Задание 1.
В УМК, по которому Вы работаете, выберите любой текст и проанализируйте предложенные к нему задания. Заполните таблицу примерами формулировок заданий, иллюстрирующих формирование различных умений читательской грамотности. Для каждого типа умений необходимо выписать не менее одного примера формулировки, соотнеся его с подходящим подтипом. Сделайте выводы о достаточности / недостаточности наличия заданий, направленных на формирование читательской грамотности.
| Типы умений | формулировки заданий |
| Находить и извлекать информацию | |
1.1 | определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т. Д.); | Check these words. Наши ученики знают, что сама формулировка этого задания означает поиск слов в тексте, выделение их всех текстовыделителем. |
1.2 | находить и извлекать одну или несколько единиц информации; | Check these words. Match the highlighted words to their synonyms. |
1.3 | находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; | Check these words. Добавляем языковую догадку значения слова. |
1.4 | находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; | Check these words. Добавляем языковую догадку значения слова. |
1.5 | определять наличие/отсутствие информации. | Read the text again and mark the statements as T, F, NS. |
| Интегрировать и интерпретировать информацию | |
2.1 | понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т. п.); | Read the text again and mark the statements as T, F, NS. |
2.2 | понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста); | Read the text again and mark the statements as T, F, NS. Correct the false statements. |
2.3 | понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; | Check these words |
2.4 | устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.); | |
2.5 | соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; | Look at the pictures in the text. What part-time jobs do you think American university students have? |
2.6 | формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; | |
2.7 | понимать чувства, мотивы, характеры героев; | |
2.8 | понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение). | |
| Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | |
3.1 | оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т. п.) относительно целей автора; | Match the highlighted words to their synonyms. |
3.2 | оценивать форму текста (структуру, стиль и т. д.), целесообразность использованных автором приемов; | Match the highlighted words to their synonyms. |
3.3 | понимать назначение структурной единицы текста; | |
3.4 | оценивать полноту, достоверность информации; | |
3.5 | обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; | |
3.6 | высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. | What type of part-time work would you like to do as a university student? Why? |
| Использовать информацию из текста. | |
4.1 | использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний. | |
4.2 | использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. | What type of part-time work would you like to do as a university student? Why? In three minutes write a short paragraph. Read it to your partner or the class. |
4.3 | формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. | |
4.4 | прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. | |
4.5 | предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). | What type of part-time work would you like to do as a university student? Why? In three minutes write a short paragraph. |
4.6 | выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. | Compare the jobs university students do in the USA to those in your country. Tell the class. |
Вывод: На мой взгляд, заданий достаточно в наличии, направленных на формирование читательской грамотности. Помимо тех формулировок заданий, которые дети видят до и после текстов в учебнике, мы, учителя, используем на уроках предлагаемые дополнительные задания из Книги для учителя.