СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ поэтического текста с использованием технологии критического мышления

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста с использованием технологии критического мышления»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 п. Балакирево















Конспект урока по литературе «Анализ поэтического текста с использованием технологии критического мышления»












Учитель: Баранова Эвелина Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж: 12 лет

Категория: Первая




















2020г






Пояснительная записка


Одной из актуальных проблем школьного образования в литературе всегда являлась проблема обучения школьников анализу поэтического текста. Школьники зачастую интерпретируют текст однолинейно, опираясь лишь на свой житейский опыт, не проникая в глубину поэтического замысла, анализ образности сводится лишь к содержательной стороне, а поэтический строй стиха либо игнорируется, либо его характеристика дается в отрыве от содержания. Поэтому внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы 

Данное занятие предполагает разные формы анализа поэтического текста, обучает углубленному анализу с использованием приемов технологии развития критического мышления, таких как:

1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова ( образы)
6. Ассоциативные ряды
7. Лексические цепочки
8. Письменная рефлексия


Урок проведен в 6 классе. В классе 30 учащихся. В основном все дети из благополучных семей. Уровень развития класса выше среднего. Имеется хорошая база и система знаний. Преподавание литературе в данном классе ведется по учебнику В.Я.Коровиной.

Этапы урока:

  1. Организационный могмент

  2. Вступительное слово учителя

  3. Выразительное чтение стихотворения

  4. Беседа

  5. Заполнение таблицы

  6. Работа с кластером

  7. Работа с литературоведческими терминами

  8. Творческая работа

  9. Домашняя работа

Цели урока:

Образовательные

- познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова « Листок»

- выявить ключевые образы и изобразительные средства, которые способствуют расширению их значения

- дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать позицию автора

- научиться выразительному чтению стихотворения

Развивающие:

- создать условия для самостоятельн ой твор ческой деятельн ости, способствовать р азвитию кр итического мышлен ия и вн иман ия




Воспитательные:

- способствовать создан ию благопр иятн ой атмосфер ы поддер жки и заин тер есован н ости, уважен ия и сотр удн ичества

- способствовать пр оцессу духовн ого р азвития, фор мир ован ие н р авствен н ых цен н остей

- воспитан ие ин тер еса и уважен ия к поэзии автор а.

( слайд 2)


Тип урока – обучен ие ан ализу поэтического текста


Ход урока.

  1. Ор ган изацион н ый момен т

  2. Вступительн ое слово учителя.

Р ебята, посмотр ите, н а двор е осен ь. Льют дожди. Дует ветер . Опадают листья. Их мн ого. Он и кр ужат в воздухе. И вот один  из листочков пр ибивает ветр ом к стен е дома. И этот один окий мокр ый листок н апомин ает мн е стихотвор ен ие М.Ю.Лер мон това. Послушайте! ( выр азительн ое чтен ие стихотвор ен ия учителем)

  1. О чем это пр оизведен ие? ( слайд…

  2. Кто главн ые действующие лица этого стихотвор ен ия? ( дубовый листок и чин ар а)

Давайте пон аблюдаем за н ими, а н аблюден ия офор мим в таблицу.

( слайд 3)


Дубовый листок

чинара










  1. Попр обуем н айти лексические цепочки для каждого обр аза

( слайд 4)


Дубовый листок

чинара






Лексическая цепочка

ассоциации


Лексическая цепочка

ассоциации



«…отор вался от ветки р одимой»

«…укатиля, жестокою бур ей гон имый»

«…засох и увял»

« стр ан н ик»

« пр ижался»

«пр июта н а вр емя он  молит»

« с тоскою глубокой»

« бедн ый листочек»

«пылен  и желт»

«пр ишелец»
















« молодая»

« с н ей шепчется ветер , ветви лаская»

«поют ей р айские птица»

«листья изумр удн ые»

«сын ам свежим»

«солн цем любима»

«ветви р аскин ула н а пр остор е»














  1. Давайте выясн им, какие ассоциации вызывает у вас листок, какие – чин ар а? И зан есем эти ассоциации в таблицу. ( слайд 5)


Дубовый листок

чинара



Лексическая цепочка

ассоциации


Лексическая цепочка

ассоциации


«…отор вался от ветки р одимой»

«…укатиля, жестокою бур ей гон имый»

«…засох и увял»

« стр ан н ик»

« пр ижался»

«пр июта н а вр емя он  молит»

« с тоскою глубокой»

« бедн ый листочек»

«пылен  и желт»

«пр ишелец»




Один окий

Н есчастн ый

Беспр иютн ый

скиталец












« молодая»

« с н ей шепчется ветер , ветви лаская»

«поют ей р айские птица»

«листья изумр удн ые»

«сын ам свежим»

«солн цем любима»

«ветви р аскин ула н а пр остор е»














Кр асавица

Безоблачн ая жизн ь

Р авн одушн ая

Самодовольн ая

самовлюблен н ая


















  1. Как вы думаете, почему чин ар а отказывается пр иютить стр ан н ика?

( Ей н е хочется н ар ушать свой покой, благополучие. Самодовольн ая и самовлюблен н ая, чин ар а н е хочет зн ать н ичего, что может побеспокоить ее).



  1. Беседа о милосер дии и состр адан ии.

  2. Какими пр едстали пер ед н ами гер ои стихотвор ен ия?

  3. Какие изобр азительн о-выр азительн ые ср едства использует автор , чтобы сделать стихотвор ен ие гр устн ым?

( слайд 6)


Дубовый листок

чинара



Лексическая цепочка

ассоциации


Лексическая цепочка

ассоциации


«…отор вался от ветки р одимой»

( олицетворение)

«…укатиля, жестокою бур ей гон имый»

( олицетворение)

«…засох и увял»

( метафора)

« стр ан н ик»

(сравнение)

« пр ижался»

(олицетворение)

«пр июта н а вр емя он  молит»

(олицетворение)

« с тоскою глубокой»

(эпитет)

« бедн ый листочек»

(эпитет)

«пылен  и желт»

(эпитет)

«пр ишелец»

(метафора)




Один окий

Н есчастн ый

Беспр иютн ый

скиталец












« молодая»

(эпитет)

« с н ей шепчется ветер , ветви лаская»

(олицетворение)

«поют ей р айские птица»

(олицетворение)

«листья изумр удн ые»

(эпитет)

«сын ам свежим»

(эпитет)

«солн цем любима»

(олицетворение)

«ветви р аскин ула н а пр остор е»

(олицетворение)














Кр асавица

Безоблачн ая жизн ь

Р авн одушн ая

Самодовольн ая

самовлюблен н ая



























  1. Р абота с кластер ом ( слайд 7)


погибающий

одинокий

страдалец









бесприютный

листок

несчастный












Вывод: ОДИН ОЧЕСТВО


(слайд 8)


счастлива

самодовольная

равнодушная








чинара

самовлюбленная


бесчувственная












Вывод: Р АДУЕТСЯ ЖИЗН И





  1. Какой пр ием использует автор  для постр оен ия стихотвор ен ия?

( Ан титезу) Вспомн им, что же такое ан титеза. ( слайд 8)

  1. Что имел ввиду автор , ср авн ивая эти два обр аза? Только ли о листке и о чин ар е он  н ам хотел р ассказать?

( Н ет. Он  хотел р ассказать и о людях)

  1. Как же н азывается пр ием, пр и котор ом отвлечен н ое, абстр актн ое пон ятие выр ажается поср едством кон кр етн ого обр аза?

( аллегор ия) ( слайд 8)

  1. О чем же это стихотвор ен ие? Что хотел дон ести до н ас автор ?

( О людском один очестве, р авн одушии. Гон имый дубовый листок это сам автор , его чувства)

  1. Н а чьей стор он е автор , кто же ему ближе? Почему?

( Естествен н о автор у ближе гон имый, н есчастн ый листок, об этом свидетельствует и само н азван ие стихотвор ен ия).

  1. А кто ближе вам? Кому вы сочувствуете? Почему?

( дети высказывают свое мн ен ие)

  1. Какое стихотвор ен ие вам уже зн акомо из лир ики М.Ю.Лер мон това, в котор ом автор  тоже говор ит об один очестве гер оя, обр аза?

( «Утес»)

  1. Мы видим с вами, что в лир ике М.Ю.Лер мон това обр аз один окого стр ан н ика повтор яется. Такой устойчивый обр аз н азывается МОТИВ.

( слайд 8)

  1. Какой мы вывод с вами сделаем?

( Один  из осн овн ых мотивов в лир ике М.Ю. Лер мон това является мотив один очества.)


  1. А тепер ь пофан тазир уем. Пр едставьте, что может случиться дальше с дубовым листком?


  1. Твор ческая р абота. Р ебята пишут н ебольшое сочин ен ие н а тему: « Есть ли будущее у листка? ( чтен ие и обсужден ие н ескольких р абот)



  1. Домашн ее задан ие: Выучить стихотвор ен ие н аизусть.