Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку с 2014 по 2016 гг.
Подготовила Гомбоева С.Г.,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Бургуйская СОШ»
Общая сводная таблица результатов ГИА-9 по русскому языку
Учебный год
Количество участников
2013-2014
2
2014-2015
Минимальный порог /количество участников, не достигших порога
6
Средний балл по школе / по Закаменскому району/ по Республике Бурятия
2015-2016
15/ -
3,5
15/ 1
6
3,7
3,72
15/ -
4
Миним.балл/ максим.балл
3,65
3,87
3,86
29 / 34
3,8
10 / 33
26 / 36
Общие результаты выполнения заданий ОГЭ
№
Проверяемые элементы содержания
1
Коды проверяемых элементов содержания
2
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Орфограмма
3
11
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
Коды проверяемых требований к уровню подготовки выпускников
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
4
2.1
8.1
8.1
Уровень сложности задания
10.1
2.1
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание
2.4
Б
8.4
Максимальный балл за выполнение задания
Б
3.1
2.3
8.6
1.1
6.6
7
Средний процент выполнения по школе
9.3
6.16
1.1
2.4
Б
3.3
59,8% / 68,6%
1
Б
3.5
2015/2016
1
9.4
50% / 84%
гг.
1
50% / 100%
9.2
3.6
84% / 100%
3.8–3.10
7.18
6.1
№
Проверяемые элементы содержания
5
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
6
Коды проверяемых элементов содержания
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
7
Коды проверяемых требований к уровню подготовки выпускников
6.7
8
Словосочетание
1.1.
2.2
Уровень сложности задания
6.8
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
9
Б
Максимальный балл за выполнение задания
2.4
1.3
5.1.
6.10
5.2
Осложнённое простое предложение
10
1.1
Б
1
Средний процент выполнения по школе
Б
84% / 84%
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
1.1
1
5.7,
84% / 100%
1
Б
7.19
1.1
7.19,
2015/2016
1
100% / 100%
Б
гг.
7.8
1.1
7.2–7.5,
84% / 84%
1
Б
7.7
84% / 100%
1
67% / 84%
№
11
Проверяемые элементы содержания
12
Синтаксический анализ сложного предложения
Коды проверяемых элементов содержания
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях
13
5.13.
Коды проверяемых требований к уровню подготовки выпускников
14
Синтаксический анализ сложного предложения
1.1.
5.8,
Уровень сложности задания
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Б
Максимальный балл за выполнение задания
7.11,
5.8, 5.9,
1.3
15
1.1
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы
5.13, 7.14–7.17
5.10, 5.14, 7.13
Всего заданий – 15; из них по типу заданий: с кратким ответом – 13; с развернутым ответом – 2; по уровню сложности: Б – 14; В – 1. Максимальный первичный балл – 39 Общее время выполнения работы – 235 минут.
1
Средний процент выполнения по школе
Б
7.12,
1
1.1
100% / 67%
Б
7.19
8.1 8.2 8.6 11 9.2–9.4
Б
50% / 50%
1
2015/2016
2.1–2.4
1
67% / 84%
гг.
3.2–3.5
В
84% / 67%
9
3.7–3.10
60,4 % / 77,2%
Общие выводы
- Результаты экзамена по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ГИА (ОГЭ). В первую очередь, сюда относятся задания части 1 и 3, которые проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Пути решения
- 1. Провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;
- 2. Особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Продолжить работу по программе орфографической грамотности «Орфо-9» на уроках и во внеурочное время, так как эта программа помогает повысить грамотность учащихся 9 классов по части орфографии и позволяет улучшить результаты ОГЭ по русскому языку среди учащихся.
- 3. Практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам на дополнительных уроках, уроках и консультациях;
- 4. Опираться в преподавании русского языка на современные педагогические технологии, способствующие организации самостоятельной поисковой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- 5. Соблюдать принцип преемственности в преподавании русского языка и литературы на всех уровнях образования: начального и основного;
- 6. Использовать критериальный подход к оценке изложения и сочинения.
- 7. Реализовывать межпредметные связи при обучении русскому языку.
- 8. Знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста.
- 9. Использовать при подготовке к экзамену тренировочные задания на различных сайтах ( http:// www.egepro.ru , http :// www.edu.ru/moodle/ , http :// school-collection.edu.ru , http:// www.fipi.ru/view , http :// rus-exam.ru/exam/workbook , http://www.saharina.ru/gia/ )
Общая сводная таблица результатов ЕГЭ по русскому языку за 2014-2016 гг.
Учебный год
Количество участников
2013-2014
Минимальный порог /количество участников, не достигших порога
5
2014-2015
8
Средний тестовый балл по школе/
24/-
2015-2016
Средний тестовый балл по Закаменскому району/
46.8.
1
24/-
Средний тестовый балл по РБ/
51.0.
47,66
24/-
Средний тестовый балл по РФ
54.0
----
54.11
57.9.
Миним.балл/ максим.балл
62.5
53.71
65.9
41
62.95
32
67
64.3
65
-
54
Общие результаты выполнения заданий высокого уровня сложности
№ задания в работе
Проверяемые
элементы содержания
Средний процент выполнения
7
по школе
2015
23
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
2016
Средний процент выполнения
год
60
24
Средства связи предложений в тексте
год
по Республике Бурятия
2015
37,5
Речь. Языковые средства выразительности
60
2016
Средний процент выполнения
год
34,4
88,8
0
год
2015
РФ
25
51,3
2016
год
75
83
год
70
54
58
70
45
Общие результаты выполнения задания 25 второй части экзаменационной работы
№ п/п
Критерий оценивания
Максимальный балл
K1
Средний процент выполнения
по школе
K2
Формулировка проблем исходного текста
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
1
2015 год
K3
87,5
K4
2016 год
3
Отражение позиции автора исходного текста
по РФ
K5
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
1
30
100
2015 год
66
75
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
3
2016 год
K6
95
2
100
42
Точность и выразительность речи
61
K7
92
66
69
K8
Соблюдение орфографических норм
2
64
91
100
Соблюдение пунктуационных норм
К9
3
87
44
60
Соблюдение языковых норм
100
3
62
K10
62
72
Соблюдение речевых норм
29
33
K11
72
2
59
3
Соблюдение этических норм
K12
31
33
63
60
50
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
1
37,5
62
45
1
100
100
60
48
100
87,5
60
59
100
98
62
95
89
86
Общие результаты выполнения заданий ЕГЭ
Обо-
1
зна-
Проверяемые
Коды
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
чение
2
1.1
Коды
элементы содержания
зада-
прове-
Средства связи предложений в тексте
3
ния в
ряемых
прове-
2.1 2.2 2.3
Уровень
4
8.2
Лексическое значение слова
2015
ряемых
Б
слож-
работе
Средний процент выполнения по школе
элемен-
2.1
5
6
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
1.4 2.1
ности
62,5
тов
2016
умений
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической
9.1
Б
1.1 1.4 2.1
Морфологические нормы (образование форм слова)
задания
50
содержания
год
/гг.
9.2
сочетаемости)
Б
7
1.1
50
год
8
Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления
9.3
100
1.1
75
Б
Правописание корней
9.4
9
25
Б
100
1.1
10
25
Правописание приставок
100
6.5
Б
1.1
В
50
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
6.6
0
11
1.1
6.7
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
100
1.1
60
Б
6.10
Б
12,5
1.1
60
1.1
0
62,5
Б
Б
87,5
100
100
87,5
100
12
13
Правописание НЕ и НИ
14
6.11 6.13
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи
1.1
6.16
1.1
6.8
Знаки препинания в простом осложнённом
Б
16
15
7.2
предложении
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
17
Б
1.1
50
Б
7.7
18
1.1
7.18
Знаки препинания в предложениях со словами
(с однородными членами)
37,5
0
и конструкциями, грамматически не связанными с членами
7.8
Знаки препинания
19
1.1
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Б
50
0
Б
7.12
в сложноподчинённом
предложения
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
1.1
20
0
56
7.13
предложении
1.1
Б
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
37,5
0
Б
1.1
0
12,5
8.1
7.15
Б
50
2.1 2.2
0
Б
0
37,5
0
37,5
0
21
Функционально-смысловые типы речи
22
23
8.3
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Средства связи предложений в тексте
24
1.1 1.4 2.1
2.1
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
25
8.2
Б
Речь. Языковые средства
1.1
Сочинение. Информационная
1.1
выразительности
10.5
2.2
Б
37,5
1.1
обработка текста.
1.4
11.0
В
25
0
В
3.1
1.4
Употребление языковых
37,5
2.3
100
П
8.6
средств в зависимости от
1.2
34,4
0
2.1
3.2
речевой ситуации
2.4
86,8
25
94,8
1.3
2.5
3.3
2.1
3.4
2.3
2.2
Общие выводы
- Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2015 и в 2016 году дают основание считать подготовку по русскому языку в целом удовлетворительной. Выпускники показали (в той или иной степени): владение языковой компетенцией – орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка; - владение лингвистической компетенцией , то есть знаниями о языке и умениями применять эти знания при анализе языкового материала; - владение коммуникативной компетенцией – речеведческими знаниями и умениями интерпретировать и анализировать текст и создавать собственное письменное высказывание .
Пути решения
- 1. Применение методов, способствующих прочному закреплению терминов и понятий (словарный диктант, работа по дидактическим карточкам и т.д.); работа над повышением орфографической и пунктуационной зоркости у учащихся.
- 2. Скоординированная и целенаправленная работа по обогащению словарного запаса школьников
- 3. Дополнительные занятия. Изучать и использовать наиболее частотные обороты и выражения
- 4. Чтение и анализ текстов разных жанров (художественная, научно-популярная литература и т.д.)
- 5. Применение методов, способствующих прочному закреплению правил и норм; совершенствование, обогащение всего строя речи обучающегося.
- 6. Компетентностный подход в организации работы над изобразительно-выразительными средствами языка, речевыми и грамматическими ошибками в изложении и сочинении по русскому языку;
- 7. Изучение новых технологий обучения (диалоговое обучение, модульное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, смысловое чтение и др.) и их применение на уроках русского языка
- 8. . Выполнять тестовые задания, проводить текущие мониторинги и другие виды контроля качества знаний, включая задания ЕГЭ для решения их на уроке и дома. Значительный эффект может дать работа по профилактике типичных ошибок, допускаемых выпускниками на экзамене.
Пути решения
- 9. Анализ результатов ЕГЭ 2015 года. При проведении анализа рекомендуется использовать аналитические и методические материалы, рекомендованные ФИПИ; документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ по русскому языку (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация, демонстрационный вариант КИМ).
- 10. Преемственность между основной и средней (полной) школой
- 11. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка как единства совершенствования речевой деятельности и формирования системы лингвистических и литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков.
- 12. Организовывать образовательный процесс на уроках на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивая формирование у школьников универсальных учебных действий;
- 13. Обеспечивать дифференцированный подход к обучающимся, следить за усвоением всеми обучающимися минимума содержания на базовом уровне;
- 14. Обеспечивать индивидуализацию процесса обучения;
- 15. При планировании уроков выделять резерв времени для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем учебного предмета;
- 16. Разработка системы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации с использованием официальных сайтов: http://old.fipi.ru/ , http://ege.edu.ru/.