СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы построен на основе исследовательского метода обучения, он предполагает тесную взаимосвязь предметов "русский язык" и "литература"

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви"»

Класс 9

Учитель Андрианова Е.П.

Тема: Анализ текста рассказа А.П.Чехова «О любви»

Форма урока: интегрированный урок (русский язык и литература)

ЦЕЛИ УРОКА:



Образовательные:

  • создать условия для понимания неко­торых черт мировоззрения А. П. Чехова на основе анализа языка его произведений;

  • организовать деятельность учащихся по определению роли речевых средств в выражении авторской идеи в рас­сказе;

  • совершенствовать навык критического осмысления текста;

  • содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.



Развивающие:

  • развивать умения работы с текстом,

  • развитие умения определять особенности языковых средств в художественном произведении,

  • развивать навыки исследовательской работы,

  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания,



Воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

  • воспитание умения слушать и говорить;

  • воспитание аккуратности и внимания;

  • воспитание бережного отношения и любви к родному языку.



ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, слайдовая презентация,

  • словари, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова,

  • «Сладкие грезы» П. И. Чайковского,

  • таблица для заполнения на уроке;

  • рисунки шляп

Методы и приёмы:

    • “Шляпы мышления”,

    • лингвистический эксперимент,

    • заполнение двухчастной таблицы,

    • метод гиперссылки,

    • лингвистическое исследование

Ход у рока.


Язык не только говор, речь. Язык есть образ

всего внутреннего человека, его ума, того,

что называют сердцем, он выразитель

воспитания всех сил — умственных и нрав­ственных.

Гончаров

  1. Орг. момент

  2. Стадия вызова

— Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А. П. Чехова. Но наш урок необычен. Мы попытаемся глубже понять произведения Чехова, заглянув в его творческую мастерскую. Если для художника главными инструментами яв­ляются краски и кисти, для композито­ра — звуки, то для писателя и поэта — слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.

- Эпиграф нашего урока – слова И.Гончарова. Как вы понимаете их? (Беседа о значении слов слово, язык)

- Как вы думаете, зачем нам, читателям нужно узнавать внутренний мир автора произведения?

- Чехов сказал: «Умею кратко говорить о длинных вещах».

- Давайте вспомним, каковы основные черты рассказов Чехова

    • Заглавие имеет точное идейное звучание

    • Сюжет строится на остром, необычном положении.

    • Композиция: экспозиция – очень кратко, динамичное действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

    • Художественная деталь заменяет многоречевые описания.

    • В авторской речи чёткие синтаксические конструкции, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.

    • Сравнения – подсказаны жизнью; эпитеты – немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.

    • Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.

    • Наличие подтекста.

  1. Сообщение целей урока.

— Сегодня на уроке мы посмотрим, как А. П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего, авторского отношения к героям рассказа «О любви».

- Мы постараемся увидеть названные черты творчества писателя в рассказе и ответить на вопрос: «Какие приемы обращения Чехова со словом помогли ему достичь в своих произ­ведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания?»

  1. Проверка домашнего задания

- На сегодняшний урок учащиеся готовили презентации своих небольших исследовательских работ по «Маленькой трилогии» А.П.Чехова. Представьте свои работы, девочки.

  1. Стадия осмысления. Работа с текстом.

  • Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А. П. Чехо­ва вместе с рассказами «Человек в фут­ляре» и «Крыжовник». Мы хорошо знаем содержание этих рассказов, знаем, что рас­сказы объединены одной темой. Какова же эта тема? (О несовершенстве в жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».)

  • Как же развивается эта тема в рас­сказе «О любви»? (Распространение «фут­лярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь.)

  1. Шляпы мышления”

Предлагаю разделиться на группы и выразить свои впечатления от рассказа «О любви». Каждой группе соответствует определённый тип мышления:

красная шляпа: чувства и интуиция;

белая шляпа: информация;

черная шляпа: критика;

желтая шляпа: логический позитив.

  1. Работа с названием рассказа

  • Чтобы результативно поработать на уроке мы воспользуемся таблицами, лежащими у вас на столах. В первой колонке вы видите этапы нашего сегодняшнего урока, во вторую мы будем записывать комментарии и выводы, которые сделаем.

  • Обратимся к тексту. Мы знаем с вами, что у Чехова заглавие рассказа передает идейный смысл. «О любви»...

Что значит слово любовь? Дома вы должны были заглянуть в «Словарь рус­ского языка» С. И. Ожегова и выяснить значение этого слова. (Ученики читают свои записи о значении этого слова.)

  • В каком значении употребляет это слово Чехов? (Чувство самоотверженной, сердечной привязанности двух героев рас­сказа — Алехина и Анны Алексеевны Луганович.)

  • Слово — это единство лексиче­ского и грамматического значения. Мы с вами выяснили лексическое, а грамма­тическое? (Сущ., 3-го скл., ж. р., им. п.) Но у Чехова для названия рассказа выбрана определенная грамматическая фор­ма: о любви. (Форма предложного паде­жа — о чем?) Прочитав заглавие рас­сказа, мы понимаем, что разговор пойдет о любви. А можно ли этот рассказ назвать «Любовь»? Почему?

  • В начале урока мы говорили, что Чехов «Кратко говорит о длинных вещах». Кроме того, мы знаем, что характерной особенностью его рассказов являются лаконичные ёмкие названия. Зачем же писатель ставит слово в предложный падеж и употребляет вместе с предлогом?

  • Если бы вам предложили продол­жить название рассказа «О любви (какой?)», что бы вы добавили в соответ­ствии с содержанием рассказа? («о любви нежной, трагиче­ской, грустной, запретной, тайной, незабывающейся...» и т. д.)

  • Что же передаёт автор в названии рассказа?

Вывод:   Названием Чехов подчёркивает, что разговаривать о любви можно сколько угодно. Говоря его же словами: «Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно».

  1. Анализ речи Алёхина

  • Какова особенность композиции рассказа. («Рассказ в рассказе».)

  • О любви мы знаем из рассказа Але­хина. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов мастер речевого портре­та. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущ­ность.

— Давайте попытаемся проанализиро­вать речь Алехина с точки зрения лек­сики.

(Речь его содержательна, точна, правильна, богата и выразительна. Перед нами культур­ный, умный, образованный человек. В речи Алехина Чехов исполь­зует самые разные пласты лексики)

На слайде презентации таблица «Пласты лексики в речи Алехина».

Пласты лексики в речи Алехина.

разговорно - бытовая лексика (холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и т.д.);

просторечные слова (спанье в санях, мужики, бабы и т. д.);

просторечно – вульгарные слова (мурло);

просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке);

церковно - славянская лексика (питать пристрастие, «тайна сия велика есть»);

книжная лексика (обо всем этом можно трактовать как угодно; поэтизировать; индивидуализировать и т. д.);

просторечные фразеологические обороты (говорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе и т. д.).

- Что вы можете сказать о речи персонажа?

- Как он говорит о бытовых вещах? Подтвердите примерами.

-Меняется ли его речь, когда он говорит о любви? Подтвердите примерами.

- Является ли речь Алёхина подтверждающей основные принципы творчества Чехова?

Вывод: Рассмотрев речь Алехина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного, куль­турного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и даже речь. А достигает этого Чехов, вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений. Когда же Алехин говорит о любви в высоком значении этого слова, он меняется на наших глазах, соответ­ственно меняется и строй его речи — его речь становится поэтичной.

  1. Выразительное чтение.

- Мы с вами знаем, что в образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова, знаем историю ее взаимоотношений с А. П. Чеховым. Я рас­сказывала вам, что Лидия Алексеевна вернула сестре Чехова, Марии Павловне, все его письма, кроме одного. Что же это было за письмо?

На фоне музыки П. И. Чайковского звучит отрывок из письма (подготовлено выразительное чтение отрывка одним из учащихся).

Мы не признались друг другу в любви и скрывали ее робко, ревниво. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастли­вое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили. Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если бы я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым человеком, артистом, художни­ком, а то из обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И она, по-види­мому, рассуждала подобным же образом, боясь сделать меня несчастным, хотела, чтобы я же­нился на хорошей достойной девушке, и часто говорила об этом. И потом уж, я со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе...

(Чтение закончилось, музыка тихо про­должается.)

— Знакомы ли вам эти строки? (Да, это строки из письма и в то же время это строки из рассказа «О любви»).

-Давайте возвратимся к эпиграфу нашего урока. Действительно ли в художественном произведении отражается внутренний мир автора, его «сердце»?

- Какие синтаксические структуры преобладают в тексте письма? О чём это говорит?

Вывод: Автор точно и тонко пишет о своих чувствах. Личные переживания находят отражения в произведении, помогают через героев понять его позицию.

  1. Музыкальное начало в повествовании А. П. Чехова.

Чехов говорил, что каждое из произведений прозы должно действовать не только своим содержанием, но и формой, должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление.

  • Какое чувство испытывали вы, когда слушали чтение произведений Чехова? (Похожее на то, когда восприни­маешь музыку)

  • Нас поражает мелодия чеховской ре­чи, ее ритм, поражает музыкальность ее звучания. Как вы думаете, что помогло вам сегодня глубже почувствовать музы­кальность речи Чехова? (Звучащая музы­ка.)

  • Узнаете ли вы автора музыки? Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского? (Учащиеся отмечают, что сближает их то настроение, которое они ощущают, слушая и речь, и музыку.)

  • Давайте попытаемся проследить, как же достигает Чехов музыкальности по­вествования. (Учащиеся отмечают, что сло­ва поэтичны, мелодичны.)

  • Вспомним, в чем основное отличие поэтической речи от прозаической? (В ос­нове поэтической речи — ритм, размер", ритмическое начало.)

  • Что такое ритм? (Равномерное чере­дование каких-нибудь элементов)

  1. Индивидуальная исследовательская работа с текстом.

— В данном случае элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем отры­вок, который мы услышали (учащиеся открывают текст), и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.

Учащиеся работают с текстом, замечают, что Чехов часто употребляет в предложе­ниях однородные члены, подчеркивают их:

Скрывали ее робко, ревниво; любил нежно, глубоко; тихая, грустная любовь; счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома; красивая, интересная жизнь; был знаме­нитым ученым, артистом, художником; из обыч­ной, будничной обстановки; в случае моей бо­лезни, смерти; и т. д.

- Зачем, по вашему мнению, автор использует однородные члены предложения?

Вывод: Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предло­жений, образная речь, и при этом — ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.

  1. Лингвистический эксперимент.

Мы с вами подбирали определение к слову любовь. А какие определения к этому слову подобрал А. П. Чехов? Найдите их в услышанном отрывке. (Тихая, грустная любовь).Эти ответы созвучны с вашими.

Сейчас мы посмотрим, насколько вы чутки к слову писателя. Закройте книги. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому. Чуть позже мы сопоставим ваши варианты с чехов­ским.

...Тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину (...), (...), (...), (...), (...), женщину, какой я раньше никогда не встречал.

Учащиеся работают с текстом, подбирают определения. Читают свои варианты, срав­нивают их с текстом.

— Многие из вас верно восстановили текст. Обратите внимание, как расположены эпитеты у Чехова: молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная.

Обаятельная.

— Давайте определим значение этого слова.

Учащиеся предлагают свои варианты, затем вместе с учителем обращаются к «Словарю русского языка» С. И. Ожего­ва:

"Обаятельный — очаровательный, полный при­тягательной силы.

Эпитет обаятельная подобран Чеховым очень точно.

- Каковы особенности использования средств художественной выразительности писателем?

Вывод: Средства художественной выразительности, в частности, эпитеты, позволяют автору красочно и точно нарисовать картину действительности, создают особую атмосферу произведения, особое настроение у читателей.

Проанализируем начало следующе­го предложения:

И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, кра­сивой, умной женщины, которая выходит за не­интересного человека, почти за старика...

— Что можно сказать об этом предложе­нии?

(Предложение сложное, в нем наблюдается знакомое уже нам троекратное повторение однородных членов, в первой части предложения однородные обстоятельства соединены по­вторяющимся союзом и)

— Попробуем перестроить первую часть этого предложения — опустим повторяю­щийся союз:

и 0, и 0, и 0→0, 0, 0.

  • Что изменилось в предложении? (Ме­няется эмоциональная окраска предложе­ния.)

  • Чехов умело использовал экспрессив­ные возможности предложений с повторяю­щимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложе­ния, исчезает музыкальность фразы.

  • Какие комментарии мы можем дать по проведённому эксперименту? Какой принцип создания рассказов он иллюстрирует?

Вывод: А. П. Чехов мог с полным правом заяв­лять: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам. Художественная деталь заменяет многоречевые описания. В авторской речи чёткие синтаксические конструкции, простота и ясность.

  1. Рефлексия урока

Нас захватывают переживания героев, вместе с ними мы пытаемся ответить на те вопросы, которые они задают. Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло нам все это понять слово, ибо, по определению Аристотеля, «слово есть знак состояния души».

— А. П. Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался. В этом вы сегодня убедились сами. Мы с вами попыта­лись заглянуть в творческую мастерскую Антона Павловича, попытались выявить те приемы обращения Чехова со словом, кото­рые помогли ему достичь в своих произ­ведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличает­ся чеховская проза.

  1. Работа в малых группах

- Перед вами листы бумаги, на которых вы, посовещавшись, запишите тот приём или те приёмы, которые, по вашему мнению, помогли ему передать грандиозное содержание рассказа. (Дети пишут, комментируют, крепят к доске).

Сравните то, что получилось у вас с моими заготовками.

На слайде таблица:

В творческой мастерской А. П. Чехова.

А.П. Чехов использует:

  • образную речь;

  • различные пласты лексики для создания речевого портрета;

  • точные оценочные определения;

  • стройные ритмичные синтаксические кон­струкции предложений;

  • экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами.


— Конечно же, это только часть тех приемов, которые использовал А. П. Че­хов. Это большая, неисчерпаемая тема. Мы с вами рассмотрели лишь несколько примеров.


  1. Подведение итогов урока

Рассказ окончен, но вопросы, заданные в рассказе, остались неразрешенными. А. П. Чехов предоставил вершить суд над героями жизни и нам, его чи­тателям. Наверно, нам нужно согласиться с Алехиным, что «любовь — тайна сия велика есть». Как тайное является каждое произведение писателя, и. читая его, мы снова и снова пытаемся разгадать эту тайну.

  1. Рефлексия

- Продолжите фразу:

«Для меня сегодняшний урок был…»















Самоанализ интегрированного урока

(русский язык и литература) по теме:

«Анализ текста рассказа А.П.Чехова «О любви»

При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся. Трём девочкам было предложено в качестве домашнего задания выполнить небольшие исследовательские работы по рассказу А.П. Чехова «О любви». Такая работа им интересна. Они успешно с ней справились. Кроме того все задания по ходу урока формулировались, исходя из реального уровня знаний и понимания темы.

Данный урок интегрированный, он основан на материале, изучаемом в курсе литературы, но включает элементы программного материала по русскому языку.

На уроке реализовались следующие цели:

Образовательные: создать условия для понимания неко­торых черт мировоззрения А. П. Чехова на основе анализа языка его произведений; организовать деятельность учащихся по определению роли речевых средств в выражении авторской идеи в рас­сказе; совершенствовать навык критического осмысления текста; содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.

Развивающие: развивать умения работы с текстом, развитие умения определять особенности языковых средств в художественном произведении, развивать навыки исследовательской работы, развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания,

Воспитательные: воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе; воспитание умения слушать и говорить; воспитание аккуратности и внимания; воспитание бережного отношения и любви к родному языку.

Все указанные цели были взаимосвязаны. Они соответствовали возрастным и личностным особенностям учеников.

Этапы урока были выделены в соответствии со структурой урока в рамках технологии развития критического мышления. Выбранные приёмы, соответствовали структуре урока.

Использование слайдовой презентации было обоснованным. Она концентрировала на себе внимание учащихся, помогала им верно сориентироваться при решении поставленных перед ними задач.

Задачи, поставленные в начале урока, были успешно реализованы.



Учитель русского языка и литературы____________________/Е.П. Андрианова/


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!