Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка
5 февраля 2021 года
Автор – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 им. Мильдзихова Х. З. Бестаева Н. Я.
ЕГЭ
Задание 27
Анализ смысловых связей
Мне досталась трудная задача: объяснить, как нужно анализировать смысловую связку при написании сочинения. Задача трудная, потому что мы её конкретного решения ещё не прочувствовали и не попробовали на ощупь. В интернете можно найти много советов. Но как их применить на практике? Вопрос сложный для многих учителей. Поэтому я изложу свои мысли по этому поводу. Может быть, они кому-то покажутся спорными, а может быть кому-то помогут в работе.
Итак, критерии оценивания задания 27 в этом учебном году немного изменились. Связано это с тем, что добавлен 1 балл за комментирование смысловой связи между примерами-иллюстрациями.
Раньше задание звучало так: поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Теперь: дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации, укажите смысловую связь между ними и проанализируйте её.
Мне понравилось высказывание одного из учителей о том, что если в прошлом году сочинение ученика могло быть лёгким и изящным, то сейчас придётся громоздить уродливую железобетонную конструкцию.
Как с этим справиться?
Покажу на примерах.
Вот текст о войне.
Связь в сочинении была ненавязчивой, она выражалась всего одним словом: "Беспечному юноше автор противопоставляет вернувшегося с войны героя – практически другого человека". В прошлом году этого было достаточно. В этом надо городить огород и объяснять, с какой целью автор связал эпизоды, используя именно противопоставление. Наверное, для того чтобы показать, что война делит жизнь человека на "до" и "после".
Значит, к «старому» комментарию надо добавить предложение: «С помощью противопоставления автор подчёркивает, что война, дающая возможность осознать мимолётность счастья, делит жизнь человека на "до" и "после".
Это и будет "анализом связи" между примерами.
Приведу ещё один пример. Я взяла текст из романа Ч. Айтматова «Плаха», в котором описывается вначале охотничья жизнь в саванне с извечной борьбой за существование в процессе естественного отбора, а потом та же охота с приходом человека, с его изощрёнными методами истребления всего живого.
Связка звучала так: противопоставление примеров-иллюстраций помогает лучше понять позицию автора.
Теперь этого мало. Переделываем: противопоставляя жизнь в саванне до вмешательства людей и после, автор хотел подчеркнуть губительную для природы деятельность человека и необычайную её жестокость.
Я долго думала, как логичнее перейти к комментарию связки и решила, что в этом мне может помочь риторическое вопросительное предложение. Оно само собой заставит выпускника ответить на него, что и будет анализом связки примеров, также оно подскажет проверяющему эксперту, что это звено и есть комментарий к выбранным иллюстрациям.
Какие вопросы были рекомендованы мною ученикам?
Покажу в виде таблицы:
№ | Связь | Вопросы (мостик) | Ответы |
1 | Дополнение | Почему именно эти два примера взяты мною для аргументации? | Потому что они, дополняя друг друга, подчёркивают (дают понять) … |
2 | Противопоставление | С какой целью автор связал эпизоды, противопоставляя их друг другу? | Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет эти эпизоды, чтобы показать разное отношение к жизни. |
3 | Детализация | Как можно связать эти два примера? | Отмечаются общие детали, которые помогают глубже раскрыть авторский замысел (характер, поступки героев). |
4 | Выделение | Что главное в этих примерах? | Автор текста фиксирует внимание на…, чтобы ярче раскрыть проблему. |
5 | Сравнение | Зачем писатель сравнивает эти события (людей)? | Сравнение этих событий (людей) помогает глубже проникнуть в замысел автора и понять, что… |
6 | И другие… | | |
Вопросы могут быть абсолютно разные, и я рекомендую ученикам обязательно вставлять их в текст сочинения, чтобы им же потом было удобнее на них отвечать, при этом соблюдая речевые нормы.
Отмечу ещё одно, если ученик отвечает на конкретный вопрос по поводу комментария связи примеров-иллюстраций, то ему легче перейти к формулировке авторской позиции. При этом мы уточняем, что авторская позиция не должна дублировать анализ смысловых связей, поэтому учим выпускников одни и те же мысли выражать разными способами.
Экзаменационная пора, конечно, покажет, как лучше выполнить данное задание, подскажет новые пути. Но начала готовиться к ней я именно так.