Анализ результата
единого государственного экзамена по биологии
за 2021– 2022 учебный год в МКОУ «Левашинская СОШ»
Дата проведения экзамена: 16.03.2022г.
На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 апреля 2021г. № 161/470 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к исполнению средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году», был проведён пробный экзамен по биологии.
1. Характеристика КИМ
Каждый вариант КИМ содержал 28 заданий и состоял из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности (таблица 1).
Часть 1 содержала 21 задание:
6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;
6 – на установление соответствия элементов двух множеств;
3 – на установление последовательности систематических таксонов,
биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
2 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.
В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации.
В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Таблица 1
| Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 58 (в %) |
Часть 1 | Базовый | 12 | 20 | 34,5 |
Повышенный | 9 | 18 | 31 |
Часть 2 | Высокий | 7 | 20 | 34,5 |
| Итого | 28 | 58 | 100 |
Уровни сложности задания: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
2. Продолжительность экзаменационной работы по биологии
На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
− для каждого задания части 1 – до 5 минут;
− для каждого задания части 2 – 10–20 минут.
3. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.
Ответы на задания части 2 проверяются предметными комиссиями. Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
При оценивании выполнения каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.
При оценивании выполнения каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях. При оценивании выполнения каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.
В части 2 выполнение задания 22 оценивается максимально в 2 балла, выполнение каждого из заданий 23–28 оценивается максимально в 3 балла.
Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 58.
4. Результаты экзамена по биологии
Таблица 2
Класс | Кол-во участников экзамена | ФИО | Проходной балл | Первичный балл | Вторичный балл | Абсолютная успеваемость |
11 | 1 | Магомедова Халимат | 36 | 25 | 56 | 100 |
Из таблицы видно, что Магомедова Халимат справилась с заданиями и перешагнула порог успешности.
5. Анализ результатов выполнения заданий
Результаты выполнения заданий экзаменационной работы приведены в таблице 3 .
Таблица 3
Результаты освоения элементов содержания стандарта по предмету
№ | Проверяемые элементы содержания | Выполнили верно (%) | Не справились (%) |
1 | Биологические термины и понятия. Дополнение схемы | 40 | 60 |
2 | Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей | 20 | 80 |
3 | Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи | 0 | 100 |
4 | Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | 100 | 0 |
5 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | 60 | 40 |
6 | Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи | 20 | 80 |
7 | Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | 100 | 0 |
8 | Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | 80 | 20 |
9 | Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | 40 | 60 |
10 | Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | 100 | 0 |
11 | Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности | 80 | 20 |
12 | Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | 40 | 60 |
13 | Организм человека.Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | 80 | 20 |
14 | Организм человека. Установление последовательности | 40 | 60 |
15 | Эволюция живой природы.Множественный выбор (работа с текстом) | 80 | 20 |
16 | Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка) | 0 | 100 |
17 | Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) | 100 | 0 |
18 | Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка) | 80 | 20 |
19 | Общебиологические закономерности.Установление последовательности | 0 | 100 |
20 | Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | 100 | 0 |
21 | Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме | 100 | 0 |
Часть II |
22 | Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) | 20 | 80 |
23 | Задание с изображением биологического объекта | 60 | 40 |
24 | Задание на анализ биологической информации | 40 | 60 |
25 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | 0 | 100 |
26 | Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации | 60 | 40 |
27 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | 0 | 100 |
28 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | 0 | 100 |
Всего заданий – 28, из них
по типу заданий: с кратким ответом – 21, с развёрнутым ответом – 7;
по уровню сложности: Б – 12; П – 9; В – 7.
Максимальный первичный балл за работу – 58.
Из таблицы 2 видно, что менее успешно (20%) учащиеся справились с заданиями по темам:
1) Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей.
2) Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи.
3) Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико ориентированное задание)
Не справилась с заданиями (0%) по темам:
1) Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи
2) Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка)
3) Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов
4) Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации
5) Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации
6. Основные выводы и рекомендации:
Причины ошибок:
- слабый навык контроля и самоконтроля (невнимательность при чтении задания);
- сложность изучаемых явлений особенно в курсе зоологии, анатомии, физиологии человека и генетики;
- недостаточное количество заданий практического характера в школьном курсе биологии за 10-11класс.
Рекомендации учителю:
- обратить внимание при подготовке к ГИА в 2021-2022 учебном году на задания тестовой части работы, по которым были допущены типичные ошибки;
- продолжить вести работу по индивидуальному плану подготовки учащихся к ГИА в 2021-2022 учебном году;
- обратить особое внимание на отработку навыков применения биологических знаний при решении практических задач во второй части;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;
- воспитывать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности;
- осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся.
Учитель биологии: Кулибекова Айзанат Асадуллаевна