СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2023 - 2024 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление - аналитический отчет о работе учителей гуманитарного цикла

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2023 - 2024 учебный год»

Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла за 2023 - 2024 учебный год


Деятельность методического объединения строилась по следующим направлениям:

- Организационно-педагогическая деятельность (проведение заседаний МО, участие в педагогических советах школы, методических семинарах; организация и проведение школьного тура предметных олимпиад; организация индивидуальных занятий и консультаций для победителей школьных олимпиад, их подготовка к районным и региональным предметным олимпиадам и конкурсам; организация участия победителей школьных олимпиад в районных и региональных олимпиадах и конкурсах).

- Информационная деятельность (изучение нормативных документов).

- Научно-методическая деятельность (изучение нормативных документов, методических рекомендаций по преподаванию предметов гуманитарного цикла на 2023/2024 учебный год; разработка рабочих программ по предметам гуманитарного цикла; планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей обучающихся; организация и проведение входного контроля знаний обучающихся, триместровых, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам; организация работы с отстающими обучающимися; изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов; проведение заседаний МО).

- Диагностико-аналитическая деятельность (контроль качества преподавания, анализ состояния преподаваемых предметов; диагностические исследования: профессиональные затруднения педагогов, анализ уровня обученности среди 5-11 классов (по результатам контрольных работ, ВПР, итоговых оценок); анализ работы МО учителей гуманитарного цикла).


Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМО учителей гуманитарного цикла.

Деятельность ШМО в 2023-2024 учебном году строилась в соответствии с требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на 2023-2024 учебный год.

ШМО учителей гуманитарного цикла работало по теме «Развитие читательской грамотности обучающихся».

Основной целью работы было – создание условий для развития читательской грамотности обучающихся на всех предметах через применение современных методов и приемов организации образовательной деятельности.

В процессе работы решались следующие задачи:


  • Внедрение в практику наиболее эффективных технологий для развития навыков смыслового чтения.

  • Изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования.

  • Формирование профессиональной компетентности учителей, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.

  • Методическая помощь учителям в подготовке обучающихся к государственной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

  • Планирование, проектирование уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся

Ожидаемыми результатами работы были намечены:

  • Формирование читательской грамотности учащихся.

  • Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС

  • Повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время;

  • Создание условий в процессе обучения для развития у обучающихся творческих способностей, познавательной активности, способности к самостоятельному получению знаний и рефлексии.


Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2023-2024 учебном году целей и задач. В течение учебного года деятельность ШМО учителей гуманитарного цикла отличалась стремлением к совершенствованию профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащению практического опыта учителей – предметников .

Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся.



Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность.


Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов ШМО гуманитарного цикла. В 2023-2024 учебном году школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла представлено 8 учителями. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию через организацию взаимопосещений уроков, участие в вебинарах по педагогике, в конференциях, организуемых в сети Интернет, вели занятия по внеурочной деятельности, направленные на развитие читательской грамотности обучающихся.

Анализ внеклассной деятельности ШМО.

Внеклассная работа проходила по нескольким направлениям.


ВСОШ.

С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла.



ВСОШ – школьный этап. Сравнительная статистика за 2 года



предмет

класс

кол- во участников

призеры

победители

макс. по школе



2022

2023

2022

2023

2022

2023

2022

2023

русский язык

5

11

4

6

1

0

1

43

53


6

9

8

5

4

1

0

79

35


7

7

5

1

1

0

1

41

62


8

9

4

0

0

0

0

28

23


9

4

3

1

2

1

0

57

44


10

4

3

1

1

1

0

49

40


11

1

2

0

1

1

0

70

43



45

29

14

10

4

2



лит - ра

5

10

4

4

1

0

1

60

87


6

7

6

1

1

1

2

61

57


7

5

3

0

2

1

0

56

48


8

5

3

1

0

1

0

42

6


9

4

2

2

0

1

0

57

33


10

0

1


0


0


29


11

0

0


0


0





31

19

7

4

4

3



история

5

0

0


0


0




6

2

5

0

3

1

1

37

61


7

6

8

1

5

1

1

28

70


8

3

7

0

4

1

1

31

70


9

0

1


0


1


71


10

2

0

0


0


20



11

0

0









13

21

1

12

3

4



обществоз.

7

3

0

0


0


15



8

8

0

0


1


25



9

8

9

0

2

0

2

20

60


10

3

2

0

1

1

0

30

33


11

5

6

1

2

0

0

24

43



26

17

1

5

2

2



англ. язык

5

6

5

0

1

0

1

18

84


6

6

1

0

1

0

0

18

37


7

4

6

0

2

0

0

21

43


8

1

1

1

0

0

0

26

43


9

0

1


0


0


31


10

1

0

-

1

-


47

-


11

0

1


0


1

-

54



18

15

1

5

0

2



ИТОГО


133

101

24

36

13

13



Анализ участия обучающихся во ВСОШ за два года показывает падение интереса к школьным олимпиадам, количество мотивированных детей существенно снизилось по русскому языку и литературе. Особенно это было заметно по пятиклассникам, количество участников ВСОШ среди которых снизилось по сравнению с предыдущим годом более чем в 2 раза. Наряду с этим значительно увеличилось количество призеров школьного этапа олимпиады по истории, что во многом объясняется заданиями тестового характера, не требующими развернутых формулировок. Анализ ответов детей показывает , что ученики 5-7 классов мало знакомы с фразеологией, с трудом справляются с заданиями на сопоставление. Пятиклассники не знают авторов известных детских сказок, не любят писать развернутые ответы и тексты различных жанров. Детям сложно сосредоточиться на внимательном и вдумчивом чтении текстов заданий.


ВСОШ – муниципальный этап. Сравнительная статистика за 2 года



предмет

класс

кол- во участников

призеры

победители

макс. по школе



2022

2023

2022

2023

2022

2023

2022

2023

русский

7

1

2

0

0

0

0

8,5

32


8

0

0

-

-

-

-




9

2

0

0


0


28,5



10

2

0

0


0


33



11

1

0

0


0


35




6

2

0

0

0

0



литра

7

1

0

1

0

0

0


56,5


8

1

1

1

1

0

0


49. 5


9

2

1

1

1

0

0


55


10

0

1


1


0


52


11

1

0

0

0

1

0


68,5



5

3

3

3

1

0



история

7

0

5

-

0

-

0


19


8

1

3

0

0

0

0

27.5

31


9

0

1


0


0


46


10

0

0

0


0





11

0

0









1

9

0

0

0

0



обществоз.

7

-

-

-

-

-

-




8

1

0

1


0


26



9

0

3

0

1

0

0


54


10

1

0

0

-

0

-

12



11

1

0

0

-

0

-

27, 75





3

3

1

1

0

0



англ. язык

7

0

0








8

0

0








9

0

0








10

1

0

0

-

0

-

20,5

-


11

0

1


0


0

-

41



1

1

0

0

0

0



ИТОГО


16

18

4

4

1

0





ВСОШ – региональный этап. Сравнительная статистика за 2 года

предмет

класс

кол- во участников

призеры

победители

макс. возм. балл

макс. по школе

литра


2022

2023

2022

2023

2022

2023

2022

2023

2022

2023


9

1

1

0

0

0

0


100

20

12


10

0

0


-


-






11

1

0

1

-

0

1



62

-



2

1

1

0

0

0





обществоз.

9

0

1

0

0

0

0




26,5


10

0

0

-

-

0

-






11

0

0

-

-

0

-









0

1

0

0

0

0





ИТОГО


2

2

1

0

0

0






Количество участников муниципального этапа увеличилось на 2 человека, количество призеров по сравнению с прошлым годом не изменилось. Невысокий процент участия и призовых мест на ВСОШ свидетельствует о необходимости систематической подготовки мотивированных обучающихся с привлечением Интернет-источников и, возможно, о необходимости разработки элективных курсов по подготовке к олимпиадам, а также работы по созданию команды тренеров.


Конкурсы и другие внеклассные мероприятия.

Наша школа приняла участие международном фестивале детского литературного творчества «Устами детей говорит мир». Ученица 7а касса Широкова Анна стала лауреатом конкурса в номинации «Литературная палитра».

Учителя русского языка и литературы Козловская И.М. и Козловская А.В. организовали и провели школьный этап Всероссийского конкурса «Живая классика». Участие приняли 9 обучающихся 5 – 7 классов. В марте 2023 года победители школьного этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» приняли участие в муниципальном туре. Широкова А. (7 класс) стала победителем и приняла участие в региональном этапе. По результатам регионального этапа Широкова Анна стала лауреатом конкурса «Живая классика».

Группа обучающихся , которую курировала Черепанова Т. Г., провела традиционную серию экскурсий по экспозиции школьного музея. Обучающиеся 6а классов подготовили и провели КВИЗ, посвященный событиям Великой Отечественной войны.

В течение года велась ежедневная работа в СМИ «Золотая малина» (руководитель А.В.Козловская. Команда "Золотой Малины" по результатам участия в Олимпиаде "Лица Сферума" вошла в 100 лучших команд России. Корреспонденты «Золотой малины» стали участниками программы радио «Благовест» в рамках программы дополнительного образования Томского района "Радио Первых".

Ребята из киноклуба «Подводная лодка» стали победителями и призёрами Муниципального фестиваля "Камера! Мотор!" На этом фестивале Малиновские школьники под руководством Анастасии Валерьевны Козловской заняли 6 призовых мест в разных номинациях: 4 первых и 2 вторых., стали участниками и призерами международных конкурсов «Бронзовый витязь», «Киновертикаль», «Смотри, это Якутия».

Команды дебатеров под руководством В.А. Мастихиной заняли на муниципальном турнире в п. Зональном 1 и 3 места.

Корреспонденты СМИ "Золотая Малина" участвовали в I Слете-фестивале медиа-объединений Томского района

В апреле учителя английского языка Стрельникова Т.В. И Кузнецова Н.С. организовали конкурс "Extra English". Школьники читали наизусть тексты на английском языке. Гран-при была отмечена Кристина Гайдученко, ученица 11 класса, выступления многих участников получили высокую оценку жюри

Ученица 7а класса Широкова Анна стала победителем регионального конкурса «Читаем Гамзатова». Ребята из школьного театра «Шанс» - победителями муниципального конкурса «Театр. Творчество. Дети.»

Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у обучающихся интереса к изучаемым предметам, повышению образовательного уровня, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности.


Подготовка к экзаменам.

Учителями МО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ГИА в форме ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ: индивидуально-групповые занятия, индивидуальные консультации, велась углубленная работа с тестовыми заданиями, подготовка к части экзамена с развернутым ответом.

Сравнительная таблица результатов ЕГЭ и ОГЭ за 2 года:

Предмет

кол сд23

24

Тестовая часть 2023

процент выполнения

Тестовая часть 2024

процент выполнения

Развернутый ответ 2023

процент выполнения

Развернутый ответ 2024

Процент выполнения

Средний балл 2023

Средний балл 2024

высокобалльники 2023

высокобалльники 2024

литра

1

1

5

71

5

83,3

34

75,6

38

90,4

57(39)

73 (43

0

0

русс.

6

7

20

66,7

16,1

55, 7

19

79,2

14, 3

68

71

59

2

0

общест.

3

5

19,3

69

18,2

65

11

36,7

12,6

42

53, 3

54,8

0

0

история

0

1



10


12





58


0

англ

0

1



17




12

12

60

60


48


0

общесто 9

6

7

12, 7


11,9

70

10, 7


10,4

52

23, 3

21,9

50 проценто качество

42,8

рус 9

19

17

3,1

44,3

5,06

45,9

22, 3

85,8

18,1

69,7

25,4

22,6

73,7

47

лит 9

1

0





18

40



18


0


ист 9

2

0

12,5




5




17,5


50



В результате сопоставления можно сделать выводы о том, что больше внимания нужно уделять решению тестовых заданий по русскому языку( особенно в 9 классе) и выполнению практических заданий по обществознанию (также особенно в ( классе).В целом , в этом году выпускники сдали экзамены успешно, хотя продемонстрировали более низкий уровень , чем выпускники 2022-2023 годов. Учителям следует более внимательно относиться к изменениям в заданиях и критериях их оценки. Это позволит выбрать более верную стратегию подготовки к экзаменам.


Общие выводы:

В этом году учителями уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой деятельности, сохранению и поддержанию успешной образовательной среды, что , бесспорно, является положительным моментом в работе МО.

Проблема школы и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой:

Хотя в целом обучающиеся справились с итоговой аттестацией по предметам гуманитарного цикла, анализ контрольных работ и проверка техники чтения обучающихся 5– 8 классов показывают, что дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

- зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

Поэтому начатая работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения смысловому чтению будет продолжена в новом учебном году.