Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Анализ учебно-методической работы
ШМО учителей начальных классов
за 2017 – 2018 учебный год

Руководитель ШМО:
Поломошнова Л.В.
С. Коргон, 2018 г.
Информационно-методическое обеспечение
В 2017-2018 учебном году ШМО учителей начальных классов насчитывало 4 человека:
1 класс – Санарова-Казазаева А.П., 2 класс – Сушкова Л.С., 3 класс – Поломошнова Л.В.,
4 класс – Затеева И.С.
Все учителя вели преподавание согласно учебному плану, по утверждѐнным рабочим программам. В соответствии с планированием и учетом организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава педагогического коллектива и учащихся в этом учебном году была проведена работа над основной методической темой: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС через работу с текстом».
В 2017-2018 учебном году перед ШМО учителей начальных классов были поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
1.Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД ) в рамках ФГОС – путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий
2.Срвершенствование работы с текстом, поиск информации, понимание прочитанного»
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях реализации ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
Применять информационные технологии для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся;
Планировать работу по самообразованию, изучать, обобщать и распространять опыт работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Совершенствовать формы работы с одарёнными детьми.
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
Осуществлять психолого-педагогическую и информационную поддержку родительской общественности.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- овладение учителями ШМО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Поставленные перед ШМО задачи решались в рамках методической работы при рассмотрении следующих тем: Заседание №1
Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год»
Цель: формулирование и уточнение направлений предстоящей работы
Задачи:
1. Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год.
2. Обсуждение и утверждение плана работы школьного методического объединения на 2017 - 2018 учебный год.
3. Ознакомление с результатами диагностики учащихся 1 класса на определение уровня готовности к обучению в школе. Обсуждение вариантов организации педагогической диагностики в начальной школе.
4. Рассмотрение и утверждение КТП по предметам, рабочих программ учителей начальных классов в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования.
5. Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение и утверждение программ внеурочной деятельности.
6. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.
Рабочие вопросы:
1.Разработка плана по подготовке семинаров по темам: «Реализация требований ФГОС на примере УМК «Школа России», «Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности
Заседание 2.
Тема: «Работа с текстом. Критическое мышление и смысловое чтение в начальной школе»
Цель: Анализ понятий, цели и роли критического мышления и смыслового чтения в учебном процессе начальной школы.
Задачи:
Рассмотрение приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения, использование технологии критического мышления
Ознакомление с содержанием итоговой аттестации по предметным областям для 4 класса.
Просмотр презентации на тему «Педагогическая технология критического мышления», анализ презентации
Знакомство со структурой и оцениванием всероссийской комплексной работы для учащихся 4 класса.
Рабочие вопросы:
1.Работа с диагностическими картами, обмен опытом.
2.Корректировка плана по подготовке семинаров по темам: «Реализация требований ФГОС на примере УМК «Школа России», «Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности Заседание 3.
Тема: «Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности»
Цель: организация работы и оценивание результатов внеурочной деятельности обучающихся
Задачи: продолжить работу по изучению и использованию эффективных форм и приёмов работы во внеурочной деятельности
рассмотреть пути совершенствования приёмов работы с обучающимися по отработке навыков самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков во внеурочной деятельности обсудить пути эффективного использования УМК
подвести промежуточные итоги по направлению «проектная деятельность»
Рабочие вопросы:
проанализировать работу с диагностическими картами
подвести промежуточные итоги работы с хорошо успевающими обучающимися
скорректировать работу с отстающими обучающимися
Заседание 4.
Тема: « Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
Цель: организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.
Задачи:
обсудить возможные методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.
обсудить этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе.
рассмотреть использование новых педагогических технологий; портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Рабочие вопросы:
оценивание предметных достижений
оценивание метапредметных достижений
оценивание достижений во внеурочной деятельности
Заседание 5.
Тема: « Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса. Анализ результативности работы ШМО учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год»
Цель: через организацию продуктивного педагогического общения проанализировать деятельность ШМО учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год.
Задачи:
подвести итоги результативности обучения младших школьников; определить возможности педагогического коллектива начальной школы в более эффективной организации учебно-воспитательного
Рабочие вопросы:
1.Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
2.Анализ итоговых контрольных работ по предметам (по классам)
3.Анализ итоговых к/р за курс начальной школы (в 4 классе)
4.Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2017-2018 учебный год.
5.Обсуждение плана работы и задач МО на 2018-2019 учебный год.
6. Анализ работы с диагностическими картами. процесса на следующий учебный год.
2. Работа с учителями Консультации учителей
Работа с успешными и мотивированными на учёбу детьми
Школьный этап предметных олимпиад
Муниципальный этап предметных олимпиад
Муниципальный этап предметных олимпиад в 4 классе
4.Работа со слабоуспевающими учащимися
Консультации для слабоуспевающих детей и их родителей
Повышение педагогического мастерства
Заседания РМО начальных классов
Мониторинг и педагогическая диагностика
Проведение диагностики знаний, умений, навыков на начало учебного года, входящей диагностики первоклассников.
Промежуточный контроль знаний, умений и навыков по русскому языку, математике и чтению.
Контроль наличия и использования учебного оборудования в образовательном процесс.
Проведение итоговых контрольных работ по предметам
Пополнение портфолио учащихся
Консультации
По вопросам аттестации
По учебно-методическому обеспечению образовательного процесса
При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед ШМО:
Активное участие в тематических педагогических советах;
Открытые уроки и их анализ;
Взаимопосещение и анализ уроков.
Проведение предметной декады.
II. Работа с педагогическими кадрами
Статистические данные о педагогических кадрах на конец 2017-2018 учебного года
Ф.И.О. учителя | Образование | Учебное заведение | Год окончания | Специальность по диплому | Квалификация по диплому | Должность | Стаж работы | Категория |
Поломошнова Л.В. | Средне- специальное | Горно-Алтайское педагогическое училище | 1988 г. | Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы | Учитель начальных классов, старший пионерский вожатый | Учитель начальных классов, руководитель ШМО | 29 лет | Первая 01.04.2015 |
Затеева И.С. | Среднее профессиональное | Бийский педагогический колледж | 2010 г. | Преподавание в начальных классах | Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики | Учитель начальных классов | 10 лет | СЗД 29.03.2017 |
Санарова-Казазаева А.П. | Средне- специальное Высшее | Горно-Алтайское педагогическое колледж ГАГУ, филологический | 1997 г. 1999 г. | Учитель начальных классов и алтайского языка и литературы в основной образовательной школе | учитель начальных классов учитель средней школы | Учитель начальных классов | 8 лет | Первая 01.03.2018 |
Сушкова Л.С. | Среднее профессиональное | Бийский педагогический колледж | 2014 г. | Преподавание в начальных классах | Учитель начальных классов | Учитель начальных классов | 9 лет | СЗД 19.12.2014 |
Ш. Работа над методической темой школы
Организация работы по самообразованию
№ п/п | ФИО учителя | Тема по самообразованию |
1 | Поломошнова Лариса Васильевна | Учитель: «Системно-деятельностный поход на уроках в начальных классах» |
Классный руководитель: «Приемы индивидуализации и сотрудничества в работе с младшими школьниками» |
2 | Затеева Ирина Савватеевна | Учитель: «Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младших школьников» |
Классный руководитель: «Организация воспитательной деятельности в классе в условиях введения ФГОС» |
3 | Санарова-Казазаева Анастасия Петровна | Учитель: «Освоение формы организации учебной деятельности – системно-деятельностного подхода как основы стандарта НОО» |
Классный руководитель: «Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности» |
4 | Сушкова Любовь Савватеевна | Учитель: «Повышение качества уроков через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» |
Классный руководитель: «Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе в условиях введения ФГОС НОО» |
Организация работы по творческим темам
№ п/п | ФИО учителя | Творческая тема |
1 | Поломошнова Лариса Васильевна | Учитель: «Виды рефлексии на уроках системно-деятельностного подхода на в начальной школе» |
Классный руководитель: «Формирование познавательно-игровой деятельности у младших школьников» |
2 | Затеева Ирина Савватеевна | Учитель: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира» |
Классный руководитель: «Организация коллективной творческой деятельности учащихся» |
3 | Санарова-Казазаева Анастасия Петровна | Учитель: «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности» |
Классный руководитель: «Развитие творческих способностей учащихся в коллективе» |
4 | Сушкова Любовь Савватеевна | Учитель: «Развитие учебно-познавательных учащихся через проектную деятельность на уроках русского языка » |
Классный руководитель: «Развитие навыков ЗОШ у младших школьников» |
Главными направлениями ШМО учителей начальных классов в работе над методической темой стали:
1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому языку и математике, окружающему миру, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня и обученности и качества знаний по этим работам.
З. Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение передового педагогического опыта:
- взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической деятельности учителей;
- создание передового педагогического опыта;
- организация круглых столов по обмену опытом;
4. Работа с одарёнными учащимися:
- организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике;
- участие школьников в районной олимпиаде;
- организация внеурочных занятий с учащимися;
5. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной
базы кабинетов; использование ресурсов медиотеки (в том числе и Интернета) в учебно-образовательных целях.
6.Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в предметной неделе.)
В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом всей нашей школы в прошедшем учебном году. Некоторые из них остаются основополагающими и на следующий учебный год: обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную.
IV. Методическая неделя, семинары, мастер-классы, круглые столы
В 2017-2018 учебном году было проведено 3 заседаний ШМО, на которых рассматривались целесообразность и эффективность методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. Знакомились с новыми технологиями обучения, ставились вопросы, связанные с самообразованием, так как это одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе.



Свое творческое мастерство преподаватели ШМО повышали через творческие мастерские и мастер-классы. Уроки подготавливались учителями по интересующему предмету, затем происходило обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителем, фиксировались всеми преподавателями и брались на заметку. В этом учебном году внеклассные мероприятия проводились в рамках школы во время декады начальных классов.

Ф.И.О. учителя | Предмет | Тема | Класс | Срок |
Санарова-Казазаеева А.П. | Литературное чтение | «Прощай, Азбука!» | 1 | март |
Сушкова Л.С. | Математика | «Перестановка множителей». | 2 | март |
Поломошнова Л.В. | Русский язык | «Роль имени прилагательного в тексте». | 3 | март |
Затеева И.С. | Окружающий мир | « Куликовская битва». | 4 | март |
Изучению состояния преподавания русского языка и математики. Окружающему миру и чтению в начальных классах способствовало проведение педагогической экспертизы через диагностический анализ контрольных работ, мониторинги уровня обученности и качества знаний, учет ошибок, допущенных в контрольных работах.
Сравнительный анализ входного, промежуточного и итогового контроля выявил, что учащиеся начальных классов находятся на оптимальном уровне обученности. Не смотря на это, учителям следует систематически и последовательно осуществлять контроль за умением, навыками и знаниями учащихся с усложнением содержания и приемов проверки, а также в проверочные работы – задания включать материал повторительного характера, тесно связанный с изучаемой темой и ранее изученным.
V.Выводы, цели, задачи и направления работы на следующий учебный год
Выводы: Тематика заседаний ШМО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном, поставленные задачи на 2017-2018 учебный год были выполнены.
Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов . В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, недели начальных классов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:
-некоторые педагоги допускают ошибки при заполнении классных журналов, не всегда соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей;
- рабочие программы разработаны с ошибками по некоторым пунктам;
- уроки не соответствую стандартам ФГОС.
Предложения:
1.Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий с соответствии с ФГОС.
2. Провести работу по уточнению норм единого орфографического режима.
3 Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми инновационными технологиями;
4.Обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через
систему повышения квалификации на базе района.
5. Привести в порядок рабочие программы.
Дата_________ Руководитель ШМО: ______________/Поломошнова Л.В./
11