СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.А. Блока "Вхожу я в темные храмы..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения Блока "Вхожу я в темные храмы...". 

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.А. Блока "Вхожу я в темные храмы..."»

Анализ стихотворения А. Блока « Вхожу я в темные храмы…»

А.Блок -поэт необыкновенного дарования, тонко чувствующий и оригинально мыслящий, имеющий особый взгляд на мир, любовь, женщину, Родину . Ярко и талантливо он сумел отразить свое видение жизни в творчестве. Каждый период его жизни был ознаменован новыми впечатлениями , чувствами .И конечно, ранние стихи Блока- о любви . Его музой стала Любовь Менделеева, а стихи , посвященные ей, вошли в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме», который сам Блок считал лучшим своим творением.

«Вхожу я в темные храмы…»- одно из стихотворений этого цикла. Написано оно 25 октября 1902 года во время развития его отношений с Любовью Менделеевой. Образ любимой женщины , возникающий в этом стихотворении, был сформирован под влиянием философии Владимира Соловьева о Душе Мира или Вечной женственности. Согласно его теории ,единение друг с другом , победа над эгоизмом и , наконец, слияние с Миром возможно через любовь к земной женщине, которая являет собой особое , сакральное существо, воплощающее высшую мудрость.

Все эти умонастроения нашли отражение в стихотворении « Вхожу я в темные храмы».  В целом настроение произведения можно охарактеризовать как настроение ожидания. Лирический герой влюблен. Он ожидает от своей возлюбленной раскрытия ее женской сущности и через это познания Высшей Женственности, Гармонии, слияния с миром. Лирический герой взвлонован, кажется, будто он находится в каком-то религиозном трансе. Он упоминает о храмах, лампадах, ризах, обрядах. На первый взгляд может показаться, что это стихотворение философское, но мне кажется , что через эти образы поэт передает оттенки любовных переживаний лирического героя, поэтому это произведение скорее относится к любовной лирике , нежели к лирике духовной. Ведь поэт не размышляет о добре и зле, о вере и безверии, о греховности человека и смысле жизни. Он упоминает религиозную атрибутику, использует метафоричные образы для создания атмосферы, для более точной передачи отношения к «Прекрасной Даме». Здесь Блок проявляет себя как поэт-символист.

 Все произведение построено на метафоре. Итак, герой входит в «темные храмы». О каком «храме» идет речь? Возможно, «темные храмы»- это сама жизнь, тревожная , опасная, темная , то место, где герой ждет свою единственную «в мерцаньи красных лампад». Но хочется думать, что это храм любви. Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» – что-то святое, божественное, «темное» же – непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее. Он ждет ее в «мерцаньи красных лампад». Думаю , что выбор цвета неслучаен, красный цвет для поэта -это цвет волнения, страсти, но в то же время и цвет тревоги. Лирический герой робок и не уверен в себе, он стремится к идеальной Величавой Вечной Жене, сознавая свое несовершенство.
 Герой  сомневается, действительно ли его возлюбленная – его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается? Достоин ли он ее? Но, несмотря на это, герой ждет, дрожит от волнения, потому что любит:
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.
     Сон для Блока – это «идеальный мир», мир гармонии, мир без сумбура. Лирический герой поэта часто находится в состоянии полусна, в состоянии мечтаний, то есть «между мирами». И сквозь этот сон проступает ее образ ,«озаренный» каким-то высшим светом . Герой «внутри себя» знает, что она – это Она.
    Дальнейшее содержание стихотворения подтверждает это:
   О, я привык к этим ризам
    Величавой Вечной Жены!
    Высоко бегут по карнизам
    Улыбки, сказки и сны.
  Сначала герою было не по себе от мысли, что его возлюбленная – Величавая Вечная Жена, то есть олицетворение высшей женственности, гармонии, которая и спасет мир. Но постепенно он привык к тому, что каждый раз соприкасается с таким чудом. Поэтому герой говорит, что «привык к этим ризам». Теперь они не мешают ему, а вдохновляют на «улыбки, сказки и сны».

В начале стихотворения герой мучается сомнениями, но в конце концов преодолевает их чистой верой :

«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»

Он наконец постигает истину: в любви нет логики и доказательств. Он воспринимает чувства на веру и отдается этому чувству без колебаний.

 Таким образом, стихотворение условно можно разделить на три части: вступление, развитие мысли, заключение.
    Язык произведения ярок, насыщен средствами художественной выразительности. Особенно много здесь эпитетов (темные храмы, бедный обряд, Прекрасная Дама, озаренный образ, Величавой Вечной Жены, ласковы свечи, отрадны черты) и метафор (глядит образ, ризы Жены, бегут улыбки, сказки и сны).
    В синтаксическом плане в стихотворении можно отметить инверсию (вхожу я, совершаю, жду я и т.д.) Это придает ему размеренность и торжественность. Есть здесь восклицательные предложения, передающие силу надежд и ожиданий героя.
    В целом строение предложений достаточно просто. Оно соответствует «бедному обряду», совершаемому героем.
    Я считаю, что стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» -  одно из лучших стихотворений А. Блока. Оно изображает любовь, прежде всего, как духовное, душевное, эмоциональное слияние двух людей. Кроме того, мне близка идея о том , что только любовь спасет каждого человека и весь мир в целом, потому что любовь и есть Бог.