СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ средств выразительности. Эпитет.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 11 ОГЭ. Тренировочные упражнения по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Анализ средств выразительности. Эпитет.»



АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Эпитет.



ЭПИТЕТ (греч. – приложенное) – образное определение предмете (явления). Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета. Логическое определение: деревянный дом; эпитет: мрачный дом.

Эпитет чаще выражен прилагательным и наречием.

«И вы не смоете всей вашей чёрной кровью// Поэта праведную кровь» (М.Ю.Лермонтов).

«Я ласково влагаю в стих, что все на свете повторимо…»(С.А.Есенин ).

Характеристика эпитетов

1. Постоянный эпитет, характерный для фольклора: красная девица, добрый молодец.

2.Индивидуально-авторский: железный сон (Ф.И.Тютчев).

3. Цветовой: алый свет зари.

4. Оценочный: кроткая улыбка увяданья.

5. Метафорический: раненое сердце.



УКАЖИТЕ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ЭПИТЕТ.

1. 1. Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

2. Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете.

3. А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю.

4. И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа.

5. Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь.



2. 1. Там и Волга недалеко, и ботанический сад.

2. Клава резвилась, как маленькая.

3. То скакала через бугорки, то находила зелёную душистую полянку и замирала, припадая к цветам, то запрокидывала голову и уверяла, что через голубое небо пробивается золотистый свет.

4. Рассказал подробно о прогулке, особенно подчёркивая разное отношение девушек к природе и умение Клавы радоваться красоте степи, сада.

5.Семён Петрович глянул на яркий букет племянницы, вдохнул свежий пряный запах, и ему захотелось собрать букет для жены.







3. 1.Что-то надо было наконец делать.

2. И тут истошные Ладины крики внезапно смолкли, и сентябрьская ночь исполнилась блаженной тишиной.

3. Вот так, наверное, приблизительно так звучал бы горестный плач безутешной дворняжки Лады в переводе на человеческий язык.

4.У соседей-то набаловалась, так теперь, видать, невмоготу на привязи…

5. Да ведь потопчет всё в огороде.



4. 1. Когда она рассказывала о своей жизни, мне хотелось, чтобы все люди послушали её и узнали, как звучит голос доброты и мудрости.

2. Сёстры нитки прядут, а мне надо воду таскать из колодца, за младшими детьми ходить.

3. Работала много, а получаю мало.

4. Я размышлял о её жизни, об отношении этой женщины к родной земле, к труду, к людям и, кажется, начинал понимать…

5. Анну Дмитриевну Ермакову можно назвать классической бабушкой: добрая, милая, славная, с замечательным чувством юмора.



5. 1.Когда у него работа появляется, нужное дело.

2. – Что я, пуп земли?

3. Генка смотрел на длинное, с залысинами, отцовское лицо, на тяжёлый раздвоенный подбородок.

4. Большая тайга, вековая, дремучая, густая!

5. В длительных поездках всё время.



6. 1. Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

2. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

3. Тёмный человек глух и нем – вот зачем!

4. – Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька.

5. – Иду, иду! – заковыляла из кухни бабка.

7. 1. Спор был, кому за последней партой возле окна сидеть.

2. Я ему кулаком погрозил, а он смеётся.

3. На следующей переменке я его снова тащить начал.

4. Уютное местечко. Изумительный вид. Лучшего места для драки не сыскать.

5. Стоим мы с Васькой среди настоящей весны, замечательной природы, замечаем в небе самолёт и глядим на него с удовольствием.





8. 1. Несколько секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.

2. Они отражали те крохи света, которые звёзды посылали земле.

3. Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.

4. В чёрной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звёзды.

5. И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего поезда.



9. 1.Да, тоскливый день рождения, без единого подарка!

2. – Ах, так! – услышал Михайлов пронзительный голос старичка и заметил, что руки у него уже не дрожат, а трясутся.

3. Что я – чучело для обучения штыковому удару?

4. У Михайлова упало сердце.

5. Первое, что увидел Михайлов, когда обернулся, были колючие, полные страха глаза бойца Капустина, смотревшие в упор на курсанта.



10. 1 А великие мира сего и мысли записывали: незаписанная мысль подобна птице, перед которой распахнули окно.

2. И пытался представить себе, какими теперь будут её искристые, озорные глаза.

3. Не могу сказать, что летние или зимние каникулы мне когда-нибудь надоедали и я тосковал по контрольным работам и домашним заданиям.

4. Нина Филипповна изобретала для наших домашних сочинений такие темы, каких, я уверен, никто до неё не придумывал.

5. Никчёмные и расчётливые люди этим не занимаются: одним нечего доверить бумаге, другим жалко времени.



11.1 Тамара Ивановна, наш классный руководитель, объявила: в последний учебный день четверти уроков не будет, класс соберётся на чаепитие и каждый расскажет о таланте одного из одноклассников.

2. Никто из нас не сомневался – несмотря на издёвки Смирнова, Жук свой рассказ посвятит ей.

3. Я иногда думаю: зачем я прожил вот этот день, если я ничего не умею создавать или изобретать?

4. Она хвасталась, что дома у неё целая коллекция: «мой восхитительный сад» - так она называла её, и один папин коллега даже обещал организовать выставку её работ.

5. Гробовую тишину, воцарившуюся в классе, нарушила учительница.



12.1. Она шла в ущельях, покрытых дубовым кустарником и буковым лесом.

2. На вершинах гор трубы упирались в разрушенные каменные бассейны, засыпанные галькой.

3. – Вы представляете, - сказал Левченко, - какую вкусную и душистую воду пили в Солхате!

4. Оттуда по трубам роса струилась в мраморные городские фонтаны.

5. Синие тени деревьев придавали игре красок, рассыпанных по земле, необыкновенное разнообразие.



13. 1. Он высунул из-за рубки кудлатую голову.

2. Может быть, укачаешь его своим хитрым способом?

3. Однажды, когда мама ушла на рынок, а месячный Антошка проснулся и никак-никак не хотел успокаиваться, не затихал ни на руках, ни в кроватке, Кирилл замычал и швырнул ему в лицо скомканную пелёнку.

4. В тот день было сделано открытие: лучше всего Антошка успокаивается под песни старшего брата.

5. А стоит запеть Кириллу – и горластый братец притихает.



14. 1. И мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде.

2. Папа надел пальто и сказал:

- Со всей осторожностью разденьте бедную Лёлю и положите её в постель.

3. И целый год она будет ходить в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!

4. А Лёля была уже, представьте себе, взрослая и даже уже немножко старая женщина.

5. И она заплакала от счастья, потому что она поняла мои тёплые чувства и оценила мою любовь.



15. 1. Так звали в то время деревушку, что стояла рядом с ласковым морем и развалинами знаменитой Генуэзской крепости.

2. Ровно в десять мы встретились в условленном месте.

3. Вдруг возле калитки на мою голову что-то шлёпнулось, вцепилось в волосы, и я бы закричал, если бы…

4. Днём висят они под крышей вниз головой, крепко уцепившись коготками за доски.

5. Я знаю теперь, что вечерницы – добрые помощники человека и деревьев.



16. 1. Но этого было достаточно, чтобы бдительная кондукторша заметила в троллейбусе птицу, запрещённую к перевозке.

2. И полетят птицы над Россией, понесут свои песни.

3. Просто волшебный старик!

4. Подумаешь, важность – пройти два квартала обратно.

5. Тогда не выдержало у наших сердце.



17. 1. По вечерам ребята выносили во двор аккордеон и пели:

- В нашу гавань заходили корабли,

Большие корабли из океана.

2. Все верхние зубы были у него золотые, а нижние – железные.

3. Наконец в какой-то момент, угадав своим барабанным сердцем особую паузу, он говорил громко:

- Кидаю!

4. Мне казалось, что в соседних переулках шумит прибой, и в бронзовых красках заката я видел вечное движенье волн.

5. Распахнув пошире воротник, я бродил по Дровяному переулку, сиял зубом в подворотнях.



18.1. Слёзы горькие утираю я, как гляну в карточку – вспоминаю я…

2. Смазала противень гусиным крылышком, окунув его сначала в постное масло.

3. А верёвочки те укладывает на противень спиралями да петельками.

4.Крутит бабушка Нюра Николаевна верёвочки, заполняя ими противень.

5. Только она здесь не бабушка, а весёлая крепкая тётушка.



19. 1. Война только что окончилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество.

2. Жена и дочь погибли в газовой камере.

3. Звука почти не было слышно, только шелест губ, но собака услышала.

4. Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим!

5. В эти мгновения собака переживала и чувствовала то же самое, что и подходивший к ней человек.



20. 1. Хлопнула где-то дверь, кто-то из людей вышел из дома.

2.Утром Дюшка проснулся рано с кипучим чувством – скорей, скорей!

3. Когда-то тут, давным-давно, упало семечко, проклюнулся росточек, стал тянуться, превратился в дерево.

4. Едва хватило сил позавтракать, схватил свой портфель – и на улицу.

5. Большие парадно-мрачные птицы молчаливо вперевалку разгуливали по дороге, и каждая из них в отрешённом уединении носила свой серый клюв, нет-нет да и трогая им землю задумчиво, рассеянно, брезгливо.



21.1. В поезде на Владивосток в купе со мной ехали молодожёны Галя и Юра, выпускники Московского медицинского института.

2. Он Юре подарил замечательные хирургические инструменты.

3. Рано утром в вагоне раздался болезненный женский крик из соседнего купе.

4. Скоро проводница сообщила, что в посёлке больницы нет, но есть медпункт, и что там всё подготовят для операции.

5. Ну, что ж, вполне возможно, что твой шестилетний сын будет врачом или всё-таки строителем.





22.1.И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильно наподдал сумку, словно это был футбольный мяч.

2. Севка, который учился спустя рукава и, унижаясь, часто лил слёзы, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.

3. Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко.

4. Я похожие видел на выставке детского технического творчества.

5. С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части.



Ответы:

1. 35

2. 35

3. 23

4. 45

5. 34

6. 13

7. 45

8. 24

9. 14

10. 25

11. 45

12. 35

13. 125

14. 25

15. 15

16. 13

17. 34

18. 15

19. 14

20. 25

21. 23

22.135






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!