Анализ состояния и эффективности методической работы МО учителей
русского языка и литературы МОБУЛ № 3 г. Светлограда
за 2015 – 2016 учебный год
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
В 2015-2016 учебном году в МБОУЛ № 3 г. Светлограда работало 7 учителей русского языка и литературы, из них имеют:
а) высшую квалификационную категорию – Голощапова О.В., Ладовская Т.В., Мельникова Р.А., Павловская Е.В, Порублева Л.Д., Постникова Е.А
б) соответствие занимаемой должности – Комиссарова Н.В.
В 2015-2016 учебном году МО учителей русского языка и литературы работало над темой: «Создание благоприятных условий для решения задач модернизации образовательного процесса в условиях перехода к ФГОС»
Работа МО в 2015-2016 году велась согласно утвержденному плану.
Целью методической деятельности являлось создание условий для внедрения эффективных образовательных и воспитательных технологий в обучении. Для достижения поставленной цели МО учителей русского языка и литературы в течение года решало следующие задачи:
В научно-методической работе - осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС; изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС; освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения учащихся, углубленное изучение актуальных проблем современного образования.
В методической практике учителя - овладение нетрадиционными формами учебных занятий; разработка гибкой системы контроля уровня обученности и банка контрольных материалов; разработка уроков различного типа с использованием здоровье сберегающих и информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика; создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий, совершенствование педагогического мастерства учителей в рамках проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ
В работе с педагогическими кадрами - выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя; обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации в рамках системы курсовой подготовки.
В организации форм работы с педагогическими кадрами - обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов; взаимопосещение уроков; выступления учителей на заседаниях МО, семинарах, педсоветах; повышение квалификации учителей на курсах; аттестация педагогических работников.
Вышеперечисленные задачи решались на заседаниях педсоветов, на семинарах, при подготовке и проведении мероприятий в рамках предметных недель, на предметных конференциях, при проведении олимпиад, международного конкурса «Русский медвежонок». Результаты учебного года отражены в таблице
Состояние преподавания по основным предметам
Класс | Русский язык | Литература |
Обученность (%) | Качество знаний (%) | Обученность (%) | Качество знаний (%) |
5 | 100 | 63 | 100 | 83 |
6 | 100 | 60 | 100 | 77 |
7 | 100 | 61 | 100 | 89 |
8 | 100 | 67 | 100 | 82 |
9 | 100 | 55 | 100 | 68 |
10 | 100 | 77 | 100 | 86 |
11 | 100 | 77 | 100 | 79 |
Средний по лицею | 100 | 66 | 100 | 81 |
Мониторинг результатов работы МО в 2015-2016 учебном году
Мониторинг качества преподавания предмета «Русский язык», 2015-2016
![]()
Мониторинг качества преподавания предмета «Литература», 2015-2016
![]()
Мониторинг результатов ЕГЭ обучающихся 11 класса
МБОУЛ №3 в 2016 году
![]()
![]()
Мониторинг результатов ОГЭ обучающихся 9 класса МБОУЛ №3 в 2016 году
![]()
Результаты итогового сочинения от 02.12.2015
![]()
Статистические данные о квалификации учителей МО русского языка и литературы
| Ф.И.О. | День, месяц, год рождения | Образование | Пед. стаж с какого года | Категория, год присвоения | КПК по преподаваемому предмету, год прохождения |
1 | Голощапова Ольга Владимировна | 15.03.1964 | высшее | 1986 | высшая, 30.12.2015 | ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования, 2013 |
2 | Комиссарова Наталья Васильевна | 07.08.1975 | высшее | 2015 | б/к | Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках требований ФГОС |
3 | Ладовская Татьяна Викторовна | 20.10.1959 | высшее | 1982 | высшая, 05.04.2012 | ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования, 2013 |
4 | Мельникова Раиса Александровна | 21.02.1952 | высшее | 1975 | высшая, 10.12.2015 | ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования, 2013 |
5 | Павловская Елена Витальевна | 24.11.1967 | высшее | 1989 | Высшая, 15.12.2011 | Актуальные проблемы теории и методики преподавания русского языка и литературы в рамках стратегического развития образования, 2011 |
6 | Порублева Людмила Дмитриевна | 09.04.1960 | высшее | 1982 | высшая, 24.01.2013 | Актуальные проблемы теории и методики преподавания русского языка и литературы в рамках стратегического развития образования, 2011 |
7 | Постникова Елена Анатольевна | 12.01.1969 | высшее | 1987 | высшая, 10.12.2015 | ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования, 2013 |
Учителя - члены МО «Русский язык и литература» работают по федеральным программам и УМК издания «Просвещение» в 5 – 9 классах. На уроках успешно применялись технические средства, ЦОРы.
Все педагоги МО имеют хорошую дидактическую подготовку, следят за новинками в методической литературе, используя современные методы и приемы в педагогической работе.
Каждый учитель методического объединения в течение года работал над своей методической темой, которая перекликалась с темой школы, углубляя знания по ней и практически совершенствуя формы и методы работы. Выбор тем самообразования учителей также свидетельствует о том, что в образовательном учреждении сложился достаточно квалифицированный и работоспособный коллектив учителей-словесников, чутко реагирующий на изменения в приоритетах и содержании языкового и литературного образования в современной школе.
ФИО учителя | Тема самообразования |
Голощапова Ольга Владимировна | Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы |
Ладовская Татьяна Викторовна | Совершенствование методики подготовки учащихся к ГИА по русскому языку |
Мельникова Раиса Александровна | Тестовый контроль на уроках русского языка |
Павловская Елена Витальевна | Театральная педагогика как средство оптимизации преподавания литературы в школе |
Порублева Людмила Дмитриевна | Виды диктантов. Орфографические навыки |
Постникова Елена Анатольевна | Развитие самостоятельности в познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы |
Комиссарова Наталья Васильевна | Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках требований ФГОС |
Учителя МО активно работали по вовлечению обучающихся в акцию, посвященную юбилею В.И. Даля – «День словаря», в проведение тематических уроков, посвященных 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.
Приняли участие
- в культурологической конференции, в рамках празднования года Культуры в России, посвященной Дням славянской письменности и культуры «Этнокультура славян и современность»
- в конкурсе на лучшего чтеца стихотворного текста, посвященном 120-летию со дня рождения Сергея Есенина
- в научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
- в Международном конкурсе – игре по русскому языку «Русский медвежонок»
Учителя методического объединения русского языка и литературы МБОУЛ № 3 обсудили Концепцию преподавания русского языка и литературы. Были проанализированы идеология, особенности, структура Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
Коллектив учителей методического объединения творческий и работоспособный. В течение года учителя делились накопленным опытом и знаниями на методических объединениях и школьных семинарах. Сделать работу более эффективной помогали регулярные взаимопосещения уроков и их анализ.
Педагогический опыт подтверждается четким планированием учебных занятий, приемов и методов их проведения. Учителя своевременно проходят курсы повышения профессиональной квалификации или совершенствуются через самообразование.
Результаты урочной и внеклассной работы по предметам можно проследить по результатам Всероссийской олимпиады школьников. Участие в лицейском этапе показало популярность среди школьников среднего и старшего звена предметов методического объединения.
Победители и призёры школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 учебного года
ФИО учащихся | Класс | Количество балов | Призовое место | ФИО учителя |
Русский язык |
Бондарь Ксения | 11 | 63 | Победитель | Мельникова Р.А. |
Пашкова Елизавета | 11 | 51 | Призер | Мельникова Р.А. |
Дитяткина Алина | 10 | 51 | Победитель | Голощапова О.В. |
Павленко Кристина | 9 | 52 | Победитель | Мельникова Р.А. |
Щербакова Софья | 8 | 56 | Победитель | Ладовская Т.В. |
Прохода Татьяна | 8 | 52 | Призер | Ладовская Т.В. |
Сергеев Данила | 8 | 51 | Призер | Ладовская Т.В. |
Зиборова Ангелина | 7 | 53 | Победитель | Павловская Е.В |
Трегубов Иван | 7 | 51 | Призер | Павловская Е.В |
Зубенко Полина | 6 | 56 | Победитель | Ладовская Т.В. |
Анистратенко Милена | 6 | 56 | Победитель | Павловская Е.В |
Троцкая Олеся | 6 | 53 | Призер | Ладовская Т.В. |
Литература |
Зубенко Полина | 6 | 52 | Победитель | Ладовская Т.В. |
Поляничко Елизавета | 6 | 51 | Призер | Павловская Е.В |
Васина Софья | 6 | 50 | Призер | Павловская Е.В |
Годко Ксения | 5 | 52 | Победитель | Ладовская Т.В. |
![]()
![]()
Лицейский этап показал необходимость вести работу по повышению результатов работы по русскому языку и литературе.
Щербакова Софья Витальевна (8в) стала победителем муниципального этапа олимпиады по русскому языку Учитель Павловская Елена Витальевна.
За отчетный период было проведено 11 заседаний МО. Все заседания проводились согласно утвержденному плану:
Рассмотрение рабочих программ, УМК по русскому языку и литературе.
ФГОС второго поколения в контексте государственной образовательной политики в сфере образования.
Программа развития УУД на ступени основного общего образования.
Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО.
Итоговая аттестация в выпускных классах.
Рассмотрение нормативно-правовой документации по организации и проведению ГИА 2016 года
Организация итогового повторения, подготовка к итоговой аттестации
Методическим объединением проведено 6 заседаний основной теме работы: «Содержание ФГОС» (Постникова Е.А.), «Требования ФГОС ООО» (Ладовская Т.В.), «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования» (Мельникова Р.А.), «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» (Постникова Е.А.), «ФГОС – стратегия обновления содержания образования и достижения нового качества его результатов» (Павловская Е.В.), «Формы работы школы по социальной адаптации и успешности обучающихся в современном обществе» (Порублева Л.Д.).
Вопросы, вынесенные на заседания, позволили решить поставленные задачи. Воспитание и обучение осуществлялось с учетом специфики окружающей социальной среды.
Для решения проблем использовались разнообразные формы работы МО: целевые взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов, открытые уроки, изучение и ознакомление с новинками методической литературы, отчеты учителей по самообразованию.
Также членами МО были подведены итоги участия педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня, в олимпиадах и отмечены достижения учащихся и учителей.
В течение учебного года члены МО систематически повышали свой профессиональный уровень по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе. С целью распространения собственного педагогического опыта члены МО пополняли методическую копилку, участвовали в различных в Интернет проектах (1 сентября).
Выводы: члены методического объединения учителей русского языка и литературы эффективно используют современные образовательные технологии, обеспечивающие 100 % уровень обученности по общеобразовательным программам.
Организационно-методическая деятельность
В 2016-2017 учебном году МО учителей русского языка и литературы необходимо решать следующие задачи:
Продолжать работу над повышением профессионального, творческого уровня учителей через участие в интернет сообществах, вебинарах, семинарах, круглых столах и взаимообмен опытом работы.
Продолжать активно осваивать новые технологии, методики и формы организации обучения в рамках ФГОС через курсы повышения квалификации, посещение районных, областных семинаров.
Активизировать работу учителей по созданию персональных сайтов.
Продолжить работу над повышением качественной успеваемости обучающихся по русскому языку и литературе и обеспечением высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ.
Информативная деятельность:
Формирование банка данных педагогической информации (методический материал).
Разработки сценариев по внеклассной работе.
Олимпиадный материал по предметам.
Доклады, с которым учителя – предметники выступают на МО и других мероприятиях.
Создание электронных портфолио.
Пополнение методическим материалом сайта МБОУЛ № 3
Повышение педагогического мастерства через участие в сетевых сообществах педагогов.
Аналитическая деятельность:
Проверка обеспечения учебниками обучающихся школы.
ИКТ компетентность. Анализ использования учебного оборудования в педагогической деятельности учителей МО русского языка и литературы.
Анализ промежуточной и итоговой аттестации обучающихся 5 –7 класса по русскому языку и литературе.
Анализ ВПР в 8 классе.
Анализ участия в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней и направлений в рамках предметов
Анализ результатов выпускного сочинения в 11 классе.
Анализ результатов пробных и выпускных экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Анализ состояния и результативности деятельности МО
Самоанализ педагогической деятельности
Организация работы с одаренными детьми:
1.Подготовка к школьным, муниципальным предметным олимпиадам
2.Подготовка к школьным, муниципальным научно-практическим конференциям
3.Участие обучающихся в Интернет - олимпиадах и конкурсах
4.Участие обучающихся в Международном конкурсе – игре по русскому языку «Русский медвежонок»
Оценка деятельности методического объединения
Повышение квалификации педагогов. 3балла
Систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов. Все учителя занимаются самообразованием.
Посещение уроков. Организация взаимопосещения. 2 балла
Уроки посещаются, анализируются, но деятельность не носит систематического характера.
Качество знаний, степень обученности учащихся по предметам. 2 балла. Стабильность при 100% обученности.
Внеурочная деятельность.3 балла
Методическая продукция 1балл
Методические пособия разрабатываются эпизодически.
Методическая работа по изучению, обобщению опыта. 3 балла
Отношение педагогов к работе 3 балла. Педагоги понимают значимость работы.
Ведение документации 2 балла
В соответствии с положением.
Проведение заседаний МО. 3 балла
Проведены все заседания МО, рассмотрены все запланированные вопросы.
Посещаемость заседаний МО 3 балла.
Итоги: 25 баллов. Работу МО учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год считать удовлетворительной.
В следующем учебном году учителям МО предстоит работать над следующими проблемами:
Изучение и внедрение ППО и новых технологий обучения;
Давать открытые уроки с целью обмена опытом;
Продолжить работу по самообразованию;
Повышать квалификацию;
Внедрять новые формы проверки знаний, умений и навыков учащихся;
Проводить внеклассную работу по предмету;
Продолжить работу с одарёнными детьми;
Продолжить работу по подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА
Заниматься научно – исследовательской деятельностью
Руководитель МО: ______________________ / Е.А. Постникова /