Анализ программы «Детство»
Подготовила
Студентка группы 31ДО
Болт Наталья
О программе «Детство».
Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович. Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное.
- Программа "Детство" разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы состоит из четырех основных блоков.
- «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
- «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
- «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
- «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (3—4-й годы жизни), средний (5-й год жизни) и старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Актуальность.
- Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.
- Ранний возраст представлен в программе лишь частично – третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.
- Работа по каждому разделу программы включает формирование у детей представлений в определенной сфере, познавательных и практических умений. При этом формирование «познавательных умений» подразумевает формирование у детей потребности и способности самим исследовать ту или иную область предметного и социального мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).
- Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования по каждому разделу, что является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршрута» ребенка. При определении уровня освоения программы учитываются не только приобретенные знания и умения ребенка, но и его активность, инициативность, заинтересованность, эмоциональную включенность в тот или иной вид деятельности.
- Организационные принципы работы воспитателей и педагогов строятся в программе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми и жесткой регламентации продолжительности занятий; предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения; интегративный характер занятий.
- Особое внимание в программе уделяется организации развивающей среды. В ее основу положен принцип предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Программа « Детство» опирается:
- Ориентацию на психологический возраст.
- Развитие личности.
- Особенности планирования программы – гибкое
- Возможность выбора ребенком игр, игрушек – предусмотрена.
- Преобладающие методы обучения детей - игра, проблемно-игровые, экспериментирование.
- По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствует программа «Детство».
- Однако программа в достаточной степени обеспечена методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками).
- Таким образом, проведенный обзор может послужить воспитателям дошкольных учреждений ориентиром при выборе программы и использовать в образовательном процессе наиболее проработанные с точки зрения личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей методические рекомендации из разных программ.
Наглядные пособия к Программе «Детство»
Серия дидактических пособий "Играем в сказку" предназначена для занятий с детьми 3-5 лет в детском саду и дома. Занятия по этим пособиям позволяют не только познакомить детей со сказкой, но способствуют развитию мышления, творчества, воображения, речи; помогают освоить действие сериации (умение выстраивать объекты в порядке возрастания и убывания какого-либо признака).
В ходе занятий по этому пособию не только совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, дошкольники учатся правильно строить речевые высказывания), но и уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире.
Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию речи с детьми 2–4 лет. В ходе занятий по этому пособию совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, малыши учатся правильно строить речевые высказывания), дошкольники знакомятся с разнообразными формами поведения в различных ситуациях (одобряемыми или неодобряемыми взрослыми). Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.
Спасибо за внимание!!!