Анализ работы РМО учителей начальных классов
за 2021-2022 учебный год.
В 2021- 2022 учебном году работа районного методического объединения учителей начальных классов была направлена на повышение профессиональной компетентности учителя, а именно на реализацию методической темы: «Пути повышения качества образования: от новых технологий к новым результатам»
Методическое объединение поставило перед собой следующую цель: создание условий для получения качественного образования и достижение новых образовательных результатов обучающихся с различными образовательными потребностями на основе личностно - ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий».
Данную цель методическое объединение реализовали через следующие задачи:
1. Применение современных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов и системы дистанционного обучения.
2. Формирование исследовательского и проектного мышления.
3. Развитие способности к командному взаимодействию, культуры совместной деятельности в учебном и внеучебном процессах.
4. Формирование общеучебных, метапредметных и исследовательских умений у младших школьников через участие в конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах.
5. Создание системы деятельности обучающихся, максимально развивающей их способности, интересы.
6. Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ для детей с ОВЗ.
7. Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.
Работа РМО учителей начальных классов велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Всего в Неманском городском округе функционируют шесть школ по следующим учебно-методическим комплектам:
- УМК «Школа России»;
- УМК системы «Начальная школа ΧΧIвека»
- УМК «Перспективная начальная школа»
№ | ОУ | УМК |
| МАОУ «СОШ №1 г.Немана» Филиал школы п.Б.Село | УМК «Школа России»; УМК системы «Начальная школа ΧΧIвека» |
| МАОУ «СОШ №2 г.Немана» | УМК «Школа России» УМК «Перспективная начальная школа» |
| МАОУ «Ульяновская ООШ» | УМК «Школа России» |
| МБОУ СОШ п. Новоколхозное | УМК «Школа России» |
| МБОУ «ООШ п. Маломожайское» | УМК «Школа России» УМК «Перспективная начальная школа» |
| МБОУ СОШ п.Жилино | УМК «Школа России» УМК «Перспективная начальная школа» |
В связи с введением в школах, обновленных ФГОС НОО встает проблема повышения профессионального мастерства педагогических работников. Это требует от учителя постоянного совершенства в области педагогики и методики преподавания, постоянного развития, изучения передового опыта коллег по организации различных форм уроков. Все педагоги района прошли курсы повышения «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»
Высокий профессионализм учителей Неманского городского округа, доказывает успешно пройденная аттестация педагогов. В этом учебном году прошли аттестацию и повысили свою квалификационную категорию учителя начальных классов МБОУ СОШ п. Новоколхозное Гзирян Р.С.- с первой на высшую, Андрющенко С. А. - со второй на первую.
Большинство учителей начальных классов имеют свои персональные сайты, многие педагоги школ района активно используют интернет-ресурсы, размещая свои материалы на страницах различных педагогических сообществ, транслируя опыт своей работы. Материалы размещены:
http://www.proshkolu.ru
https://my.1september.ru
https://www.prodlenka.org/
http://multiurok.ru
http://infourok.ru
https://www.maam.ru/login
Материалы педагогов района размещены по адресу: nsportal.ru, infourok.ru, Про.Школу, Мультиурок и другие.
Работая над повышением своего профессионализма, педагоги школ района принимали участие в районных конкурсах педагогического мастерства, в вебинарах, Всероссийском тестировании на портале Единый урок.РФ.
Конкурсы профессионального мастерства
В профессиональном конкурсе «Учитель года -2022» приняли участие Андрющенко Светлана Андреевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ пос. Новоколхозное, которая заняла 2 место. В номинации «Классным быть классно!» победителем стала Тюнина Людмила Анатольевна. Людмила Анатольевна представляла наш район на региональном этапе конкурса в номинации «Воспитать человека».
Участие в вебинарах
В течение 2021-2022 учебного года педагоги принимали активное участие в платных и бесплатных педагогических вебинарах, тем самым пополняли и расширяли свои знания по вопросам педагогики и психологии, инклюзивному образованию, обновленному ФГОС НОО и другим темам.
Районные заседания методического объединения
В 2020-2021 учебном году методическая работа по выполнению задач РМО проходила в форме районных заседаний, круглых столов, обмена опытом работы, мастер – классов.
Согласно утвержденному плану работы районного методического объединения учителей начальных классов было запланировано 3 заседания. На заседаниях заслушали выступления учителей районного методического объединения по проблемам обучения и воспитания обучающихся, обмену педагогическим и новаторским опытом. Следует отметить работу всех членов РМО, которые принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.
Заседание №1 (август). Педагогическая мастерская «Пути повышения качества образования: от новых технологий к новым результатам»
Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год». Опытом работы поделились учителя школ района:
Шамрай Татьяна Александровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1 г.Немана», с докладом по теме «Интерактивные технологии. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо»
Васильева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Жилино», с докладом «Современные методы обучения в начальной школе»
Никулина Елена Николаевна, Иванова Людмила Ивановна, Вирбицкис Алена Ионо, Запотылок Светлана Евгеньевна, учителя начальных классов МАОУ «СОШ №2 г. Немана», с мастер-классом «Педагогический поиск»
Гладких Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ пос. Новоколхозное», по теме «Открытый урок…или урок открытий»
Заседание №2 (ноябрь). «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС HOO»
С докладами выступили:
Юшка Т.Н.,учитель начальных классов МБОУ «СОШ пос. Новоколхозное», по теме «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности».
Тюнина Л. А., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1 г.Немана», с докладом по теме «Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС».
Квашина Е. В. учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2 г. Немана», с докладом по теме «Технология оценивания образовательных достижений обучающихся в рамках ФГОС».
Заседание №3 (март). Круглый стол.
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
С докладами выступили:
Хрущева Л.И., учитель начальных классов МАОУ «Ульяновская СОШ», по теме «Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе». Хропова Г.В. учитель начальных классов МАОУ «СОШ №1 г.Немана», с докладом по теме «Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарѐнными детьми».
Педагоги вступили в дискуссию, обсудили неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой в профессиональной среде, обменялись мнениями, нашли общее решение в формате заданной тематики. Активными педагогами в работе круглого стола стали: Вылко И.С., Тюнина Л.А., Атаманенко А. И., Шнипова Т.П.
Самообразование педагогов.
Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Один из методов подготовки – самообразование – целенаправленная познавательная деятельность учителя, которая является одним из главных факторов повышения качества образования. Актуальными темами по самообразованию на сегодняшний день являются:
Развитие познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Интерактивные технологии. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Проектная деятельность в начальной школе.
Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.
Деятельность по повышению качества образования.
Повышение качества образования – одна из основных задач, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Учителя знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью совершенствования уровня педагогической подготовки. Педагоги в своей работе используют современные педагогические технологии: развивающее обучение, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, технологии здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, игровые, проектные технологии, проблемное обучение. Это способствует успешности обучения и воспитания. Однако, следует обратить особое внимание на то, чтобы при планировании урока учитывались реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Следует отметить также, что часть учеников имеет незначительный интерес к чтению. Значит, перед учителями младших классов стоит задача: поиск и изучение новых приёмов работы над этой проблемой, совершенствование своей работы в этом направлении.
В 1-х классах организована и проведена входная диагностика, а также итоговое мониторинговое исследование по окончанию первого класса. Обучающиеся 4 классов примут участие в написании всероссийских проверочных работ по математике, русскому языку, окружающему миру в начале нового учебного года.
Работа с одарёнными детьми
На протяжении всего учебного года была организована работа с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Учителя начальных классов со своими воспитанниками принимали участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах таких как:
1.Участие во Всероссийском конкурсе сочинений (4 классы).
2. Участие во ВОШ, 4 классы (школьный этап).
3. Участие во Всероссийских Онлайн-олимпиадах:
-Сайт «Учи.ру» «BRICSMATH.COM», 1-4 классы – победители, призеры
- Сайт «Учи.ру» Онлайн-олимпиада «Заврики» (русский язык, математика, окружающий мир), 1-4 кл. - победители, призеры.
- Сайт «Учи.ру» «Юный предприниматель», 1-4 кл. - победители, призеры.
- Сайт «Учи.ру» «Дино олимпиада», 1-4 кл. - победители, призеры.
- Сайт «Учи.ру» Предметные олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру, английскому языку, 1-4 кл., - победители, призеры.
4. Областной конкурс творческих работ «Вечное слово», «Символы РФ и Калининградской области» (победители), «30 лет МЧС России», «Я люблю янтарь»
5. Уроки на портале «Экокласс»
6. Всероссийский творческий конкурс чтецов «Живая классика»
7. ΧI Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик ΧΧI века: пробуем силы – проверяем способности» (участие)
8. Конкурс «Звезды Балтики».
В рамках работы с одаренными детьми была проведена Районная метапредметная олимпиада для 3 классов на базе МАОУ «СОШ №2 г.Немана» в дистанционном формате (ответственный: Вылко И.С. заместитель директора по УВР). В олимпиаде приняли участие 30 обучающихся района. Победитель: Васильев Евгений, обучающийся МАОУ «СОШ №2 г. Немана», призеры: Йонушаускис Денис, обучающаяся МАОУ «Ульяновская СОШ», Цыбулевская Карина, обучающаяся МАОУ «СОШ №1 г. Немана».
Также была проведена муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ обучающихся младших классов общеобразовательных организаций Неманского городского округа «Первые шаги в науку» на базе МАОУ «СОШ №1 г. Немана» в дистанционном формате (ответственный Тюнина Л.А. заместитель директора по УВР). В ней приняли участие 8 обучающихся из пяти школ района (обучающиеся из МБОУ «ООШ п. Маломожайское» участие, к сожалению, не приняли). Защита работ проходила по номинациям: «Космонавтика», «Удивительное рядом», «История»., «Экология окружающей среды». Качественный уровень исследовательских и проектных работ растёт, тематика исследований соответствует возрасту детей и их познавательным интересам. Жюри определило победителей и призеров в каждой номинации.
В образовательных организациях района ведётся целенаправленная работа учителей с обучающимися, имеющими повышенные образовательные потребности, налажена система работы по выявлению и развитию детей, имеющих способности в том или ином предмете. Чтобы качество подготовки не снижалось, необходимо, начиная с сентября, обеспечивать целенаправленную подготовку к олимпиадам потенциально способных обучающихся, используя олимпиадные задания прошлых лет.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что все запланированные мероприятия проведены.
Участие обучающихся в конкурсах и других мероприятиях различного уровня свидетельствует о систематической эффективной работе учителей с обучающимися, имеющими творческий и интеллектуальный потенциал, реализации развития познавательной среды и творческих способностей обучающихся.
В работе РМО остались проблемы, которые предстоит решать в следующем учебном году:
- активизировать работу по обобщению и представлению передового опыта педагогов,
- изучать и внедрять инновационный опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- активнее публиковать методические разработки, творческие работы в различных изданиях, принимать участие в профессиональных конкурсах (очных, заочных);
- продолжить работу над совершенствованием профессионального мастерства педагогов с использованием современных образовательных технологий (проектных, проблемных, исследовательских)
26.08.2022г.
Руководитель районного м/о
учителей начальных классов _______ /М.В. Куканова/