Анализ пробного ЕГЭ по истории в 11 классе
Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различавшихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов; – задания на определение последовательности расположения данных элементов; – задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах; – задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п. Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений. Задания 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Задания 23–25 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 было связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагало написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имел возможность выбрать один из трех периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивалось по системе критериев:
-Указание событий (явлений, процессов)
-Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
-Причинно-следственные связи
- Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России
-Использование исторической терминологии
-Наличие/отсутствие фактических ошибок
- Форма изложения
В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 – задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Анализ заданий:
Проверяемые задания | Жанчипова Д. | Федорова Д. | Титова А. |
1 | Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | 1 | 1 | 1 |
2 | Знание дат (задание на установление соответствия) | 2 | 0 | 2 |
3 | Определение терминов (множественный выбор) | 1 | 2 | 2 |
4 | Определение термина по нескольким признакам | 1 | 1 | 1 |
5 | Знание основных фактов, процессов, | 2 | 2 | 2 |
6 | Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия) | 2 | 2 | 2 |
7 | Систематизация исторической информации (множественный выбор) | 1 | 1 | 2 |
8 | Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на заполнение пропусков в предложениях) | 2 | 2 | 2 |
9 | Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) | 2 | 1 | 1 |
10 | Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания) | 1 | 1 | 1 |
11 | Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) | 3 | 3 | 3 |
12 | Работа с текстовым историческим источником | 1 | 1 | 2 |
13 | Работа с исторической картой (схемой) | 1 | 1 | 0 |
14 | Работа с исторической картой (схемой) | 1 | 1 | 1 |
15 | Работа с исторической картой (схемой) | 1 | 1 | 0 |
16 | Работа с исторической картой (схемой) | 1 | 0 | 1 |
17 | Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на соответвет) | 2 | 2 | 0 |
18 | Анализ иллюстративного материала | 0 | 1 | 1 |
19 | Анализ иллюстративного материала | 1 | 1 | 1 |
20 | Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника | 2 | 1 | 2 |
21 | Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа | 0 | 1 | 1 |
22 | Умение использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источником | 0 | 0 | 0 |
23 | Умение использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание задач) | 3 | 2 | 3 |
24 | Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии | 1 | 3 | 0 |
25 | Историческое сочинение | К1-2,к2-2,к3-1,к4-1,к5-1,к6-2,к7-1 Итого 10 | К1-2, к2-2, к3-0, к4-1,к5-1, к6-0, к7-1 Итого 7 | К1-2,к2-1, к3-0, к4-0, к5-1, к6-0, к7-0 Итого 4 |
Итого | | 42/71 | 38/67 | 35/63 |
Оц. | | 5 | 4 | 4 |
Как показывает данная таблица, уровень подготовки выпускников района находится на хорошем уровне. Выполнение 100%. Оценки «2» и «3» отсутствуют.
Хуже выполнены некоторые задания, на которые предстоит обратить особое внимание:
Задания под номерами 2,13,15,16,17,18,21,24. В этих заданиях минимум один учащийся допустил ошибку.
Особое внимание требуется уделить заданию №22. С ним не справился ни один выпускник. Задания 20–22 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
Пример задания №22: Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий проводимой в этот период экономической политики Российской империи.
Работа не по тексту, что вызывает определенные трудности.
В задании № 25 (сочинение) выпускники практически не пропускали заданий, старались выполнить все, даже если в чем-то не были вполне уверены. Думается, что в данном случае можно говорить формировании эффективной стратегии сдачи ЕГЭ, которая должна привести и к большей эффективности учебного процесса. Ведь выпускник, который знает, что он будет пытаться выполнить на экзамене все задания, уже этим создает себе дополнительную мотивацию для качественного освоения учебного предмета.
Максимальный набранный первичный балл 10 из 11. Минимальный балл - 4. Стоит сделать акцент на критерий К3 – правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями. Данный критерий вызывает наибольше затруднения при выполнении работы.
Общие методические рекомендации по организации подготовки к ЕГЭ по истории:
- Особое внимание уделить работе с исторической картой. Это достаточно слабое звено историко-географической подготовки обучающихся;
-Тренироваться работать с текстом, историческим источником.
-Анализировать исторические проблемы, версии и процессы, писать исторические портреты.
-Учиться устанавливать и выписывать в правильной формулировке причинно-следственные связи между событиями.
-Больше внимания уделять заданиям, где необходимо привести аргументы в подтверждение и опровержение точки зрения.
Учитель истории: Ахметчанов Н.М.