2
ГКОУ РО Колушкинская специальная школа - интернат
Анализ
воспитательной работы2 группы
за 2018 — 2019 учебный год.
Воспитатели: Селиванова Н. А.
Чёсова Л. С.
Характеристика класса.
класс - 2
количество учеников в классе: на начало года – 8, на конец года -10
Из них: мальчиков 8, девочек 2. Основной целью нашей работы было моделирование и построение воспитательной работы в классе, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. В группе еще не устойчивые и разрозненные отношения, дети еще не совсем умеют работать и жить в коллективе. Не у всех детей сформирован навык следить за своим внешним видом, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Дети не могут сосредоточить свое внимание на каком-либо виде деятельности на длительное время. Наблюдается очень частая смена настроения.
Исходя, из основной цели были поставлены следующие задачи:
- Обратить особое внимание на укрепление дисциплины в группе.
- Следить за физическим здоровьем и эмоциональным состоянием детей в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками школы.
- Работать над созданием дружного коллектива.
- Защищать интересы и права воспитанников.
- Укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию;
-знакомить детей с культурой поведения в коллективе;
-учить различать хорошие и плохие поступки;
- Развитие навыков самообслуживания, формирование трудолюбия путем привлечения воспитанников к выполнению бытовых обязанностей.
-Развитие культуры общения и эстетических чувств воспитанников.
Из 10 человек. Дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитания. Нужно было помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, а именно к школьному распорядку. Самым главным для решения этой задачи было – умение найти «общий язык» с родителями и детьми. С этой целью, во-первых, провели анкетирование родителей с новыми детьми «Давайте знакомиться». В данной анкете родители сообщили необходимые сведения о себе и своей семье. Всем родителям был дан номер телефона, по которому, они могли с нами связаться в любое время и по любому вопросу.
Проведены в течение 1 четверти 2 родительских собрания: «Первая неделя ребёнка в школе», «Трудности адаптационного периода второклассников. Были проведены классные часы «Первый звонок», «Правила поведения на перемене и на уроке», «Бережное отношение к школьному имуществу», «Беседа по профилактике травматизма», «Режим дня и здоровья» и т.д. По наблюдению, можно сделать вывод: дети с охотой посещают школу, активно принимают участие в работе.
Взаимоотношения доброжелательные. Между собой у детей конфликтов не наблюдалось.
Работая с детским коллективом всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все ребята, что значит для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы особенности взаимоотношений.
В течение всего года создавали в классе доброжелательную атмосферу и доверительные отношения друг к другу. Одновременно подводили детей к пониманию необходимости их общему участию в делах, через коллективную и групповую деятельность.
Для решения данной задачи проводились классные мероприятия, конкурс поделок и подготовка концертного номера к празднику «Золотая Осень» «Праздник урожая». Это позволило ребятам увидеть себя среди других и сплотило ребят.
Учащиеся класса энергичны, пытливы, с удовольствием берутся за любое дело, проявляют творческий подход, но часто не доводят дело до конца. Наряду с этим дети нетерпимы, стремятся к лидерству, не имея для этого необходимых качеств. С 1 четверти, дети выполняли разовые поручения, учились дежурить по классу, участвовали в классных и внеклассных мероприятиях. Доля самостоятельности в данном возрасте мала, проходилось их направлять и контролировать.
Планируя спортивно-оздоровительную работу, мы прогнозировали следующий результат: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; укрепление здоровья детей и возможность сохранения его, как следствие этого, снижение риска заболеваний.
В течение 1-4 четверти проводились утренние зарядки, физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и снятием физической усталости. Проводили гимнастику для органов зрения, с целью профилактики нарушения зрения. Приняли участие в общешкольном Дне здоровья.
Важной задачей этой было установление контакта с родителями обучающихся детей. Ведь добиться реальных успехов в деле воспитания детей, мы можем только, если родители будут нашими активными помощниками. В начале года мы вместе с родителями обсудили перспективы на учебный год, запланировали проведение совместных мероприятий.
С нашей стороны были организованы: личные индивидуальные беседы с родителями, памятки для родителей по тем или иным вопросам воспитания. Считаем, что работа с родителями даёт свои результаты. Об этом свидетельствует высокая явка родителей на собрания, заинтересованность делами класса, активное участие в жизнедеятельности класса. В основном родители легко идут на контакт, часто делятся возникшими проблемами по учёбе и воспитанию, и мы стараемся совместно решить ту или иную проблему.
Исходя, из выше сказанного поставили перед собой цель: раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника через создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.
В течение 3-4 четверти работа воспитателей была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивает физическое, духовно- нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое воспитание и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
При планировании воспитательного процесса учитывался возраст детей, поэтому воспитательные занятия преимущественно были в виде викторин, игр, в форме беседы. В воспитательных занятиях часто использовалась различная наглядность, мультимидийные презентации, видеоуроки, что помогало детям легче усваивать материал. Больше всего ребятам нравились занятия, проводимые в форме игр, с обыгрыванием сюжетов, использованием сюрпризного момента, появления сказочного персонажа. Продолжительность воспитательных занятий 20-30 минут, в каждом проводилась физкультминутка, дети выучили много веселых считалок, сопровождая их жестикуляциями рук, головы и ног. Из всех видов деятельности дети предпочитают игру, спортивные мероприятия, общение и творчество. Занятия по направлению творческого и физического развития нравились детям больше всего и стали самыми результативными. Дети с удовольствием изготавливали поделки и подарки на различные праздники: «Новый год», «8 Марта», «Масленица» «23 Февраля». Участвовали в фестивале «Мне через сердце виден мир» «Смотр инсценированной песни» и др.
Занятия по направлению личностного развития нередко проводились в виде игровых ситуаций, где детям предлагалось высказать свое мнение на ту или иную проблему. Обучение воспитанников с элементарными правилами поведения в коллективе, в школе, дома, в обществе, общения со взрослыми, сверстниками, развитие положительных качеств личности, представилось возможным с помощью занятий: «Как вести себя в школе», «Волшебные слова» , «Спеши делать добро»» результатом занятий было формирование навыков общения в коллективной деятельности воспитанников.
Еженедельно проводились занятия по охране жизнедеятельности обучающихся. Привитию санитарно-гигиенических навыков, воспитанию бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких, знакомство с правилами поведения на улице, дороге, на воде, льду, в доме помогали беседы и занятия. Дети с удовольствием разбирали, анализировали разные ситуации, произошедшие с другими детьми и свои собственные, воспитанники находили ошибки в поведении друг друга в этих ситуациях, пытались давать советы. Такие занятия как «Что бы не болеть когда другие болеют», «Правила поведения в экстремальных ситуациях», «Беседа по профилактике травматизма», «Пожарная безопасность» и др. развили у воспитанников убежденность в ответственности за свое здоровье, что говорит о том, что проводимая работа дает положительный результат.
Занятия по направлению трудового воспитания чаще проводились в форме практикума. Дети учились самостоятельно ухаживать за обувью, одеждой, комнатными цветами, на практике осваивать трудовые навыки. Воспитанию бережного отношения к личному и школьному имуществу способствовали совместные уборки территории участка, клумбы, класса, интерната, ремонт книг и т.д. На протяжении всего учебного года велась индивидуальная работа по формированию трудовых навыков с Кобцевым Юрой, Прошуниным Андреем, Гетмановым Данилой, Иващенко Вовы в результате к концу учебного года у этих детей частично сформировались трудовые навыки и самостоятельность при выполнении отдельных поручений.
Дети посетили все общешкольные мероприятия. Во многих мероприятиях принимали участие: читали стихи, пели песни, танцевали и т.д.
Кроме социального положения семьи, на детский характер накладывают отпечаток имеющиеся заболевания, поэтому к каждому ребенку в воспитательном процессе применяется индивидуальный подход.
В нашей школе-интернат для определения уровня воспитанности обучающихся используется диагностическая программа изучения уровня воспитанности. В соответствии с данной диагностической программой определены критерии оценки уровня воспитанности, по которым можно определить высокий, средний и низкий уровни воспитанности детей.