СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ программы "От рождения до школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен анализ программы "От рождения до школы"

Просмотр содержимого документа
«Анализ программы "От рождения до школы"»

Анализ программы  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Анализ программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Цель программы:

Главной задачей, стоящей перед авторами  Программы , является создание  программного документа , помогающего педагогам организовать  образовательно-воспитательный  процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной  программы свою ООП .

Ведущие цели  Программы  — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком  дошкольного детства , формирование  основ  базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в  школе , обеспечение безопасности жизнедеятельности  дошкольника .

Особое внимание в  Программе  уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у  дошкольников таких качеств как :

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе  разнообразных  видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Содержание программы Программа состоит из трех разделов: Целевой раздел  Описаны основные научные концепции программы; цели и задачи реализации программы; ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) Организационный раздел  Описаны  примерный распорядок дня по возрастам, организация работы по укреплению здоровья детей, организация развивающей предметно-пространственной среды, кадровые условия реализации программы, описаны формы, способы, методы и средства реализации программы. Содержательный раздел  Здесь представлена информация по возрастным особенностям детей, задачам воспитания и обучения, организация жизни детей и воспитание детей в играх-занятиях

Содержание программы

Программа состоит из трех разделов:

  • Целевой раздел

Описаны основные научные концепции программы; цели и задачи реализации программы; ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)

  • Организационный раздел

Описаны примерный распорядок дня по возрастам, организация работы по укреплению здоровья детей, организация развивающей предметно-пространственной среды, кадровые условия реализации программы, описаны формы, способы, методы и средства реализации программы.

  • Содержательный раздел

Здесь представлена информация по возрастным особенностям детей, задачам воспитания и обучения, организация жизни детей и воспитание детей в играх-занятиях

Направленность программы

В  Программе  на первый план выдвигается развивающая функция  образования , обеспечивающая  становление  личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной  «Концепции  дошкольного воспитания »   (авторы 8 В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)  о признании самоценности  дошкольного периода детства .

Программа  построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В  Программе  отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке  Программы  авторы опирались на лучшие традиции отечественного  дошкольного образованияего фундаментальность : комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию  (обогащение)  развития на  основе организации разнообразных  видов детской творческой деятельности.

Особая роль в  Программе  уделяется игровой деятельности как ведущей в  дошкольном детстве  (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) . Авторы  Программы основывались  на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение  «ведет»  за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом  «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»   (В. В. Давыдов) .

Таким  образом , развитие в рамках  Программы  выступает как важнейший результат успешности воспитания и  образования детей . В  Программе  комплексно представлены все  основные  содержательные линии воспитания и  образования ребенка от рождения до школы .

Направленность программы

Приоритет  Программы  — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность Программы

В  Программе  большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее  образование

Программа  нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в  школе , институте; понимание того, что всем людям необходимо получать  образование . Формирование отношения к  образованию  как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность программы Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей Одной из главных задач, которую ставит  Программа перед воспитателями , является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом  образе жизни , воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа  направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Направленность программы

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит  Программа перед воспитателями , является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом  образе жизни , воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа  направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Возрастные периоды, которые охватывает программа Программа расчитанна на детей: Младенческого возраста (до 1 года) Раннего возраста (1-3 лет) Дошкольного возраста (3-7 лет)

Возрастные периоды, которые охватывает программа

Программа расчитанна на детей:

  • Младенческого возраста (до 1 года)
  • Раннего возраста (1-3 лет)
  • Дошкольного возраста (3-7 лет)

Организация Работы с детьми

Содержание психолого-педагогической работы излагается в  Программе по образовательным областям , в каждой из которых обозначены  основные  цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы в  образовательных  областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура  программы  позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору  программного содержания , проще вводить вариативную часть.

Гибкость выбора  программного  содержания с учетом уровня развития ребенка

В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»  выделен тематический блок  «Нравственное воспитание» , в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств  дошкольника , что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка. Охват всех возрастных периодов  (от  рождения до школы )

Введение вариативной части

Изложение содержания  Программы  по тематическим блокам позволяет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками  образовательного процесса ) — учитывать видовое  разнообразие образовательной организации , приоритетные направления, вводить региональный компонент и пр. В частности,  образовательная  организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские  программы  либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не должна противоречить целям и задачам  программы  «От  рождения до школы » .

Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности объясняется тем, что в  дошкольном  возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности  дошкольника , авторы дополнили  Программу отдельной главой , посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Взаимодействие с семьями воспитанников  В разделе  «Взаимодействие детского сада с семьей»  описаны  основные  формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать  общеобразовательную программу дошкольного образования .  Важным преимуществом  Программы является то , что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии  « Школа Семи Гномов » .

Взаимодействие с семьями воспитанников

В разделе  «Взаимодействие детского сада с семьей»  описаны  основные  формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать  общеобразовательную программу дошкольного образования .

Важным преимуществом  Программы является то , что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии  « Школа Семи Гномов » .

Результаты освоения программы  Целевые ориентиры  программы  «От  рождения до школы »  базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к  программе  «От  рождения до школы » , и в той части, которая совпадает со  Стандартами , даются по тексту ФГОС.  В представленной системе оценки результатов освоения  Программы  отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества  дошкольного образования . В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного  (тестового)  подхода в сторону аутентичной оценки.  Педагогическая диагностика Реализация  программы  «От  рождения до школы »  предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей  дошкольного возраста , связанной с оценкой эффективности педагогических действий и - диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты освоения программы

Целевые ориентиры  программы  «От  рождения до школы »  базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к  программе  «От  рождения до школы » , и в той части, которая совпадает со  Стандартами , даются по тексту ФГОС.

В представленной системе оценки результатов освоения  Программы  отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества  дошкольного образования . В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного  (тестового)  подхода в сторону аутентичной оценки.

Педагогическая диагностика Реализация  программы  «От  рождения до школы »  предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей  дошкольного возраста , связанной с оценкой эффективности педагогических действий и - диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Педагогическая диагностика

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития,  позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе :

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы  установления  и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности  (как идет развитие детских способностей, познавательной активности) ;

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деят000ельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих  образовательных задач :

1) индивидуализации  образования  (в том числе поддержки ребенка, построения его  образовательной  траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе  образовательной  деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Достоинства программы:  Очевидным достоинством  Программы является то , что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному  образованию  и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-методическое обеспечение  Программы  является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом  дошкольном образовании .

Достоинства программы:

Очевидным достоинством  Программы является то , что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному  образованию  и работе семейного детского сада. Вместе с тем, учебно-методическое обеспечение  Программы  является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом  дошкольном образовании .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!