Роман Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «Преступление и наказание»
1. История создания романа
♦ Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. Исповедь окончательно утвердит мое имя*.
♦ Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
♦ В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».
♦ Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом:
«Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. ...
В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».
2. Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части,
которые и составляют основу сюжета
преступление и его причины действие преступления на душу преступника
Особенности композиции романа также связаны с содержанием:
Преступление | Наказание |
Занимает 1 часть повествования | Описывается в 5 частях |
Рассказывается о замысле и совершении преступления | Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию |
жанр | ♦ социально-бытовой |
роман | ♦ детективный |
♦ любовный |
♦ психологический |
♦ философский |
♦ религиозный |
Основной цвет романа - желтый:
Герои | Встречается желтый цвет |
Раскольников | Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». |
Соня | Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». |
Порфирий Петрович | Мебель из «желтого отполированного дерева». |
Свидригайлов | Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. |
Старуха-процентщица | Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева. |
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. |
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя | Его значение в романе |
Раскольников | «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам. |
София | Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости. |
Лебезятников | Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина. |
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) | Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. |
Разумихин | Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным». |
Лизавета Ивановна | «Елисавета» - почитающая Бога. |
4. Теория Раскольникова
Обыкновенные люди | Необыкновенные люди |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». | «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
Живут в послушании. | Переступают закон во имя лучшего. |
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». | Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. | Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. |
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови. |
В романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда» |
Основная формула теории Раскольникова:
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.«Да ведь тут арифметика!»
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
Раскольников о мотивах преступления
1 | ...ну да, чтоб ограбить... | 2 | ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был! | 3 | Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... | 4 | Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать... | 5 | И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав... | 6 | И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею... | |
5. Причины преступления
Социальные | Нравственные |
Крайняя степень нищеты героя. | Желание проверить теорию. |
Болезненное и раздраженное состояние героя. | Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников). |
Всеобщая несправедливость жизни. | Боль за униженных бедных, великая любовь к людям. |
Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье. | |
Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни. | |
Встреча на бульваре с обманутой девушкой. | |
Хроника преступления
Было задумано | Произошло на самом деле |
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. | Чуть не пропустил назначенный срок. |
Поменять шляпу на картуз. | Забыл, пошел в шляпе. |
Взять топор в кухне. | В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника. |
Должен был быть осторожным и предусмотрительным. | Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы. |
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. | Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую. |
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. | Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием. |
7. Петербург в романе
♦ Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.
Автор наделяет город определенными чертами:
1. Двойственность Петербурга
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади. Величественная, прохладная Нева
2. Совпадение состояния героев и города
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). | Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев |
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.
8. Интерьеры в романе
Герой | Где он живет |
Раскольников | Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3). |
Соня | «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4). |
Мармеладовы | Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2). |
9. Двойники Раскольникова
| Петр Петрович Лужин | Аркадий Иванович Свидригайлов |
Теория | «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» | «Человеку все позволено» |
Поступки | Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. | Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Катерины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством. |
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова | Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. |
10. Две правды в романе
Соня | Раскольников |
преступники |
Преступает нравственный закон. | Преступает уголовный закон. |
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. | Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин. |
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения. | Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. |
Не возмущается и не протестует. Ее удел -незаметное подвижничество. | Мания превосходства и вседозволенности. |
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. | Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма. |
Героя спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни. |