Задание: Анализ современных программ в разных образовательных системах по изобразительному искусству и технологии для учащихся начальной школы (сравнительная таблица). Авторы программы | Общая характеристика учебного предмета | Ценностные ориентиры содержания предмета | Место предмета в учебном плане | Наличие УМК по предметам- автор и название учебника, рабочей тетради( при её наличии), методического пособия для учителя | Образовательная программа «Школа России» | Технология: | Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. | Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках. | На изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на уроки технологии отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). | авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология» | ИЗО | Художественные культуры разных народов рассматриваются в учебнике целостно с нескольких точек зрения: родная природа и гармония с ней, а также с природными материалами традиционного жилища; образы древних городов; образ человека в искусстве; народные праздники. Художественные культуры представлены не как история искусства, а как пространственно-временные, поэтически целостные миры культуры, в которых выражается мироотношение народа. | Дети научатся видеть своеобразие художественных культур русского народа и других пародов мира (Древней Греции, средневековой Западной Европы, Японии и др.), а также находить общие гуманистические основы разных культур. По каждой теме предлагается система практических художественно-творческих заданий, которые помогут постичь духовное содержание искусства, его образный язык, возможности самых разных художественных материалов. В конце учебника — методические рекомендации для педагогов и родителей. | 1-2 часа в неделю. | Л.А. Неменская. Каждый народ – художник. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2,3,4 класс Л.А. Неменская Пособие для учителей. | Система «Начальная школа XX | I века | Технология: | наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их; сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному); | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Способы решения проблем творческого и поискового характера. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | 1 класс (33ч) 2 класс (34 ч) 3 класс (34 ч) 4 класс (34 ч) | Программа Технология: программа 1-4 классы Е. А. Лутцева, М.: Вентана – Граф,2015 Учебники Технология 1 класс. Е.А. Лутцева М.: Вентана-Граф Технология 2 класс. Е.А. Лутцева М.: Вентана-Граф Технология 3 класс. Е.А. Лутцева М.: Вентана-Граф Технология 4 класс. Е.А. Лутцева М.: Вентана-Граф | ИЗО | Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях. | Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены: единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся; яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства; система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии; соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников; направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира. | В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс — 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю). | «Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство 1-4 класс » УМК 21 век» Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии: с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с изменениями, приказ Министерства образования и науки РФ №507 от 18.05.2015г. | «Перспективная начальная школа» | Технология: | ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами; - овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость; - овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности; - обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов. В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. | Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Основные задачи курса: I – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всѐ необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»; - расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии; - воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; II – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений; - формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры; - воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой; - развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений. | составляет 34 часа в год (1 час в неделю). | «Программа по технологии "Перспективная начальная школа"» Данная программа курса «Технология» разработана на основе примерной программы .«Технология» (авторы Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 с изменениями | ИЗО | Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности. В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе | Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир. | отводиться 34 часа, уроки проводятся 1 раз в неделю. | Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г с изменениями), на основе авторской программы по изобразительному искусству Кашекова И.Э., Кашеков А.Л - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.3: 240 с), | Система Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова | Технология: | Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова • Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов • Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии • Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках • Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями • В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. | Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а также - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Концепция развивающего обучения РО - это особая, деятельностная педагогика, существенно отличающаяся от традиционной, с принципиально иным устройством дидактики. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова Особенности обучения: усвоение знаний от общего к частному; Понятия не даются как готовые знания. Все понятия, должны усваиваться детьми путем рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми воспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделях; Например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул для дальнейшего изучения свойств этих отношений конкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем; Учащиеся должны уметь конкретизировать исходное отношение объекта в системе частных знаний о нем и обеспечивать мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно. | | «Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.» | ИЗО | Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. | В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности: Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей. | | Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова | |