СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рисков при обучении старших подростков в учреждениях спо

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИЗ РИСКОВ  ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ  В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Просмотр содержимого документа
«Анализ рисков при обучении старших подростков в учреждениях спо»

Ильина Е.И.

ГАПОУ «ЕЭКТ», г. Екатеринбург

АНАЛИЗ РИСКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Социальные риски - это риски, пронизывающие все общественные слои, группы, одни из которых выступают субъектами, а другие - объектами риска. Управлять ими можно на основе совместного, взаимовыгодного участия и согласованности интересов участников.

Деятельность образовательного учреждения направлена на предотвращение социального риска, последствием которого выявлены и классифицированы Беляевой М.А. и Шрамко Н.В., и проявляются в незнание культурных норм, кризисом нравственных ценностей и прежде всего у подростков.

Одна из главных задач современного педагога не избегать риска, а предвидеть и снизить их через грамотное управление образовательным процессом, т.е. выявить возможные риски и их последствия для образовательного учреждения, разработать мероприятия и механизм их реализации по снижению рисков.

В 2015 году выполняя государственный заказ набора 50 человек на профессию «Повар, кондитер» на площадке по адресу улица Шефская – 6 в ГАПОУ «ЕЭТК», мы выявили, что из зачисленных на обучение – 27 студентов из группы риска, т.е. из неполных семей, дети – сироты и опекаемые.

Группа риска – это особое социальное положение индивида или группы, характеризующееся нестабильностью, напряженностью значительными трудностями в осуществлении текущих жизненных задач.

В колледж на обучение по профессиям квалифицированные рабочие и служащие поступают выпускники 9-классов по принципу: рядом живу примерно 60 %, учился кто-то из родных или знакомых, за компанию с другом, не сдавая ЕГЭ получить среднее образование, есть общежитие -22%, приобрести профессию повар, которая востребована на рынке труда и даст возможность обеспечить себя материальными благами.

Вновь набранный контингент имеет разный уровень знаний, т. к. пришли выпускники гимназий (8%), школ – с углубленным изучением отдельных предметов (10%), общеобразовательных (74%) и вечерних (8%). Поэтому имеют разный уровень культуры и мотивации к процессу образования.

Начинается процесс формирования коллектива и выставление требований как со стороны педагога в соответствии с Законом об образовании, ФГОСами и Уставом учебного заведения, с другой – студентами, которые пришли в расчете на легкий способ обучения и соответственно получения диплома.

Пытаются «править балом» в процессе обучения студенты, имеющие низкий уровень знаний и культуры и выделяющиеся за счет грубости, невоспитанности. Они создают для себя удобную, «комфортную» среду обитания – используя в своих интересах одногруппников: делиться гаджетами, интернетом, готовыми решениями заданий, чтобы соблюсти видимость обучения или манипулировать преподавателями «я играю (слушаю музыку, сплю) и не мешаю Вам вести занятие».

Возникают риски связанные с образовательным процессом.

Риск – это потенциальная возможность развития отрицательных последствий, переживания ощутимых биологических или социальных потерь для отдельного человека, его окружения или общества в целом в связи с наступлением того или иного события (состояния), которое служит причиной – исходным запускающим механизмом последующего неблагополучия. Педагогический риск является актом принятия педагогического решения, когда возникает ситуация неопределенности, а наиболее вероятный прогноз – получение ожидаемого результата. Обоснованность и надежность прогноза являются степенью педагогического риска.

Анализируя литературу и личный опыт работы, мы выделили следующие виды рисков, характерные для студентов в учреждениях СПО:

1. Риск преподавателем утратить частично возможность выполнять свои обязанности в соответствии с Законом об образовании (т.е. по отношению к данным студентам «прогнувшим мир по себя») либо полностью и перейти к либеральной форме управления, переходящей в охлократию, т.к. у зачинщика быстро появляется поддержка, т.к. развлекаться проще, чем проявив силу воли для работы над получением знаний.

2. Риск работы с группой на уровне «середнячков», т.е. ориентироваться приходится на большинство студентов со средним уровнем знаний, а способные и более образованные остаются «за бортом» и со временем утрачивают желание расти, развиваться, и приспосабливаются под общую массу.

3. Риск формирования отрицательного имиджа учебного заведения воздействию, т.к. распространяется информация в молодежной среде об анархии и о том, что можно без усилий получить диплом.

4. Риск для общества – на выходе образовательного процесса не будут сформированы гражданские качества, компетенции, низкий уровень культуры. Это делает выпускника на рынке труда неконкурентоспособным, а значит малообеспеченным и зависящим от дотаций государства.

5. Поведенье «вседозволенности» часто приводит таких студентов и выпускников к проблемам с законом, возникает риск увеличения преступности и административных правонарушений.

6. Риск потери контингента. Он может быть связан либо с разочарованием выбранной профессией, т.к. поступали «за компанию» или по принципу рядом с домом; либо студента не устраивает уровень «середнячка», т. е. разочарование уровнем образовательного процесса (студент осознает, что подвергают себя серьезному личностному риску остановиться в развитии, не реализовать личностный потенциал).

Для управления образовательным процессом необходимо предвидеть модели ситуаций функционирования.

Ситуация – совокупность условий возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий.

Ситуация управленческая – это характеристика производственной организации, которая по мнению субъекта, в данном случае преподавателя может быть отличной, удовлетворительной, неудовлетворительный.

1. Модель «сверху вниз» – цели, задачи и методы достижения определяет преподаватель, что порождает у большинства не высокий стимул к образовательной деятельности и процесс держится на эмоциях – наставник вынужден либо через интересные факты удерживать внимание обучающих, либо через «силовые» методы – угроза поставить двойку, авторитарный метод управления, жёсткий контроль над деятельностью группы. Такая модель деятельности психологически затратная для обеих сторон, характерна достижением невысоких результатов.

2. Модель «снизу вверх» – можно считать идеальной. Обучающие заинтересованы в результатах, имеют внутреннюю мотивацию к процессу и преподаватель направляет в формировании целей и задач, предлагая возможные варианты достижения цели. Такую модель деятельности можно назвать партнерской, появляются творческие возможности и соответственно, достаточно высокий будет результат деятельности. Удовлетворенность процессом обеих сторон.

Для того чтобы, иметь положительные результаты в образовательной деятельности необходимо сформировать цели, разделяемые и признаваемые всеми участниками процесса. Цели объединяют и сплачивают людей, придают смысл существования организации, определённость и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет, и не может быть высокого результата, так как люди просто так не согласятся терять свободу своей деятельности подчиняться общим требованиям, с которыми они могут быть и не согласны.