Анализ работы учителя по адаптации первоклассников
к новым условиям школьной жизни
Проводилось изучение адаптации учащихся 1 класса Д.
Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий УВП, соблюдение требований к современному уроку.
Технология: посещение уроков, анкетирование учащихся, собеседование с учителем и учащимися.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.
Условия адаптации:
Физиологические:
Психологические:
психологический климат в семье;
формирование интереса к школе;
недопустимость физического воздействия;
предоставление самостоятельности;
учёт темперамента ребёнка;
организация контроля за учёбой;
поощрение за успехи и достижения;
моральное стимулирование;
развитие самоконтроля и объективной самооценки.
- учебные занятия проводятся в первую смену;
- пятидневная учебная неделя;
- продолжительность уроков 35 минут;
- в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
1 четверть - 3 урока, со 2 четверти – 4 урока;
- организация облегчённых дней в понедельник и пятницу (со 2 четверти);
- дети получают горячее питание;
- систематически в классах работает психолог.
В результате посещения уроков было выявлено, что учитель 1 класса Д стремится обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования. Для успешного решения возникающих проблем учитель на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Преподаватель использует словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Учитель продумывает воспитательный аспект: детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья.
В кабинете, где занимаются первоклассники, соблюдаются: режим проветривания и освещённости классной комнаты. После занятий проводится влажная уборка класса. В кабинете есть необходимые стенды, помогающие в работе с детьми.
С целью выяснения степени успешности адаптационного периода среди учащихся 1 Д класса было проведено анкетирование:
1Д -30 чел.
№ | вопросы | да | нет | не знаю |
1 | Было ли у тебя желание идти в школу? | 30 | 0 | 0 |
2 | Тебе часто хочется остаться дома и не ходить в школу? | 3 | 27 | 0 |
3 | Чувствуешь ли усталость на занятиях? Когда? | 2чел. после 1 урока 1 чел. после 2 урока 2 чел. после 3 урока | 25 | 0 |
4 | Испытываешь ли ты чувство голода? Когда? | После 2 урока -11 чел. | 19 | 0 |
5 | Какую роль в классе тебе хотелось бы выполнять: |
| командира | 10 | | |
| цветовода | 6 | | |
| санитара | 3 | | |
| дежурного | 11 | | |
Анкетирование показало, что желание детей посещать школу после 2 недель занятий не уменьшилось, а это значит, что адаптационный период проходит нормально.
В классе ведётся большая внеурочная воспитательная работа по правилам дорожного движения, технике безопасности и охране здоровья.
Выводы и рекомендации:
В школе созданы условия, благоприятно влияющие на учебно - воспитательный процесс.
Работа учителя на уроках строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности уч-ся.