Выступление на совещании при директоре по теме «Формирование УУД как фактор повышения качестваобразования» с вопросом «Анализ сформированности метапредметных и личностных результатов выпускников начальной школы, обучающихся 5 класса»
Останина В.С.,
зам.директора школы по УВР
Мониторинговые обследования уровня освоения программ начального общего образования обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций Пермского края проводились на основании приказа Минобрнауки Пермского края от 24. 03.2015г. №СЭД – 26-01-04-185 «О проведении мониториговых обследований уровня освоения программ начального общего образования обучающимися 4-х классов ОО Пермского края в 2015 году», приказа отдела образования от 25.03.2015г. №53-ОД , приказа МБОУ «Порошевская ООШ» от 06.04.15. №3-ОД и с целью организации качественного проведения мониторинговых обследований в ОУ.
Мониторинговые обследования обучающихся 4 –х классов проводились по русскому языку, математике и метапредметным результатам в соответствии с Порядком проведения мониторинговых обследований.
Мы конкретно сегодня останавливаемся на мониторинге метапредметных результатов 2015 года выпускников 4-х классов. Мониторинг учащихся 4-х классов Пермского края проводился ООО “Центр социальных информационных технологий и коммуникаций”.
Целью мониторинга является получение информации о метапредметных и личностных результатах, обучающихся по ФГОС НОО на основе оценки уровня сформированности универсальных учебных действий по итогам обучения в МБОУ «Порошевская ООШ» и для разработки и принятия управленческих решений в рамках методического сопровождения внедрения ФГОС ООО.
Задачи мониторинга
В процессе подготовки и проведения мониторинга решены следующие задачи:
1. разработка материалов, на основе стандартизованных измерительных и инструктивно-методических материалов для оценки универсальных учебных действий выпускников начальной школы;
2. отработка модели сбора информации об уровне сформированности универсальных учебных действий у обучающихся в системе общего образования Пермского края;
3. сбор информации для определения региональных показателей, позволяющих сопоставлять уровни сформированности универсальных учебных действий, учащихся системы общего образования Пермского края;
4. апробация анкет и методик для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий на региональном уровне;
5. определение территорий с высокими и низкими сопоставимыми показателями критериев сформированности метапредметных и личностных результатов учащихся;
6. подготовка аналитического отчета для прогнозирования возможных путей оптимального достижения планируемых результатов, в части формирования универсальных учебных действий, и использования при принятии управленческих решений.
В диагностике метапредметных и личностных результатов 4 класса приняли участие 6 учащихся.
Учащиеся хорошо справились с тестом (средний процент выполнения – 75%).
Результаты тестирования:
· «Личностные УУД» (82%) – высокий уровень (выше базового);
· «Коммуникативные УУД» (81%) – высокий уровень (выше базового);
· «Познавательные УУД» (70%) – в пределах базового уровня;
· «Регулятивные УУД» (68%) – в пределах базового уровня.
В первом тесте (Познавательные УУД):
· Средний результат по выборке равен 70%, что выше среднего общероссийского уровня (67%) и относится к базовому (среднему) уровню (см. «Таблица 1. Познава-тельные УУД»).
· Учащихся с высоким уровнем (выше базового) познавательных умений – 1 человек (17% выборки), со средним (базовым) уровнем – 5 человек (83% выборки), со сниженным уровнем близким к базовому – нет, с низким уровнем – нет (см. Диаграмму 1.1).
·
Самый высокий результат по тесту № 1 (Познавательные УУД) показал: Щербаков Данил (83%). Это высокий уровень.
Учащихся, процент выполнения которых по этому тесту ниже 60%, нет.
Лучше всего учащиеся данного класса справились с заданиями: «Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм» (96%), что выше общероссийского уровня (82%), «Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций» (86%), что выше общероссийского уровня (77%).
· Хуже остальных учащиеся выполнили задание «Определять, какая информация нужна для решения задачи» (17%), что ниже общероссийского уровня (52%).
· Выше среднего общероссийского уровня процент выполнения по заданию «Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи» – 75% (общероссийский уровень – 62%), «Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций» – 86% (общероссийский уровень – 77%), «Делать выводы на основе обобщения знаний» – 67% (общероссийский уровень – 57%), «Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм» – 96% (общероссийский уровень – 82%).
Рекомендации учителю.
В целом класс хорошо справился с заданиями на проверку познавательных УУД, средний процент выполнения всего теста – 70%, что выше общероссийского результата (67%).
– Рекомендуется обратить внимание на задание, с которым учащиеся справились не вполне успешно: «Определять, какая информация нужна для решения задачи» (17%).
Во втором тесте (Коммуникативные УУД):
· Средний результат по выборке равен 81%, что выше среднего общероссийского уровня (69%) и относится к высокому (выше среднего) уровню
Коммуникативные УУД»).
· Учащихся с высоким уровнем (выше базового) коммуникативных умений – 4 человека (67% выборки), со средним (базовым) уровнем – 1 человек (17% выборки), со сниженным уровнем близким к базовому – 1 человек (17% выборки), с низким уровнем – нет.
Самые высокие результаты по тесту № 2 (Коммуникативные УУД) показали:
Гойнов Дмитрий (100%), Останина Ольга (100%), Останин Василий (86%), Щербаков Данил (86%). Это высокий уровень.
Самый низкий результат по этому тесту показала: Щербакова Ирина (43%). Это сниженный (ниже базового) уровень.
Лучше всего учащиеся данного класса справились с заданиями: «Объяснять смысл слова (словосочетания)» (100%), что выше общероссийского уровня (72%), «Вычитывать информацию, данную в явном виде» (83%), что выше общероссийского уровня (81%), «Вычитывать информацию, данную в неявном виде» (83%), что выше общероссийского уровня (63%), «Понимать смысл текста в целом (главную мысль)» (83%), что выше общероссийского уровня (59%). Хуже остальных учащиеся выполнили задание «Истолковывать текст через творческий пересказ» (67%), что выше общероссийского уровня (48%). Выше среднего общероссийского уровня процент выполнения по заданию
«Вычитывать информацию, данную в явном виде» – 83% (общероссийский уровень – 81%), «Объяснять смысл слова (словосочетания)» – 100% (общероссийский уровень – 72%), «Вычитывать информацию, данную в неявном виде» – 83% (общероссийский уровень – 63%), «Понимать смысл текста в целом (главную мысль)» – 83% (общероссийский уровень – 59%), «Истолковывать текст через творческий пересказ» – 67% (общероссийский уровень – 48%).
Рекомендации учителю.
В целом класс отлично справился с заданиями на проверку коммуникативных УУД, средний процент выполнения всего теста – 81%, что выше общероссийского результата (69%).
– Рекомендуется обратить внимание на задание, с которым учащиеся справились не вполне успешно: «Истолковывать текст через творческий пересказ» (67%). Рекомендуется обратить внимание на ученика, у которого результаты по тесту «Коммуникативные УУД» ниже остальных: Щербакова Ирина (43%).
В третьем тесте (Регулятивные УУД):
· Средний результат по выборке равен 68%, что выше среднего общероссийского уровня (62%) и относится к базовому (среднему) уровню.
· Учащихся с высоким уровнем (выше базового) регулятивных умений – нет, со средним (базовым) уровнем – 6 человек (100% выборки), со сниженным уровнем близким к базовому – нет, с низким уровнем – нет.
·
Самые высокие результаты по тесту № 3 (Регулятивные УУД) показали: Останин Василий (77%), Останина Ольга (77%), Щербаков Данил (73%). Это базовый уровень.
Учащихся, процент выполнения которых по этому тесту ниже 50%, нет.
Лучше всего учащиеся данного класса справились с заданиями: «Самостоятельно формулировать цель деятельности» (100%), что выше общероссийского уровня (89%), «Действовать по плану» (97%), что выше общероссийского уровня (80%).
Хуже остальных учащиеся выполнили задания: «Составлять план действий» (25%), что ниже общероссийского уровня (43%), «Сверять действия с целью находить и исправлять ошибки» (39%), что ниже общероссийского уровня (73%).
Выше среднего общероссийского уровня процент выполнения по заданиям:
«Самостоятельно формулировать цель деятельности» – 100% (общероссийский уровень – 89%), «Действовать по плану» – 97% (общероссийский уровень – 80%), «Проверять и оценивать результаты работы» – 75% (общероссийский уровень –51%).
Рекомендации учителю:
В целом класс хорошо справился с заданиями на проверку регулятивных УУД, средний процент выполнения всего теста – 68%, что выше общероссийского результата (62%).
– Рекомендуется обратить внимание на задания, с которыми учащиеся справились не вполне успешно: «Составлять план действий» (25%), «Сверять действия с целью находить и исправлять ошибки» (39%).
В четвертом тесте (Личностные УУД). Личностные результаты, как зафиксировано в Стандарте общего образования второго поколения, не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации. Фор-
мами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения; психолого-педагогическая характеристика и портфолио учащегося.
При оценке личностных результатов образования необходимо соблюдать этические требования к оцениванию личностных, моральных и иных социальных качеств личности учащихся. Эти требования воплощены в Этическом кодексе психологов России, принятом на V съезде Российского психологического общества в феврале 2012 года. Этические требования включают конфиденциальность, принцип «не навреди» (следование
указанному принципу ограничивает возможности использования полученных результатов оценивания в целях иных, чем создание оптимальных условий для личностного и познавательного развития учащихся); требование профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих оценку; ясность и «прозрачность» целей и задач, а также возможностей использования данных оценивания для учащихся, полное и адекватное возрасту информирования обследуемых о цели обследования и о последующем характере использования результатов; предоставление обследуемому по его запросу адекватной интерпретации диагностических результатов в форме, не представляющей угрозы личности и эмо-
циональному статусу учащегося; согласие родителей или опекунов
Результаты:
· Средний результат по выборке равен 82%, что выше среднего общероссийского уровня (77%) и относится к высокому (выше среднего) уровню Личностные УУД»).
Учащихся с высоким уровнем (выше базового) личностных умений – 3 человека (50% выборки), со средним (базовым) уровнем – 3 человека (50% выборки), со сниженным уровнем близким к базовому – нет, с низким уровнем – нет.
·
Самые высокие результаты по тесту № 4 (Личностные УУД) показали: Останина Ульяна (87%), Щербаков Данил (87%), Щербакова Ирина (82%). Это высокий уровень.
· Учащихся, процент выполнения которых по этому тесту ниже 60%, нет.
Лучше всего учащиеся данного класса справились с заданиями: «Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам» (100%), что выше общероссийского уровня (96%), «Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей» (92%), что равно общероссийскому уровню (92%).
· Хуже остальных учащиеся выполнили задание «Отделять оценку поступка от оценки самого человека» (67%), что выше общероссийского уровня (53%).
· Выше среднего общероссийского уровня процент выполнения по заданию
«Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам» – 100% (общероссийский уровень – 96%), «Отделять оценку поступка от оценки самого человека» – 67% (общероссийский уровень – 53%), «Определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить, как хороший или плохой)» – 78% (общероссийский уровень – 65%).
Рекомендации учителю.
В целом класс отлично справился с заданиями на проверку личностных УУД, средний процент выполнения всего теста – 82%, что выше общероссийского результата (77%).
– Рекомендуется обратить внимание на задание, с которым учащиеся справились не вполне успешно: «Отделять оценку поступка от оценки самого человека» (67%).
Итоги тестирования
Учащиеся продемонстрировали хорошие результаты по всем УУД (средний процент выполнения – 75%). В среднем по классу: личностные УУД (82%) и коммуникативные УУД (81%) находятся на высоком уровне; познавательные УУД (70%) и регулятивные УУД (68%) находятся на базовом (среднем) уровне.