В соответствии с планом подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9-ых классов 20 и 25 декабря 2024 года проведен пробный экзамен в форме ОГЭ для выпускников 9-ых классов по математике. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались Порядком проведения основного государственного экзамена, соблюдалась вся процедура его проведения.
В пробном ОГЭ по математике приняли участие 14 учащихся 9А класса, 19 учащихся 9Б класса и 18 учащихся 9В класса.
Работа на пробном ОГЭ состояла из 2-х частей. Всего в работе 25 заданий, из которых 19 заданий базового уровня (часть 1), 4 задания повышенного уровня (часть 2) и 2 задания высокого уровня сложности (часть 2). Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 31 балл. Из них – за модуль «Алгебра» – 20 баллов, за модуль «Геометрия» – 11 баллов. Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение обоих модулей, при условии, что из них не менее 2 баллов по модулю «Геометрия».
В 9-х классах обучается 54 человека.
Писали работу – 51 человек.
В 9 А классе один обучающийся с ОВЗ (Сидельников Дмитрий) выполнил работу на 4 балла, тем самым набрав проходной балл.
В 9 Б классе один обучающийся (Грищенко Виктория) набрал 8 баллов, но из них всего 1 балл по геометрии.
В 9 В классе один обучающийся (Брыскина Олеся) набрал 8 баллов, но из них всего 1 балл по геометрии.
Ниже дана таблица, в которой отражены итоги выполнения 1 и 2 частей ОГЭ.
№ | Основные проверяемые требования к математической подготовке | Справились | Не справились | Не приступали | Анализ причин появления ошибок |
1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 39 (76,47%) | 8 (15,68%) | 4 (7,84%) | Невнимательное чтение условия (не учитывают единицы измерения). Недостаточный уровень понимания условия при чтении задания. |
2 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 30 (66,67%) | 15 (29,41%) | 6 (11,76%) | Незнание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу; неумение устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми задачи по рисунку. |
3 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 10 (19,6%) | 23 (45,09%) | 18 (35,29%) | Незнание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу; неумение устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми задачи по рисунку. |
4 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 4 (7,84%) | 22 (43,13%) | 25 (49,02%) | Слабо развит процесс мышления (анализ, синтез, обобщение) |
5 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | 4 (7,84%) | 21 (41,18%) | 26 (50,98%) | Недостаточно отработаны навыки и умения сравнивать числовые значения, используя данные задачи в табличной форме. Недостаточно развито логическое мышление, затрудняются по условию задания провести логическую цепочку рассуждений. |
6 | Уметь выполнять вычисления и преобразования Умение выполнять расчёты по формулам, преобразования выражений, в том числе с использованием формул разности квадратов и квадрата суммы и разности | 7 (13,73%) | 23 (45,09%) | 21 (41,18%) | Допускают вычислительные ошибки, не знают таблицу умножения, не умеют делить в столбик. |
7 | Числовые неравенства, координатная прямая Умение выполнять действия с числами, представлять числа на координатной прямой; умение делать прикидку и оценку результата вычислений | 19 (37,25%) | 30 (58,82%) | 2 (3,92%) | Недостаточно отработаны навыки и умения сравнивать числа, используя данные о расположении точек на координатной прямой (не используют свойства числовых неравенств) |
8 | Действия со степенями и иррациональными выражениями Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | 3 (5,88%) | 22 (%43,13) | 26 (50,98%) | Не знают свойств действий со степенями, корнями, не умеют пользоваться справочным материалом, вычислительные ошибки. |
9 | Уравнения и неравенства. Умение решать линейные и квадратные уравнения, системы линейных уравнений, линейные неравенства и их системы, квадратные и дробно-рациональные неравенства, в том числе при решении задач из других предметов и практических задач; умение использовать координатную прямую и координатную плоскость для изображения решений уравнений, неравенств и систем | 10 (19,6%) | 24 (47,06%) | 17 (33,33%) | Не знание свойств решения уравнений и неравенств, неумение пользоваться справочным материалом, вычислительные ошибки. |
10 | Статистика, вероятность. Умение находить вероятности случайных событий в опытах с равновозможными элементарными событиями | 15 (29,41%) | 22 (43,13%) | 14 (27,45%) | Вычислительные ошибки |
11 | Функции Умение строить графики функций, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей, для решения задач из других учебных предметов и реальной жизни; умение выражать формулами зависимости между величинами | 23 (45,09%) | 23 (45,09%) | 5 (9,80%) | Незнание геометрического смысла коэффициентов в формулах квадратичной функции, невнимательное прочтение вопроса задания. Неумение применять правила, определения, формулы. |
12 | Числа и вычисления. Умение выполнять расчёты по формулам, преобразования выражений, в том числе с использованием формул разности квадратов и квадрата суммы и разности | 4 (7,84%) | 18 (35,29%) | 29 (56,86%) | Недостаточно сформирован навык выражать заданную переменную из формулы. Отсутствие активной мыслительной деятельности. |
13 | Уравнения и неравенства. Умение решать линейные и квадратные уравнения, системы линейных уравнений, линейные неравенства и их системы, квадратные и дробно-рациональные неравенства, в том числе при решении задач из других предметов и практических задач; умение использовать координатную прямую и координатную плоскость для изображения решений уравнений, неравенств и систем | 20 (39,22%) | 27 (52,94%) | 14 (27,45%) | Недостаточно отработаны умение решать неполные квадратные уравнения. Низкая обучаемость связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. |
14 | Числовые последовательности. Умение использовать свойства последовательностей, формулы суммы и общего члена при решении задач, в том числе задач из других учебных предметов и реальной жизни | 13 (25,49%) | 24 (47,06%) | 14 (27,45%) | Данная тема еще не изучена |
15 | Геометрия. Умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей | 4 (7,84%) | 19 (37,25%) | 18 (35,29%) | Незнание формул. Непонимание взаимосвязи элементов геометрической конструкции, отсутствие базовых пространственных представлений. |
16 | Геометрия. Умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей | 8 (15,69%) | 22 (43,13%) | 21 (41,18%) | Недостаточно сформирован навык решения задач на свойства вписанных углов окружности, недостаточно развито логическое мышление. |
17 | Геометрия. Умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей | 9 (17,65%) | 22 (43,13%) | 20 (39,22%) | Недостаточно развито логическое мышление, неумение из формулы выразить неизвестный компонент. |
18 | Геометрия. Умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей | 31 (60,78%) | 20 (39,22%) | 0 (0%) | Недостаточно развито логическое мышление. Недостаточная развитость наглядных геометрических представлений. Несформированность умения анализировать задачи. |
19 | Геометрия. Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство; распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний | 19 (37,25%) | 32 (62,75%) | 0 (0%) | Незнание правил, определений, формул . Недостаточно сформирован навык решения заданий на выбор верного утверждения |
20 | Уравнения и неравенства. Умение решать линейные и квадратные уравнения, системы линейных уравнений, линейные неравенства и их системы, квадратные и дробно-рациональные неравенства, в том числе при решении задач из других предметов и практических задач; умение использовать координатную прямую и координатную плоскость для изображения решений уравнений, неравенств и систем | 0 | 0 | 0 | Задание не выполнялось. Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
21 | Уравнения и неравенства. Умение решать задачи разных типов; умение составлять выражения, уравнения, неравенства и системы по условию задачи, исследовать полученное решение | 0 | 0 | 0 | Задание не выполнялось. Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
22 | Функции. Умение строить графики функций, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей, для решения задач из других учебных предметов и реальной жизни; умение выражать формулами зависимости между величинами | 0 | 0 | 0 | Задание не выполнялось. Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
23 | Геометрия. Умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей | 0 | 0 | 0 | Задание не выполнялось. Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
24 | Геометрия. Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство; распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний | 0 | 0 | 0 | Задание не выполнялось. Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
25 | Геометрия. Умение применять формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и площади круга, объёма прямоугольного параллелепипеда; умение применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей | 0 | 0 | 0 | Задание не выполнялось. Задание повышенного уровня сложности, для мотивированных на математику уч-ся. Слабая сформированность логических приемов умственных действий. |
| | | | | |
Результаты пробного экзамена свидетельствуют о наличии проблемных зон в подготовке обучающихся: отсутствие навыков самоконтроля, проявляющееся в том, что обучающиеся невнимательно читают условие задания и в результате выполняют не то, что требовалось, не проверяют свой ответ, не оценивают его с точки зрения соответствия условию и здравому смыслу. Отсутствие самоконтроля мешает обучающимся успешно справляться с заданиями, требующими выполнения последовательности шагов, проверки условий, выбора оптимального варианта решения.