СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2022

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2022»

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку

Дата проведения- 31.05.2022

1. Характеристика КИМ

Работа ЕГЭ по русскому языку состоит из 2-х частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом.

В работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

-задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

-задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;

-задания на многократный выбор из списка.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий по частям работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 55 баллам

Тип заданий

Часть 1

26

34

58

С кратким ответом

Часть 2

1

25

42

С развёрнутым ответом

Итого

27

59

100


Распределение заданий КИМ по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Содержательные разделы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 58 баллам

Речь. Текст

5

5

9

Лексика и фразеология

2

2

3

Речь. Нормы орфографии

7

7

13

Речь. Нормы пунктуации

5

6

11

Речь. Языковые нормы

4

8

15

Речь. Выразительность русской речи

1

4

7

Развитие речи. Сочинение

1

25

42

Итого

27

59

100

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом

Виды работы с языковым материалом

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 55 баллам

Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений

16

(4-19)

21

38

Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

8

(1-3, 20-24)

11

20

Работа над письменным монологическим высказыванием

1

(25)

23

42

Итого

25

55

100

Распределение заданий по уровню сложности

Часть 1 проверяет усвоение обучающимися учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 8,25-26).

Часть 2 (задание 26- сочинение) может быть выполнено на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком)

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 55 баллам

Базовый

23

24

40

Высокий

3

10

18

Повышенный

1

25

42

Итого

27

59

100

Система оценивания заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8,16 и 26) ставится 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие- 0 баллов.

За выполнение задания 8 выставляется от 0 до 5-и баллов (5б.- нет ошибок; 4 б.- 1 ошибка; 3 балла- 2 ошибки; 2 б.- верно указаны 2 цифры; 1 б.- верно указана 1 цифра;0 б.- неверный ответ, неверная последовательность цифр или её отсутствие), задания 16 -0, 1 или 2б., задания 26 - 0-1-2-3 или 4 балла в зависимости от правильности ответов.


Результаты ЕГЭ по русскому языку


2022г

Всего участников

24

Средний балл

72

Максимальный балл

91


Минимальный балл

55

100 баллов

нет

81-99 баллов

5 чел.,

20%


61-80 баллов

15 чел.,

63%

36- 60 баллов

4 чел.,

17 %

Не преодолели минимальный порог

0

Вывод:

В 2022 г. результаты выше, чем в 2019 -2020 г., но ниже, чем в 2021: произошло уменьшение % выпускников, получивших на ЕГЭ от 81 балла до 100 (на 20%, но из них 2 выпускника получили по 80 баллов), уменьшился максимальный балл (с 94 до 91); стабильно 3 года подряд нет выпускников, не преодолевших минимальный порог.Результаты предыдущего годаанализировались, были учтены при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Стоит отметить, что выпускники 2022 года больше других обучались в дистанционном формате: 4-ую четверть 9 кл., когда еще не было ресурсов для нового формата обучения; одну четверть в 10 кл.; уходили на дистанционное обучение 2 раза в 11 классе. Считаю, что названные особенности обучения могли повлиять на качество подготовки в целом и в частности на результаты 1-ой части экзаменационной работы в разделе «Синтаксис. Пунктуация (задания 16-21), т.к. базовые умения по темам « БСП, СПс разными видами синтаксической связи и пунктуация в них» отрабатываются в 9 классе именно в 4-ой четверти 9 класса), а также и на выполнение заданий из др. разделов.

Результаты выполнения ЧАСТИ 1 в сравнении с ДР, выполненной на уроках.

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

%

выполнивших задание, ДР

24.02.- 01.03.22

(ОТ Колосова Д.)

17

78

96

31

57

78

61

72

44

22

22

52

83

65

44

21

70

57

60

35

17

65

57

60

39

68

% выполнивших задание, ЕГЭ

54

67

96

72

71

71

100

77

79

63

79

46

92

92

63

41

75

50

58

46

54

75

54

83

33

79

динамика

+

-

=

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

Показатели улучшились по 20 заданиям, уменьшились незначительнопо 5: № 2 (на 11%) –задание предполагает подбор грамматического средства связи между предложениями, требует знания морфологии; № 6 (на 7%) –задание предполагает знание морфологических норм; № 12(на 6%), № 23 ( на 3%), № 25 ( на 6 %).Все 3 задания предполагают несколько вариантов ответов. Стабильно выполнено задание №3.

Номер задания

Количество баллов

Проверяемые элементы содержания

% выполнения

Решаемость задания

1

1

Стили и их особенности

54

низкая

2

1

Средства связи предложений в тексте.

67

средняя

3

1

Лексическое значение слова.

96

очень высокая

4

1

Орфоэпические нормы (постановка ударения).

72

средняя

5

1

Употребление паронимов (лексикология).

71

средняя

6

1

Лексические нормы русского языка (кроме паронимов)

71

средняя

7

1

Образование форм слова (морфология).

72

средняя

8

5

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления.

77

средняя

9

1

Правописание корней.

79

средняя

10

1

Правописание приставок.

75

средняя

11

1

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме - Н- НН-).

75

средняя

12

1

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

46

очень низкая

13

1

Правописание НЕ и НИ.

92

высокая

14

1

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

92

высокая

15

1

Правописание – Н – НН – в различных частях речи.

63

средняя

16

2

Знаки препинания в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами.

41

очень низкая

17

1

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

75

средняя

18

1

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения.

50

низкая

19

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

58

низкая

20

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

46

очень низкая

21

1

Пунктуационный анализ текста

54

низкая

22

1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

75

средняя

23

1

Функционально-смысловые типы речи.

54

низкая

24

1

Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов попроисхождению и употреблению.

46

очень низкая

25

1

Средства связи предложений в тексте.

33

очень низкая

26

4

Языковые средства выразительности.

79

средняя

Как видно, более низкая решаемость заданий из 4 -х разделов: «Орфография» - 1 задание из 7;«Лексика» - 1 задание из 2-х; раздела «Пунктуация»- 3 задания из 5; раздела «Текст»- 2 задания из 5, из которых на крайне низком уровне – задание 25. Задание 1 включалось вКИМ впервые, отработка умений проводилась 1 год. Возможно, низкое качество выполнения остальных заданий связано с тем, что не все ответы выбраны верно, т.к. задания предполагают несколько вариантов ответов.

Результаты выполнения ЧАСТИ 2

Критерий

К1(1)

К2(5)

К3(1)

К4(1)

К5(2)

К6 (2)

К7 (3)

К8(3)

К9(2)

К10(2)

К11(1)

К12(1)

% решаемости

100%

81%

100%

100%

85%

85%

82%

65%

73%

73%

100%

96%

 

Критерии оценивания задания 27 




Содержание сочинения

 Решаемость в %

Результативность

К1

Формулировка проблемы исходного текста

 1 балл -100

0 баллов – 0

оченьвысокая

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

81%

высокая

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

 1 балл -100

0 баллов – 0

очень высокая

К 4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного
текста

1 балл -100

0 баллов – 0

очень высокая


Речевое оформление сочинения

 


К5

Смысловая  цельность,  речевая  связность  и

последовательность изложения

 85


высокая

К 6

Точность и выразительность речи

 65


средняя


Грамотность

 


К 7

Соблюдение орфографических норм

 82


высокая

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

 65


средняя

К 9

Соблюдение языковых норм

 73


средняя

К10

Соблюдение речевых норм

 73


средняя

К11

Соблюдение этических норм

100

очень высокая

К12

Соблюдение  фактологической  точности  в  фоновом материале

 96


очень высокая

Максимальное количество баллов за всю письменную работу  (К1–К12)

25

Ср. 20 баллов, 81%





Таблица соответствия годовых и экзаменационных результатов


 

Таблица соответствия годовых и экзаменационных результатов

 

Класс

Динамика

Кол-во

%

 

11

Понизили

1: Колосова Д.

55б. –низкий уровень, итог.отметка - «4», в 10 кл. имела «3» за год.Диагностическую промежуточную работу не выполняла, т.к. отсутствовала. В период консультаций отсутствовала 60%

4%

 

Подтвердили

18

 

75%

 

Повысили

5: Мещеряков В. (91 б.), имел «4»; выполнял некоторые сам.работы на «5»;

Серебренников А., (73б.), Гайбышев Д. (71 б.) – итог. - «3»; в 10 кл. за 1полуг. имели «4»;

Крючков Д. (65б.), Косенков А. (62 б.)

Интенсивно занимались в период консультаций

21%


Общее количество обучающихся в классе

 24

 100%

Показатели средних значений

Всего, обучающихся выполнявших работу

24

100%

СрАрифмпервичного балла

43

Показатель качества при выполнении работы

19

79%

СрАрифм тестового балла

72

Показатель качества обученности

18

75%

Мода

33,

46

Не освоили стандарт образования

0

0%

Минимальный балл

 

 

 

31

Задания базового уровня выполнили на (среднее значение)

 

81 %

Максимальныйбалл

 

 

 

54

 

 

 

Медиана

 

 

 

43

Коэффициент корреляции (объективность оценивания)

 

 

 

 

 

0,6

средний

 

 

 

 

 


Выводы

Статистика показывает, что выпускники продемонстрировали достаточный уровень сформированности всех проверяемых компонентов лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Выполнение всех заданий частей 1-ой, кроме 6 заданий под №№ 25, 24, 20,18, 16, 12, и 2-ойчасти экзаменационной работы, превышает 50%-ный рубеж. Тем не менее, качество выполнения отдельных групп заданий свидетельствует о том, что не все элементы содержания усвоены одинаково успешно. Это отражается в затруднениях части экзаменуемых, а именно:

В I части трудности вызвал раздел «Пунктуация», самой сложной для экзаменуемых оказалась пунктограмма «Знаки в ССП и простом предложении с однородными членами» (№16). Для успешного выполнения задания 16 необходимы знания по синтаксису. Ошибки возникают в результате неумения правильно выделить грамматические основы и определить по структуре вид предложения, а также условия для наличия или отсутствия двух запятых в предложениях. Практика показывает, что ошибки могут возникать в случаях смешения видов предложений, а также незнании пунктограмм для ССП и ПП с однородными членами.

Задания 18, 20раздела «Пунктуация» предполагают умение ставить знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения, и сложных предложениях с разными видами синтаксической связи. Возможная причина –незнание норм пунктуации в предложениях указанного типа (изучение их в 8-9 кл.), недостаточное количество упражнений на отработку правил.

Задание 12 раздела «Орфография» оказалось сложным: для выполнения его экзаменуемый должен применить комплекс орфографических правил, регулирующих написание суффиксов (глаголы, причастия).Неумение использования алгоритма правила, непонимание сути глагольного спряжения, невнимательное отношение к глаголам исключениям, приводит к ошибкам в написании и выборе правильных ответов.

Задание 24 раздела «Лексика»проверяет владение лингвистической теорией, позволяющей найти слова, принадлежащие к различным лексикологическим группам (фразеологизмы, антонимы, синонимы), а также определить прямое или переносное значение слов. Задание предполагает поиск заданных единиц в указанном текстовом фрагменте, что усложняет задачу.Возможно, было недостаточно систематической практической работы, ориентированной на поиск слова в тексте, определение его контекстного значения, составление тематических групп и т.п.

Задание 25 раздела «Текст» проверяет понимание лингвистических средств, обеспечивающих связность текста, относится к повышенным по уровню сложности. Для выполнения задания необходимо знать лингвистическую теорию (соотносить типы союзов, местоимений, отличать языковые и контекстные синонимы, анализировать грамматические формы слов, выявлять однокоренные слова, обнаруживать лексический повтор и т.п.) и работать с фрагментом текста, выявляя в нем заданные формулировкой задания языковые единицы. Экзаменуемые показывают очень низкие результаты: средний процент составляет 33 %. Возможно, ошибки могут быть связаны с неполным выбором ответа.

В части IIвсе группы экзаменуемых овладели умениями формулировать проблему, поставленную автором текста (критерий К1), определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3), выражать и обосновывать собственную позицию, 100 %. В целом сочинение выполнено на высоком уровне (81%). Самые низкие показатели зафиксированы по критериюраздела «Речевая» и «Пунктуационная грамотность»- К6, 8, (65%), что связано с отсутствием достаточных теоретических знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» (см. выше – самые низкие показатели по заданиям 16,18,20).

Результаты выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку позволяют сформулировать рекомендации для работы по подготовке обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022-2023г.:

1.Обратить внимание на работу со специальными справочниками – словарями антонимов, синонимов,

фразеологическими словарями; использовать продуктивные и творческие задания, способствующие включению синонимических, антонимических рядов и фразеологических оборотов в активный словарный запас.

2.Для выполнения задания 25необходимо знать лингвистическую теорию (соотносить типы союзов, местоимений, отличать языковые и контекстные синонимы, анализировать грамматические формы слов, выявлять

однокоренные слова, обнаруживать лексический повтор и т.п.) и работать с фрагментом текста, выявляя в нем заданные формулировкой задания языковые единицы. Необходимо уделить внимание базовой лингвистической (частеречной) теории.

3. Уделить внимание повторению комплекса орфографических правил, регулирующих написание суффиксов глаголов, причастий, умению пользоваться алгоритмом применения правила.

4.Включать задания комплексного типа на отработку разных пунктуационных правил.

5.В аспекте написания сочинения необходимо продолжать формировать умения по построению собственного текста, работу над логикой развития мысли, расширять культурно-речевую эрудицию обучающихся. Систематически использовать критериальную модель оценивания, позволяющую своевременно диагностировать затруднения школьников и предлагать эффективные варианты корректировки, редактирования, доработки текста, обращая внимание на речевое и пунктуационное оформление сочинения (критерии К6, К 8).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!