СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ программы

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ программы»





Задание: Анализ современных программ в разных образовательных системах по изобразительному искусству и технологии для учащихся начальной школы (сравнительная таблица).



Авторы программы

Общая характеристика учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания предмета

Место предмета в

учебном плане

Наличие УМК по предметам- автор и название учебника, рабочей тетради( при её наличии), методического пособия для учителя

Образовательная программа «Школа России»

Технология:

 Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В началь­ной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), ис­пользованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. 

Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к на­следию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивает­ся созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках.


  На изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 24 классах на уроки технологии отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология» 

ИЗО

  Художественные культуры разных народов рассматриваются в учебнике целостно с нескольких точек зрения: родная природа и гармония с ней, а также с природными материалами традиционного жилища; образы древних городов; образ человека в искусстве; народные праздники. Художественные культуры представлены не как история искусства, а как пространственно-временные, поэтически целостные миры культуры, в которых выражается мироотношение народа.

 Дети научатся видеть своеобразие художественных культур русского народа и других пародов мира (Древней Греции, средневековой Западной Европы, Японии и др.), а также находить общие гуманистические основы разных культур. По каждой теме предлагается система практических художественно-творческих заданий, которые помогут постичь духовное содержание искусства, его образный язык, возможности самых разных художественных материалов. В конце учебника — методические рекомендации для педагогов и родителей.

 1-2 часа в неделю.

 Л.А. Неменская. Каждый народ – художник. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2,3,4 класс Л.А. Неменская

Пособие для учителей.

 


Система «Начальная школа XX

I века

Технология:

 наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их; сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Способы решения проблем творческого и поискового характера.

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


 1 класс (33ч)

2 класс (34 ч)

3 класс (34 ч)

4 класс (34 ч)

 Программа

Технология: программа 1-4 классы

Е. А. Лутцева, М.: Вентана – Граф,2015

Учебники

Технология 1 класс. Е.А. Лутцева

М.: Вентана-Граф

Технология 2 класс. Е.А. Лутцева

М.: Вентана-Граф

Технология 3 класс. Е.А. Лутцева

М.: Вентана-Граф

Технология 4 класс. Е.А. Лутцева

М.: Вентана-Граф




ИЗО

 Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на

темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.


 Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.


 В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч.

Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс — 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).


 «Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство 1-4 класс » УМК 21 век»

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии:

с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с изменениями, приказ Министерства образования и науки РФ №507 от 18.05.2015г.




«Перспективная начальная школа»

Технология:

  ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;

- овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость;

- овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;

- обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.

В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.


 Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Основные задачи курса:

I – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всѐ необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»;

- расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

- воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

II – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;

- формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;

- воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой;

- развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.




 составляет 34 часа в год (1 час в неделю).


 «Программа по технологии "Перспективная начальная школа"»

Данная программа курса «Технология» разработана на основе примерной программы .«Технология» (авторы Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной. Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 с изменениями

ИЗО

 Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле

искусства и обучающих основам языка художественной выразительности. В структурировании художественного материала нашел свое

отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе


 Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции

Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

 отводиться 34 часа, уроки проводятся 1 раз в неделю.

 Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г с изменениями), на основе авторской программы по изобразительному искусству Кашекова И.Э., Кашеков А.Л - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.3: 240 с),

Система Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова

Технология:

 Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

• Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

• Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

• Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках

• Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями

• В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.


 Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации,

а также - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Концепция развивающего обучения

РО - это особая, деятельностная педагогика, существенно отличающаяся от традиционной, с принципиально иным устройством дидактики. Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

Система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова

Особенности обучения:

усвоение знаний от общего к частному;

Понятия не даются как готовые знания. Все понятия, должны усваиваться детьми путем рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми

воспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделях;

Например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул для дальнейшего изучения свойств этих отношений

конкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем;

Учащиеся должны уметь конкретизировать исходное отношение объекта в системе частных знаний о нем и обеспечивать мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.


 

 «Технология развивающего
обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.»


ИЗО

 Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.


 В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Ее главные особенности:

Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий

Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления

Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени

Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний

Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.




 

 Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова





ВЫВОД:

Система РО Эльконина-Давыдова в начальной школе

Обучение в школе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.

Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте:

формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова дает

учащимся: дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад

уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения

развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения

развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения

активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности

все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

учителям: учителя, преподающие по данной системе, при переаттестации получают высшую категорию

учитель, работающий в системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

родителям: умного, самостоятельно мыслящего ребенка.

Недостаток: Общий недостаток системы РО Эльконина – Давыдова: она не имеет достойного продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание.



Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира.

Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в не­отрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возмож­ности направить весь процесс познания ученика на по­нимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однако практика при этом страдает, так как при продолжительности урока в 45 мин. на освоение изобразительной грамоты просто практически не остается времени.

Все программы, что я пересмотрела дают развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.

Ведут к планированию и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умению использовать полученными знаниями, умению в учебной деятельности и повседневной жизни.

Уроки труда дают воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, сознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству

 Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления.

Реально ли за 1 час в неделю выполнить все требования образовательного стандарта, включающего не только изобразительную, но и декоративную, и конструктивную деятельность? Никто не отрицает их значимости для развития ребенка, но как все вместить в 45 мин в неделю или 32-36 уроков в год? Может быть честнее как раньше называть предмет «Рисование» и действительно учить рисовать? Конечно, возврат к прошлому невозможен, разработано много интересных подходов, однако, учителям приходится изобретать чудеса техники и проявлять невероятное педагогическое мастерство, чтобы успеть за 45 мин. выполнить грандиозные задачи, стоящие перед каждым уроком! Поэтому наличие лепки или бумажной пластики в программе сегодня уже не является ее преимуществом. Все виды художественной деятельности регламентированы стандартом. Хотя обязательные требования – это тот минимум, который все обязаны выполнять, а вот больше этого – пожалуйста! Только разумно ли все это?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!