Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла
за 2023-2024 учебный год
I. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМО учителей гуманитарного цикла.
Деятельность ШМО в 2023-2024 учебном году строилась в соответствии с требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, истории, обществознания, английского языка общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на 2023– 2024 учебный год.
Тема, над которой работала школа в 2023 – 2024 учебном году: "Совершенствование системы повышения качества образования при комплексном использовании современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью развития личностных способностей обучающихся»
Методическая тема МО гуманитарного цикла на 2023 - 2024 учебный год: «Методическое сопровождение учителей гуманитарного цикла в условиях
реализации обновленных ФГОС ООО, СОО и ФОП»
Цель: оказать методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации обновленных ФГОС
Задачи: * освоить работу электронного ресурса «Конструктора рабочих программ»;
* разработать методические механизмы, способствующие качественной реализации предметных рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;
* разработать алгоритм подготовки педагога к учебном занятию, помогающий обеспечить единство учебной и воспитательной деятельности
Ожидаемые результаты работы: Овладение педагогами МО технологией работы с Конструктором рабочих программ.
Овладение педагогами способами включения в урок способов деятельности, обеспечивающих качественное формирование как предметных, так и метапредметных (личностных) планируемых результатов (в связи с требованиями обновленных ФГОС).
Содержание работы Деятельность ШМО в рамках методической системы школы через:
Участие в методических семинарах «Обновленные ФГОС»,
«Конструируем и реализуем предметную рабочую программу ». Отбор содержания и составление рабочих программ, программ внеурочной деятельности в электронном ресурсе «Конструктор рабочих программ».
Утверждение рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности.
Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
Обеспечить единые педагогические подходы к формированию метапредметных планируемых результатов, удовлетворяющие требованиям обновленных ФГОС.
Организация открытых уроков с целью демонстрации овладения индивидуальной методической темой и обмена опытом в данном направлении реализации обновленных ФГОС..
Организация и участие в муниципальных профессиональных конкурсах и соревнованиях с целью развития методического опыта педагога.
Участие в выполнении технических заданий районного объединения учителей-предметников.
Выступления учителей на ШМО, педагогических советах.
Повышение квалификации педагогов на курсах. Информирование коллег о результатах курсовой подготовки.
*Прохождение аттестации педагогических кадров.
* Развитие систему работы с детьми, имеющими повышенные творческие способности.
Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2022- 2023учебный год и планирование на 2023 - 2024 учебный год.
Коррекция направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Методическая деятельность
Методическое сопровождение преподавания в соответствии с требованиями обновленных ФГОС .
Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных технологий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов в области реализации обновленных ФГОС.
Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные творческие способности.
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе.
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов (в области реализации ИППР.
Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам составления и корректировки рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере подготовки к ВПР, ГИА, формирования различных видов функциональной грамотности.
Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2023-2024 учебном году целей и задач. В течение учебного года деятельность ШМО учителей гуманитарного цикла носила творческий характер, отличалась стремлением проводить занятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приёмы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
II. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1) Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов ШМО гуманитарного цикла. В 2023-2024 учебном году в школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла входят:
ФИО учителя | Пед. стаж | Стаж в данном ОУ | Предмет | классы | Категория |
1.Карбышева Наталия Геннадьевна | 37 | 34 | Русский язык, литература | 7,8, 9, 10, 11 | 1-я категория |
2. Шульга Оксана Владимировна | 34 | 33 | Русский язык, литература | 5, 6 | 1-я категория |
3.Семенчук Елена Петровна | 19 | 19 | История, обществознание | 5,6,7,8,9,10,11 | учитель |
4.Силивончик Лариса Петровна | 12 | 9 | Английский язык | 2,3,4,5,6,7,8, 9, 10,11 | учитель |
В школе сложился коллектив педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи. В соответствии с планом учителя-предметники регулярно и своевременно проходят курсы переподготовки, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, выступление на семинарах.
2) Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
- В системе велась работа по методическим темам:
Самообразование педагогов
(работа над методическими темами в 2023 -2024 уч.году)
№ | ФИО | Методическая тема | Срок | Формы реализации |
1 | Силивончик Л.П. | Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка | 2 года | Выступления на заседании ШМО, открытый урок |
2 | Шульга О.В. | Влияние различных приемов театрализации на уроках литературы на формирование коммуникативной составляющей глобальных компетенций школьников | 2 года | Выступления на заседании ШМО, открытый урок |
3 | Карбышева Н.Г. | Использование кейс-технологии в работе по формированию орфографических навыков, влияющих на коммуникативную составляющую глобальных компетенций учащихся | 2года | Выступления на заседании ШМО, открытый урок |
5 | Семенчук Е.П. | Становление учебно-поисковой деятельности учащихся старших классов как одно из направлений формирования креативного мышления школьников. | 2 года | Выступления на заседании ШМО, открытый урок |
Темы для самообразования, выбранные педагогами ШМО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
- В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов ШМО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
- Педагогами апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита.
- Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Все учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации, что развивает творческую активность, стимулирует деятельность, повышает их профессионализм, помогает осознать дифференцированную оценку результатов педагогического труда.
- Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО, педсоветах. Это выступления на заседаниях ШМО, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
3) Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.
-Повышение квалификации работников образовательной организации в 2023-2024 учебном году через участие педагогов в конкурсах, семинарах, вебинарах и т д.
ФИО | | |
Сроки | Тема | Форма обучения |
Карбышева Наталия Геннадьевна | 23.01-07.04.24г. | «Школа Минпросвещения России»:новые возможности для повышения качества образования» в ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток Удостоверение 250700185551 | Дистанционно |
Шульга Оксана Владимировна Завуч по УР, учитель русского языка и литературы. | 18.10.23г. Апрель 24г. 23.01-07.04.24г. | Вебинар на ЯКлассе «Новые ФОП НОО,ФОП ООО, ФОП СОО: как эффективно формировать у обучающихся предметные результаты?» Программа «Активный учитель» на УЧИ.РУ апрель 1 место «Школа Минпросвещения России»:новые возможности для повышения качества образования» в ГАУ ДПО ПК ИРО г. Владивосток Удостоверение 250700185566 | Дистанционно Дистанционно Дистанционно |
Семенчук Елена Петровна учитель. | С 24.04.23г – 18.05.23г 06.04.23г.- 23.04.23г. 30.06.23г-17.07.23г 18.07.23-04.08.23 04.09.23-25.11.23г 27.02-19.03.24г | 1.«Практика дополнительного образования и актуальные педагогические технологии» ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» г. Ижевск Удостоверение 000000046327 2. «Совершенствование процесса преподавания истории в условиях реализации ФГОС ООО третьего поколения» ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» г. Ижевск Удостоверение 000000046325 3. «Совершенствование процесса преподавания истории в условиях реализации ФГОС СОО третьего поколения» ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» г. Ижевск Удостоверение 000000065283 4.Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС» ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» г. Ижевск Удостоверение 000000065284 5.«Построение профориентационной деятельности в образовательной организации в рамках реализации Всероссийского проекта «Билет в будущее» 6..ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» по теме «Ответственный за антитеррористическую защищённость учреждений по защите от террористических угроз и иных экстремистских проявлений образовательных организаций, детских садов, медицинских организаций, объектов социально-культурного назначения, объектов спорта и торгово-развлекательных комплексов» | Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно |
Силивончик Лариса Петровна. учитель | 18.07.23-04.08.23 17.11.23г. 15.12.23г. 25.12.23г. 29.01.24г. Февраль 24г. | 1. «Совершенствование процесса преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС СОО третьего поколения» ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» г.Ижевск Удостоверение 000000044324 2. Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС» ООО «АКАДЕМИЯ ГОСАТТЕСТАЦИИ» г. Ижевск Удостоверение 000000065285 3. Вебинар «Просвещение» по теме «Методический ПроАктив. Модель педагогического дизайна.Понимание через проектирование» 4. Вебинар «Цифровые образовательные ресурсы для учителя английского языка» издательство «Просвещение» 5. Вебинар «Проблемное поведение ученика: определяем стратегию работы» 6. Вебинар «Потенциал использования метода «управляемых открытий» в рамках формирования и развития навыков 21 века при преподавании иностранного языка» 7. Вебинар «Функциональная грамотность на уроке английского языка- интеграция специальных видов заданий в учебный процесс» 8. Программа «Активный учитель» на УЧИ.РУ апрель 2 место | Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно Дистанционно |
| | | |
- Профессиональная переподготовка:
ФИО | Должность | Переподготовка |
Сроки | Тема | Форма обучения | Количество часов |
| | | | | |
-УЧАСТИЕ ЧЛЕНОВ ШМО В РАЗЛИЧНЫХ ОЧНЫХ/ЗАОЧНЫХ КОНКУРСАХ, НПК, ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ
№ | ФИО | Мероприятие/конкурс/НПК | Результат |
1 | Карбышеваа Н.Г. | Всероссийский диктант по истории России | Сертификат |
2 | Шульга О.В. | Всероссийский диктант по истории России | Сертификат |
3 | Силивончик Л.П. | Всероссийский диктант по истории России | Сертификат |
4 | Семенчук Е.П. | Всероссийский диктант по истории России | Сертификат |
III. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной в своих областях. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература), региональный компонент (литература, история). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
IV. Анализ тематики заседаний ШМО
Для реализации поставленных целей и задач был составлен план работы методического объединения. Было запланировано 5 заседаний на текущий учебный год, на которых изучались запланированные проблемы, обсуждались злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся, текущие дела.
План заседаний МО группы учителей гуманитарного цикла.
Направление деятельности | Цель | Прогнозируемый результат | Сроки | Формы | Ответственные |
1. Организационная работа с учителями |
Заседание 1 «Планирование работы МО гуманитарного цикла на новый учебный год» | Представление результатов работы учителей МО | Подведение итогов и определение задач на новый период | август | | Руководитель МО |
1) Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2022-2023г. | Представление результатов работы учителей МО | Оценка работы МО за прошлый год, выводы | | Выступление | Руководитель МО |
2) Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения учителей русского и иностранного языка, истории и обществознания на 2023 – 2024 учебный год. | Выработка единых представлений о перспективах работы над методической темой школы | Определение актуальности темы, вытекающей из анализа педагогической деятельности за предыдущий период | | Свободная дискуссия | Руководитель МО Учителя ГЦ |
3) Требования к рабочей программе по учебному предмету как основному механизму реализации основной образовательной программы (в соответствии с обновленными требованиями ФГОС и ФОП). Рассмотрение и утверждение рабочих программ в соответствии с учебным планом. | Анализ тематического планирования предметных и элективных курсов в соответствии с возможными изменениями программ, учебного плана, задачами внутри школьного контроля | Определение перспектив развития МО в новом учебном году | | Выступление, Свободная дискуссия | Шульга О.В. Руководитель МО |
4) Корректировка и утверждение тем самообразования учителей. | Выработка единых представлений о перспективах работы в школе. | Определение актуальности темы, вытекающей из анализа педагогической деятельности за предыдущий период | | Свободная дискуссия | Руководитель МО Учителя ГЦ |
5) Обсуждение участия учителей и учащихся в различных конкурсах | Планирование участия в конкурсах | | | Свободная дискуссия | Учителя ГЦ |
6) Реализация решений заседаний районного МО | | | | Свободная дискуссия, обсуждение | Учителя ГЦ |
7) Формирование банка данных о кадровом потенциале учителей МО. | | | | выступление | Руководитель МО Учителя ГЦ |
8) Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение и утверждение программ внеурочной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС. | | | | Свободная дискуссия | Руководитель МО Учителя ГЦ |
9) Утверждение графика промежуточной аттестации по предметам учебного плана | | | | | Руководитель МО Зам. Директора Учителя МО |
Заседание 2 Проблемы и пути решения. Реализация обновленных ФГОС | Способствовать переориентации педагогического сознания во взглядах на ключевые вопросы повышения качества образования | Повышение качества образования учащихся | ноябрь | Обмен опытом по данным вопросам | Руководитель МО Учителя ГЦ |
1) Анализ проведения ВПР и ГИА - 2022-2023учебный год | Совершенствование учебно-воспитательного процесса в рамках перехода на новые стандарты в основной и старшей школе | Освещение вопросов работы учителей МО в текущем учебном году | | Выступление | Руководитель МО |
2) Выявление проблем | | . | | Выступление, обсуждение | Руководитель МО Учителя ГЦ |
3) Планирование и подготовка открытых занятий, направленных на подготовку к ВПР (в связи с требованиями обновленных ФГОС) | | | | Обсуждение | Учителя ГЦ |
4) Планирование и подготовка открытых занятий, направленных на подготовку к ГИА | | | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
5) Преемственность и результаты адаптации учащихся пятых классов. | | | | Выступление, обсуждение | |
6) Результаты входного контроля знаний. | | | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
7) Реализация решений районного объединения учителей гуманитарного цикла | | | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
8) Планирование корректирующих мероприятий по повышению качества обучения на основе результатов мониторинга: - анализ типичных ошибок по мониторингу качества обучения; - приемы, формы и методы работы с учащимися, успевающими с одной «3»; - составление индивидуальных программ по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; - график проведения групповых консультаций. | -Спланировать мероприятия по повышению качества обучения. | | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
9) О ходе подготовки к олимпиадам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе и результаты школьного этапа. | Скоординировать работу по подготовке к олимпиадам разного уровня | Выявление учащихся, способных достойно представлять школу на муниципальном уровне. | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
Заседание 3 Тема семинара: Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения. | Реализация принципа меж предметности обучения в свете требований ФГОС | Комплексное использование меж предметных технологий в работе учителя | Январь - февраль | Семинар | Руководитель МО Учителя ГЦ |
1)Творческие подходы к разработке и проведению современного урока | Разработка тактики и стратегии по проектированию урока в соответствии с ФГОС | Оказание методической помощи по вопросам творческого подхода к разработке подачи учебного материала | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
2) 1 Результаты итогов промежуточного контроля знания за 2 четверть (1 полугодие), проведенных в виде диагностических работ в формате ВПР. | Выявление и сравнение | Определение наиболее эффективных методов и приёмов при проектировании урока в соответствии с ФГОС | | Выступление, обсуждение | Учителя ГЦ |
3) О ходе подготовки к итоговому устному собеседованию (9 класс) | Выявить уровень подготовленности учащихся | Внедрение новых технологий в обучение, способствующих повышению качества образования | | Выступление, свободная дискуссия | Учителя ГЦ |
4) Организация помощи и содействие в повышении качества обученности слабо успевающих детей | Корректировка знаний слабоуспевающих детей до удовлетворительного уровня | Повышение качества обученности слабо успевающих детей | | Выступление, свободная дискуссия | Руководитель МО Учителя ГЦ |
5) Расширение работы с применением технологий мобильного и смешанного обучения как средство повышения мотивации к изучению предмета | Выявить интерес учащихся | Внедрить в работу | | | |
| | | | | |
Заседание 4 Развитие УУД и формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности в ходе внедрения обновленных ФГОС 1-4 и 5 классы, а также реализации основной образовательной программы на всех уровнях обучения. | Выявление и актуализация возможностей профессионального роста в условиях высокой нагрузки | Профессиональный рост педагога гуманитарного цикла | Март | | Руководитель МО Учителя ГЦ |
1) Итоги сопровождения проектной деятельности обучающихся | | | | Выступление | Учителя ГЦ |
2) Анализ результатов промежуточного контроля знаний за 3 четверть. Проблемы. Пути решения. | Анализ результативности обучения по предмету | Анализ результатов | | Свободная дискуссия | Руководитель МО Учителя ГЦ |
3) Планирование проведения предметной недели. Распределение обязанностей, назначение ответственных за мероприятия по классам. Раздача заданий для обучающихся. Анализ проведѐнной недели. | Спланировать проведение предметной недели | | | Свободная дискуссия | Руководитель МО Учителя ГЦ |
Заседание 5 «Итоги результативности работы МО гуманитарного цикла за год» | Подведение итогов работы за год | Определение уровня выполнения поставленных в плане задач, анализ разработки методической темы, анализ результативности по предмету | май | | Руководитель МО |
1) Итоговая аттестация обучающихся: подготовка выпускников к проведению ОГЭ и ЕГЭ. | Анализ работы специалистов. | Определение уровня выполнения поставленных в плане задач | май | Свободная дискуссия | Учителя ГЦ |
2) Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по предметам гуманитарного цикла. | | | | Выступление | Руководитель МО Учителя ГЦ |
3)Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2024-2025 учебный год. | | | | обсуждение | Учителя ГЦ |
4) Сообщение о выполнении программ | | | | Выступление | Учителя ГЦ |
5) Итоги работы методического объединения за II полугодие и год. Основные направления работы в 2024-2025 учебном году | Провести анализ работы за год | | | Выступление | Учителя ГЦ |
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения в течение учебного года использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-исследование, урок-презентация. урок-проект.
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях ШМО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Поставленные цели и задачи достигнуты, благодаря активной работе членов ШМО и их заинтересованности. На данный момент в школе сложился стабильный, дружный, работоспособный коллектив. Учителя постоянно повышают свой уровень самообразования, учатся новым технологиям, своевременно проходят аттестацию. Учителя обмениваются приобретенным опытом со своими коллегами.
На протяжении учебного года учителя непрерывно работали над совершенствованием уровня педагогического мастерства. Проводились творческие отчеты учителей; изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Приоритетным направлением работы методического объединения гуманитарного цикла является внедрение в практику современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образования: Каждый член МО в течение года работал по выбранной методической теме, повышая свое педагогическое мастерство, проходил курсы повышения квалификации согласно плану.
Педагогические технологии.
Использование компьютерных технологий стало одним из приоритетных направлений деятельности членов ШМО. Освоив на должном уровне данную технологию, преподаватели рационально используют ее в урочной и во внеурочной деятельности. Данная технология способствует развитию познавательного интереса, привлечению внимания к предметам естественного цикла тех учащихся, которые склонны к данным наукам. На своем опыте члены ШМО убедились в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.
V. Анализ качества и успеваемости в МБОУ Сокольчинская СОШ №3 по гуманитарным предметам за 2023 - 2024 г.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Русский язык (учитель Карбышева Н.Г.)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
7 класс | 10 | 0 | 3 | 7 | 0 | 100 | 30% | 44,4% | 3,33 |
8 класс | 11 | 0 | 3 | 8 | 0 | 100 | 27.3 | 43.6% | 3.27 |
9 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22.2% | 42.2% | 3.22 |
10 класс | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 100 | 0% | 36% | 3 |
11 класс | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 100 | 0% | 36% | 3,5 |
ИТОГО | 100 | 15.9% | 40.44% | 3,26 |
Литература (учитель Карбышева Н.Г.)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
7 класс | 11 | 0 | 4 | 7 | 0 | 100 | 36,36% | 46,18% | 3,36 |
8 класс | 11 | | 5 | 6 | 0 | 100 | 45.5% | 48.7 | 3.45 |
9 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22.2 | 42.2 | 3.22 |
10 класс | 5 | 0 | 1 | 4 | 0 | 100 | 20% | 41.6% | 3.23 |
11 класс | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 | 100 | 33% | 45.33% | 3.33 |
ИТОГО | 100 | 45,45% | 48,72% | 3,31 |
Русский язык (учитель Шульга О.В..)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
5 класс | 12 | 0 | 6 | 6 | | 100 | 50% | 50% | 3.5 |
6 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22% | 42.% | 3.18 |
ИТОГО | 100 | 36% | 46% | 3,34 |
Литература (учитель Шульга О.В.)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
5 класс | 12 | 0 | 6 | 6 | 0 | 100 | 50% | 50% | 3,27 |
6 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22.2% | 42.2% | 3.44 |
ИТОГО | 100 | 36.1% | 46.1% | 3,35 |
История (учитель Семенчук Е.П.)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
5 класс | 12 | 0 | 6 | 6 | 0 | 100 | 50% | 50% | 3,5 |
6 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22.22% | 42.22% | 3,22 |
7 класс | 10 | 0 | 3 | 7 | 0 | 100 | 30% | 44.4% | 3,3 |
8 класс | 11 | 0 | 2 | 9 | 0 | 100 | 18.2% | 41.1% | 3,18 |
9 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22.2% | 42.2% | 3,22 |
10 класс | 5 | 0 | 4 | 1 | 0 | 100 | 80% | 58.4 | 3.8 |
11 класс | 3 | 0 | 2 | 1 | 0 | 100 | 66.7% | 54. | 3.66 |
ИТОГО | 100 | 28.93% | 47.47% | 3.23 |
Обществознание (учитель Семенчук Е.П.)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
6 класс | 9 | 0 | 3 | 6 | 0 | 100 | 33.3% | 45.3% | 3.33 |
7 класс | 10 | 0 | 3 | 7 | 0 | 100 | 30% | 44.4% | 3,3 |
8 класс | 11 | 0 | 2 | 9 | 0 | 100 | 18.2% | 41.11% | 3,18 |
9 класс | 9 | 0 | 2 | 7 | 0 | 100 | 22% | 42.2% | 3,2 |
10 класс | 5 | 0 | 4 | 1 | 0 | 100 | 80% | 58.4% | 3.8 |
11 класс | 3 | 0 | 2 | 1 | | 100 | 66.7 | 54.7 | 3.66 |
ИТОГО | 100 | 41.7 | 47.68% | 3,41 |
Английский язык (учитель Силивончик Л.П.)
Класс | Кол-во учеников | Успеваемость | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) | Средний балл |
Отл. | Хор. | Удов. | Неуд. | | | | |
2 класс | 11 | 1 | 6 | 4 | 0 | 100 | 63,6% | 57.1% | 3,72 |
3 класс | 6 | 0 | 1 | 5 | 0 | 100 | 16.7% | 40.7% | 3.1 |
4 класс | 5 | 0 | 2 | 3 | 0 | 100 | 40% | 47.2% | 3.4 |
5 класс | 12 | 0 | 6 | 6 | 0 | 100 | 50% | 50% | 3.5 |
6 класс | 9 | 0 | 4 | 5 | 0 | 100 | 44.4% | 48.4% | 3,44 |
7 класс | 10 | 0 | 3 | 7 | 0 | 100 | 30% | 44.4% | 3,3 |
8 класс | 10 | 0 | 6 | 4 | 0 | 100 | 60% | 52.9% | 3,6 |
9 класс | 9 | 0 | 5 | 4 | 0 | 100 | 55.6% | 51.6% | 3,55 |
10 класс | 5 | 0 | 3 | 2 | 0 | 100 | 60% | 52.8% | 3,6 |
11 класс | 3 | 0 | 2 | 1 | 0 | 100 | 66.7% | 54.7% | 3.66 |
ИТОГО | 100 | 48.7% | 49.98% | 3,6 |
Результаты и достижения
В ходе реализации инновационной деятельности МО были достигнуты следующие результаты:
- 100% -ая успеваемость по предметам гуманитарного цикла;
- 25.95%- средний уровень качества знаний по русскому языку
-40.77% по литературе
- по истории – 28.93%
- по обществознанию -41.7%
- по английскому языку - 48.7%
Активное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах
Хорошая подготовка учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации.
В 2023 -2024 учебном году были проведены следующие мониторинги качества знаний и успеваемости обучающихся школы:
входной контроль качества знаний обучающихся 5-11х классов по русскому, английскому языках, истории и обществознанию.
итоговый контроль качества знаний обучающихся 5-11-х классов по русскому, английскому языках, истории и обществознанию.
Цель проведения контроля:
• установление фактического уровня теоретических знаний по русскому, английскому языках, истории и обществознанию.
соотнесение уровня знаний обучающихся 5-8 классов требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
• контроль выполнения рабочих программ учебных курсов.
Общая успеваемость обучающихся по предметам гуманитарного цикла 5-11 классов за 2023- 2024 учебный год составила 100%, качественная успеваемость за 2023- 2024 учебный год составила 37.21 %, что по сравнению с прошлым 2022-- 20203учебным годом на 5.79 % ниже.
Учебный год | Успеваемость | Качество знаний |
2021- 2022 | 100% | 45% |
2022-2023 | 100% | 43% |
2023-2024 | 100% | 37.21% |
Рекомендации учителям-предметникам:
Совершенствовать качество проведения уроков, применяя новые, современные подходы, как к содержательной части уроков, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания; овладения принципами личностно-ориентированного подхода; внедрения интерактивных форм обучения учащихся, позволяющих создать на уроках благоприятные условия для повышения осознанной мотивации школьников в процессе изучения предметов
Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, контроля усвоения знаний учащимися по отдельным темам (включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать в плане урока)
Составить план работы со слабоуспевающими учащимися (список, план работы, «зоны повышенного внимания», индивидуальный маршрутный лист по преодолению затруднений, мониторинг работы на уроке)
Проводить индивидуальные и групповые консультации, фиксировать их в журнале «Индивидуальная работа с учащимися, согласно утвержденному графику консультаций
Спланировать систему работы по формированию навыков работы с текстом
В систему входного, тематического, промежуточного и итогового контроля качества обучения включать тестовые формы контроля, содержащие различные по форме задания ( с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом)
VI. Анализ внеклассной деятельности ШМО
Олимпиады.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады и представлены проекты учащихся по предметам гуманитарного цикла.
2. Участие учеников в конкурсах и олимпиадах.
№ п/п | ФИО ученика | Кл. | Учитель | Название, предмет | Документ, место | Дата |
2023-2024 учебный год ( в школе 86 учащихся) |
| Данчинов Никита | 8 | Семенчук Е.П. | Школьный спортивный турнир посвящённый Дню защитника Отечества | Грамота 1 место | 23.02.24г. |
| Товаченко Максим | | Школьный этап регионального конкурса «Блиц25.ру» | Диплом победителя | 6.10.23г. |
| Данчинов Никита | 8 | Семенчук Е.П. | Школьный спортивный турнир посвящённый Дню защитника Отечества | Грамота за 1 место | 22.02.24г.. |
| Белоноженко Сергей | 5 | Шульга О.В. | Муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в 2023/24 учебном году. | Диплом 3 степени | 12.02.24г. |
| Темникова София Шептий Диана | 6 | Школьный конкурс чтецов ко Дню Победы | Грамота 3 место Грамота 3 место | 26.04 24г. |
| Шептий Софья Золотухин Никита Золотухина Вероника | 7 11 10 | Карбышева Н.Г. | Конкурс чтецов ко Дню победы в ВОВ(школьный) | Грамота 1 место Грамота 2 место Грамота 2 место | 26.04.24г. |
| Шагиморданов Илья Белоноженко Сергей Тепайкин Анатолий Солдатова Кира Побежимова Софья | 5 кл | Карбышева Н.Г. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру «Ближе к Дальнему» | Диплом победителя Диплом победителя Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника | Январь 24г |
| Шептий Диана Конев Владислав | 5 кл | | За участие в Российском движении детей и молодёжи Приморского края | Грамота Грамота | Май 24г. |
| | | | | | |
| Темникова София Айдаров Кирилл Шарыпова Дарья | 6 | Силивончик Л.П. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру «Безопасный интернет» | Похвальная грамота | Декабрь 23г |
|
| Шульга Станислав Покатило Олег Шарыпова Мария Завалюк Дмитрий Соловьёв Артем Цацулина Валерия Силивончик Майя Владимиров Валерий Темникова София Золотухина Марина Романенко Анастасия Егорова Вера Товаченко Максим Данчинов Никита Шептий Софья Аралкина Ирина Степаненко Владислав Соловьева Ангелина Марьина Дарья Устинова Доминика | 4 5 8 8 7 9 8 9 9 9 | | Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку 1-9 классов на Учи.ру | Диплом победителя Диплом победителя Похвальная грамота Сертификат участника Сертификат участника Диплом победителя Диплом победителя Похвальная грамота Похвальная грамота Похвальная грамота Сертификат участника Сертификат участника Диплом победителя Диплом победителя Диплом победителя Диплом победителя Похвальная грамота Похвальная грамота Похвальная грамота Сертификат участника Сертификат участника | Апрель 2024г. |
Савченко Игорь Аралкин Алексей Побежимова София Тепайкин Анатолий Молоканова Анна Шептий Диана Шагиморданов Илья Белоноженко Сергей Шаповалова Валерия Силивончик Майя Шульга Станислав | 9 5 5 5 5 5 5 5 5 | | Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку 2 тур Учи.ру | Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника Похвальная грамота Похвальная грамота Диплом победителя Диплом победителя Похвальная грамота Сертификат участника | |
2. Предметная неделя.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК (22-26 апреля 2024 года)
Цели:
-развитие познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла посредством внеурочной формы работы;
-формирование коммуникативных умений учащихся посредством работы в разновозрастных группах;
-воспитание у учащихся творческой активности, ответственности, самостоятельности через проектирование и творческие работы;
Задачи:
- Проводить мероприятия, способствующие развитию познавательной, творческой деятельности;
- Повышение мотивации обучения;
- Возможность реализации и раскрытия творческого потенциала обучающихся;
- Возможность более углубленного изучения дисциплины или образовательной области;
- Выявление учеников, обладающих творческими способностями.
Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. На заседании методического объединения учителей была спланирована работа предметной недели гуманитарных наук. План составлялся с учётом реальных коммуникативных потребностей обучающихся, и его содержание отвечало таким требованиям как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность.
Прогнозируемый результат: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, инициативности; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
План мероприятий
Дата | Мероприятие | Класс | Время и место проведения | Ответственный учитель |
понедельник, 22 апреля | 1. Открытие недели 2. Выставка книг «Великая Отечественная война (1941- 1945 гг.)» | | | Силивончик Шульга О.В. |
| 2. «Непокорённые» (Защитникам и жителям блокадного Ленинграда посвящается) 3. Викторина по английскому языку | 10-11 5-6 кл | Семенчук Е.П. Силивончик Л.П. |
вторник, 23 апреля | 1. Викторина по английскому языку 2. Конкурс «Король и королева письма»(лучшие тетради по предметам) | 5 кл | | Силивончик Л.П. Карбышева Н.Г. Семенчук Н.Г. Силивончик Л.П. |
среда, 24 апреля | 1. «Своя игра» (литературная викторина) 2. Викторина по английскому языку | 5-11 кл. | | Карбышева Н.Г. Силивончик Л.П. |
| 7 кл | | |
четверг, 25 апреля | 1.Читательская конференция «Книги, которые мы выбираем» 2. Викторина по английскому языку | 5-7 | | Карбышева Н.Г. Силивончик Л.П. |
| 8 кл | | |
пятница, 26 апреля | Закрытие недели: Конкурс чтецов «Великая победа» | 5-11 кл | | Карбышева Н.Г. Силивончик Л.П. |
В течении недели ребята готовили ребусы, кроссворды на английском языке, разгадывали загадки, разучивали и сочиняли стихи, смотрели фильмы о войне.
Итоги конкурса чтецов:
1 место-Шептий София 7 кл.
2 место-Золотухин Никита 11 кл., Золотухина Вероника 10 кл.
3место-Темникова София 6 кл. и Шептий Диана 5 кл.
Выводы:
При подготовке мероприятий и разработке заданий учитывались возрастные особенности детей, каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных целей.
Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Учащиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умения применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
Неделя выявила наиболее активных учащихся. Они показали не только любознательность, артистизм, но и большую активность и самостоятельность. Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала результативность работы учителей МО гуманитарного цикла.
Рекомендации:
Больше использовать КТД.
Привлекать большее количество родителей для подготовки и проведению мероприятий, чтобы предметная неделя стала праздником наук.
Привлекать большее количество учащихся при подготовке внеклассных мероприятий.
3. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Учителями МО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ЕГЭ: индивидуально-групповые занятия по подготовке к ОГЭ, индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам ОГЭ и ЕГЭ, велась углубленная работа с тестовыми заданиями, подготовка к сочинениям и изложениям. Все учащиеся выпускных классов допущены к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Внеклассные мероприятия по предметам.
По истории и обществознания Семенчук Е.П.(5-9 кл.) проведены следующие внеклассные мероприятия:
Классные часы 5-11 класс «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»
Уроки Мужества «Земляки- герои СВО» 1-11 кл.
Просмотр к/ф «Февраль 43 – го года 8-11 кл.
Викторина «Отечества великие сыны» 5-11 кл.
«Маленькие герои большой войны» беседа 5-9 кл.
Уроки доброты (по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок) 5-11кл.
По русскому языку и литературе Карбышева Н.Г. проведены следующие внеклассные мероприятия:
Литературная викторина «По страницам прочитанных книг…»-7-11 кл.
Квест по теме «Лексика»-7-8 кл
«Пушкин –наше все!» 5-9 кл.
«В мире фразеологизмов»-7-9 кл.
Интеллектуальная игра «Грамотным быть модно»
Учитель английского языка Силивончик Л.П. (5-11 класс) организовала внеклассные мероприятия:
«Традиции празднования Рождества в Великобритании» -6 кл.
«Стихи – поговорки по английскому языку на тему «Одежда» -5 кл.
Викторина «Добро пожаловать в Англию» - 8 кл.
«Национальные виды спорта в Великобритании и США» - 9-11 классы.
«Европейский День языков. День межкультурного диалога» - 8-11 кл.
Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
VII. Общие выводы:
- проблема школы и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;
- члены ШМО гуманитарного цикла понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы;
- тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями школы;
- заседания тщательно подготовлены и продуманы;
- протоколы заседаний ШМО ведутся и хранятся.
- выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения;
- проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения;
- уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды.
Но в работе педагогов ШМО остались ещё не решённые до конца проблемы:
- не в полной мере используются на уроках и внеурочной деятельности современные образовательные технологии;
- не систематически ведётся работа с одарёнными и слабоуспевающими школьниками;
- в целях распространения имеющегося у учителей ШМО педагогического и методического опыта необходимо усилить практическую направленность, делая акцент на обмен опытом путём размещения методических разработок на форумах и сайтах, публикации;
- качество знаний учащихся;
- недостаточно используются инновационные технологии.
Имеющиеся недостатки в работе анализируются, а значит, возможно их устранение.
На основании вышеизложенного работу ШМО учителей гуманитарного цикла следует признать удовлетворительной.
Так как проблема совершенствования методики подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ и проблема совершенствования методики проведения занятий согласно требованиям ФГОС ООО остаются актуальными для ШМО учителей гуманитарного цикла.
Предложение работу МО учителей гуманитарного цикла в 2020-2021 учебном году признать удовлетворительной.
Задачи методической работы на 2024—2025 учебный год:
Повышение качества обучения через применение инновационных технологий обучения
Использование в работе проектной и исследовательской методик
Применение информационных технологий на уроках
Продолжить работу по организации использования ИКТ как на уроках, так и во внеурочное время с целью активизации познавательной деятельности учащихся, оптимизации УВП в целом
Совершенствовать работу ШМО по обмену опытом и повышению самообразования
Усилить работу учителей ШМО со слабоуспевающими учениками, составить индивидуальный план работы с ними.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- овладение учителями МО современными педагогическими технологиями;
- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС ОО;- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _________________ Силивончик Л.П.