СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы МО учителей биологии, географии и химии за 2016-2017 учебный год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы МО учителей биологии, географии и химии

за  2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы МО учителей биологии, географии и химии за 2016-2017 учебный год»

Анализ работы МО учителей биологии, географии и химии

за 2016-2017 учебный год


Цель анализа:

- выявить степень реализации поставленных перед МО задач;

- осуществить рефлексию проблемных моментов в деятельности и ее сильные стороны;

- построить «зону ближайшего развития» МО.


Деятельность методического объединения в 2016-2017 учебном году была направлена на

создание условий для повышения уровня культуры и профессиональных компетентностей учителей для получения стабильно положительных результатов обучения и воспитания учащихся;

Данная цель реализована в течение учебного года в ходе решения следующих задач:

  1. Откорректировать рабочие программы с учетом ФГОС ОО -2:

А) рабочие программы;

Б) программы элективных курсов;

В) создать базу метапредметных заданий, согласно требованиям, по предметным МО;

  1. Продолжить теоретико-практическую подготовку членов МО;

А) участие учителей МО в теоретико-практических семинарах, круглых столов, педагогических советов.

Б) откорректировать диагностическую карту для мониторинга предметных результатов обучающихся; регулярно проводить мониторинг сформированности метапредметных результатов обучающихся 5-6 классов;

В)диссеминация педагогического опыта по актуальным проблемам обучения и воспитания современных школьников;

3. Работа с детьми. Проектная деятельность

  1. Разработать и реализовать индивидуальные планы учителей МО на 2016-2017 учебный год;

  2. Продолжить улучшение материально-технических условий для организации учебно-воспитательного процесса.


1. Корректировка рабочих программ и программ элективных курсов с учетом ФГОС ОО -2:

А) На проведённом МО от 25.04.17., были рассмотрены и утверждены различные предметные УМК, в связи с этим, все учителя откорректировали рабочие программы для всех курсов обучения с учётом ФГОС ОО 2 поколения. Внесены в некоторые разделы задания с учётом последних изменений в ОГЭ и ЕГЭ.

Б) Разработаны и успешно внедрены программы для учащихся профильных классов:

Коняев И.И. : - индивидуальная программа спецкурса для 10-11 классов: «Химия в вопросах и ответах» (ФИО);

- программа курса для подготовки к ЕГЭ 11 кл.;

- программа элективного курса по подготовке к ГИА, 9 кл., «Решение задач»

Перевозникова О.Е. - для учащихся 8 « полит» класса разработана программа:

- «Экология человека. Культура здоровья»» -.

- Программа подготовки к итоговой аттестации для учащихся 11 классов,

Морокова Т.А., Перевозникова О.Е. :

-программа элективного курса по подготовке к ГИА, 9 кл., «Систематический обзор органического мира»

Игумновой В.А.- разработана программа по биологии для профильного 11 кл.

Все программы были представлены экспертному совету школы и утверждены им.

Необходимо отметить, что все программы нацелены на углубленное изучение предмета, способствующее повышению образовательного уровня учащихся и мотивации изучения биологии, географии и химии. Реализация программ прошла успешно.

Предложение: при разработке программ профильного уровня необходимо учитывать практическую часть и по возможности больше проводить лабораторных и практических работ, а также предусматривать сотрудничество с профильными кафедрами на базе высших учебных заведений города.

При составлении программ подготовки к итоговой аттестации учащихся обязательно учитывать анализ ошибок предыдущих аттестаций и составить банк метапредметных заданий для отработки части С.

В) В течение учебного года все учителя МО посещали и участвовали в обучающих семинарах по работе с метапредметными заданиями Консультационного центра школы, результатом работы стало создание приложений к программам с метапредметными заданиями.

Приложения к рабочим программам для всех классов разработаны.

Рабочие группы: биология 5-9 кл Морокова Т.А., Перевозникова О.Е. Игумнова В.А.

география 5-9кл Морокова Т.А., Бадмаева И.П., Васильева Н.И.

Предложение: продолжить работу по созданию метапредметных заданий

продолжить создание базы КИМов по предмету.


По плану работы школы учителя МО ( Перевозникова О.Е. Бадмаева И.П.) проводили мониторинг сформировановости метапредметных результатов в 5 классах . По предметам биология и география были составлены задания ( работа с текстом), результаты были рассмотрены на МО, предложено продолжить работу в следующем году.

Возникли сложности в подборе текстов; - были трудности в подготовке метапредметных заданий и составлении мониторинговых карт.

Предложение: продолжить теоретическую и практическую работу с Консультационным центром школы, озвучить свои проблемы по этой работе



2. Продолжить теоретико-практическую подготовку членов МО;

А) Согласно решению педагогического совета в школе развернул работу Консультационный центр для оказания методической помощи предметным МО, под руководством которого учителя методического объединения биологии, химии и географии провели следующую работу:

- посещали обучающие семинары по работе с метапредметными заданиями (все учителя);

- выступали на обучающих семинарах, круглых столах по проблематике педсоветов в течении года ( Перевозникова О.Е., Игумнова В.А., Васильева Н.И. Морокова Т.А.)

- провели анализ учебно-методических комплексов по биологии, географии, химии (7-9 класс) на наличие метапредметных заданий (все учителя)

- приняли участие в формировании банка метапредметных заданий по формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (все учителя)

- провели мониторинг формирования метапредметных результатов в 5 классах, согласно графику центра мониторинга ( Перевозникова О.Е. Бадмаева И.П.)

- участвовали в организации и проведении уроков в рамках «погружения» в метапредметную среду 5 класс ( Перевозникова О.Е., Васильева Н.И.) 6 класс Игумнова В.А., Бадмаева И.П.,

- участвовали в организации и проведении метапредметного экзамена в 5 классе (Морокова Т.А.)

- разработали приложения к рабочим программам 5-7 классов с метапредметными заданиями по формированию УУД


В методическом объединении каждый учитель работал над своей темой самообразования:

Ф.И.О.

ПРОБЛЕМА

Игумнова В.А.

Практическое применение инновационных педагогических технологий на уроках естественнонаучного цикла

Васильева Н.И.

Проблемное обучение на уроках географии

Бадмаева И.П.

Работа с неуспевающими, как следствие мониторинга на уроках географии

Коняев И.И.

Естественнонаучное образование в формате новых ФГОСов

Морокова Т.А.

Формирование устойчивого интереса к предмету географии как путь личностного роста ученика

Перевозникова О.Е.

Методика обучения биологии в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС


В 2016-2017 учебном году было проведено 16 заседаний МО, из которых 5 тематические


Темы МО:


Выступающий

Формирование самооценки индивидуальных достижений школьников на уроках естественного цикла

Бадмаева И. П.

Обзор журнала «Биология в школе» Работа с сайтом Издательский дом «Первое сентября»

Перевозникова О.Е.

«Формирующее оценивание»

Морокова Т.А.

Формирование информационной грамотности

Васильева Н.И.

Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линий учебно-методических комплектов по биологии и географии системы УМК «Алгоритм успеха»

Игумнова В.А.

«ЕГЭ-2016: сложные вопросы, методика подготовки к сдаче экзамена по химии»

Анализ наиболее сложных заданий, типичных затруднений выпускников на ЕГЭ по биологии

Коняев И.И.


Перевозникова О.Е.

Результаты ОГЭ и ЕГЭ

Игумнова В.А., Коняев И.И.


Следует отметить хороший уровень проведения методических заседаний. На заседаниях МО анализу подвергалась работа учителей, делались соответствующие выводы. Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко используются возможности ИКТ. Выступление учителей по темам самообразования способствует обмену опытом и повышению профессиональной компетентности.

Рекомендации: Необходимо активизировать методическую работу и выступления учителей МО на городских и республиканских площадках

Б)Традиционно большое внимание уделялось диагностике и мониторингу качества знаний учащихся. Учителями МО откорректировали диагностическую карту для мониторинга предметных результатов обучающихся по биологии и географии и химии.

Итоги мониторинга обсуждены на заседании МО. Выявлены недостатки в составлении проверочных работ (недостаточно заданий практической направленности).

В следующем учебном году необходимо продолжить эту работу с учётом предложений коллег. Обратить внимание на разработку заданий с неуспевающими учащимися.

Важным направлением в работе была организация подготовки учащихся 9,11 классов к аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) Мороковой Т.А., Перевозниковой О.Е., Коняевым И.И.. были разработаны программы, подобран дидактический и тестовый материал, приобретены тестовые материалы.

На протяжении всего учебного года учителями велась системная подготовка учащихся к ОГЭ в 9 классах и ЕГЭ в 11 кл. Изучались и анализировались государственные документы ФИПИ (демоверсии, спецификацим, кодификаторы, инструкции), проводились тренинги, практические занятия, работа с документами и демоверсиями КИМов по биологии и химии, осуществлялся подбор заданий по всем темам курсов. На следующий год необходимо предусмотреть такую же работу по предмету география, т.к. есть желающие учащиеся.

Проведены пробные экзамены по химии и биологии. Работы проанализированы, даны рекомендации для учащихся.

Рекомендации: необходимо продолжить данную работу. На следующий год предусмотреть такую же работу по предмету география, т.к. есть желающие учащиеся.


В) Диссеминировать педагогический опыт по актуальным проблемам обучения и воспитания современных школьников;

Учителя МО принимали активное участие в научно-исследовательской и научно-методической деятельности, выступая на различного уровня конференциях, проводя открытые уроки и семинары для учителей города и республики:


Рекомендации: продолжить проведение открытых уроков, посещение семинаров для повышения мастерства педагогов. Продолжить проведение тематических и практических семинаров, в том числе с приглашением преподавателей БГУ.


3. Работа с детьми. Проектная деятельность

Преподаватели МО продолжили работу в различных детско-взрослых сообществах в рамках проекта «Вектор развития». Учителя МО являются руководителями сообществ: «Краеведение и туризм» (Бадмаева И.П., Морокова Т.А.), «Школа самоопределения» (Перевозникова О.Е. Коняев И.И.)

Промежуточные результаты деятельности сообществ представлены и одобрены на итоговом заседании лабораторий и на педагогических советах школы: разработаны и утверждены нормативные документы сообществ, продумана методика отслеживания формирования и развития морально-этических убеждений членов сообществ, проводится мониторинг, предусмотрено использование форм учебно-организационной деятельности, кардинально отличающихся от урочной системы. В этом году сообщества участвовали в конкурсе методических идей, но к сожалению без каких либо успехов.

В качестве организационной деятельности МО в прошедшем году можно назвать и проведение школьных олимпиад, а также внеклассных мероприятий в рамках Недели биологии, географии и химии, проведение дистанционного конкурса «Всероссийский полиатлон-мониторинг(биология)», Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием (рост конкурс), Всероссийская интеллектуальная игра «Вокруг света за один день» , Международная олимпиада по географии проекта «Videouroki.net» , Республиканская олимпиада «Наследники Ломоносова», Республиканская олимпиада по экологии и защите растений «Экоэрудит», Городской познавательный конкурс «Географическая кругосветка», «КЛИО», «Тотальный географический диктант».

Все указанные внеклассные мероприятия прошли интересно. Но необходимо отметить, что не все учителя со своими учащимися приняли участие в конкурсах. В будущем году предстоит продолжить работу по вовлечению большего числа учащихся и учителей в различные очные и дистанционные конкурсы.

Рекомендации: учитывая определённый опыт, необходимо более ответственно относится к данной деятельности.


Проектная работа.

Решая задачу внедрения новых технологий в учебно-воспитательный процесс, МО работало в течение учебного года в рамках проектной деятельности.

Метод проектов часто использовался учителями в урочной и внеурочной деятельности (защита проектов во время Недели биологии, географии, химии) конкурсы проектов в сети Интернет).

Учителя МО являются руководителями, разработчиками и участниками проектов по внеклассной работе на параллели 4-8 классов. Конечным продуктом была творческая защита проекта.

Игумнова В.А. и Бадмаева И.П. проект «Вся Бурятия»;

Перевозникова О, Е. проект «Хлеб-всему голова»

В будущем году работа с учебными проектами будет продолжена.


Показателем хорошей работы учителей МО можно считать и успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня: учащиеся принимали участие и заняли призовые места на городских и республиканских, межрегиональной, на дистанционных, заочных олимпиадах, олимпиадах БГУ.


Все учителя МО приняли активное участие и были руководителями в школьных научно-практических конференциях: «Первые шаги» и «Здоровье как главная ценность человечества», где их учащиеся показали достойные результаты.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении

Аттестационная работа. Все учителя МО получили сертификаты за прохождение различных курсов, в том числе дипломы «Учитель цифрового века».

Игумнова В.А. в 2017 году прошла аттестацию на высшую категорию.

Надо отметить работу учителей как членов аттестационных и экспертных комиссий: И.И. Коняев, Бадмаева И.П., Перевозникова О.Е. входят в состав учителей по проверке ЕГЭ и ОГЭ.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении


4. Разработать и реализовать индивидуальные планы учителей МО на 2016-2017 учебный год

Все учителя разработали индивидуальные планы на 2016-2017 учебный год. На заседании МО 17.05.17 г. были заслушаны отчёты учителей о реализации индивидуальных планов и о проделанной работе. Необходимо отметить, что в недостаточном объеме уделяется внимание курированию научно-исследовательской деятельности учащихся и сотрудничеству с ВУЗАМИ республики.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении с учетом замечаний


Аттестационная работа. Все учителя МО получили сертификаты за прохождение различных курсов, в том числе дипломы «Учитель цифрового века».

Игумнова В.А. в 2017 году прошла аттестацию на высшую категорию.

Надо отметить работу учителей как членов аттестационных и экспертных комиссий: И.И. Коняев, Бадмаева И.П., Перевозникова О.Е. входят в состав учителей по проверке ЕГЭ и ОГЭ.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении


4. Продолжить улучшение материально-технических условий для организации учебно-воспитательного процесса.


За прошедший год членами МО проведены мероприятия по улучшению материально-технической базы кабинетов за счёт родительских пожертвований:


Кабинет

Содержание работы

Сумма

Заведующие кабинетами

№ 5

Заправка принтера





Ремонт кабинета







МороковаТ.А.

Перевозникова О.Е.

Игумнова В.А.


Игумнова В.А.

№ 6

Ремонт кабинета

Мебель для кабинета




Васильева Н.И

Бадмаева И.П.

№ 15

Ремонт кабинета

Заправка катриджей


Коняев И.И.


Исходя из выше сказанного, можно оценить работу методического объединения учителей биологии, химии и географии за 2016-2017 учебный год как удовлетворительную.

Проблемы МО: Хотя педагогический состав МО опытный и квалифицированный, проведенная диагностика показала, что есть проблемы, над которыми необходимо работать в дальнейшем.

- Недостаточно ответственно подходим к выбору УМК, необходимо пересмотреть практику выбора УМК.

- Пересмотреть формы работы с неуспевающими учащимися, провести семинар по этой проблеме.

- Как показала практика учащиеся старших классов, недостаточно хорошо справляются с заданиями метапредметного уровня, необходимо продолжить работу по созданию метапредметных заданий.

- Недостаточно проводится работа на уроках по изучению регионального компонента, провести семинар по этой теме.

- Активизировать и поддерживать культурно-оздоровительную деятельность учителей.

На основании сделанного анализа работы МО учителей биологии, географии, химии выдвигает следующие задачи на 2016-2017 учебный год:




План работы МО учителей биологии, географии и химии

за 2017-2018 учебный год


Цель: создание условий для повышения уровня культуры и профессиональных компетентностей учителей для получения стабильно положительных результатов обучения и воспитания учащихся;

Задачи:

  1. Продолжить работу корректировки рабочих программ и программ элективных курсов с учетом ФГОС ОО -2:

  2. Проводить анализ рекомендуемых УМК на наличие метапредметных заданий и выбирать учебники, соответствующие требования ФГОС

  3. Продолжить теоретико-практическую подготовку членов МО. Проводить практические семинары, мастер - классы, открытых занятий. Из опыта работы с учащимися, испытывающими трудности в учебе

  4. Регулярно проводить мониторинг сформированности метапредметных результатов обучающихся 5-6-7 классов;

  5. Продолжить работу по созданию метапредметных заданий

  6. Проводить педагогические консилиумы классов для пропедевтики неуспеваемости учащихся

  7. Диссеминировать педагогический опыт по актуальным проблемам обучения и воспитания современных школьников;

  8. Запланировать темы МО: «Преподавание регионального компонента на уроках естественно-научного цикла», «Формы работы с неуспевающими учащимися».

  9. Продолжить улучшение материально-технических условий для организации учебно-воспитательного процесса

  10. Запланировать на следующий учебный год культурно-оздоровительную деятельность учителей.




Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты


Научно-методическая деятельность


Продолжить работу корректировки рабочих программ и программ элективных курсов с учетом ФГОС ОО -2:

май-октябрь

учителя МО

корректировка программ

Анализ рекомендуемых УМК на наличие метапредметных заданий и выбирать учебники, соответствующие требования ФГОС

май-июнь

учителя МО

выбор УМК

Анализ собственной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения;

май-октябрь

учителя МО

корректировка программ, диагностических материалов

Внесение корректировок в программы сообществ «Школа самоопределения», «Краеведение и туризм» Бадмаева И.П.


сентябрь

Перевозникова О.Е.

Коняев И.И.

Бадмаева И.П.

Морокова Т. А.

корректировка программ, диагностических материалов

Регулярно проводить мониторинг сформированности предметных, метапредметных результатов обучающихся 5-6-7 классов;

в течение года

учителя МО

корректировка деятельности

Проведение педагогических консилиумов классов для пропедевтики неуспеваемости учащихся

2 раза в год

Зуева С.В.

учителя МО

корректировка деятельности с учётом установл. ошибок

Организаторская деятельность

Обсуждение плана работ МО, внесение корректировки в содержание деятельности на основе анализа работы за 2016-2017г.

сентябрь

учителя МО

принятие плана работ на 2016-2017 уч. год

Составление календарно-тематического планирования (с примерными сроками контрольных работ)

сентябрь

учителя МО

корректировка деятельности

Обсуждение и принятие программ по подготовке олимпиадников, участников конкурсов и конференций

август-сентябрь

учителя МО

участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах

Проведение предметной недели:

а) олимпиада 8,9,10 кл.

б) проведение предметных игр, конкурсов.

сентябрь-октябрь

учителя МО

активное участие учащихся

Работа с научно-исследовательскими и творческими проектами учащихся

сентябрь-январь

учителя МО

повышение компетентности одарённых учащихся

Промежуточные результаты деятельности детско-взрослых сообществ. Привлечение новых членов.

в течение года

Перевозникова О.Е. Коняев И.И

Бадмаева И.П.

Морокова Т. А.

развитие творческой инициативы учащихся

Участие учителей в педагогических советах школы:

а) круглые столы

б) открытые уроки

в течение года

учителя МО

повышение уровня профессиональной компетентности учителей

Проведение педагогических семинаров совместно со специалистами в области биологии, географии и химии:

в течение года

учителя МО

повышение уровня профессиональной компетентности учителей

Самообразование: составление индивидуального учебного плана; взаимопосещение уроков учителей МО

в течение года

все учителя МО

повышение уровня профессиональной компетентности учителей

Запланировать на следующий учебный год культурно-оздоровительную деятельность учителей.

Ввканикулярное время



Диагностическая деятельность

Мониторинг качества знаний:

а) входная диагностика

б) проведение контрольных срезов по линии администрации школы.

сентябрь в течение года

Перевозникова О.Е.

Зуева С.В.

определение остаточных знаний

Разработка системы оценивания учащихся в разных классах, с разным темпом усваивания материала.

в течение года

учителя МО

составление тестов, контрольных работ

Регулярно проводить мониторинг сформированности предметных, метапредметных результатов обучающихся 5-6-7 классов;

в течение года

учителя МО

корректировка деятельности с учётом установл. ошибок

Проводение педагогических консилиумов классов для пропедевтики неуспеваемости учащихся

2 раза в год

Зуева С.В.

учителя МО

отслеживание изменений,

выявление причин


Аттестационная работа

Разработка образовательных программ разного уровня

в течение года

учителя МО


Разработка системы оценивания знаний и умений учащихся


в течение года

учителя МО


Участие в педагогических советах школы: а) проведение круглых столов

б) деятельность в рабочей группе

в) обсуждение опыта и пр.

в течение года

учителя МО


Прохождение курсов повышения квалификации

в течение года

учителя МО






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!