.
Ор ган изацион н ый момен т
Вступительн ое слово учителя.
Р ебята, посмотр ите, н а двор е осен ь. Льют дожди. Дует ветер . Опадают листья. Их мн ого. Он и кр ужат в воздухе. И вот один из листочков пр ибивает ветр ом к стен е дома. И этот один окий мокр ый листок н апомин ает мн е стихотвор ен ие М.Ю.Лер мон това. Послушайте! ( выр азительн ое чтен ие стихотвор ен ия учителем)
О чем это пр оизведен ие? ( слайд…
Кто главн ые действующие лица этого стихотвор ен ия? ( дубовый листок и чин ар а)
Давайте пон аблюдаем за н ими, а н аблюден ия офор мим в таблицу.
( слайд 3)
Дубовый листок | чин ар а |
| | | |
| | | |
Попр обуем н айти лексические цепочки для каждого обр аза ( слайд 4) Дубовый листок | чин ар а | | Лексическая цепочка | ассоциации | Лексическая цепочка | ассоциации | | «…отор вался от ветки р одимой» «…укатиля, жестокою бур ей гон имый» «…засох и увял» « стр ан н ик» « пр ижался» «пр июта н а вр емя он молит» « с тоскою глубокой» « бедн ый листочек» «пылен и желт» «пр ишелец» | | « молодая» « с н ей шепчется ветер , ветви лаская» «поют ей р айские птица» «листья изумр удн ые» «сын ам свежим» «солн цем любима» «ветви р аскин ула н а пр остор е» | | | |
Давайте выясн им, какие ассоциации вызывает у вас листок, какие – чин ар а? И зан есем эти ассоциации в таблицу. ( слайд 5) Дубовый листок | чин ар а | Лексическая цепочка | ассоциации | Лексическая цепочка | ассоциации | «…отор вался от ветки р одимой» «…укатиля, жестокою бур ей гон имый» «…засох и увял» « стр ан н ик» « пр ижался» «пр июта н а вр емя он молит» « с тоскою глубокой» « бедн ый листочек» «пылен и желт» «пр ишелец» | Один окий Н есчастн ый Беспр иютн ый скиталец | « молодая» « с н ей шепчется ветер , ветви лаская» «поют ей р айские птица» «листья изумр удн ые» «сын ам свежим» «солн цем любима» «ветви р аскин ула н а пр остор е» | Кр асавица Безоблачн ая жизн ь Р авн одушн ая Самодовольн ая самовлюблен н ая | |
Как вы думаете, почему чин ар а отказывается пр иютить стр ан н ика?
( Ей н е хочется н ар ушать свой покой, благополучие. Самодовольн ая и самовлюблен н ая, чин ар а н е хочет зн ать н ичего, что может побеспокоить ее).
Беседа о милосер дии и состр адан ии.
Какими пр едстали пер ед н ами гер ои стихотвор ен ия?
Какие изобр азительн о-выр азительн ые ср едства использует автор , чтобы сделать стихотвор ен ие гр устн ым?
( слайд 6)
Дубовый листок | чин ар а |
Лексическая цепочка | ассоциации | Лексическая цепочка | ассоциации |
«…отор вался от ветки р одимой» ( олицетвор ен ие) «…укатиля, жестокою бур ей гон имый» ( олицетвор ен ие) «…засох и увял» ( метафор а) « стр ан н ик» (ср авн ен ие) « пр ижался» (олицетвор ен ие) «пр июта н а вр емя он молит» (олицетвор ен ие) « с тоскою глубокой» (эпитет) « бедн ый листочек» (эпитет) «пылен и желт» (эпитет) «пр ишелец» (метафор а) | Один окий Н есчастн ый Беспр иютн ый скиталец | « молодая» (эпитет) « с н ей шепчется ветер , ветви лаская» (олицетвор ен ие) «поют ей р айские птица» (олицетвор ен ие) «листья изумр удн ые» (эпитет) «сын ам свежим» (эпитет) «солн цем любима» (олицетвор ен ие) «ветви р аскин ула н а пр остор е» (олицетвор ен ие) | Кр асавица Безоблачн ая жизн ь Р авн одушн ая Самодовольн ая самовлюблен н ая |
Р абота с кластер ом ( слайд 7)
погибающий
одинокий
страдалец
бесприютный
листок
несчастный
Вывод: ОДИН ОЧЕСТВО
(слайд 8)
счастлива
самодовольная
равнодушная
чинара
самовлюбленная
бесчувственная
Вывод: Р АДУЕТСЯ ЖИЗН И
Какой пр ием использует автор для постр оен ия стихотвор ен ия?
( Ан титезу) Вспомн им, что же такое ан титеза. ( слайд 8)
Что имел ввиду автор , ср авн ивая эти два обр аза? Только ли о листке и о чин ар е он н ам хотел р ассказать?
( Н ет. Он хотел р ассказать и о людях)
Как же н азывается пр ием, пр и котор ом отвлечен н ое, абстр актн ое пон ятие выр ажается поср едством кон кр етн ого обр аза?
( аллегор ия) ( слайд 8)
О чем же это стихотвор ен ие? Что хотел дон ести до н ас автор ?
( О людском один очестве, р авн одушии. Гон имый дубовый листок это сам автор , его чувства)
Н а чьей стор он е автор , кто же ему ближе? Почему?
( Естествен н о автор у ближе гон имый, н есчастн ый листок, об этом свидетельствует и само н азван ие стихотвор ен ия).
А кто ближе вам? Кому вы сочувствуете? Почему?
( дети высказывают свое мн ен ие)
Какое стихотвор ен ие вам уже зн акомо из лир ики М.Ю.Лер мон това, в котор ом автор тоже говор ит об один очестве гер оя, обр аза?
( «Утес»)
Мы видим с вами, что в лир ике М.Ю.Лер мон това обр аз один окого стр ан н ика повтор яется. Такой устойчивый обр аз н азывается МОТИВ.
( слайд 8)
Какой мы вывод с вами сделаем?
( Один из осн овн ых мотивов в лир ике М.Ю. Лер мон това является мотив один очества.)
А тепер ь пофан тазир уем. Пр едставьте, что может случиться дальше с дубовым листком?
Твор ческая р абота. Р ебята пишут н ебольшое сочин ен ие н а тему: « Есть ли будущее у листка? ( чтен ие и обсужден ие н ескольких р абот)
Домашн ее задан ие: Выучить стихотвор ен ие н аизусть.