СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов работы по программе РТВ "Развитие творческих способностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В своем анализе я хотела показать результативность работы по данной программе, сравнить результаты в обычном и экспериментальном классе.

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов работы по программе РТВ "Развитие творческих способностей"»

Анализ результатов работы по программе РТВ (на базе ТРИЗ).

Данная программа была апробирована мною в течение 10 лет на базе школы №13 и гимназии №2.

Уже первый год работы показал правильность выбора технологии.

Главное внимание при проведении курса РТВ в 1классе было направлено на:

  • ценность учебной деятельности для человека, формирование познавательных интересов;

  • уважительное отношение к ученику (человеку, который ещё не может, но старается);

  • стремление к новизне, неповторимости;

  • подчёркивание многовариантности способов решения задач, жизненных проблем, поощрение нестандартных решений;

  • подчёркивание возможности существования разных точек зрения, в том числе противоположных, на одну и ту же ситуацию, обучение терпимому, уважительному отношению к отличающейся точке зрения;

  • стимулирование «изобретательского» мышления, способности придумывать нетрадиционные приёмы для решения традиционных проблем;

  • развитие гибкости и критичности мышления;

  • развитие ассоциативного мышления;

  • обучение умению положительного взаимодействия друг с другом, умения слышать и замечать другого;

  • формирование позитивной самооценки, уверенности в собственных силах;

  • формирование умения саморегуляции и самоконтроля.

В сентябре было проведено медицинское и психологическое обследование детей экспериментального и параллельного класса с целью проведения первичной диагностики здоровья детей и основных психологических параметров: уровня внимания, работоспособности, утомляемости, тревожности, интеллекта, мотивации совместно с психологом школы.

Сравнительный анализ показал, что дети в обоих классах по всем основным показателям находились на ОДИНАКОВОМ уровне, то есть на равной стартовой позиции.

Анализ результативности и эффективности первого года обучения в экспериментальном классе проводился по 4 направлениям:

  • состояние здоровья,

  • психическое и психологическое состояние,

  • успеваемость,

  • соответствие целям эксперимента.

Обследование, проведенное в конце года, в мае, показало следующие результаты:


Оригинальность воображения (методика Торренса)

Контрольный класс Экспериментальный класс

33% 46%

48% 32%

19 % 22%

Среднее значение

оригинальности.

8,5 баллов 11,3 балла

(среднее значение оригинальности в этом возрасте – 9,1 балла)

Оригинальность воображения в экспериментальном классе превышает среднее значение.


Зрительно-моторная координация (тест Куглера).


Контрольный класс Экспериментальный класс

29% 38%

53% 25%

12% 18,5%

6% 18,5%

Среднее значение

2,1 баллов 1,8 баллов

Соответствуют возрастным нормам

82% 63%

Результаты данного теста выявили недостаточность использования упражнений при выполнении однотипных заданий (скопировать по образцу геометрические фигуры).


Словесно-логическое мышление (методика Амтхауэра).


Контрольный класс Экспериментальный класс

Осведомленность 6,56 б. 7,17 б.

Классификация 6,88 б. 7,6 б.

Аналогии 5,82 б. 6,1 б.

Обобщение 7,03 б. 7,73 б.

(максимум по каждому показателю-10 баллов)

Данные теста свидетельствуют о том, основные логические операции у учеников экспериментального класса сформированы лучше.


Психо – эмоциональное состояние.


Контрольный класс Экспериментальный класс

Концентрация 22% 29%

внимания

Утомляемость 79% 45% Тревожность
  • высокий уровень 20% 8%

  • средний уровень 30% 20%

  • низкий уровень 50% 72%


среднее значение 61% 47%

тревожности


Тест показал лучшее психо – эмоциональное состояние детей экспериментального класса, утомляемость и тревожность которых находится в пределах нормы. Состояние же контрольного класса вызывает тревогу.


Распределение по уровням успешности.


Выполнение заданий: Контрольный класс Экспериментальный класс

  • четвертый уровень 0% детей 27% детей

  • третий уровень 50% детей 33% детей

  • второй уровень 33% детей 27% детей

  • первый уровень 17% детей 13% детей

Средний процент

выполнения задания 61% 70%

(второй уровень) (третий уровень)

Итоги контрольных работ также показывают более высокий уровень усвоения ЗУН в экспериментальном классе.

Такие исследования в виде тестов-измерителей, контрольных работ, творческих заданий, собеседования, психологических тестов проводятся регулярно в начале и в конце года. Полученные результаты показывают, что ученики экспериментального класса уже на первом году обучения имеют более высокий уровень развития, состояния здоровья, качества знаний (отслеживание творческих способностей учащихся – в приложении).

Всех учащихся, прошедших курс РТВ, отличает творческое отношение к любому делу, умение справляться с любыми проблемами, стремление к творчеству, познанию. Они являются победителями городских олимпиад в начальных и старших классах, республиканских научных проектов, победителями областного и республиканского конкурса сочинений «Вредные привычки», «По безопасной дороге - в безопасный мир». Система работы по данному направлению представлялась на областной конкурс «Панорама урока» (3 место), опыт работы был рекомендован в 2003 г. на республиканские педагогические чтения.

Т.о., работа по проекту программы позволяет решить в комплексе основную цель курса РТВ - воспитание творческой личности, способной жить и найти себя в быстро изменяющемся мире, а также следующие задачи:

  1. воспитательные:

  • формирование у детей правильного отношения к окружающей действительности;

  • эмоциональное развитие, развитие уверенности в своих силах, успеха в учении и в повседневной жизни;

  • умение прислушиваться к мнению других, смело высказывать свои мысли;

  • умение самостоятельно принимать решения;

  • умение работать в команде.

2. образовательные:

  • повышение уровня общей образованности учащихся;

  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу (желание учиться, стремление к познанию и самопознанию);

  • умение анализировать, решать изобретательские, практические и социальные задачи;

3. развивающие задачи:

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

  • развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мысли);

  • развитие речи;

  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

  • развитие творческого воображения.


Список используемой литературы:

  1. Белобрыкина О.А.. Речь и общение. Ярославль «Академия развития».1998.

  2. Викентьев Л.И.. Лестница идей. Новосибирск.1992.

  3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся, Москва, 2000.

  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей учащихся. Москва «АСТ – ПРЕСС» 1999.

  5. Газеты «Начальная школа», №25,26, 27, 28, 30.

  6. Гин С.И. «Мир фантазии», Гомель, 1995.

  7. Журналы «Завуч», №5, 6, 2002.

  8. Ломова В.А «ТРИЗ для детского сада», Алматы, 1997.

  9. Меньшиков С. Да – нетка – игра развивающая. Сб. «Педагогика + ТРИЗ»выпуск 2 (ред. ГИН) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.

  10. Мурашковская И.Н. Игры для занятий с детьми младшего возраста. Сб. «Педагогика + ТРИЗ»выпуск 1 (ред. Гин) Гомель : ИПП СОЖ, 1997.

  11. Мурашковская И.Н., Н.П. Валюмс. Картинка без запинки. С-Пб, «ТРИЗ-Шанс»,1995.

  12. Мурашковская И.Н., Н.П. Валюмс. Нестеренко А.А. Страна загадок. //Пачаткова школа. 1994.

  13. Нестеренко А.А.. «Разбудите спящую красавицу. Петрозаводск, газета «Лицей», № 5, 1996.

  14. Нестеренко А.А. Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников. Сб. «Педагогика + ТРИЗ» выпуск 2.1997.

  15. Нестеренко А.А. Счастливого плавания в мире противоречий. Праздники детства //Пачаткова школа. 1995, №3.

  16. Нестеренко А.А. Секреты творческого тренинга.//Технология творчества. 1999.№3.

  17. Падалко А. «Букварь изобретателя». Айрис – Пресс. Рольф. Москва. 2001.

  18. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления», Ярославль, 1997.

  19. Синицына Е. «Умные слова», Москва, 1997.

  20. Сычёвы О.И. и С.В.. Книга противоречий. Кот //Журнал ТРИЗ. 1992. №2,4.

  21. Хоменко Н.Н. Игра «да – нет» при обучении ТРИЗ.// Журнал ТРИЗ. 1992. №2.

  22. Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка», М: Педагогика – Пресс, 1993.